Система управления
Из истории известны случаи, когда самостоятельная Церковь управлялась:
- предстоятелем, обычно Патриархом, митрополитом;
- коллегиальным органом. Последний случай представляет Россия, после отмены Патриаршества Петром I до 1917 г. не имевшая предстоятеля.
С учетом того, что этот прецедент сопровождался тотальным вмешательством светской власти в церковную жизнь, Поместный Собор 1918 г. признал такую практику ненормальной. Вот как говорил об этом священник Иоанн Сперанский (позже – епископ Иоанникий):
Поэтому Собор восстановил Патриаршество, существующее до настоящего времени.
Сколько сейчас числится самостоятельных общин в диптихе
Сейчас известно 15 местных общин, имеющих полное административное самоуправление. Они составляют диптих – список предстоятелей в порядке, согласно преимуществу «по чести». Так они поминаются за богослужением, ведь изначально под диптихом христиане понимали дощечки, на которых записывались имена епископов, священников, мирян, за которых молились во время литургии.
Существует две точки зрения по поводу содержания диптихов
- по греческой практике, первыми признаются патриархаты, имеющие древнее происхождение; после отпадения Римской общины от церковного единства их осталось 4: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский; «равночестной» с ними с 1589 г. считается Русская Церковь; другие Поместные Церкви, как образованные позже, с первыми 5 Патриархатами не равны, хотя самостоятельны;
- в Русской Церкви подобное разделение непринято как не имеющее оснований.
В любом случае, положение в диптихе никак не отражается на правах общины, означая только
- порядок поминовения за богослужением;
- определенное место делегации Церкви на разного рода Соборах, иных мероприятиях, которое традиционно твердо за ней закрепляется.
Как предоставляется автокефалия
Подробных правил, на основании которых предоставляется автокефалия, в Предании нет. Каждая автокефалия присуждалась в индивидуальном порядке, учитывая какие-то исторические события и особенные обстоятельства, поэтому общих правил присуждения самостоятельности нет.
Сегодня этот вопрос решается путем дискуссии внутри Вселенского Совета. Неудавшийся Всеправославный собор предполагал поднятие данного вопроса, однако, решение не было найдено, и вопрос остался незакрытым. Дарование автокефалии остается решением Вселенского Патриарха.
Тем не менее для получения самостоятельности, сообщество должна соответствовать некоторым критериям:
- политически независимая страна, которая имеет этническое различие с народностями материнской церкви;
- территориальная отдаленность;
- развитая система образования;
- достаточное количество храмов и монастырей, а также прихожан;
- запрос должен быть поднят большей частью канонического духовенства и мирян;
- согласие поместной общины на отделение.
Кроме того, важно также обосновать цели и причины такого желания самостоятельности
Границы независимости
Текст украинского томоса пока не опубликован на сайте Константинопольской церкви. Но его детали известны: по данным ТАСС, перевод документа на украинский еще вчера распространил посол Украины в Турции.
Томос ограничил ПЦУ территориально — она не должна выходить за границы государства. Церковь лишена права создавать зарубежные епархии и приходы, а уже существующие должна передать Константинополю. Как пояснил «Известиям» историк церкви, богослов, протоиерей Владислав Цыпин, такова общая позиция Константинополя по всем поместным церквям, просто считаются с этим не все.
Chirch3
Патриарх Варфоломей вручает томос митрополиту Епифанию
Фото: REUTERS/Murad Sezer
Кроме того, документ предписал ПЦУ получать миро от Константинополя и все важные вопросы решать совместно со Вселенским патриархом.
Владислав Цыпин считает, что томос с такими ограничениями автокефалии фактически не предоставляет.
— Только одно в документе соответствует уровню автокефалии — что первый епископ ПЦУ не утверждается Константинополем. Во всех остальных отношениях эта церковь ставится в подчиненное положение, — отметил эксперт. — В декларативной форме сказано, что она во всем должна действовать по указаниям «Первой кафедры Нового Рима».
Согласно томосу, Константинополь также получает право на экзархат и ставропигии на Украине.
— Когда-то, в Средневековье, патриархи имели ставропигиальные монастыри вне своих канонических границ. Но это давно изжито. Остались только ставропигии глав церкви не в своей епархии. Раз у Константинополя на Украине будут ставропигии и экзархии, это значит, что ПЦУ конституируется как зависимая, — подчеркнул Владислав Цыпин.
Chirch4
Президент Украины Порошенко посетил Богоявленскую мессу в Патриаршем соборе Святого Георгия в Стамбуле
Фото: REUTERS/Ukrainian Presidential Press Service/Mykola Lazarenko
Впрочем, как пояснил «Известиям» эксперт, ситуация с ПЦУ не уникальна — ограничения есть и у других поместных церквей. Например, у Греческой и Чешской — они тоже получают миро из Константинополя. Но ставропигиальных монастырей, как и экзархов, там нет.
По мнению Владислава Цыпина, с вручением томоса ПЦУ обостряется проблема, касающаяся всего вселенского православия.
— Я думаю, происходящие сейчас события на долгие десятилетия, а может быть и более, прочертили черту между Русской церковью и Константинопольским патриархатом, — сказал эксперт. — И теперь другие поместные церкви должны будут сделать выбор, потому что в конце концов возникнет проблема сослужения. Когда Константинополь пригласит предстоятелей других поместных церквей служить с собой и представителями ПЦУ, то встанет вопрос, допустимо ли это. Отказ сослужить будет вызовом Константинополю, а согласие — вызовом для Московского патриархата.
Кроме того, по словам Владислава Цыпина, произошедшее дает и дополнительный повод для гонений на законную церковь на Украине. По крайней мере для отнятия храмов — юридического или насильственного. В таком случае появится основание говорить о том, что Варфоломей поспособствовал дискриминации канонической церкви, считает эксперт.
Последствия автокефалии Украинской православной церкви
Вселенский Патриархат обсуждал запрос Петра Порошенко 19-20 апреля, а Священный Синод сделал заявления, что он крайне заинтересован во всем, что подразумевает единство православия и особенно печется об украинской Нации. Но также было сказано, что данный вопрос будет обсуждаться с другими Поместными Православными собраниями.
Официальная УПЦ назвала действия президента вмешательством в дела веры, указав на нарушение 35 главы Конституции «О невмешательстве государства в жизнь Церкви».
Кроме того, она отметила, что необходимо вначале преодолеть раскол среди православных на территории Украины и присуждение самостоятельности одной из разрозненных структур приведет лишь к большому расколу. Организации, поддержавшие президента, не являются официально признанными и не имеют права голоса в решении данных вопросов.
Митрополит Русской православной церкви также выступил против предоставления независимости, указав на то, что единая признанная община (Константинополем в том числе) УПЦ не имеет намерения разрывать связей с РПЦ.
мЦерковный историк Владислав Петрушко, комментируя данную ситуацию, говорит, что внушает оптимизм заверение Константинополя рассматривать данный вопрос вместе с другими поместными собраниями, т.е. и РПЦ в том числе. Данный эпизод показывает, что Константинополь вполне понимает, чем грозит предоставление в одностороннем порядке независимости. Это расколет православный мир внутри.
Кроме этого, скорее всего, произойдет и разрыв Москвы с Константинополем, а также настоящая религиозная война на Украине.
Какие церкви действовали на Украине
Как известно, до 2018 года в Украине действовало сразу несколько организаций, называющих себя православными. Единственной канонической, апостольской, признанной во всем христианском мире на Украине была и остается Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Ее главой является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, но при этом УПЦ МП обладает очень широкой автономией. Все внутренние вопросы относительно религии решались на уровне Украины, с благословения Владыки Онуфрия — митрополита Киевского и всея Украины.
Важно! Фактически и исторически УПЦ МП целиком и полностью решает все внутренние церковные вопросы самостоятельно, никакого давления со стороны России и Москвы на Украинскую Церковь нет и не было. Помимо официальной канонической церкви, на территории Украины действовали еще Украинская автокефальная церковь (УАПЦ) и Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП)
Обе они были не признаны во всем христианском мире и являлись раскольническими
Помимо официальной канонической церкви, на территории Украины действовали еще Украинская автокефальная церковь (УАПЦ) и Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Обе они были не признаны во всем христианском мире и являлись раскольническими.
УАПЦ возникла в 1917 году после революции, как попытка освобождения церковной власти от России. От высших церковных властей и Константинополя официально автокефалия получена так и не была. УАПЦ так и действовала на территории Украины, оставаясь самозванной раскольнической церковью.
Томос — особый указ в православии, торжественно подписываемый предстоятелем поместной церкви
В 1992 году возникла еще одна самопровозглашенная «православная» структура, нарушившая апостольскую преемственность благодати. Митрополит Филарет (Денисенко) при поддержке правительства независимой Украины и ряда епископов, ушедших из Московского патриархата, основывает Украинскую Православную Церковь Киевского патриархата. Она также не была признана ни одной из мировых канонических церквей и считается раскольнической.
Важно! Грех раскола во все века существования христианства считался тяжким, поскольку возникал на почве гордыни отдельных представителей священства, не желающих подчиняться церковной иерархии. Самое важное, что нужно знать о любой раскольнической организации — это отсутствие в ней благодати
Христова Церковь основана самим Господом, а благодать передается через Таинство рукоположения из века в век от самих апостолов
Самое важное, что нужно знать о любой раскольнической организации — это отсутствие в ней благодати. Христова Церковь основана самим Господом, а благодать передается через Таинство рукоположения из века в век от самих апостолов
При создании церкви «из ниоткуда», просто как некой новой религиозной организации, нарушается вековой принцип передачи апостольской благодати. А это означает, что все Таинства, совершенные в таких храмах, не носят никакого духовного смысла и являются недействительными.
Помимо этого, на территории Украины действуют греко-католическая церковь, большое количество протестантских организаций. Они не являются православными и их вероучение часто может противоречить канонам.
Кому и зачем нужна единая украинская церковь
Церковь в Украине и отделена от государства, но вопрос этот в первую очередь – политический. Особенно учитывая то, что Украинская Церковь «Московского патриархата», по сути была подразделением Русской Церкви.
С другой стороны, как пояснил в комментарии 24 каналу эксперт по религиозным вопросам, бывший священнослужитель Роман Мельниченко, для церковных людей, кто каким-то образом пользуется церковными услугами – это важное решение. Например, были не редки случаи, когда церковнослужители различных православных конфессий не признают обряды друг друга, считая «не свое «крещение или отпевание покойного «неправильным»
После того, как украинская церковь стала единой, канонической, страх, что как-то «неправильно» окрестил или похоронил – просто не имеет оснований.
К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ
Аналитик Сергей Фурса отметил, что, по его мнению, различные религиозные организации относятся к верующим как к «большому рынку». А поскольку в Украине 70% людей считают себя верующими и при этом участвуют в выборах, на результаты которых через них влияют и «люди в рясах», поэтому «абсолютно ненормально, что большую часть рынка религии контролировала контора, которую возглавляет КГБшник, и которая непосредственно подчиняется Кремлю» (речь о епископе Русской православной церкви Кирилле).
Что представляет собой автокефалия
Для начала следует понять, что автокефалия — это независимость административная поместной общины. Понятие пришло с греческого языка, который дословно означает «сама» и «голова», т.е. самовозглавление.
Православная церковь — это ряд поместных общин, которые имеют административную независимость. В чем она выражается? Прежде всего, в возможности самостоятельно назначать епископов и предстоятеля поместными архиереями, т.е. другие автокефалии в этом процессе не участвуют. Кроме этого, церковные руководители также могут:
- Издавать свои законы и правила, т.е. Уставы.v vОпределять свое устройство и управление.
- Иметь самостоятельную цепь апостольского преемства.
- Канонизировать святых.
- Составлять и вводить новые чинопоследования и песнопения.
- Принимать независимые административные решения и проводить церковный суд.v
- Созывать Поместные Соборы и инициировать созыв Вселенского Собора.
РПЦ состоит из множества самостоятельных Поместных общин, но самостоятельность эта административная, она не разрушает единство веры, священнодействия или духовный опыт. При этом все независимые общества взаимозависимы и тождественны друг другу в рамках Вселенской Церкви.
Во главе управления стоит патриарх или митрополит, но она может иметь и коллегиальное управление, т.е. синод. При этом есть и ограничения, которые касаются:
- догматов — право хранить и толковать, а также выражать Божью истину имеет лишь Вселенская Церковь;
- канонов — важнейшие вопросы, касающиеся канонов, ведет Вселенская Церковь, а Поместные лишь применяют
- имеющиеся каноны к местным условиям;v
- богослужения — все литургия в каждой общине должна соответствовать единому учению.
Для всех независимых общин присуще совместное служение, запись предстоятелей в диптихи и совершение истинной Евхаристии.
Ответ Варфоломею
Ранее предстоятель Константинопольской церкви призвал патриархов и архиепископов автокефальных православных церквей поддержать предоставление независимости новосозданной церкви Украины и признать ее. Однако на сегодняшний день две поместные церкви — Польская и Сербская — осудили действия Фанара.
Chirch5
Патриарх Сербский Ириней
Фото: Global Look Press/ZUMA/Sasha Colic
Митрополит Варшавский и всей Польши Савва в ответном письме Варфоломею подчеркнул, что вместо объединения православных последние события привели к еще большему их разобщению. Патриарх Сербский Ириней в рождественском послании своей пастве выразил озабоченность в связи с трагическими последствиями вмешательства националистически настроенных политиков во внутреннюю жизнь православной церкви, в том числе на Украине. А митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий заявил СМИ, что патриарх Константинопольский Варфоломей, вместо того чтобы сыграть роль объединителя православных, «разрушил вековое единство православных церквей».
6 января стало известно, что патриарх Антиохийский Иоанн X, отвечая на письмо Варфоломея, посвященное его намерениям предоставить автокефалию православной церкви в украинском государстве, призвал его «не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус автокефальных православных церквей. Ибо неразумно прекращать раскол ценой единства православного мира».
Какие существуют автокефалии церкви и какова их численность
Автокефалии бывают общепризнанные, частично признанные и самоназванные. Также список самоуправных церквей может меняться в зависимости от того, в какой автокефалии он был составлен.
В списке Константинопольской Православной Церкви состоят 14 общепризнанных автокефалий. В их числе:
- Константинопольская автокефалия, которая насчитывает 2 миллиона человек и является иерархически главенствующей.
- Далее следует Александрийская церковь, которая насчитывает 6 миллионов человек, но несмотря на большую численность занимает лишь второе место.
- На третьем месте Греческая Церковь, насчитывающая 1 миллион 340 тысяч человек.
- Далее идут древнейшая Иерусалимская автокефалия с численностью 130 тысяч человек.
- Пятое место занимает самая многочисленная Русская Церковь. В нее входят около 90 миллионов человек.
- Шестое место занимает Сербская Церковь с численностью верующих в 10 миллионов человек.
- На седьмом месте – Румынская Церковь, численность верующих которой насчитывает 16 миллионов человек.
- Восьмое место занимает Болгарская Церковь с численностью 8 миллионов человек.
- На девятом месте Грузинская Церковь с 4 миллионами верующих.
- Десятое место занимает Кипрская Церковь, численность которой составляет чуть меньше 500 тысяч верующих.
- На одиннадцатом месте расположилась Церковь Эллады с 8 миллионами верующих.
- На двенадцатом – Церковь Польши с 500 тысячами верующих.
- Тринадцатое место остается за Церковью Албании с 700 тысячами верующих.
- На четырнадцатом месте Православная Церковь Чехословакии с численностью верующих 155 тысяч человек.
- Диптих Константинопольской Церкви включает также Украинскую Православную Церковь. Константинопольская православная церковь дала статус автокефалии Церкви Украины в 2019 году. Часть общепризнанных автокефалий не согласны с таким решением, другая же часть на сегодня не сделала официального заявления по этому поводу.
Также существует диптих Русской Православной церкви, который насчитывает 14 автокефалий. Список этот очень похож на диптих Константинопольской церкви, вот только самой Константинопольской церкви в нем нет. Русская церковь исключила ее в 2018 году, так как решила прекратить общение с патриархами Константинопольскими. Таким образом первое место в нем занимает Александрийская Церковь.
Далее список сохраняет все пункты, кроме последнего. Последнее 14 место диптиха РПЦ занимает Православная Церковь Америки, которая насчитывает 1 миллион человек. Кроме Русской Церкви, ее признают Грузинская, Болгарская и Чешская автокефалии.
Самоназванные автокефалии – это церкви, самоуправление которых не было признанно другими автокефалиями. Их насчитывается 9:
1. Заграничная русская православная церковь.
2. Автономная Российская православная церковь.
3. Истинно – православная русская церковь.
4. Каноническая украинская автокефальная церковь.
5. Автокефальная церковь Белоруссии.
6. Старообрядческая Русская православная церковь.
7. Древлеправосланая русская церковь.
8. Древлеправлславная поморская церковь.
9. Древлеправославная церковь старопоморья.
Использованная литература
-
Цыпин Владислав, прот., «Автокефалия,» Православная энциклопедия, т. 1, 199-202:
-
Скурат К. Е., История Православных Поместных Церквей, «Введение»:
-
Заев Василий, прот., Конспект по истории Поместных Православных Церквей (4-й курс КДС), «Введение»:
-
Цыпин Владислав, прот., Церковное право, разделы: Церковь и территория. Церковная диаспора. Автокефальные и автономные церкви. Поместные церкви и высшее управление в них (канонические основания; исторический очерк):
- Erickson, John H., «Autocephaly in Orthodox canonical literature to the thirteenth century,» Autocephaly. The Orthodox Church in America, Crestwood, NY: St. Vladimir’s seminary press, 1971, 28-41.
-
Блохин В., История поместных православных церквей (Учебное пособие), раздел I, глл. 1 и 2:
-
Дамаскин (Папандреу), митр. Швейцарский, «Автокефалия и способ ее провозглашения,» выступление на Заседании Межправославной Подготовительной Комиссии, Шамбези, 7-13 ноября 1993 (по изд.: Дамаскин (Папандреу), митр. Швейцарский, Православие и мир, Исследовательский центр Священной Обители Кикку, Кипр, изд. Ливани-Нэа Синора, 1994), цит. по:
-
Кирилл (Говорун), архим., «Автокефалия: от канона к мифу,» доклад на конференции «Собор и Томос: ориентиры ХХ века на путях Церкви в ХХІ столетии,» Нью-Йорк, Свято-Владимирская семинария, 18-20 июня 2009 года:
-
Шмеман А., протопр., Церковь, мир, миссия, М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996, гл. «Знаменательная буря,» цит. по:
-
Зуев П., «Единство в разнообразии. Система Поместных Церквей,» газета Зеркало недели, №3, 27 января 2007:
-
Венедиктов В., «Поместные Православные Церкви: единство в многообразии. К вопросу о церковной автокефалии»:
-
Чернышов В., Автокефалистское движение в Украине и возникновение украинского самосвятства. (1917-1921 годы), гл. 1, раздел 1.1 «Понятие о поместной церкви, автокефалии и условиях ее получения»:
-
Попов А., «Несказанное слово. Размышления после 1020-летия крещения Руси,» газета 2000, №32 (424), 8-14 августа 2008:
-
«Поместные Церкви,» сайт Фастовского Покровского храма:
Цит. по Скурат К., История Поместных Православных Церквей.
Согласно прот. А. Шмеману, «Знаменательная буря».
Excerpta ex ecclesiastiica historia 2.2; PG 86: 183-4.
Exposition praesessionum patriarcharum et metropolitarum, PG 86: 798-92.
См. ряд примеров в Об управлении империей, 29 () и 30 ()
PG 137: 317-20.
См.: «Участники заседания в Шамбези подготовили проекты документов по процедуре предоставления Православным Церквям автокефалии и автономии,»
Какие традиции празднования Хануки
Переводится Ханука с еврейского как «торжественное открытие». Длится празднование восемь дней, и все это время евреи жгут свечи в специальном подсвечнике — ханукии, а в синагогах читается молитва «Галель». Количество свечей в подсвечнике равно дню праздника: в первый день горит лишь одна свеча, в восьмой — ханукия заполнена вся. Свечи всегда ставят слева направо и зажигают от специальной свечи — шамаша, она зажигается во все дни праздника. Также можно использовать специальную лампу для оливкового масла — аналог той, что находилась в Храме.
Ханукия ставится на подоконник, таким образом верующие исполняют завет «разглашать всем чудо». Считается, что свет от ханукии рассеивает зло, поэтому исторически сложилась традиция помогать нуждающимся деньгами, чтобы каждый мог себе позволить отметить праздник.
Поститься в эти дни запрещается, поэтому евреи устраивают пышные застолья и веселятся. На столе обязательно должны присутствовать «латкес» — картофельные оладьи и пончики (они готовятся в большом количестве масла и обильно посыпаются сахарной пудрой), а также молочные продукты и блюда из сыра.
Выходные во время Хануки только у детей, именно поэтому праздник иногда называют «детским», тогда как взрослые продолжают трудиться. Но во время горения свечей женщинам нельзя выполнять какую-либо работу, таким образом они выражают признательность Всевышнему за чудо Хануки.
Праздничные мероприятия рассчитаны на детей, им дарят подарки и дают деньги. Но часть подаренных денег ребенок обязательно должен отдать на благотворительность — так его учат распоряжаться достатком. Хотя традиция дарить подарки появилась не сразу, но из-за того, что «Праздник свечей» выпадает на предрождественское время, еврейские дети иногда завидовали своим товарищам из христианских семей, которые получали подарки на Рождество, поэтому со временем укрепилась традиция делать презенты и для еврейских детей на Хануку.
Ценность подарков растет с каждым из восьми дней праздника. Поэтому выбирая подарок для ребенка ориентируйтесь на день, в который будет преподнесен презент: в первый день это должно быть что-то скромное — небольшая игрушка, кукла, конструктор, во второй день подготовьте с детьми подарки для других, тем самым приучая их заботе о нуждающихся, на третий день прекрасным подарком станет что-то познавательное для развития ребенка. Монеты декоративные и настоящие обычно дарят на четвертый день празднования. На пятый день подарок должен быть религиозного характера. На шестой и седьмой дни Хануки презент может быть связан с семьей и семейными ценностями. На восьмой, самый главный день, дарят самый дорогой подарок.
Также во время Хануки играют в «дрейдл» — крутят волчок, на сторонах которого написаны еврейские буквы, из которых составляется сокращенное изречение «Чудо великое свершилось там», именно таким способом во время запретов и гонений изучали язык и Тору.
Хануку отмечают все евреи — это праздник радости и надежд, в который принято веселиться и гулять. И огонь свечей в каждом окне напоминает о том, что Господь всегда защитит от тьмы.
https://youtube.com/watch?v=I9FSGXi3rTw