Византийские иконы

Почему византийскую икону мы не отличаем от русской?

Выставка «Шедевры Византии» – большое и редкое событие, которое нельзя пропустить. Первый раз в Москву привезли целое собрание византийских икон. Это особенно ценно потому, что получить серьезное представление о византийской иконописи по нескольким произведениям, находящимся в Пушкинском музее, не так просто.

Алексей Лидов

Хорошо известно, что вся древнерусская иконопись вышла из византийской традиции, что на Руси работало очень много византийских художников. О многих домонгольских иконах до сих пор идут споры по поводу того, кем они написаны – греческими художниками-иконописцами, работавшими на Руси, или их талантливыми русскими учениками. Многие знают, что одновременно с Андреем Рублевым, как его старший коллега и, вероятно, учитель, работал византийский иконописец Феофан Грек. И он, судя по всему, был отнюдь не единственный из великих греческих художников, которые творили на Руси на рубеже XIV-XV веков.

И потому для нас византийская икона практически неотличима от русской. К сожалению, точных формальных критериев для определения «русскости», когда мы говорим об искусстве до середины XV века, наука так и не выработала. Но это отличие существует и в этом можно убедиться воочию на выставке в Третьяковке, ведь из афинского «Византийского и христианского музея» и некоторых других собраний к нам приехало несколько настоящих шедевров греческой иконописи.

Хочу еще раз поблагодарить людей, которые организовали эту выставку, и в первую очередь инициатора и куратора проекта, научного сотрудника Третьяковской галереи Елену Михайловну Саенкову, заведующую отделом древнерусского искусства Наталью Николаевну Шаредегу, да и весь отдел древнерусского искусства, который принял активное участие в подготовке этой уникальной выставки.

Вклад в иконописание

Восточно-христианский мир невозможно представить без иконописи Византии. Константинопольскими мастерами было положено начало создания особой техники написания икон как отдельного вида искусства. Византийская иконопись оказала мощное влияние на развитие древнерусской живописи и архитектуры. Святыни, признанные и почитаемые православными верующими на Руси, были созданы византийскими мастерами или написаны под влиянием от работ византийских мастеров.

Особенности полотен, созданных во время существования Византии, были бережно сохранены потомками и учтены при работе над современными произведениями искусства.

Образ Богородицы «Умиление» («Радуйся, Невесто Неневестная»)

Икона «Умиление», где изображен лик Богородицы без своего младенца, принадлежала Серафиму Саровскому. Она стояла в его келии, перед ней всегда горела лампадка, елеем из которой он помазывал страждущих, и они исцелялись. Точное ее происхождение неизвестно. Считается, что образ был написан приблизительно в XVII веке. Однако некоторые думают, что икона была явлена Серафиму Саровскому, так как у него были особые отношения с Богоматерью. Она не раз его спасала от болезней, часто появлялась в видениях.

После смерти старца икона «Умиление» была завещана Дивеевскому женскому монастырю. С тех пор с нее было написано множество списков, некоторые стали чудотворными.

Образ является поясным изображением. На нем написана Богоматерь без сына, со скрещенными на груди руками и чуть наклоненной головой. Это один из самых нежных образов Богородицы, где она изображена до рождения Христа, но уже после снисхождения на нее Святого Духа. Это женская икона Божьей Матери. Чем помогает она? Особое значение образ имеет для девочек и женщин с десяти до тридцати лет. Считается, что молитвы ему облегчат трудный подростковый период, сохранят девичью чистоту и целомудрие. Также эта икона является помощницей во время зачатия детей и при их рождении.

Византийские иконы

Общая характеристика византийского изобразительного искусства

I-III вв. – раннехристианский период (период предвизантийской культуры). IV-VII вв. – ранневизантийский период. Его называли «золотым веком» императора Юстиниана I (527-565). VIII-начало IX вв. – иконоборческий период по указанию императора Льва III Исавра (717-741). Он издал Эдикт о запрещении икон. 867-1056 гг. – период Македонского Возрождения. Считается классическим периодом византийского искусства. XI в. – высшая точка расцвета византийского искусства. 1081-1185 гг. – период консерватизма. Правление императоров династии Комнины. 1261-1453 гг. – период Палеологовского Ренессанса. Это время возрождения эллинистических традиций.

Канон христианской иконы

Каноничность можно назвать основным признаком или особенностью иконы. Поскольку этот образ должен был использоваться в церковной практике и осуществлять связь человека с Богом, то всё в нем должно было быть подчинено единым «правилам», т.е. канону. Этот канон определялся в первую очередь богословским содержательным компонентом, а уже потом эстетикой. Композиция изображения, фигуры иконы, цвет, аксессуары и т.д. обуславливались догматикой, что делало их понятными для всех верующих.

Такие канонические положения не появились непосредственно с возникновением христианства, напротив, культуры древности знали о них в той или иной мере. Для искусства Египта характерен был высокий уровень каноничности, присутствовал канон и в античной культуре, но в менее масштабных значениях.

В христианской культуре канон обеспечивал кроме этого и достаточный средний уровень исполнения иконы, образцы изображения были выверены, отобраны и доступны, ничего не надо было «изобретать» или «авторски» разрабатывать, поскольку уже имелись устойчивые модели иконографических изображений.   Кроме всего прочего, в средневековье мастер даже не подписывал работу, все иконы создавались «анонимами».

Распространялся иконографический канон на следующие элементы:

Сюжет и композиция изображения на иконе

Сюжетно икона соответствовала Писанию, выбор содержательного элемента оставался за церковью. Для воплощения того или иного заказа у иконописца имелись образцы, прорези и так называемые «Толковые подлинники», в которых все изображение уже было представлено и задано. Именно по этим сюжетно-композиционным  «стандартам» верующие и узнавали икону и могли различать их по существу.

Интересно, что на Руси уже с 12 века византийский канон начинает претерпевать национальную «модернизацию», когда устойчивые типы иконографии «видоизменяются» или даже появляются новые собственные, обусловленные местными традициями. Так возник канон Богородичного Покрова, например, или иконы с образами святых определенной местности.

Популярные статьи  Молитвы Богородице на каждый день

Фигура на иконе

Канонически изображение фигуры тоже строго «регламентировалось». Так, основная (или семантически главная) фигура должна была быть расположена фронтально, т.е. лицом к верующему. Она давалась неподвижно и крупно. Такая фигура была «центром» иконы. Менее значимые фигуры в данном сюжете представлялись в профиль, их характеризовало движение, сложная поза и т.д. Если на иконе присутствовал человек, то он изображался вытянутой фигурой с акцентом на голове. Если это было лицо человека, то в нем выделялась верхняя часть лица с акцентом глаз, лба. Таким способом подчеркивалось преобладание духовного над чувственным. В контраст —  рот человека рисовался бесплотным, нос тонким, подбородок маленьким.  В изображениях святых рядом с лицом писалось их имя.

Символический и художественный язык иконы

Икона – это символическое окно в духовный мир. У икон есть свой особый язык, в котором каждый знак является символом, обозначающим что-то большее, чем он есть.

Изображенное на иконе лицо – это лик, который повернут к Богу, личность, отображенная в свете вечности. Самое главное в иконе – это лик, а в лике главное – глаза. Всем известно выражение «глаза – это зеркало души», оно родилось в христианской системе мировоззрения. В иконе большое значение придается рукам, которые многое могут сказать о личности человека. Жесты рук по отдельности осмысливаются по-своему и несут определенную духовную информацию. В каждой новой ситуации свой жест. Руки и лик иконописец выписывал предельно точно, а вот фигуры больше изображались облегчённо, чтобы тело выглядело бесплотным и невесомым. В иконах тела как будто парят и зависают над землей. Искусство иконописи в Византии выдающееся. Изображения пытались передать, соединяя внутреннюю мощь и внешнюю хрупкость. Пропорции тел на иконах удлинённых пропорций, что в свою очередь выражает одухотворенность человека и его преображенное состояние. Икона – это отображение образа нового человека, целомудренного и преображенного.

Символика цвета в иконописи всегда присутствует. Икона, как любое живописное произведение, имеет непосредственное дело с цветом. У классической византийской иконы фон золотой. Это и цвет, и свет одновременно. Золото подчеркивает сияние Божественной славы и является символом Небесного Иерусалима. Золотой цвет выражает самое ценное, что есть в духовном мире. По смыслу самым близким к золотому цвету является белый цвет, который так же одновременно является светом и цветом, но его применяют в иконописи намного реже. Белы цвет является символом чистоты, непорочности и причастности к божественному миру. Синий и красный цвета обычно используются с иконописи вместе, они символизируют истину и милость, добро и красоту, небесное и земное – а именно начала, разделенные в падшем мире и которые противоборствуют. Только в Боге они соединяются и взаимодействуют.

В иконе цвет неразрывно связан со светом. Иконы всегда пишутся светом. Иконам неизвестны светотени, ведь на них изображается мир абсолютного света. Мир иконы является миром Небесного Иерусалима, которому не нужны ни светильники, ни солнечный свет, ведь Господь освещает его. Время и пространство икон строятся по собственным определенным законам, которые существенно отличаются от законов реалистичного искусства, а также нашего обыденного сознания. Икона открывает человеку новое бытие, её пишут с точки зрения вечности, вот потому в ней могут быть совмещены разновременные пласты. Создается впечатление, что прошлое, нынешнее и будущее существуют одновременно. Икона – это целостный мир, особый мир преображений, из-за чего в нем могут противоречить изображения с обычной земной логикой.

Мир иконы бесконечный, как познание божественного мира. Все линии сходятся не на одной плоскости иконы, а в месте, в котором находится созерцающий – или точнее сердце созерцающего. Именно оттуда все условные линии расходятся и расширяют его видение.

Основными знаками иконописного письма являются: свет, цвет, лик, жест, время и пространство, но сам процесс прочтения иконы не состоит из знаков, как из простых кубиков

Важно понять контекст, где один и тот же символ можно растолковать разными способами. Нужно длительное время созерцать иконы, чтобы одновременно приняли участие в познании сердце и ум

Ближе к 19 веку было практически утеряно понимание символического языка иконописи Византии. Россия всегда считала себя наследницей культурной и церковной традиций Византии, то даже большое количество русских православных христиан понятия не имели про подлинный смысл иконы.

Византийская икона – это одно из высочайших достижений искусства средневековья. Средневековое искусство в большинстве случаев выше искусства Возрождения. Средневековое искусство больше апеллирует к разуму, абстрактное искусство к подсознанию, а искусство Возрождения и Нового Времени к чувствам.

Видео: Иерусалимская икона Пресвятой Богородицы

https://youtube.com/watch?v=BCp7vjXg6b4

Заметка: срочно нуждаетесь в деньгах? Кредит под залог квартиры сможет решить вашу проблему.

Символы в византийской иконописи

Для византийской иконы характерно наличие языка символов. По отдельным деталям православный человек мог прочитать многое. Значение имеет цвет, форма, жесты святых

Во время развития иконописной живописи большое значение приобрели детали, каждая из них могла быть акцентом на чем-то важном

Основные символы Описание, особенности
Дуб, дом Символы созидания. Дуб изображали как дерево жизни, любой из силуэтов жилища означал незыблемость, создание чего-то значимого.
Гора Знак духовного восхождения, преодоления многочисленных препятствий на праведном пути.
Анемон Цветок, олицетворяющий скорбь. Чаще всего принадлежал Божией Матери, Деве Марии.
Красный крест Возвещение о мученичестве.
Золотой венец Символ победы духа.
Чаша с водой Знак, возвещающий о крещении.
Чаша с елеем Символ таинства соборования усопшего.

Значение имел цвет, который использовался для окрашивания деталей:

  1. Золотые и желтые оттенки символизировали Божественную силу, духовную энергию, добро.
  2. Багряный или пурпурный оттенок выбирали для обозначения царской принадлежности. Главные святые традиционно писались в багряных одеждах.
  3. Красный был признан цветом любви, тепла, живородящей энергии. Одновременно с этим он мог символизировать кровь и мучения.
  4. Белый цвет – символ простоты, Божественного сияния, святости. С помощью белого тона изображались пеленки безгрешных младенцев и пелены, которыми покрывали тела усопших.
  5. Коричневый цвет напоминал о тленности бытия, символизировал землю, часто с его помощью обозначали прах.
  6. Черным цветом окрашивали могилы, пещеры. С его помощью рисовали ад, напоминали о греховности.
Популярные статьи  Можно ли крестить ребенка без крестных родителей?

Основными персонажами византийской иконописи принято считать Божью Матерь и Спасителя. Сюжеты многих икон предполагают описание этапов их существования.

Происхождение смоленской иконы Божьей Матери

Этот образ по своему иконографическому типу принадлежит к Одигитрии, причем это самая известная икона. Доподлинно не известно, оригинал ли это или всего лишь список. В Россию смоленская икона попала в 1046 году. Она была как благословление Константина IX Мономаха совей дочери Анны на брак с князем Всеволодом Ярославичем Черниговским. Сын же Всеволода, Владимир Мономах, перенес эту икону в Смоленск, где она хранилась в храме Успения Богоматери, который он же и построил. Так этот образ и получил свое название.

В дальнейшем икона совершила множество разных чудес. К примеру, 1239 год мог стать фатальным для Смоленска. Огромная орда Батыя в то время шествовала по земле русской, подходя к городу. Молитвами жителей, а также подвигом воина Меркурия, пред которым предстала Богородица в видении, Смоленск был спасен.

Икона часто путешествовала. В 1398 году ее привезли в Москву и поставили в Благовещенском соборе, где она пробыла до 1456 года. В этом году был написан с нее список и оставлен в Москве, а оригинал отправлен обратно в Смоленск. В дальнейшем образ стал как символ единства земли русской.

К слову сказать, изначальная икона Богородицы (византийская) была утрачена после 1940 года. В 20-х годах ее по указу изъяли в музей, после чего ее судьба не известна. Сейчас в Успенском соборе находится другая икона, которая является свитком. Она была написана в 1602 году.

Византийские иконы

Почаевская икона Божьей Матери

Это еще один не менее знаменитый образ Богородицы. Он славен своими чудотворными деяниями уже давно и очень почитается среди православных верующих. Почаевская икона находится в Свято-Успенской Почаевской лавре, которая является древним православным местом. Образ был подарен местной помещицей Анной Гойской в 1597 году. До этого она получила его в дар от греческого митрополита Неофита. Икона написана в византийском стиле письмом темперой. С нее было сделано не менее 300 свитков, которые впоследствии стали чудотворными.

Почаевская икона много раз спасала обитель от захватчиков, помимо этого, было совершено множество исцелений с ее помощью. С тех пор молитвы, вознесенные этому образу, помогают при иноземных нашествиях, исцеляют при глазных болезнях.

Византийские иконы

«Скорбящая»

Икона «Скорбящая» — это изображение Богородицы с опущенными глазами, которые прикрыты веками. Весь образ показывает скорбь матери о погибшем сыне. Божья Матерь изображается в одиночестве, также есть образы и с младенцем.

Существует множество вариантов написания. К примеру, в Иерусалиме в часовне Христовых Уз находится древняя икона, где изображена плачущая Богоматерь. В России популярен чудотворный образ «Всех скорбящих Радость», который славится своими исцелениями.

Икона «Скорбящая» является помощницей и спасительницей во время потери близких, молитва этому образу поможет укрепиться в вере в вечную жизнь.

Икона Сергия Радонежского

Сергий Радонежский – это один из самых почитаемых святых на Руси. Является основателем Троице-Сергиевой лавры. Он же был и первым ее игуменом. Устав Троицкого монастыря был очень строг, так как сам преподобный Сергий строго соблюдал монашескую жизнь. Через некоторое время из-за недовольства братии ему пришлось уйти. В другом месте он основал Киржачскую Благовещенскую обитель. Там он пробыл недолго, так как его попросили вернуться в Троицкий монастырь. Тут же он и отошел к Богу в 1392 году.

Самая древняя житийная икона Сергия Радонежского выполнена в 1420-е годы. Сейчас она находится в Троице-Сергиевой лавре. Это шитый покров, на котором представлено поясное изображение преподобного Сергия, а вокруг находятся девятнадцать клейм его жития.

На сегодняшний день существует не одна икона Радонежского. Также есть образ, который находится в Успенском соборе в Москве. Датируется он рубежом XV-XVI веков. В музее им. А. Рублева есть еще одна икона этого периода.

Образ Радонежского является помощником при телесных и духовных болезнях, а также во время житейских проблем. Обращаются к святому, если необходима защита детей от плохого влияния, а также чтобы не было в учебе неудач. Молитва пред образом святого Сергия полезна для гордецов. Икона Радонежского является очень почитаемой среди верующих христиан.

Византийские иконы

Техника иконописи

В монументальной живописи господствовала мозаика

, позднее, во времена заката империи, вытесненнаяфреской .

Техника станковой живописи была такова:

На доску (в Византии — кипарисовую, на Руси — сосновую или липовую) или холст («поволока») наносили слой белого шлифованного грунта из гипса и мела («левкас»), в XIII-XIV веках часто покрываемый золотом. Затем наносили контуры рисунка и красочный слой (энкаустика

,темпера ). Поверх красочного слоя наносили защитный слой (закрепитель) — олифу, лак. Обрамление иконы — Оклад — выполняли из дерева, золота, серебра, украшали драгоценными камнями.

Написание икон в России

Первые образы в России появились сразу после крещения Руси. Это были византийские иконы, которые писались по заказу. Также приглашались и мастера для обучения. Таким образом, первое время на русскую иконопись очень сильно влияла византийская.

В XI веке возникла первая школа в Киево-Печерской лавре. Появились первые известные иконописцы – это Алипий и его “сотрудник”, как было записано в одной рукописи, Григорий. Считается, что из Киева христианство пошло по другим городам русским. Вместе с ним и иконопись.

Через некоторое время сложились весьма крупные школы в Новгороде, Пскове, Москве. Каждая из них сформировала свои особенности в написании. В это время входит в обиход подписание образов, присвоение им авторства. Можно сказать, что с шестнадцатого века русский стиль написания вполне отделился от византийского, стал самостоятельным.

Если говорить о школах в частности, то в новгородской характерными чертами была простота и лаконичность, яркость тонов и крупность форм. Псковская школа имеет неточный рисунок, который больше ассиметричен, но наделен некой выразительностью. Характерен немного сумрачный колорит с преобладанием темно-зеленых, темно-вишневых, красных с оранжевым оттенком тонов. Фон икон зачастую желтый.

Московская школа считается вершиной иконописного искусства того времени. На нее очень повлияли работы Феофана Грека, который принес некие традиции из Константинополя. Отдельно шло творчество Андрея Рублева, который создал великолепные образцы икон. В работе он использовал стиль написания, который был характерен для Византии XV столетия. В то же время он применял и русские направления. В итоге получились удивительные по стилю изображения.

Популярные статьи  Молитвы идущего в храм

Следует отметить, что российская иконография хоть и пошла по своему пути, однако сохранила все типы написания икон, которые имелись в Византии. Конечно, со временем они несколько трансформировались, даже появились новые. Это произошло из-за появления новых канонизированных святых, а также особого почитания тех, которые имели небольшое значение в Византии.

В XVII веке иконописная живопись в России становится все больше художественной, чем духовной, а также приобретает небывалый размах. Мастера все больше ценятся, а также посылаются в другие страны для росписи храмов. Русские иконы заказываются и расходятся по многим православным странам. В дальнейшие годы это искусство только утверждается в мастерстве.

Иконопись в России во времена Советского Союза пережила свой упадок, некоторые древние образы были утрачены. Однако сейчас она потихоньку возрождается, появляются новые имена художников, которые имеют успехи на этом поприще.

Размеры икон

В старину размеры икон не были случайны. Существовал пропорциональный ряд из двеннадцати размеров. Только иконы иконостаса не подчинялись этой закономерности, в этом случае размеры икон выбирались с учётом размеров архитектурного пространства храма. Все старые прориси икон вписываются в эти двеннадцать размеров. Киоты для икон также изготавливались в соответствии стандартным размерам досок.

В иконописном цехе художественно-производственного предприятия «Софрино» при написании икон используется ряд стандартных размеров (4х8, 6х7, 11х13, 11х22, 18х24, 24х30, 30х40, 40х50, 50х60 и т.д.).

Живопись и графика — для начинающих и профессиональных художников

Знание техники живописи дает художнику возможность не только создавать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать его живописные материалы и с художественной точки зрения. Поэтому тематику сайта UKOHA (существующему с начала 2006 года) в конце 2009 года расширяем темами рисования в целом.

Техника живописи опирается на ряд других наук. Она базируется на физике, химии, технологии красок и связующих веществ и на других современных науках. Старинная техника живописи также использовала современные ей знания, но науки как таковой в ее время или не существовало вовсе, или же она находилась только в зачаточном состоянии; вот почему она должна была базироваться главным образом на длительном, вековом опытном изучении свойств материалов, имевшихся в распоряжении живописи. Знания эти медленно накоплялись в кругах специалистов и, передаваясь из поколения в поколение, создали ту прочную базу, которая дала возможность стать технике живописи прошедших времен на изумительную высоту. Дошедшие до нашего времени памятники живописных произведений прошедших веков без потерь подтверждают сказанное.

Для того чтобы заниматься искусством, нужны инструменты. Здесь на сайте Вы найдёте полезную информацию именно о тех инструментах, которые помогают человеку творить.

Значение иконы Божьей Матери в жизни верующих

Святая Мария всегда занимала особое место в жизни христиан. Она всегда защищала простых людей по всему миру, именно по данной причине в храмах так много икон с ликом Богородицы. По преданию первые лики Божией Матери были написаны Лукой евангелистом.

Образа с ликом Святой Марию обладают чудотворной силой и исцеляли людей от разных хворей и недугов. Человек, который носит с собой иконку Божией Матери, всегда будет под ее защитой.

Если говорить о том, какая икона Божьей Матери чем помогает, то следует знать, что в разных бедах следует просить помощи и у разных образов.

Какой бы ни была икона, Богоматерь всегда вас услышит и поможет.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Мартина Исповедника, папы Римского

Византийские иконы

Написание образов

Первые византийские иконы, которые дошли до наших дней, датированы VI веком. Несомненно, существовали и более ранние, но они, к сожалению, не сохранились. Первые христиане очень часто были преследуемы и гонимы, очень много рукописей и образов того времени просто уничтожалось. К тому же в то время это считалось идолопоклонством.

О стиле написания можно судить по некоторым сохранившимся мозаикам. Все было довольно просто и аскетично. Каждая икона должна была показывать силу духа и глубину образа.

На данный момент очень многие сохранившиеся византийские иконы хранятся на горе Синай в монастыре святой Екатерины. Самые известные из них:

  • «Христос Пантократор».
  • «Апостол Петр».
  • «Богоматерь на троне».

Их стиль написания — энкаустика — считался одним из самых популярных в то время. Его особенность в том, что образ пишется восковой краской, даже еще горячей. Этот способ написания позволял очень реалистично изображать формы на иконе. В дальнейшем техника была вытеснена темперой, так как считалось, что она более соответствует канонам написания.

Также очень интересным моментом является то, что эти три иконы представляют собой важные образы, которые впоследствии сформировались в иконографии. В дальнейшем стиль написания постепенно сводился к символическому, где преобладала не человечность изображенного на иконе, а его одухотворенность. В комниновский период (1059-1204 годы) лик образов стал опять более человечным, но осталась и одухотворенность. Ярким примером является Владимирская икона. В восемнадцатом веке, несмотря на разгром Константинополя, появилось новое в иконописи. Это спокойствие и монументализм. В дальнейшем иконописцы Византии продолжали искать правильное написание лика и образа в целом

В XIV веке в иконах важной стала передача Божественного света. До самого взятия Константинополя не прекращались поиски и эксперименты в этом направлении

Также появлялись новые шедевры.

Византийская иконопись в свое время оказала значительное влияние на все страны, где распространилось христианство.

Оцените статью
Добавить комментарии