Явление в религиозной жизни европейцев
Еретические движения в Европе — это явление довольно однотипное и достаточно прямое по своей идеологии, если рассматривать его с точки зрения догматики. Следует сказать, что европейские еретические течения и неканоничные секты Московской Руси 15−16 вв. были в этом похожи. Участники подобных движений стремились толковать Библию без посредничества церкви. Таков был главный лейтмотив всех еретических сект и движений в Средневековой Европе, коих было великое множество.
Священное Писание — источник знаний о боге и о божественном законе, на который опирались идеологи ересей. По их мнению, простой человек и сам мог понять Библию.
Церковь же считала, что Священное Писание невозможно верно истолковать без её посредничества, ведь Библия изобилует рядом формальных противоречий. Например, закон Моисея и слово Иисуса имеют расхождения. Позиция церковников была твёрдой — они представляют институт общественной жизни, который призван учить человека закону божьему. Ведь без этого невозможно найти спасения, понять Господа и его законы. В начале 17-го века эти идеи сформулировал деятель католической церкви кардинал Роберто Беллармин. Инквизитор полагал, что Библия для несведущего человека — это набор запутанной информации.
Иными словами, если у общества отпадёт надобность в посреднической миссии церкви в познании Библии, то церковная иерархия также окажется невостребованной. Именно поэтому подавляющее большинство средневековых еретических течений Западной Европы выступало против церковной организации как института общественной жизни.
Посетители
Коммунистические власти, конечно же, были в панике от всего происходящего. Несмотря на кордон из милиции и атеистическую агитацию, было понятно — необходимо что-то делать с самой девушкой, поскольку пока она будет так стоять, народ не успокоится.
Зоя прирастает к полу и каменеет
Поскольку врач скорой помощи ничего не смогла сделать с окаменевшим, но живым телом, к Зое вызвали некоего профессора медицины из Москвы, имя которого не сохранилось. Но и столичный светила только развел руками — ни поставить диагноза, ни как-либо повлиять на состояние девушки он не смог. Он только лишь подтвердил, что Зоя все еще жива, поскольку у нее бьется сердце.
Готовые на все, лишь бы сдвинуть дело с мертвой точки, власти разрешают допустить в дом священнослужителей. Приезжие священники отслужили молебен и пытались забрать из рук живой статуи икону, но это сделать им не удалось.
Тогда в знаменитый дом в Самаре приехал будущий старец Серафим Тяпочкин, в сане иеромонаха. Он долго молится подле девушки, отслужил молебен с водосвятием и после этого руки Зои поддались и отдали икону. Повесив ее в Красный Угол на место, иеромонах прочел благодарственные молитвы, после чего предсказал, что стоять девушка будет до самой Пасхи.
После посещения старца у Зои стали проявляться некоторые признаки жизни. Она иногда начинала кричать, призывая всех к покаянию. Мороз шел по коже у тех, кто слышал эти крики.
В канун Благовещения к дому подошел некий благообразный старец, который попросился зайти внутрь. Кордон его, естественно, не пропустил. Старец не настаивал, но приходил и во второй, и в третий день. Наконец, в сам праздник Благовещенья Пресвятой Богородицы он был допущен в дом.
Окружавшие дом милиционеры слышали ласковый и добрый голос старца, который по-отечески обращался к девушке и спрашивал, сильно ли она устала стоять. Через некоторое время охрана опомнилась, что посетителю пора бы уже и выйти. Зайдя в дом, дежурные увидели только одиноко стоящую посреди комнаты холодную девушку, но никакого старца нигде не было.
Интересно! Позже, у ожившей Зои спрашивали, куда подевался ее посетитель. Она показала рукой на икону Николая Угодника и сказала, что он ушел туда. И действительно, в облике Чудотворца были очень похожие черты того старичка, который приходил к Зое.
Это интересно: Страшный суд Божий
Самара, ул. Чкалова: место событий в настоящее время
В современной Самаре дом №84 по улице Чкалова – местная достопримечательность. Туда водят экскурсии, постоянно приезжают журналисты – в поиске новых фактов, способных пролить свет истины на историю Зои, приходят паломники. Вот только от самого дома остался один фундамент с подобием крыши и несущая стена с заколоченными ставнями — постройка сильно пострадала от пожара в 2014 году.
Интересный фактСтараниями Самарской епархии и городского совета напротив дома был установлен памятник Николаю Чудотворцу. В левой руке святитель держит Евангелие, а правой благословляет. На каменном подножии выбита надпись: «Явление Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца на месте чудесного события стояния Зои в январе 1956 года». Ежегодно у этого памятника совершаются молебны, по установившейся традиции – 22 мая, в день перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.
Нет сомнений, что для многих жителей Самары и богомольцев, приезжающих в город поклониться Николаю Чудотворцу, «зоино стояние» — подлинный факт.
Памятник свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары
В храме Иоанна-воина на окраине Самары есть большая житийная икона Николая Чудотворца. По краям ее расположены клейма (дополнительные изображения), повествующие о чудесах святителя. Весь нижний ряд посвящен чуду «стояния Зои». Здесь и милиционер при алых погонах, и комсомольцы в атласных рубашках, бабушки в косынках, гармонист и сама Зоя, стоящая посреди адского пламени в красных туфлях. Последнее клеймо изображает девушку, склонившую покрытую голову перед Святителем Николаем, который, словно пришел спросить ее: «Ну что, устала стоять? На Пасху оживешь».
Табличка на памятнике свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары
О «зоином стоянии» снято несколько документальных фильмов и два художественных, написаны десятки статей и книги, претендующие на полноту и объективность исторического исследования. Эта история до сих пор будоражит пытливые умы, и раз за разом предпринимаются попытки распутать клубок из сплетен и слухов, докопаться до истины.
Сомнению подвергается каждый участник тех памятных событий, каждый факт, каждое свидетельство… Единственным и неизменным остается только одно: огромные толпы горожан, собиравшихся под окнами «окаменевшей» девушки и милицейское оцепление. Делать заключения об истинности события — пожалуй, личное дело каждого.
«Да, произошло это чудо — позорное для нас, коммунистов…»
Случай на Чкаловской улице — дикий, позорный случай. Он служит упреком в адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС. Пусть же уродливая гримаса старого быта, которую многие из нас видели в те дни, станет для них уроком и предостережением».
Это цитата из городской газеты «Волжская коммуна» от 24 января 1956 года. Фельетон «Дикий случай» был опубликован по решению 13−й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе. Первый секретарь ОК КПСС (по-теперешнему — губернатор) товарищ Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос. Вот цитата из стенограммы его выступления: «Да, произошло это чудо — позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела — и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, — все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…»
На партконференции было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые восемь месяцев 1956 года было прочитано свыше 2000 научно−атеистических лекций — это в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Как свидетельствует «Справка о выполнении постановлений бюро ОК КПСС за 1956 год по отделу пропаганды и агитации», практически из всех районов шли отчеты о том, что слухи об «окаменевшей девице» по-прежнему очень сильны в народе; резко усилились религиозные настроения; во время поста люди редко выходят на улицы с гармошкой; снизилась посещаемость кинотеатров, а в страстную неделю сеансы и вовсе срывались из-за отсутствия зрителей в залах. По улицам города ходили отряды комсомольцев-агитаторов, утверждавших, что были в доме на Чкаловской улице и ничего там не видели. Но, как следует из донесений с мест, эти акции лишь подлили масла в огонь, так что даже те, кто не верили в чудо, начинали сомневаться: а может, и вправду что-то было…
Показания очевидцев
После этого события тому самому священнику Серафиму задавали вопросы о его встрече с тем явлением. На них он отвечал уклончиво, но все же стало понятно, что именно он тогда смог взять икону у девушки, коей и была каменная Зоя в Самаре.
Но есть еще и показания свидетеля – пенсионерки Анны Федотовны. Она, как и многие тогда, хотела увидеть чудо своими глазами, но милиция, охранявшая дом, не пропускала никого. Тогда старушка решилась спросить у одного парнишки, так ли все на самом деле, как говорят. Но он ответил уклончиво, сказав, что им не велено сообщать ничего. Красноречивее слов были его седые волосы, которые он продемонстрировал женщине.
Была еще свидетельница, которая работала на «скорой помощи». Тогда она прибыла в дом, чтобы помочь девушке. Попытавшись сделать ей укол, она поняла, что это все бесполезно, ибо иголки гнулись и ломались о затвердевшую кожу. Эту женщину звали Анной Павловной Калашниковой, и она была родственницей священника Виталия Калашникова, который и поведал с ее слов об этой истории. Она, как и многие тогда очевидцы, дала расписку о неразглашении. Несмотря на это, женщина поведала о чуде многим людям.
Однажды из Куйбышева приехала верующая в тот храм, где служил Серафим. Она его увидела и тотчас же узнала в нем священника, который присутствовал при том событии. В большинстве случаев на вопросы о «Зоином стоянии» он отвечал уклончиво и не давал прямых ответов. Из повествования Александры Ивановны следует, что она встречалась с батюшкой Серафимом и спрашивала о местонахождении той иконы, которая тогда была в руках девушки. На это он лишь строго посмотрел на нее и промолчал. Но есть сведения, что икона находится в Ракитненском храме. Об этом говорила матушка Екатерина Лучина, но тогда это хранилось в секрете, ибо все опасались повторного ареста Серафима.
Дядя Светланы Чекулаевой был тогда участником застолья. Он и поведал своим близким о произошедшем, и с тех пор эта история стала их семейной легендой. Как рассказывает его племянница, он видел, что девушка застыла, перестала говорить и стояла, обняв икону. Дядя ее, как и те, кто с ним тогда был на той вечеринке, были осуждены на разные сроки. Эти факты были приведены в документальном фильме «Каменная Зоя» (ТВЦ).
«Если Бог есть, то пусть он меня покарает»
Настоятель храма Святого Георгия отец Игорь Соловьев подходит к одной из икон, висящих на стене недалеко от царских врат. Вроде бы обычный образ Николая Чудотворца, но под ним — вереница необычных изображений, больше похожих на комиксы, чем на иллюстрации жития святого. Вот шумная компания молодых людей сидит за столом. Вот девушка берет образ святого Николая из красного угла. Вот она с ним в обнимку танцует. На следующей картинке Зоя уже белого цвета, с иконой в руках, вокруг нее люди в штатском, у них в глазах мистический ужас. Далее — возле нее стоит старичок, который берет икону из каменных рук, вокруг дома толпа народу. На последней же картинке рядом с Зоей сам Николай Чудотворец, лицо у девушки снова розового цвета.
— Это пока единственная в мире икона, на которой запечатлены те события, — комментирует священник. — Написала ее художница Татьяна Ручка, она уже умерла. Изобразить этот сюжет на иконе было нашей идеей. Это вовсе не значит, что мы признали Зою Карнаухову святой. Нет, она была великая грешница, но именно на ней было явлено чудо, которое многих во времена хрущевских гонений на церковь укрепило в вере. Ведь сказано же в Писании, что даже если праведники умолкнут, то камни возопиют. Вот и возопили.
В деталях народная версия «Зоиного стояния» выглядит так. В новогоднюю ночь в доме Болонкиной Клавдии Петровны по адресу улица Чкалова, дом 84, по приглашению ее сына собралась компания молодежи. Сама Клавдия Петровна, работавшая продавцом в ларьке «Пиво — Воды», была человеком набожным, шумного веселья в рождественский пост не одобряла, поэтому ушла к подруге. Проводив старый год, встретив новый и основательно нагрузившись спиртным, молодежь решила потанцевать. Среди прочих за столом находилась Зоя Карнаухова. Всеобщего веселья она не разделяла, и на то у нее были причины. Накануне на трубном заводе она познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, и он обещал прийти на праздник. Но время шло, а Николая все не было. Друзья и подруги уже давно танцевали, некоторые из них начали Зою подкалывать: «А ты чего не танцуешь? Да забудь ты про него, не придет он, иди к нам!» — «Не придет?! — вспыхнула Карнаухова. — Ну, раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Чудотворцем!»
Зоя приставила к красному углу стул, встала на него и сняла с полки образ. Даже далеким от церкви и сильно подвыпившим гостям стало не по себе: «Слышь, лучше поставь на место. С этим делом шутить не обязательно!» Но образумить девушку не удалось: «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» — ответила Зоя и пошла с иконой по кругу. Через несколько минут этого страшного танца в доме вдруг раздался какой-то шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая, как мрамор. Ноги ее приросли к полу, руки сжали икону так крепко, что вырвать ее не было никакой возможности. Но сердце билось.
Друзья Зои вызвали «скорую». В составе медицинской бригады, которая приехала на вызов, была Анна Павловна Калашникова.
— Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила, — рассказала «Русскому репортеру» ее ныне здравствующая дочь Нина Михайловна, прихожанка храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенного неподалеку. — «Вот вы все спите, — говорит, — а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит — и ни с места, сама видела». И далее мать рассказала, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала.
— Сегодня воспоминания Калашниковой, по сути, являются единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то неординарное, — считает руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев. Именно ему архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен «стояния Зои», результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тыс. экземпляров. — В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой Каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город — многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.
Позорное чудо
«Зоино стояние» до сих пор относят к разряду церковных преданий. О правдивости истории заявлял и отец Роман Державин, настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области. Священник говорил, что об этом случае ему рассказывал отец, что Зоя Карнаухова работала на трубном заводе, что у неё была глубоко верующая мать, которая не разрешала дочери нарушать весельем Рождественский пост, что именно с иконой, принадлежащей матери, кружилась в танце и застыла на месте Зоя. Верующие горожане поддерживали и передавали этот рассказ, к дому на Чкалова ходили паломники.
Власти в пятидесятых неоднократно пытались прекратить распространение слухов. Первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС Михаил Ефремов дал комментарий для газеты: «Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница начала танцевать с иконой и… одеревенела. И пошло, начал собираться народ… Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило… охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев… не было, живёт там старуха».
В городских архивах нет упоминаний о девушке по имени Зоя Карнаухова, как нет и сведений о монахе Серафиме. Дом № 84 по улице Чкалова принадлежал советской гражданке Клавдии Болонкиной.
Историю некоторые знающие люди объясняли ещё так: что, мол, проживала в Куйбышеве одна воцерковленная женщина, её и прозвали в какой-то момент «каменной Зоей», но на самом деле никакого превращения в соляной столп не было.
О чем гласит эта легенда
Некая девушка по имени Зоя, она же работница трубного завода, гуляла со своими друзьями дома. Они танцевали и веселились. Хотя в Рождественский пост этого делать было не положено. Против этой затеи была и мать нашей героини. У девушки был жених Николай, но он по какой-то причине задерживался, а она все продолжала ждать его. Не выдержав, в порыве злости Зоя схватила икону Николая Чудотворца и начала вместе с ней кружиться в танце. Девушка произнесла следующие слова: «Если нет моего Николая, я тогда потанцую со святым Николаем». Тогда присутствовавшие на вечеринке подруги начали уговаривать ее, чтобы она так не делала, ведь это богохульство. Но в ответ им она лишь только сказала: «Если Бог есть, пусть он меня накажет!»
После этого случилось нечто необъяснимое. В комнате поднялся вихрь, засверкала молния, поднялся страшный шум, и … Зоя в тот же миг застыла, словно статуя. Она была вся ледяная и прижимала к груди икону. Ее ноги словно срослись с полом, и девушку невозможно было сдвинуть с места. Несмотря на отсутствие внешних признаков жизни, ее сердце билось. С тех пор не ела и не пила, но продолжала жить Каменная Зоя.
Фильм об этом событии неоднократно был поставлен режиссерами, однако эти картины так и не дали точного объяснения. В них рассказывается, как дежурившие на посту люди слышали, как девушка по ночам кричала: «Мама, молись! В грехах погибаем!» Весть об этом разнеслась по всему городу, и явление получило название «Зоино стояние». Приглашали священников для того, чтобы они читали молитвы. Но святые мужи не могли взять икону из рук Зои. В праздник Рождества в дом пришел отец Серафим и произнес такие слова: «Нужно ждать знамения в Великий день».
Существует даже предание, что к Зое являлся сам Николай Чудотворец. В день Благовещения пришел некий старец, уже в третий раз пытавшийся попасть в дом. Дежурные лишь услышали, что старик тот спрашивал у Зои, не устала ли она так стоять. Затем его и след простыл, он незаметно исчез. Тогда и пошли слухи, что сам святой был тогда в той комнате.
Так девушка простояла 128 дней, до самой Пасхи. В канун праздника она вновь стала взывать к тому, чтобы люди молились, ибо весь мир гибнет в грехах. С этого времени Зоя начала оживать и продолжала всех просить молиться о мире. После того как она очнулась, ей стали задавать вопросы и спрашивать, как она выжила на протяжении стольких дней. Ведь она не могла ни пить, ни есть в то время, когда находилась в окаменевшем состоянии. На это она отвечала, что ее кормили голуби. Ночные охранники были в ужасе, когда Зоя кричала о том, чтобы все молились, так как земля горит, и весь мир гибнет в грехах. Как говорит предание, на третий день Пасхи девушка умерла, прощенная Господом.
Есть версия, что после того, как Зоя ожила, ее забрали в больницу, где она и пробыла до конца дней. Имеет место быть и предположение о том, что она жила потом в монастыре. По прошествии времени до сих пор живет в памяти народа Каменная Зоя. Самара теперь ассоциируется у многих с тем давним событием и образом Святого Николая Чудотворца.
Всё, что мы знаем о мире — есть кем-то рассказанная история
После случая на Чкаловской жители города пошли в церкви. Крестились сами, крестили детей… И это — в послевоенном, промышленном, закрытом Куйбышеве, в стране победившего атеизма! Авторитет церкви возрос в разы. И, несмотря на явные несостыковки и пробелы в этой истории, люди продолжают верить в «чудо стояния Зои».
По-хорошему, все домыслы и слухи вокруг «чуда» даже сейчас можно развеять обычным журналистским расследованием. Выяснить, например, работала ли в то время на заводе имени Масленникова Зоя Карнаухова и откуда вообще взялось это имя и фамилия? Ведь до 1990-х годов в городской легенде имя девушки даже не упоминалось. Узнать, что за священник снимал жильё в доме на Чкаловской. Разобрать хронологию одного нелицеприятного скандала, случившегося незадолго до «стояния Зои» в церковно-приходской школе Петропавловского храма… Только зачем? Давно известно — чем сильнее борешься с мифом, тем больше людей будут в него верить.
Сейчас о «каменной девушке» пишут книги, сюжет включают в житийные иконы Николая Угодника. «Стоянию Зои» посвящают телешоу. А в 2009 году режиссер Александр Прошкин снял по мотивам самарской истории фильм «Чудо», который был удостоен специального приза Московского международного кинофестиваля.
Вид на дом Клавдии Болонкиной из глубины двора. Слева — ряд туалетов, принадлежащих жильцам «квартир». Лето 2020 года.
На улице Чкалова, рядом с домом 84, установлена скульптура Николая Чудотворца. А сам дом, в котором якобы произошло «стояние Зои», сгорел несколько лет назад. В Самаре идёт застройка старых кварталов…
Комментарии
Горожанин26 января 2021, 13:07
(!)
Горожанин26 января 2021, 13:29
Истинный признак шизофрении – покупка сусека в элитном районе
Горожанин26 января 2021, 13:47
“медицинская карта Зои Карнауховой не сохранилась – в поликлинике, в которой она PAБOTAЛА произошёл пожар.”(?)(?)(?)
КК26 января 2021, 13:52
В ответ на пользователя
“медицинская карта Зои Карнауховой не сохранилась – в поликлинике, в которой она PAБOTAЛА произошёл пожар.”(?)(?)(?)
Развернуть
А ЧО МЫ ТО СРАЗУ???
Горожанин26 января 2021, 13:52
Да в элитном посёлке её видели несколько раз.
Горожанин26 января 2021, 13:58
В ответ на пользователя
Да в элитном посёлке её видели несколько раз.
Развернуть
это в каком же? Она померла, когда Володимир К. ещё даже не родился))
Горожанин26 января 2021, 14:02
В ответ на пользователя
это в каком же? Она померла, когда Володимир К. ещё даже не родился))
Развернуть
Поговаривали что она жива и что ей как инвалиду, одной из первых дали там квартиру!
Горожанин26 января 2021, 14:03
Стала известна судьба владельца дворца в Геленджике – болен шизофренией, так как не признаёт права собственности. Не моё, говорит, и всё!
Горожанин26 января 2021, 14:06
Психиатра самого надо в психушку не было ни какой Зои.
посол Огурцов26 января 2021, 14:24
казань брал, нижний новгород брал, дворец в геленджике не брал!
Горожанин26 января 2021, 14:39
Рэу2 канализацию иди чисти фадеева60 вонь
Горожанин26 января 2021, 14:44
В ответ на пользователя
Рэу2 канализацию иди чисти фадеева60 вонь
Развернуть
чем сюда строчить, иди в рэу-2 и начни там сидячую забастовку. Задрал уже
Горожанин26 января 2021, 15:08
В ответ на пользователя
Стала известна судьба владельца дворца в Геленджике – болен шизофренией, так как не признаёт права собственности. Не моё, говорит, и всё!
Развернуть
У него ещё имеется слабоумие, болезнь Паркинсона и паранойя!
Горожанин26 января 2021, 15:10
В ответ на пользователя
Стала известна судьба владельца дворца в Геленджике – болен шизофренией, так как не признаёт права собственности. Не моё, говорит, и всё!
Развернуть
Это всё последствия от процедуры ботекса! Ботекс негативно действует ему на мозг!
тиран26 января 2021, 17:15
очередная ***** тупая
Горожанин26 января 2021, 23:58
В ответ на пользователя
чем сюда строчить, иди в рэу-2 и начни там сидячую забастовку. Задрал уже
Развернуть
Это бабка *** оду, свою вонь подретузную учуяла%-8
Горожанин27 января 2021, 08:37
дед, пей таблетки, а то получишь по ***
антон28 января 2021, 09:34
Погоняло-психиатор
ШТЫРЁК29 января 2021, 14:52
Пацаны, ШНУБЛИКА не видали?
Колдырь29 января 2021, 14:52
А чё, у Зои встал? Как? Она чё шмель?!
Горожанин01 февраля 2021, 21:15
В ответ на пользователя
Стала известна судьба владельца дворца в Геленджике – болен шизофренией, так как не признаёт права собственности. Не моё, говорит, и всё!
Развернуть
Угу.. владелец признал, что строит этот отель и это Ротенберг, а еще он строил Крымский мост и много других крупных строек и все для России. А шизофреник Горожанин по своей тупости пишет всякие гадости.
Елена04 августа 2021, 02:18
Не надо эксперементировать я то же после двух фильмов и употребления психотропных веществ лежала в больнице в неврологии. И смотрели фильмы ужасы голос..Потом про икону Николая Угодника то же думала покружусь и поставлю ,что ничего не будет. Позже Не разговаривала,не ходила,не улыбалась ,не смеялас
В культуре
Экранизации
По мотивам этой истории в 2000 году редакция художественного вещания ТРК «Терра» сняла двадцатиминутный документальный фильм «Стояние Зои». Над фильмом работали: Антон Жоголев, Вадим Френкин, Владимир Осипов, Дмитрий Одерусов, Юрий Изъятский.
Режиссёр Дмитрий Одерусов:
В 2009 году был снят художественный фильм, режиссёра Александра Прошкина «Чудо».
В 2020 году снят телефильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева, режиссёр Алла Коровкина, заглавную роль сыграла самарская актриса Анастасия Ермилина.
В художественной литературе
В 2020 году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) вышла повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние», целиком посвящённая Зоиному стоянию. Повесть, по словам автора, написана на максимально достоверном историческом материале, который он собирал долгое время.
Памятник Николаю Чудотворцу
Храм Петра и Павла Дом стал местом паломничества православных.
В 2009 году епархия обратилась к городским властям с просьбой об установлении памятного знака в честь самарского чуда.
В 2012 году на улице Чкалова был установлен памятник Николаю Чудотворцу. Памятник был установлен перед домом 86, за которым в глубине квартала располагался дом семьи Болонкиных. Как пояснил бывший глава города Виктор Тархов, «восемь лет назад был проведён конкурс на развитие застроенной территории города. Этот квартал, где находится дом Зои, стал частной территорией уже в то время… мы долго думали, где же установить памятник. И решили поставить его на общественной территории — уличном газоне напротив дома Зои».
22 мая, в день перенесения мощей святителя Николая, памятник был освящён. Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, совершив литургию в храме Петра и Павла, с крестным ходом прошёл к находящемуся неподалеку дому № 84 на улице Чкалова. В проповеди митрополит Сергий сказал:
Сегодняшнее событие — освящение памятника святителю Николаю на том месте, где он явил свою силу, — это напоминание о том, что Бог посещает каждого человека и печётся о нём. Человек иногда заходит в своем безумии настолько далеко, что не может сам остановиться, и необходима сила, которая бы его остановила. Происшедшее — это не Божье наказание, а любовь Божия ради спасения душ наших. |
12 мая 2014 года дом сгорел. В некоторых СМИ появились неподтверждённые версии о поджоге.
Грешница и монах
В доме №84 по улице Чкалова в 1955 году будто бы жила некая Зоя Карнаухова. В новогоднюю ночь она решила устроить вечеринку: пригласила друзей и ждала жениха по имени Николай. Но тот все не шел. Тогда девушка схватила образ Николая Чудотворца, принадлежавший, видимо, ее матери, и бросилась с ним танцевать. Подруги уговаривали ее повесить икону на место, но в девушку словно черт вселился — она отвечала игриво: «Если есть Бог, Он меня накажет!»
В разгар танцев сверкнула молния, и грешница застыла на месте: тело ее стало твердым, превратилось в камень.
Ее пытались сдвинуть с места, взять образ из рук – не выходило. Девушка была безмолвна, не подавала признаков жизни, только был еле слышен стук сердца.
Ни милиция, ни врачи сделать ничего не смогли. Девушка не ела и не пила, но оставалась жива. По ночам выкрикивала какие-то слова, просила молиться за людские грехи. Икону Зоя по-прежнему держала в руках.
В доме отслужили молебен. На праздник Благовещения явился какой-то старец – уговорил милиционеров, охранявших дом от любопытных зевак, пропустить его к Зое. Это был местный иеромонах Серафим Тяпочкин. Он смог вытащить икону у нее из рук, а затем сказал, что она будет стоять до Пасхи. Так и случилось: Зоя простояла неподвижно 128 дней. На Пасху девушка вернулась в прежнее состояние – ее тело стало мягким. Через три дня она умерла.
Впрочем, есть версия, что никакой окаменевшей девушки не было. В доме жила женщина по имени Клавдия Болонкина с сыном. На Новый год он созвал друзей. Среди приглашенных была и Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом Николаем. Он тоже должен был появиться на вечеринке, но задерживался.
В художественной литературе
В 2009 году в издательстве «АСТ» вышел роман Юрия Арабова, по которому он написал сценарий для фильма «Чудо».
В 2010 году в рязанском православном издательстве «Зерна» вышла книга Антона Жоголева «Стояние Зои», где оно описано как часть церковного предания, которое «достовернее любого факта».
В 2015 году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) вышла повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние», посвящённая Зоиному стоянию. Повесть представляет собой художественное осмысление свидетельств очевидцев, с которыми автор много общался.
В 2017 году в издательстве «Сибирская благозвонница» вышла повесть Вероники Черных «Икона», представляющая собой художественную реконструкцию Зоиного стояния, сделанную на основе слов родственницы очевидца и собранного в интернете материала.
Поэтесса Елена Каморина в 2017 году написала стихотворный «Сказ о Зое каменной и её страшном стоянии» на основе сюжета народного сказания.
Однако, среди современников и потомков встречались скептики опровергающие или ставящие под сомнение «Зоино стояние».
По решению партийной конференции 24 января 1956 года в газете «Волжская коммуна» был опубликован фельетон под названием «Дикий случай», в котором опровергался факт окаменения девушки и сообщалось, что данную историю выдумала и распространила слух о ней некая женщина по имени Аграфена.
Документальный фильм «Каменная Зоя. Линия защиты» (2015)
Согласно филологу Петрову Н.В., сюжет о плясуне-святотатце известен в русском фольклоре как минимум с XIX века, в 1919 и 1956 годах актуализировался в новых фольклорных рассказах. «Зоино стояние» 1956 года оказалось наиболее устойчивой текстуализацией сюжета, поддержанное популярной в церковной среде нарративной схемой о чудесном наказании святотатцев.
Петров полагает, что началом к созданию сюжета послужило какое-то событие, произошедшее в Куйбышеве в начале 1956 года и вызвавшее религиозные волнения в городе, сопровождавшиеся стремлением советских партийных структур разоблачить стояние. Вероятно с середины того же года история окаменевшей плясуньи получила хождение среди носителей фольклорной традиции — как в Куйбышевской (ныне Самарской) области, так и за её пределами. Впоследствии появляется рукопись неизвестного автора, так называемое «Зоино житие», начало его распространения Петров предположительно относит к концу 1950-х годов. Содержание рукописи «местами различается в разных копиях», но Петров отмечает, что «основная фабула везде примерно одинакова: описывается, „неправильное“ поведение девушки, чудо стояния, её оживление». В период с 1960 года наряду с письменными появляются и устные рассказы об окаменении плясунов (танцевавшей с иконой девушки или танцевавшего в церкви человека), не все из которых привязаны к Куйбышеву. По мнению Петрова, эти истории являются «реализацией известной нарративной схемы „наказание за святотатство“: человек нарушает табу, наказывается, затем исцеляется», где мотив наказания конкретизируется в виде паралича.
Многие детали, как считает Петров, были добавлены в сюжет довольно поздно и обрамляют его, а для включения легенды в список православных чудес он «„подгоняется“ под определенные лекала». По мнению Петрова, сюжет детализируется только в конце 1990-х годов, когда поучительный текст о Зоином стоянии переходит из разряда слухов в ранг православной легенды и становится чрезвычайно популярен в православной среде. Рассказ о Зоином стоянии опубликован во многих церковных сборниках наряду с другими свидетельствами о чудесах святых. Петров отмечает, что с 1990—2000-х годов «Зоино стояние» стало «фольклорным брендом» Самары, основанным на «реальных исторических событиях».
К слову, в ответе от 18 января 2018 года на запрос информации о «стоянии Зои» Управление ФСБ России по Самарской области сообщило, что у него отсутствуют архивные материалы в отношении данного происшествия.
Как бы там ни было, дыма без огня не бывает. Трудно представить, что в глубоко атеистическом советском обществе, где всё антисоветское уничтожалось на корню, на пустом месте могли появиться столь громкие религиозные слухи, которые охватили весь СССР, породили множество книг, фильмов, а также других художественных и документальных отголосков, которые просуществовали 66 лет и сохранились до нашего времени. Не стоит забывать и о том, что существовало множество свидетелей и очевидцев тех событий, как рядовых так и высокопоставленных граждан, а сам факт происшедшего создал огромное количество проблем советским чиновникам и спецслужбам.