Принятие схимы
Существует три чина пострижения.
Последовательность постригов:
- в рясофор — последование во одеяние рясы и камилавки;
- в мантию;
- в схиму.
Для чего нужно
Святой Православной Церковью выделяемы три состояния монашеского подвига: послушничество, монашество, схимничество.
Эти состояния определяются как приготовление к подвигу, сам подвиг и высшее исполнение подвига:
- Первая ступень — испытания послушников, готовящихся к принятию самого подвига (монашества). Новоначальные живут много лет в монастыре как послушники, изучая все, что должен знать каждый монах, усердно трудясь и пребывая в молитвах.
- Монашествующих второй ступени называют малосхимниками, или совершенными.
- Третья ступень — это схимонахи, или совершеннейшие.
Постриг в рясофор
Схима с ее двумя ступенями следует сразу после рясофора (по-гречески «носящий рясу») или послушника. При пострижении в рясофор никакие обеты послушником не даются. Над послушником читают специальные молитвы, а волосы крестообразно постригают. При этом постригаемый порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом (иноком).
Послушник получает право носить рясу, которая символизирует:
- покаяние;
- плач;
- отречение от мирской суеты.
Слово «ряса» с греческого переводится как «ветхая, потертая».
Облачение инока состоит из:
- подрясника;
- рясы;
- камилавки;
- пояса;
- четок.
На этой ступени инок готовится к принятию малосхимничества.
Постриг в малую схиму
Малая схима (мантия) — это, собственно, и есть монашество.
Продолжительный постриг делится на две части — оглашение и пострижение:
- Первая часть состоит из увещания, принесения обетов послушания, нестяжания, целомудрия и аскетизма, наставлений давшему обеты, молитвы и наречения новым именем.
- Во второй части обряда совершается сам постриг и облачение в одежды.
Пострижение власов является основным действием при этом постриге и этим самым напоминает собой обряд Крещения. Надевая не один, а два креста (большой деревянный на грудь и второй (параман) на спину), постригаемого нарекают новым христианским именем. В руки дается третий крест. Этот постриг называют вторым крещением.
Монашество — это призвание, а не выбор человека. И если настоятель монастыря не увидит в человеке этого призвания, то постриг может не состояться. Так как ответственность за постриг ложится именно на настоятеля, то он должен определить правильность выбора пути и намерений послушника.
Преподобный Антоний Печерский — один из самых первых монахов на Руси, основавший Киево-Печерский монастырь.
Постриг в великую схиму
Постриг в великий ангельский образ величествен и долог. При пострижении монах дает крайне суровые клятвы: отречение от земной жизни выражено еще сильнее, чем при постриге в малосхимники, ведь монах полностью отрекается от мира. Этот постриг является образом смерти для мирской жизни и начала жизни горней.
Куколь снимается только на восьмой день после пострижения, об этом произносится специальная молитва настоятелем. Это делают для того, чтобы вернуться к телесному труду и рукоделию. Снова надевается он без повторного благословения настоятеля.
Это интересно: Что такое скрижали Моисея и их значение в православии — в общих чертах
Условия действительности хиротонии
Одним из важнейших актов постановления на степени священства является хиротония. Она будет действительной и законной при соблюдении ряда условий. Касаются условия как тех, кто совершает рукоположение, так и тех, кто является ставленником.
Место проведения
Проводится обряд в православной церкви и православным епископом. Признается действительность хиротонии, если она произведена в католической церкви. А вот действительность старообрядческой иерархии не является истинной.
Порядок
Невозможно по канонам церкви принять высшую должность без прохождения низших ступеней священства. Сколько же можно находиться в сане дьякона или иерея, чтобы получить сан выше, не оговорено. Кандидат должен обнаружить качества, которые достойны высшей ступени священства.
Рукоположение на определенное место в определенном храме
Полученный ставленником сан священника требует службы в определенном месте. После рукоположения священник получает место службы в сельской, городской церкви, монастыре, храме. Постановление будет считаться недействительным, если священник не будет нести службу.
Недопустимость повторения
Совершается обряд рукоположения в отношении конкретного лица единожды. Повторение церемонии запрещено, так как желание вторичной хиротонии несет осуждение тому епископу, который рукоположил первый раз. Повторение обряда является отрицанием действительности первой хиротонии, что является кощунственным.
История таинства священства
Таинство священства всегда происходит через важную церемонию рукоположения (хиротонию). Установление таинства произрастает своими корнями к заповедям Иисуса Христа, где он выделил из всех своих учеников апостолов и даровал им волю учить и проводить таинства и обряды.
Обряд рукоположения служит символом преемства связи священных даров и власти священства. На избранных христиан снисходит милость Святого Духа.
С времен зарождения христианской церкви рукоположение стало основообразующим компонентом таинства священства. Православная церковь неукоснительно придерживается всем заповедям Иисуса Христа, передаваемым своим первым апостолам.
Те, в свою очередь, через рукоположение даровали своим последователям власть совершать церковные обряды и доносить Божью волю до прихожан.
Фундамент таинства священства православной церкви был заложен еще на страницах Ветхого Завета. Главный смысл и символ церкви был утвержден еще при жизни Спасителя, а позднее уже приобретал свои законченные формы через установление обрядных и литургических норм.
Поэтому священническое служение в христианстве имеет прямую связь с временами Ветхого Завета, что еще раз подчеркивает роль церкви, как духовного наставника, имеющего непосредственное отношение к воле Господа. Еще в ветхозаветные времена родились основополагающие принципы святости и духовной непорочности всякого служителя Бога.
Апостольское преемство стало установленным Иисусом Христом незыблемое правило передачи Божьей воли путем таинства священства. Это также засвидетельствовано важнейшими церковными преданиями.
Канонические препятствия к принятию священного сана
В правилах церкви, канонах прописано, что кандидат на рукоположение в священство должен быть:
- чистым духовно и физически;
- образцом для подражания верующим;
- целомудренным;
- честным;
- настоящим учителем.
В своем доме священник воспитывает детей своих правильно, являясь примером для паствы. Церковь стоит на страже чистоты своего священства.
Физического характера
Препятствует принять сан возраст ставленника. В дьяконы могут посвятить до 25 лет, пресвитеры — 30, епископы — 35. Считается, что в это время ум достигает зрелости, а кандидат имеет практические навыки, твердые нравственные позиции. Отступления от правил возможны в ту или иную сторону, но при этом учитываются телесные недостатки. Невозможно стать священником тому, кто не слышит, слеп. Не посвящают хромых, горбатых, лишенных указательного пальца на правой руке.
Духовного характера
Основное в кандидате на сан священника — это истинная вера. Перед таинством рассматривают внимательно качества кандидата: были ли у него уходы в ересь, когда он обратился к Богу. Если приход к вере связан со страхом смерти, то в таком человеке мало веры и добродетели. В новообращенных верующих нет твердости духа, что также является препятствием к священству. Нельзя привлекать к рукоположению тех, кто был осужден за различные преступления, как-то убийство, кражи, мошенничество.
Социального характера
Nем, кто готовится к рукоположению в священники, должны знать, что запрещено проводить обряд, если у кандидата:
- было несколько браков;
- жена совершает прелюбодеяние;
- вторая жена;
- жена имеет другую веру.
Если епископ должен быть безбрачным, то иерей и дьякон обязаны быть чистыми и непорочными, как их жены.
Испытания кандидатов
Узнать о кандидате в священники все невозможно. Поэтому перед церемонией посвящения ставленник проходит испытания. Проводятся испытания или публично перед всей общиной, или тайным способом через исповедь. Ответственный за ставленника архиерей обязан выявить непорочность кандидата. Выслушивают мнение и церковного люда.
Как воспитать целомудрие
Воспитание целомудрия распадается на три составляющие.
- Первая – это воспитание в семье. Родители должны быть строги к своему чаду, но в разумных пределах. Нужно интересоваться жизнью ребёнка, принимать в ней участие, объяснять ему житейские истины. При этом нельзя забывать, что личный положительный пример является важнейшей составляющей воспитания. Особенно показательны нежные отношения между отцом и матерью, формирующие модель будущего поведения их чада в его семейной жизни.
- Вторая – воспитание религиозное. Человек воцерковлённый, истинно верующий, следующий религиозным нравственным канонам наиболее приближен к целомудрию, объединяющему в себе многие добродетели.
- Третья – самосовершенствование, постоянная работа над собой. Как говорил поэт, «душа обязана трудиться». Без стремления изжить в себе дурные наклонности, преодолевать искушения, следовать наставлениям старших, а также воспитать в себе высокие моральные качества, совершать добрые дела – стать целомудренным невозможно.
Таким образом, целомудрие – очень широкое понятие. Оно относится и к религиозным, и к светским моральным нормам
Смысл и значение Таинства Священства
Все таинства бесспорно важны, но каждое из них обращено к отдельному человеку и направлено на спасение его души. В крещении или венчании, соборовании или покаянии даруется некий благодатнейший дар для какой-то отдельной личности.
Целью Таинства Священства не является освящение данного конкретного человека, а посвящение его для служения Церкви, для помощи иным душам. Любое Таинство осуществляется Церковью, церковной полнотой. В отличие от других Таинств, Таинство Священства – это значимое общецерковное дело.
Наряду с другими таинствами, у Таинства Священства есть две стороны: внешняя и внутренняя.
Внешняя сторона предполагает возложение рук архиерея на главу возводимого в духовное звание и призывание Святого Духа.
Внутренняя сторона представляет собой некую благодать священства, которая дарует выбранному духовную силу и власть для учения, священнодействия, управления паствой.
Хиротонию совершают по соборной молитве Церкви, посему она совершается в алтаре во время Литургии. Литургия являет собой высшее выражение церковной соборности, единение верующих в совместном молитвенном взывании к Богу.
Каждый момент этого Таинства значителен и страшен:
- посвящение в первые степени священства – чтеца, иподиакона и диакона;
- первый проход сквозь Царские врата, которые являются своеобразной огненной границей;
- обход кругом Престола, сопровождающийся чтением венчальных стихир;
- первое прикосновение к Престолу;
- преклонение колен и чувство тяжести парчового омофора на главе и благословляющей десницы архиерея;
- слово архиерея, произнесенное на ухо выдвиженцу: «возведи очи твои на небо и проси Бога о прощении твоих грехов и о даровании тебе непорочного священства» – вероятнее всего вызывают самый большой страх.
Священство являет собой особое призвание, благодатнейшую жизнь и благодатное служение. Без священнослужителя не представляется возможным совершение литургии либо иных таинств, а без народа Божьего невозможно служение, ведь оно осуществляется всей полнотой Церкви.
Три степени священства, чем отличаются диаконская, иерейская и епископская хиротонии
Церковная иерархия состоит из трёх степенейепископы, иереи и диаконы. Епископ является главой епархии, которая состоит из нескольких приходов — храмов. Храмы, в свою очередь, возглавляют священники. Диаконы помогают вышестоящим священнослужителямпроводитьслужбу.
Хиротонияв любую из трех степеней происходитв алтаре, забогослужением, но в разное время — чем выше степень священства, тем раньше начинается Таинство.
Диакон
Диаконэто первый, низший чин среди священнослужителей, в переводе с греческого «служитель».Он не может совершать Таинства,его основная задача помогатьсвященнику во время богослужениячитать Евангелие, призывать прихожан молиться и др.,но он не имеет право совершать церковную службу без священника.
Перед Таинством будущий диакон соблюдает строгий пост и проходит генеральную исповедь у духовника. Так как диакон не совершает Евхаристии, то хиротония может совершатьсяна любой литургиивслед за освящениемСвятых Даров. В момент, когда Святые Дары переносят на престол, онстоит на солееперед образомХриста. Ко входу в алтарь его ведут иподиаконы, а в алтарь — диаконы.
Интересный факт
В алтаре рукополагаемый снимает обручальное кольцои кладет его на престол. Теперь Церковь его семья, он обручился с ней до конца жизни. Это не означает, что священник отказывается от своей семьи, но что с этого момента главное служение для него — это служение Церкви
Ставленник становится на одно колено, и епископблагословляет рукополагаемоготри раза, возложив на него руку и прочитав особую (тайносовершительную) молитву,призывая на избранного благодать Святого Духа.После чтения ещё двух тайных молитв на новопоставленного надевается диаконское облачение. Диаконцелованием руки и плеча архиерея благодарит его за посланную ему благодать священства.
После рукоположенияу диаконапоявляется возможность помогать священнику совершать Таинства.
Иерей
Вторая степень священства —иерей (священник или пресвитер). В переводе с греческого — старец (жрец), мудрый опытный человек.
Интересный факт
Иерей может совершает все Таинства, кроме хиротонии.
К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ
Священник рукополагается после окончания Херувимской песни, передглавной частью литургии, и потом хиротонисаемыйиерейпродолжает вместе с другими священниками вести литургию. В алтаре его встречают и ведут вокруг престола иереи. В отличие от диакона, иерей становится на оба колена, что означает получение большей благодати исугубой ответственности.
Архиерей, после чтения особых молитв,вручаетхиротонисанномуоблачение новогосана: епитрахиль, пояс и фелонь, а также Богослужебную книгу. Новорукоположенныйсвященник целует полученные атрибуты и руку архиерея в знак благодарности,затем первым из священников приступает к Причастию.
Он же произноситзаамвонную молитву, тем самымпоказывая прихожанам начало своегослужения на новой степени священства. После рукоположения новопосвященныйсовершает литургии подряд семь дней, в знак принятия семи даров Святого Духа: премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.
Епископ, или архиерей
Высшей степенью священства является епископ – «блюститель», «надзиратель». Хиротония вепископа начинается с обряда наречения, на котором присутствует Патриарх и архиереи. За один или несколько дней до хиротониинарекаемомузачитывается указ о его избрании. Тот отвечает«Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю».После чего, дает присягу, берет благословение у патриарха и другихепископов. В завершении чинанаречения поется «Многая лета».
Т.к. епископ имеет право не только наставлять паству и освящать Дары, но и хиротонисать в священника и диакона, епископская хиротонияначинается после «Трисвятой песни», прежде чтения Апостола.Во время Таинства поются тропари Венчания. Архиереймолится о ниспослании Святого Духа нахиротонисаемого.Епископ облачается в то же одеяние, что и священник, но вместо епитрахили он надевает особую одежду, называемую амфор (омофор).
Интересный факт
Только епископ может освящать миро для совершения Таинства Миропомазания.
В былые времена после каждой хиротонии присутствующие прихожане возглашают «аксиос» («достоин»), выражая тем самым одобрение посвящаемому. Сейчас от лица народа поет хор.
Происхождение Таинства Священства
Сам Господьустановил его, выбрав среди Своих слушателей и последователей сначала 12, а затем ещё 70 апостолов. Именно Он впервые совершил хиротонию, когда благословил своих учеников на труды по распространению христианской веры. По своем Воскресении Христос является им и говорит
«Примите Духа Святаго; как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Кому оставите грехи, тому оставятся, кому разрешите грехи, тому они разрешатся».
Апостолыпередали эту власть «оставлять и разрешатьсвященникам и епископам — своим преемникам.
Как совершается: видимая и невидимая стороны
Любое Таинство совершает Сам Бог.
В каждом из них есть две стороны: видимая и невидимая. Первая включает в себя сам порядок чина, то есть слова и действия участников, вторая — духовное перерождение и обновление человека, в чем и есть смысл Таинства.
Не исключением является и Таинство Священства. В видимойчасти обрядаепископ возлагаетна голову, возводимого в духовный сан,руки и призываетмолитвой Святой Дух.Невидимая сторона — это некая благодать священства, которая сообщаетсяхиротонисаемомудля пастырского учения.
Кто может совершать рукоположение
Кроме епископа, никто не может совершить Таинство хиротонии. Проповедуя в Римской империи, апостолы рукополагали епископов и пресвитеров, которые возглавляли общины. Тогда они не различались между собой по значимости, и в равной степени моглисовершать литургию, а главами церковной жизни были сами апостолы. После ихсмерти, епископам перешло право руководить церковью, а вместе с ним, и рукополагатьдиаконов и священников.
Епархиальный архиерейдолжен быть православным. Он вправе совершать рукоположения только в пределах своей епархии и для служения в ней:
Для хиротонии в диакона и священникадостаточно одного архиерея, а вот в архиереяхиротонисают собором епископов (т.е.двумя или более), т.к. равный не имеет права поставлять равного, ибо по слову апостола Павла – «меньший благословляется большим (Евр.7.7).
Возведение (хиротесия) в чин протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита
Возведение во все эти церковные чины бывает на литургии во время малого входа с Евангелием и совершается вне алтаря, чрез благословение и руковозложение, молитву, наречение в производимый чин и возглашение: «аксиос».
Производимый в один из указанных чинов приводится протодиаконом обыкновенно из середины храма к престолу, делает там три земных поклона и приводится к архиерею на середину храма, трижды кланяясь ему. Архиерей сидя трижды благословляет на главе его и, встав, полагает руку на главу его. Протодиакон возглашает: «Господу помолимся», и архиерей возносит молитву о посвящаемом, соответственную с чином, в который он посвящается.
При посвящении в архидиакона или протодиакона архиерей молится: «Сам одей благодатию сего архидиаконства, присущаго раба Твоего (имя), и украси его честностию Твоею (достоинством) в начале (во главе) стояти диаконов люда Твоего и образ (пример) добр его быти сущим по нем. Сотвори и во старости маститей достигнути, славити Твое великолепое имя…»
При посвящении в протоиерея (протопресвитера) архиерей молится: «Сам одей Твоею благодатию и брата нашего (имя) и честностию украси его в начале стояти пресвитеров, и образ добр его быти сущим с ним благоволи. И со благоговением и честностию во старости добрей совершити житие благоволи, и вся ны яко Благ Бог помилуй, яко Ты еси Датель мудрости и Тя поет все (со)здание…»
Потом знаменует архиерей посвящаемого крестовидно и полагает руку на главу его, возглашая: «аксиос».
Если производимый в протоиереи не имел набедренника, то он надевает ему, а на посвящаемого в архимандриты возлагается митра, крест и мантия со скрижалями (без повторного пения «аксиос»). После этого новопосвященный архимандрит целует омофор архиерея в правое и левое рамо.
После этого продолжается литургия: все священнослужители при пении «Приидите поклонимся» идут в алтарь через царские врата по чину.
После окончания литургии посвященному в игумена или архимандрита архиерей вручает жезл и произносит поучение об обязанностях его к монастырской братии и братии к нему.
Что такое схима у монахов?
Схимой называют обет православного монаха соблюдать чрезвычайную строгость в своём образе, поведении. Символом данного обета становится монашеское облачение, которое, в зависимости от степени посвящения, имеет три вида — рясофор («носящий рясу»), малую схиму (малый ангельский образ, мантия) и великую схиму (великий ангельский образ).
Когда человек посвящается в рясофоры, он не приносит перед лицом Господа обета и становится рясофорным монахом. Его облачением становятся рясы (верхнее одеяние, не предназначенное к богослужению), камилавки (головные уборы), подрясник (нижнее одеяние, предназначенное и к богослужению, и к прочему ношению).
Рясофорный монах проживает трёхлетний искус, испытывая себя — может ли он отказаться от всякого соблазна, от родных, от себя во имя служения Богу?
Пострижение в малую схиму
Постригаемый в малую схиму должен дать обеты девства (отказ от женитьбы и детей), послушания, нестяжания (отказ от материального богатства), непрестанной молитвы. Такому монаху позволено надевать паллий, или мантию — длинную, до пола, безрукавую накидку, покрывающую рясу.
Другими символами малосхимника становятся параман — четырёхугольный плат; клобук — особая шапка, символизирующая терновый венец; чётки и сандалии.
Став малосхимником, монах выбирает путь строгого, всестороннего аскетизма. Он обязательно, в отличие от рясофора, изменяет своё имя. Обет послушания монах исполняет, подчиняясь воле старца — своего духовного руководителя.
Пострижение в великую схиму
Пострижение в великую схиму — вступление в высшую степень монашества, где — предельно полное отчуждение от мирского, отвержение от себя даже ради единения с Господом. Таких монахов называют схимниками, схимонахами.
При пострижении схимонахи дают те же обеты, что и малосхимники, но в более категорической и доведённой до предела форме. Они ещё раз меняют имя, тем самым не просто обретая нового небесного водителя и заступника, но и окончательно порывая со своим происхождением, человеческими связями.
Нередко схимник поселяется отдельно от другой братии и не совершает обычных послушаний: его дело отныне — духовничество и служение литургии.
По внешнему виду схимники определяются аналавом — крестовидной перевязью, возлагаемой на грудь, плечи и спину и имеющей форму Андреевского креста; куколем — островерхим капюшоном с длинными полосами материи, свисающими на грудь и спину, с нашитыми крестами, серафимами и текстом Трисвятой песни; хитоном и поясом. Всё одеяние будущего схимника вечером перед пострижением вносят в алтарь и кладут у подножия его, чтобы одежда освятилась у трапезы Господней.
Настоящее великое схимничество настолько трудно, настолько должно быть вызвано чрезвычайными внутренними устремлениями и глубочайшей верой, что в современной церкви схимников мало. Часто в схимники постригают тех, кто находится при смерти, очень стар, немощен. Если же ещё молодой, полный сил монах принимает схимонашество, он совершает настоящий подвиг.
Происхождение схимы и схимонашества
Схимонашество появилось в IV веке, а чин пострижения дал Пахомий Великий. Упорядочение системы монашества произошло на Четвёртом Вселенском Соборе, где пустынники, проживавшие в монастырях, стали называться схимонахами, затворниками.
Первоначально схимники почти ни с кем не общались, творя молитву вместо речей. Однако в XIX – XX веках произошли перемены. Многие из схимников в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости, и по этой причине правящий архиерей благословил их на утешение приходящего народа.
Люди потянулись к схимникам в Оптину Пустынь, Лавру Преподобного Сергия, Почаевскую лавру, Псково-Печерский монастырь.
Священник — символ Христа
Самое главное Таинство Церкви — Евхаристия. Священник, совершающий Евхаристию, символизирует Христа. Поэтому без священника нельзя служить литургию. Поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва), магистр богословия: «Священник, стоя перед Престолом, повторяет слова Самого Господа на Тайной Вечери: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое…” А в молитве на Херувимской песни он произносит такие слова: “Ты есть Приносящий и Приносимый, и Тот, Который принимает эту Жертву, и Тот, Которого раздают всем верующим, — Христе Боже наш…” Священник совершает своими руками священнодействие, повторяя все то, что совершал Сам Христос. И он не повторяет эти действия и не воспроизводит, т. е. не “подражает”, но, говоря образно, “пронзает время” и совершенно необъяснимо для привычной картины пространственно-временных связей — своими действиями совпадает с действиями Самого Господа, и своими словами — со словами Господа! Поэтому литургия называется Божественной. Она отслужена единожды Самим Господом во времени и пространстве Сионской Горницы, но вне времени и пространства, в пребывающей Божественной Вечности. В этом парадокс учения о Священстве и Евхаристии. На этом настаивают православные богословы, и так верует Церковь.
Священника никак не может заменить мирянин не только “по людскому своему невежеству”, как написано в древних славянских книгах, пусть мирянин будет академиком, — никто не давал ему власть совершать то, на что нельзя дерзнуть, не получив дар благодати Святого Духа через рукоположение, идущее от самих апостолов и мужей апостольских».
Православная Церковь придает исключительное значение священному сану. О высоком достоинстве священства писал преподобный Силуан Афонский: «Священники носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении… Великое лицо — иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем…»
Требования к ставленникам
Фото: Stefan-sobor.ru
Человека, принимающего участие в Хиротонии, именуют ставленником. Чтобы дослужиться до сана священника, он обязан одну за другой пройти все стадии Рукоположения с посвящения в низший сан – чтеца.
Какими качествами и особенностями должен обладать ставленник подробно описывает еще апостол Павел в своем послании. Сформулированные им заветы сохраняются до сих пор. На основании послания Павла церковью были оформлены правила, за соблюдением которых строго следят. Проверка на соответствие им в обязательном порядке проводится перед Таинством Рукоположения.
Ставленник, планирующий принять новый сан, обязан соответствовать определенным требованиям. Он должен быть:
- женат только один раз;
- целомудренным;
- трезвым;
- честным;
- не сребролюбцем;
- не иметь склонности к пьянству;
- странноприимцем (так называют людей, отдающих дань уважения странникам);
- миролюбивым;
- не убийцей;
- хорошим управленцем в своем доме (апостол Павел утверждал, что тот, кто не в состоянии управлять собственной семьей, не сможет справиться с церковью).
Рукоположение в православии
Фото: Yle.fi
Рукоположением в православной церкви называют возложение рук патриархом или архиереем на человека, готового облачиться в священный сан. В результате этого священнодействия принимается сан:
- чтеца;
- иподиакона;
- диакона;
- иерея;
- архиерея.
Таинство рукоположение в архиерея должен проводить обязательно патриарх. Остальные хиротонии может совершать как патриарх, так и митрополит, епископ или архиерей. Другими словами, Хиротонию не дозволяется проводить равному священному чину, в Таинстве обязательно участие представителя высшей церковной иерархии.
Важно отметить, что это священнодействие ведет свою историю со времен раннего христианства. Самыми первыми священнослужителями были ученики Иисуса Христа
Канонические препятствия к Священству
Фото: Spas-tushino.ru
Существует ряд условий, которые могут препятствовать человеку принять Таинство Рукоположения. К ним относятся:
Возраст (ставленнику должно исполниться 18 лет, но он не может быть старше 75).
В Священнодействие не могут участвовать женщины, так как Таинство проводится исключительно в алтаре, куда вход для них запрещен.
Наличие физических недостатков, которые в будущем помешают ему проводить службы. К ним относится слепота, глухота, немота, отсутствие пальцев на руках, эпилептические припадки.
Бесноватость.
Самовольное оскопление.
Недостаточный срок принятия православной веры (если человек был обращен в православие недавно, он не может сразу принять участие в Хиротонии, должно пройти определенное время).
Нетвердость и недостаток православной веры.
Наличие тяжких грехов
В Таинстве не могут участвовать те, за кем числится содомия, шантаж, убийство, прелюбодеяние, кража, ересь, святотатство, и др.
Второбрачие.
Брак, заключенный с вдовой, блудницей, актрисой, неверующей, родственницей, женщиной, которая до этого была разведена.
Нахождение в рабстве.
Незавершенная служба в армии.
Неотбытый тюремный срок.
Наличие кредитов или долгов.
Нахождение на важном и значимом государственном посту.
Ставленники в обязательном порядке должны соблюдать эти ограничения, так как это люди, которые должны стать примером и образцом подражания для всех прихожан. По этой причине они должны обладать безупречной репутацией.
Интересно, что на наперсном кресте, который получает иерей, выгравировано: «Образ буди верным чистотой, верою, житием». Священнослужитель, прошедший Таинство Рукоположения, должен соответствовать этим словам.
Апостольские правила также гласят, что чтецу, который вел интимную жизнь до венчания, запрещается в будущем становится иподиаконом, диаконом или священником. Это же правило распространяется на диаконов и иподиаконов.
Православная церковь разрешает вступать в брак исключительно чтецам и иподиаконом. Дослужившись до сана диакона или священника, человек уже не может жениться.