Старинные иконы

Как молиться образу, где вешать икону

Икону лучше всего повесить на восточной стене дома, в семейном иконостасе либо обособленно. Там ей можно возносить молитвы и просить о заступничестве. Желательно предварительно зажечь свечу или лампаду, минимизировать отвлекающие факторы и настроиться на серьезный лад.

Иногда эту икону вешают над входом в жилище. Это не совсем верно: скорее всего, мы имеем дело с наследием язычества. В этом месте наши далекие предки размещали различные обереги для дома, например, подковы и колокольчики.

Текст молитвы Неопалимой Купине

Заступница услышит любую искреннюю молитву, обращенную к ней. Она поможет и тому, кто не знает канонического текста и молит о защите своими словами!

06.09.21

История иконы

Первые известные образы типа «Неопалимая купина» появились еще в начале нашей эры. Самое раннее из дошедших до наших дней изображений – иллюстрация к рукописи византийца Козьмы Индикоплова, ныне бережно хранящейся в Ватикане.

Примечательно, что первоначальный образ был более сюжетным и простым для восприятия: Богородица (обычно Оранта), вознесшаяся над пылающим кустом, склонившийся в благоговении Моисей. Но к XVI столетию икона обрела иной, куда более сложный облик, богословскую символику и множество смысловых слоев.

В одном из храмов монастыря Хора, что в Стамбуле, хорошо сохранилась фреска, изображающая Богородицу в горящем кусте. И это при том, что этот храм много столетий был мечетью!

На Русь первая «Неопалимая купина» попала, скорее всего, с Востока, веке этак в XIV. Она быстро обрела популярность из-за своего «противопожарного» эффекта: дома наших предков были деревянными и частенько страдали от пожаров. Порой выгорали целые города!

«Неопалимая купина» обрела популярность, прежде всего, среди простого люда: она присутствовала практически в каждом домашнем иконостасе. В многочисленных смысловых слоях люди не особо разбирались – главное, чтобы образ охранял от пожаров. И он порой являл истинные чудеса!

Еще больше эта икона популяризировалась с изобретением хромолитографии. Красочные жестяные иконки от Якоба Жако стоили недорого, но отличались удивительной долговечностью и «нарядностью» – словом, идеальный вариант для простого обывателя.

И сейчас «Неопалимую купину» можно часто увидеть в деревенских домах. Причем часто ее вешают не в «красном углу», а непосредственно над входной дверью, для защиты жилья от всех бед.

Хромолитография Неопалимая Купина

Основные советы по оценке

Главный бич владельцев старинных икон— они стараются узнать стоимость как можно быстрее. Однако в спешке легко можно потерять свои деньги. Первый попавшийся эксперт может провести неверную оценку (намеренно или нет – другой вопрос) и, в результате обладатель святыни будет основываться на изначально ложных данных.

Ряд экспертов намеренно называют заниженную стоимость и «наводят» обладателей антиквариата на нечистых на руку скупщиков, получая за свою горе-работу процент. Другие, обладая сомнительными знаниями, называют завышенную цену и тогда владелец оперирует заведомо неправдивым фактом.

Итак, как оценить стоимость иконы и не попасть впросак? Желательно обратиться к нескольким независимым друг от друга экспертам и только тогда делать выводы.

Кроме того, стоит различать художественную и/или историческую ценность с рыночной стоимостью образа

Поэтому крайне важно не ошибиться и обратиться к эксперту по антиквариату, а не, допустим, работнику музея

Казанская икона Божьей Матери

Старинные иконы

Казанская икона Богоматери считается заступницей. Если у человека проблемы на работе или в личной жизни, то просто необходимо помолиться этому образу.

Если просящий помощи будет с чистой просьбой, то путеводительница ему поможет. Человек с негативными помыслами может помощи не ждать. «Казанская» благословляет молодоженов.

Просим о помощи у себя в доме

Если вы привыкли молиться дома, а не в церкви, то читать молитву необходимо утром:

Умойтесь. Потом перекрестите свои руки.
Постарайтесь освободиться от угнетающих и раздражающих вас мыслей

Это важно.
Зажгите свечи, преклонитесь перед святым образов, став на колени. Можно на полотенце.
Прочтите молебен

Можете воспользоваться Библией.
Произнесите свою просьбу словами, которые будут идти от чистого сердца. Мысли должны быть искренными.

Фактор №1

Обратите внимание на то, нарисована икона или напечатана. На рубеже 19–20 веков начали печатать иконы на бумаге и металле, конечно же, не из любви к искусству, а для того, чтобы удешевить процесс

А чем дешевле процесс изготовления, тем дешевле и конечный продукт – икона. Иконописцу требовались недели, чтобы написать шедевр, а фабричный станок справлялся с этой задачей всего за несколько минут. Если у вас такая печатная икона, то она увидела мир не ранее, чем в конце 19 века.

Старинные иконы

Если икона печатная, нет смысла нести ее на скупку антиквариата. Такие иконы, как тогда, так и сейчас, стоят недорого. Они имеют духовную ценность, но не историческую или культурную, так что коллекционеры их не покупают.

Фактор №2

Определите сюжет вашей иконы. Сделать это самому будет непросто, в некоторых случаях даже на скупке антиквариата сходу не дадут ответ. Есть такие сюжеты, которые появились не так давно, к примеру, Царственные мученики — они были причислены к лику святых в 21 веке, так что понятно, что икон 17, 18 и 19 веков с ними быть не может. И таких примеров, как с Царскими мучениками, много.

Самые распространенные иконы — это Господь Вседержитель и Пресвятая Богородица. Атрибутировать остальные сюжеты без помощи эксперта по антиквариату будет трудно. К примеру, только на коне могут быть великомученик Георгий Победоносец, Архангел Михаил, святой мученик Трифон.

Важность и значение икон в храме

Все находящиеся иконы в храме имеют свое значение, находятся на своем месте. Входящему в церковь сразу виден иконостас. Это деревянная стена, которая находится перед алтарем храма. На ней — изображения жизни Христовой, описание его страданий.

Популярные статьи  Икона святого князя Владимира

Следует знать, что каждая икона висит на своем месте не случайно. В центре обязательно находится так называемый Деисусный ряд, в котором находятся многочисленные святые, мученики. В его центре — икона Христа Вседержителя. Сверху — праздничные изображения, среди которых — сюжеты из Нового Завета.

В центре иконостаса находятся Царские врата, за которыми — алтарь. По бокам — образы с ликами Христа и Богоматери. Также есть еще и нижний ярус, который заполнен иконами святых, а также изображениями праздников, которые здесь более чтимы.

Говоря о том, что означают иконы в церкви, можно отметить их важность в различных обрядах, в напоминании о Господе для верующих. Некоторые имеют особый статус как исцеляющие от недугов, исполняющие мирские желания

К ним обращаются также с благодарностью за помощь.

Считается поэтому, что иконы в церкви являются посредниками. Верующие знают, что, обратившись с искренней просьбой к святым, изображенным на них, можно ожидать помощи.

Сюжетные особенности

  • Спас Благое Молчание . На ней изображен ангел со скрещенными на груди руками (как причастник), облаченный в царский хитон и в восьмиконечной короне славы Бога Отца. По обеим сторонам рядом с короной надписи «IС» ниже «Благое» и «ХС» ниже «молчание» Неканонический извод Христа в виде «тварной» природы — ангела — запрещен в Русской православной церкви.
  • Спас Мокрая Брада — образ Спасителя с клинообразной формой бороды и с левым глазом большим, чем правый.
  • Спас Ярое Око — образ Спасителя с удлиненной головой, темным ликом без нимба в сине-голубой одежде
  • Богоматерь Огневидная
  • Мученик Христофор-Псеглавец . Его иконы «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 года как «противные естеству, истории и самой истине». Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-Кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание.
  • Никола Отвратный — образ Святого Николая с косящими влево зрачками.
  • Священномученик Аввакуум ,
  • Инокиня Феодора .
  • Андрей Денисов — один из основателей Выгорецкой обители.

Подобно другим православным, старообрядцы чтили иконы, посвящённые Страшному Суду и местным святым: Зосимы и Савватия Соловецких, Варлаама Хутынского, Александра Ошевенского, Сергия Радонежского

Обилие надписей на полях — характерная черта старообрядческих икон. Деревянные иконы старообрядцев обычно характеризуются тёмными ликами. Также старообрядцев характеризовали медные и оловянные «литые иконы». В XVIII веке официальное православие запретило изготовление подобных икон.

В «Поморских ответах» собран и проанализирован обширный иконографический материал, это было одно из первых в России сравнительных иконографических исследований.

  • Old Believer Christ Pantocrator.jpg

    Спас Вседержитель

  • Morozova avvakym.jpg

    Протопоп Аввакум и боярыня Морозова

  • «Благовещение» мастера Ефима Андрианова. 1880 г..jpg

    Благовещание, Е. Андрианов

  • AnthonyRoman.jpg

    Антоний Римлянин

  • Ангел в середу, Ангел в пяток и Ангел-Хранитель.jpeg

    Ангел в середу, Ангел в пяток и Ангел-Хранитель

  • Simeon the God-Receiver (Old Believers, 19th c, priv.coll).jpg

    Симеон Богоприимец, XIX век

  • Sabaoth icon (Russia, 18 c.) 02.jpeg

    Святой Саваоф, XVIII век

  • Four metropolitans of Moscow (19th c, priv.coll).jpg

    Четыре митрополита московских, XIX век

Исцеляющие образа

Для большинства тех, кто много или тяжело болеет, икона — это возможность обратиться с мольбой о помощи. И есть такие, к которым принято обращаться в трудные минуты. Многим верующим известен Пантелеймон целитель и Великомученица Варвара, чудотворцы Дамиан и Косма. При обращении к образу Богородицы — иконе «Неупиваемая Чаша» — молятся об избавлении от зависимостей (наркомании, алкоголизма, курения). История ее возникновения берет свое начало еще с 1878 года. Старый солдат прибыл из Тульской губернии в Серпуховский женский монастырь с целью найти эту икону и исцелиться. Он страдал запоями и по этой причине потерял способность ходить. В этот монастырь привел его повторяющийся сон, в котором он видел старца, повелевшего явиться именно в это место для исцеления.

От своего дома до Серпухова ему предстояло проползти 100 км, Владычица смилостивилась над ним и навела его на дом старушки. У нее солдат пробыл два дня, за это время старушка помогла ему немного окрепнуть, мазала ноги целебной мазью, и дальше он пошел, опираясь на костыль. Когда он добрел до монастыря и рассказал о своем тяжелом пути в Серпухов, то попросил о направлении его к иконе «Неупиваемая Чаша», но о ней никто не знал. Услышав, что сама Богородица помогал ему, люди отправились ее искать. Солдат же отправился к мощам преподобного Варлаама, который основал монастырь, и узнал в нем того старца из своего сна.

Тем временем в коридоре, который соединял ризницу с Георгиевской церковью, обнаружили старую, написанную в византийском стиле икону. На доске была изображена Богородица, а перед нею младенец Иисус в чаше. Повернув образ обратной стороной, служители монастыря увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Ее тут же вынесли в церковь и отслужили молебен, во время которого солдат почувствовал облегчение и стены монастыря покинул уже здоровым, а желания выпить спиртное у него больше не возникало.

Историческая справка

В настоящее время православные верующие придерживаются двух основных версий сотворения старинных икон. Согласно одной из них, автором первой иконы на дереве относят одного из главных последователей Иисуса Христа, а также создателя Нового Завета, апостола Луку.

По второй версии, первое отражение святого образа появилось тогда, когда лицо Господа Бога коснулось полотенца, после умывания, на котором и сохранился тот самый отпечаток, ставший впоследствии почитаемым изображением.

В результате складывания переменчивого отношения к христианской культуре, которое за время человеческого существования не раз сумело поменяться то в положительную, то в отрицательную сторону для самой религии, многие древние иконы так и не удалось сохранить.

Самые известные энкаустические иконы

Среди наиболее ценных и известных старинных иконописных произведений, выполненных в энкаустической технике, — Христос Пантократор, Святой Сергий и Вакх, Мученик и Мученица, Апостол Петр и некоторые другие. Ознакомимся подробно с самыми яркими и знаменитыми примерами.

Христос Вседержитель в Синае

Христос Вседержитель, или Христос Пантократор — это самая древняя и известная в мире энкаустическая икона, которая хранится в Синайском монастыре. В середине шестого столетия она была создана в древнем городе Константинополе. Император Юстиниан передал ее в дар монастырю.

Богородица с Федором и Георгием в Риме

Полное название это древней иконы — Богородица с Младенцем (на престоле, с предстоящими ангелами) Она была создана в конце седьмого века. До сегодняшних дней хранится в Риме, в Базилике Санта Мария ин Трестевере.

Очень напоминает византийское произведение под названием Богоматерь с младенцем и святыми Феодором и Георгием, которое хранится в монастыре Святой Екатерины на Синайской горе. Однако в этом варианте отсутствуют образы святых воинов. Восседающую на троне Богородицу окружают два ангела — Федор и Георгий. На ней надета роскошная туника, украшенная жемчугом. А на голове красуется царский венец.

Богоматерь — Царица Небесная

Одна из наиболее почитаемых икон Божьей Матери. Это канонический образ, изображающий ее в виде молодой девушки с покрытой головой. На головном уборе и плечах Богородицы изображены три звезды. Они являются символами ее девичества до рождества, при рождестве, а также после рождества Христового.

Свв. Сергий и Вакх в Киеве

Энкаустическая икона Святые Сергий и Вакх написана неизвестным константинопольским мастером в седьмом столетии. Из монастыря Святой Екатерины на горе Синай она была переправлена в киевский Музей искусств имени Богдана и Веры Ханенко в 1940 году, где и хранится до настоящего момента.

Святые воины Сергий и Вакх изображены по пояс. Они облачены в белые хламиды и коричневые хитоны. У каждого не шее надето тяжелое ожерелье из золота, украшенное инкрустацией из драгоценных камней без гранения краев. В верхних углах присутствуют имена святых. Их лица имеют очень бледный тон, однако они обрамлены контрастирующими темными завитками волос, которые спускаются ко лбам. Глаза широко раскрыты, взгляды лишены всяких эмоций. На головах святых надеты круглые ровные нимбы. Между ними в верхней части помещен святой лик Христа, изображенный на медальоне. У Иисуса характерные длинные волосы и борода заостренной формы. В правой руке каждый святой держит крест.

Христос и св. Мина в Лувре

Икона Христос и святой Мина хранится в Париже, в знаменитом музее Лувр. Это самое древнее произведение с изображением Мины Котуанского, также известного, как Фригийский. Это великомученик и один из наиболее почитаемых святых, который считается покровителем купцов. Египтянин, который при жизни служил воином во фригийском городе Котуане. Был обезглавлен судом жестокого правителя Пирра за исповедование своей веры.

Епископ Авраам в Берлине

Это знаменитая коптская икона шестого столетия, которая хранится в Государственном Музее Берлина. Относится к византийской культуре. На ней изображен седобородый епископ Авраам в круглом золотом нимбе. Он был преподобным христианским подвижником, епископом в городе Карра.

Самый главный образ

«Спас Нерукотворный» — это икона, которая особенно почитается православной церковью. Согласно церковному преданию, история ее создания относит нас к тому времени, когда Иисус ходил по земле и творил благие дела. В небольшой стране Озроена, столицы Эдессы, что располагалась на юго-востоке от Палестины, был царь Авгарь. Он страдал от неизлечимой проказы, и до него дошли слухи о нахождении в Иерусалиме человека, который творил чудеса. Царь истинно уверовал в дар Иисуса Христа как сына Божьего и отправил с письмом своего живописца Ананию с мольбами о помощи ему в исцелении.

Ему пришлось долго ходить по пятам за Иисусом, не раз пытался он срисовать его лик, но ничего не выходило. Чудесным образом лицо Иисуса постоянно преображалось. На Ананию уже нашло отчаяние, что никогда ему не передать письма, но тут Иисус попросил своего апостола Фому привести его к нему. Не спросив ни слова, Христос назвал причину его визита и имя живописца. В знак благодарности за преданность и верность царя Иисус попросил Ананию принести убрус — четырехугольный платок. Затем он умыл свое лицо и утерся убрусом. Божественный лик отпечатался на том платке, вода превратилась в краски, и нерукотворный образ сохранился на нем.

Живописец отвез платок царю Авгарю, и когда он его раскрыл, комната озарилась ослепительно-ярким светом. Царь пал ниц перед образом Христа с любовью и верой и тут же почувствовал облегчение. Немного позже, после таинства крещения, он полностью исцелился, выйдя из купели с чистой душою и телом. Двенадцать столетий (до 1204 года) на православном Востоке «Нерукотворному образу» поклонялись верующие. До тех пор, пока он не был похищен венецианцами-крестоносцами из Константинополя. Как только корабль вышел в Мраморное море, разразилась страшная буря, и корабль потонул вместе со святыней.

Благо на тот момент существовали копии, срисованные с «Нерукотворного образа». Созданные византийскими мастерами иконы, в числе которых и образ Богородицы, были привезены в Киевскую Русь, когда она обратилась в православную веру.

Защитницы от бед и несчастий

1. «Покров Пресвятой Богородицы»

Одна из икон, которая поможет во всех бедах и напастях. Из года в год 14 октября люди празднуют величайший праздник — Покров.

Молитва перед святым образом защит от сглаза, несчастий, любых болезней. Если предстоит сдача экзамена, возьмите с собой иконку и вам будет оказана помощь. Когда на работе наступают трудные времена, поставьте на рабочий стол маленькую иконку, тогда никакие трудности вас не смогут вас сломить.

Где разместить икону?

  • На кухне лик будет благословлять пищу, защищать всех членов семьи от несчастий.
  • В спальне Богородица укрепит любовь супругов, не даст им отдалиться друг от друга.
  • В гостиной или в коридоре защитит от бед, неурядиц, проникновения злых людей.

2. «Успение Пресвятой Богородицы»

Композиция была разработана в IX веке. Молитва перед образом Божьей Матери дает людям уверенность в своих силах, искореняет страх перед смертью физического тела.

Молясь, вы можете исповедоваться в своих грехах. Исповедь поможет очистить душу, а тело излечить от болезней. Для дома икона также имеет большое значение. Она оттолкнет негатив от семьи и дома, в чем бы он ни проявлялся.

Праздник Успение приходится на 15 августа.

В этот день обязательно надо покаяться во всех грехах в храме или дома. Главная молитва перед образом «Успение Пресвятой Богородицы».

Популярные статьи  Икона с тремя святыми

3. Образ «Божья Матерь Умиление»

Он имеет уникальное значение для всего мира. Ведь на иконе изображен момент, когда архангел Гавриил сообщил Деве Марии, что она станет Матерью Спасителя всего человечества.

В народе этот образ для девушек является помощником в выборе хорошего жениха.

Юные девушки молятся о браке, замужние женщины – о зачатии, а в дальнейшем о благополучных родах. Матери просят о достойном муже для дочери, а также о сохранении чистоты нрава и целомудрии своих дочерей.

День празднования — 10 августа.

Фактор №4

На обратной стороне доски есть шпонки. Это так называемые планки, которые использовали для укрепления старинной иконы. В 11–12 веках для этой цели использовали кованые и деревянные гвозди, но на смену им пришли деревянные шпонки, которые в 14–15 веках шли от края до края, в 16 веке стали тонкими и плоскими, с 17 века – широкими и плоскими. А уже с конца 17 века иконописцы начали использовать шпонки, которые вставлялись в торцы.

Старинные иконы

Со шпонками может быть такая же история, что и с досками. Советуем обратиться к эксперту по антиквариату, который по ним точно определит век, когда была написана икона.

Описание древних икон

Иконы не стоит путать с портретами или картинами – фигуры святых расположены здесь не произвольно, по воле автора, а согласно богословскому канону, связывающему все изображения в единый образ Царства Божьего.

Икона (от греческого eikon – изображение, образ), сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории. Православная икона предназначена прежде всего для храма, где она живет в контексте Литургии. С самого начала церковное искусство служило не для украшения храмового интерьера, но для молитвы, научения или напоминания об истинах веры.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» — живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога».

Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Икона – изображение священное, поскольку имеет не только визуально-познавательную функцию, но и молитвенную. Почитая святые иконы, мы всю меру своего молитвенного усердия переносим не на предмет, а на Того, кто стоит за этим предметом – через Образ к Первообразу.

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

Ключ и книга, Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел. Работа иконописца Феоктиста Климентова. 1708 год. Государственный ЭрмитажBridgeman Images / Fotodom Среди учеников Христа легко отличить двоих. Человек с окладистой бородой и кудрявыми волосами — Петр. Часто в руках у него — свиток, на котором можно прочесть: «И рече Петр: Ты еси Христос, сын Бога Живаго» (Мф. 16:17). Это те слова апостола, после которых Иисус ответил ему: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18–19). Ключ от рая, обещанный Христом, — второй атрибут Петра. Иногда он висит на шнурке, который апостол держит в руках вместе со свит­ком. На иконах, изображающих Страшный суд, Петр ведет праведников в рай и готовится открыть этим ключом его врата, затворенные для людей после изгнания Адама и Евы.

Человек с высоким лбом и редкими волосами — Павел, проповедник и бого­слов, автор большинства апостольских посланий. Его можно узнать по книге, которую он держит в руках. В деисусном ряду Деисусный ряд, или деисус (с греч. «молитва»), — иконописная композиция с изображением Спасителя в центре, а справа и слева — предстоящих и молящихся Христу. алтаря Петр стоит обычно третьим по правую руку от Христа, а Павел — третьим по левую.

Оцените статью
Добавить комментарии