Влахернская икона Божией Матери

Православный Церковный календарь

Влахерн­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри об­ре­те­на в Иеру­са­ли­ме им­пе­ра­три­цей Ев­до­ки­ей во вре­ме­на свя­ти­те­ля Юве­на­лия, Пат­ри­ар­ха Иеру­са­лим­ско­го (па­мять 2 июля), и пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го (па­мять 20 ян­ва­ря). Свя­тая ико­на бы­ла по­сла­на в Кон­стан­ти­но­поль, где им­пе­ра­три­ца Пульхе­рия по­ста­ви­ла ее в церк­ви Влахерн­ской, там же хра­ни­лась чест­ная ри­за Бо­го­ро­ди­цы (празд­но­ва­ние 2 июля).

Эту свя­тую ико­ну на­зы­ва­ют еще Оди­гит­ри­ей, то есть Пу­те­во­ди­тель­ни­цей. Имен­но с этой ико­ной Пат­ри­арх Сер­гий (610–631) об­хо­дил в 626 го­ду сте­ны Кон­стан­ти­но­по­ля с мо­леб­на­ми при оса­де сто­ли­цы ава­ра­ми. В па­мять этой и дру­гих по­бед, одер­жан­ных бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ству Пре­свя­той Де­вы, бы­ло уста­нов­ле­но еже­год­но в суб­бо­ту пя­той сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста со­вер­шать празд­ник По­хва­лы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це («Суб­бо­та Ака­фи­ста»). Пер­во­на­чаль­но празд­но­ва­ние со­вер­ша­лось толь­ко во Влахерн­ском хра­ме в Кон­стан­ти­но­по­ле. В IХ ве­ке празд­ник был вне­сен в устав мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го и в Сту­дий­ский устав, а за­тем вклю­чен в Пост­ную Три­одь и сде­лал­ся об­щим для всей Пра­во­слав­ной Церк­ви.

По­сле па­де­ния Кон­стан­ти­но­по­ля в 1453 го­ду, Влахерн­ская ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на на Афон, а в 1654 го­ду при­сла­на афон­ски­ми ино­ка­ми в дар ца­рю Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу в Моск­ву, где бы­ла по­ме­ще­на в Успен­ский со­бор.

Чу­до­твор­ная ико­на сде­ла­на из вос­ко­вой ма­сти­ки и ши­ро­ко по­чи­та­ет­ся сре­ди пра­во­слав­ных ве­ру­ю­щих.

В настоящее время Влахернская икона находится в Успенском соборе Московского Кремля.

Примечание

Согласно афонскому преданию, это была икона Богородицы Акафистная (Приветствие Бого­родицы, Мирото­чи­вая). (В статье С. Снессоревой, посвященной празднику Похвалы Богородицы говорится о том, что патриарх Сергий носил на руках своих икону Богородицы Влахернскую).

Влахернская икона Божией Матери

Образ Влахернской Божией Матери считается одной из древнейших икон. В наше время святыня имеет огромную ценность. К ней в молитве обращается большое количество христиан со всего мира, ищущих заступничества и покровительства Пресвятой Девы.

Влахернская икона Божией Матери известная также, как Одигитрия, то есть указывающая путь. Как и многие образы Богородицы, данная святыня признана защитницей каждого человека и покровительницей при войнах, нашествии врагов и мятежников. Православная иконография обязана своим зарождением данному образу.

История иконы

С иконой Влахернской связанно имя патриарха Сергия, который в 626 году, во время окружения войсками Константинопольской стены, обходил ее с Божественным ликом. Святой неустанно молился, умоляя в своих просьбах Пресвятую Деву защитить город от вражеского ополчения и натиска. Тяжелое сражение было выиграно благодаря могущественной силе чудотворного образа.

Где хранится икона

В наше время икона находится в Москве, в Рисположенской церкви Кремля. Она широко распространена, поэтому ее можно встретить во многих церквях России, а также в Третьяковской галерее, в церкви Рождества Богоматери в Москве и под городом Дмитровом, в Спасо-Влахернском монастыре.

В чем помогает чудотворный образ

Искренние молитвы пред ликом Пресвятой Богородицы придадут сил и укажут направление для дальнейшего пути. Образ является заступником от недругов, грехопадения, приносит душевное и физическое исцеление и покровительствует семейной жизни. Перед иконой Влахернской молятся в покаянии, просят избавления от тревог, страха и неуверенности. Божия Матерь всегда поможет и поддержит верующего человека в любых трудностях и неудачах.

Описание иконы

На святыне написан рельефный образ самой Пречистой Богородицы. На ее левой руке изображен Младенец, который дает благословение и держит свиток. Мастера иконописи обнаружили, что икона была написана не красками, так как некоторые части тела Богородицы и ребенка выступают с поверхности холста. Многие христиане устрашаются, когда смотрят на икону, так как видят в ней подлинную силу и могущество.

Дни празднования иконы

Изначально день памяти отмечался только в Константинополе, в Влахернском храме. Но в девятом веке праздник стал общим для всех христиан. На сегодняшний день почитание Влахернской иконы Божией Матери приходится на 20 июля по новому стилю.

Молитва пред иконой

Произносить молитву следует с крепкой верой в сердце, добрыми помыслами и любовью. Божья Матерь поможет каждому человеку по вере его. Молитва звучит так:

«Царица Небесная, моя надежда, моя вера, оскорбляемых и притесняемых покровительница! Узри беды мои, услышь мольбы мои, прошу о помощи Твоей, ибо Ты — спасительница наша, и помощь в Тебе наша. Молю, утешь нас и ни оставь молитвы наши не услышанными. Даруй защиту от недоброжелателей и спаси душу мою грешную. Во веки веков. Аминь».

Бог призывал открывать душу свою в молитве и праведности. В трудные минуты, во время тревог и невзгод, каждому необходимо светлое присутствие Господа. Правильно прочтенные молитвы обязательно будут услышаны, а помощь не заставит себя ждать. Мы желаем вам крепкой веры и огромной любви. Будьте счастливы

Икона божией матери влахернской. Подробное описание

Влахернская икона Божьей Матери, также называемая Влахернетисса, относится к числу наиболее почитаемых Православной церковью образов. Предполагается, что она обладает чудотворной силой.

Дата создания изображения – 302 год. По мнению историков, это ещё одно творение евангелиста Луки. В 439 году икона была привезена в Константинополь, и с того момента стала считаться покровительницей города и императоров византии. Лик назвали в соответствии с именем местности, относящейся к западной части города – Влахерны.

Там был убит вождь скифов Влах, а в 5-м веке император Лев Великий избрал место для строительства церкви во имя Богородицы. Несколько позднее именно там Андрей Юродивый наблюдал явление Девы Марии. В 1434 году храм погиб в пламени пожара и икону–защитницу, сопровождавшую императоров Византии во время войн, перенесли в другое место, но название Влахернская остаётся за ней и по сей день.

Описание иконы

Изображение на Влахернской иконе Божьей Матери было создано на базе плоского, вырезанного в дереве рельефа. Для этого использовалась техника воскомастики. Рабочим материалом был воск, смешанный с мощами христианских мучеников, что превратило икону в мощевик. Слой краски был нанесён уже поверх воска, покрывавшего изображения Богоматери и Спасителя.

Из-за особой техники изготовления списков с иконы было сделано немного (меньше, чем пять). Это, в свою очередь, привело к тому, что храмы в её честь на Руси практически не строились. По мнению Павла Алеппского, увидевшего образ в 1655 году, изображение не похоже на рисунок, поскольку оно сильно выступает над гладью доски, создавая впечатление ожившего образа. При соответствующем освещении оно словно обретает плоть, что вызывает в душе смотрящего благоговейный трепет

Популярные статьи  Дивеевские иконы

Иконографический тип образа говорит о том, что он является списком Одигитрии, весьма сходным со Смоленской иконой Божьей Матери. Предполагаемое время написания относится к 15-16 векам. Икона дополнена надписью на греческом языке, которая переводится как «богохранимая». После реставрации 1813 года, к имевшемуся тексту добавился новый (также на греческом): «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное сокровище».

Отличительным признаком изображённой на деревянной поверхности Богородицы является явная массивность фигуры. Сюда же можно отнести крупную, перекрывающую часть полей полосу нимбов. Ступни Младенца подняты высоко и «соприкасаются» с полями иконы.

Местонахождение

На данный момент Влахернская является достоянием Третьяковской галереи. С неё был сделан рельефный список (17-18 века), который пожаловали отцу Григория Строганова, основателя Влахернского храма в Кузьминках, где икона и находится до сих пор.

Церковь в Кузьминках

В Кузьминках церковь отстраивалась трижды. В первый раз деревянная постройка была возведена в 1716-м году под началом Строгановых. Её осветили в честь Влахернской иконы Божьей Матери, являвшейся семейной святыней для семьи, владевшей Кузьминками. По названию церкви местность также получила новое имя – село Влахернское.

В 1732 после пожара здание пришлось поднимать из руин. Обновлённая церковь тоже была деревянной и вскоре (18 ноября 1758 года) тоже сгорела.

В ныне известном, третьем варианте храм строился уже на третий раз (1759-1762 годы), а после был перестроен из-за необходимости проведения ремонта (1784-1785 годы).

Происхождение

Влахернскую икону Божьей Матери доставили из Константинополя в 1653 году. Её подарили Алексею Михайловичу, родителю Петра Великого. К Иконе прилагался документ (грамота), где рассказывалось о её происхождении (Влахернский монастырь в Константинополе) и истории почитания, соотнося образ с константинопольской Одигитрией.

На хранение икона была передана в Успенский собор (в Московском Кремле), но отправляясь в военный поход, царь не забывал взять её с собой.

О чём молиться

Влахернскую икону Божьей Матери почитают, прежде всего, как хранительницу от врагов и нашествий. Её помощи можно ожидать не только во время военных действий, но и в борьбе с обычными недоброжелателями. Также она покровительствует семейным людям, охраняя их от любых внешних вторжений.

Дни почитания: 2/15 июля, 7/20 июля, суббота в пятую седмицу Великого поста.

Характеристика образа

Размеры иконы составляют 46 х 37,5 х 4 см. Хранится в Успенском соборе Московского Кремля. Влахернская икона относится к иконописному типу Одигитрия и выполнена в технике воскомастики, то есть является рельефным изображением. Павел Алеппский, посетивший Москву в 1655 году, писал о ней: «не нарисована красками, но как будто телесная или изображённая мастикой, ибо части её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощённая». Сама воскомастика сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава», то есть икона представляет собой своеобразный мощевик. Источники XIX века сообщают, что среди мощей, использованных для написания иконы, был пепел мучеников Никомидийских (Виктора, Викторина, Клавдиана, Вассы — погибли в IV веке), Синайских и Раифских.

Иконография Влахернской иконы наиболее подробно исследована Н. П. Кондаковым в его сочинении «Иконография Богоматери». Он относит Влахернскую икону к числу трёх икон Одигитрии, которые наиболее точно передают данный иконописный тип (две другие — Цилканская икона Божией Матери IX—XIII веков и стеатитовый образ из Ватопедского монастыря XII—XIV веков). Влахернетисса относится к классическому типу Одигитрии, сложившемуся в константинопольском искусстве в XIII—XIV века. Особенностями иконографии являются: массивность фигуры Богородицы и её почти погрудный обрез, заходящие на поля крупные нимбы, высоко поднятые ноги Богомладенца, которые касаются полей иконы.

Датировка иконы

Левон Нерсесян сообщает, что в средневековых источниках Влахернская икона выступает как «некая мраморная плита с изображением Богоматери в рост, которая находилась в часовне при святом источнике, и вода святая изливалась из дырочек на пол, к праху Богоматери». Само наименование привезённой в Москву иконы «Влахернская» появляется только в середине XVII века в грамоте патриарха Паисия. Этот эпитет в Византии обычно применяли к иконописным изображениям Оранты, мозаика которой, по мнению Н. П. Кондакова, украшала апсиду Влахернского храма. По причинам этих противоречий вопрос о времени создания иконы, присланной Алексею Михайловичу, является спорным.

Иконографические и эпиграфические аналоги иконы датируются XIII—XIV веками. Серьёзная реставрация Влахернской иконы в 1674 году свидетельствует о древнем происхождении образа. С другой стороны, по мнению исследователей:

В легенде об иконе конкретный рассказ о ней начинается лишь после событий 1453 года. Можно предположить, что именно тогда, во второй половине XV века, возникла потребность воссоздать какую-то святыню, связанную с Влахернским храмом. Не исключено также, что на старой основе был реконструирован сильно повреждённый в перипетиях турецкого завоевания древний памятник.

Как правильно молиться образу

Домашний иконостас обычно обустраивают на восточной стене жилища, подальше от бытовых приборов, картин и книг мирского содержания.

Образ Богоматери обычно располагают справа от иконы ее божественного отпрыска, однако если других икон нет, можно расположить его обособленно. Главное, чтобы перед образом было достаточно свободного места для коленопреклонения и молитвы.

Тексты молитв 

Молиться Богородице нужно предельно сосредоточенно и серьезно. Желательно надеть чистую, аккуратную одежду, женщине – повязать платок в знак смирения и уважения перед ликом. Если таковой возможности не имеется, можно молиться и в обычной одежде, в которой вы ходите дома.

Желательно зажечь церковную свечу или лампаду и предварительно прочесть «Отче наш».

Молитва о здоровье и благополучии детей

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим. Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.

Молитва о зачатии чада и благополучном родоразрешении

После молитвы не забудьте поклониться и осенить себя крестным знамением. Если ваши слова шли от души и сердца, Царица Небесная наверняка их услышит!

30.08.21

Храмы в честь Влахернской иконы

В конце X века абхазским царём Багратом II (позже ставшим царём Грузии под именем Баграт III) в честь Влахернской иконы Божьей Матери был построен Бедийский собор, в котором сам царь позже был похоронен.
Храм XVIII века Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках (Москва)— вотчинный храм в усадьбе Кузьминки, давший ей второе (официальное) название — Влахернское
В 1825—1830 годы в

  1. 123Дмитриева Н. Чудотворная икона Божией Матери Влахернская(неопр.) . Православие.Ru. Дата обращения: 21 июля 2009.
  2. Хождение Стефана Новгородца (неопр.) . Дата обращения: 21 июля 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
  3. 12 Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидьяконом Павлом Алеппским / Перевод с арабского Г. Муркоса (по рукописи Московского главного архива Министерства иностранных дел). — М., 1898. — Т. 7, вып. 3. — С. 11.
  4. 123Соколова И. М. Икона «Богоматерь Влахернская» из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. — СПб, 1997. — С. 413—426.
  5. Выходы государей царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 год) / Сост. П. Строев. — М., 1844. — С. 299.
  6. 1234567Соколова И. М. Влахернская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2005. — Т. IX. — С. 119—121. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  7. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. С предисловием и указателем проф. А. П. Голубцова. — М., 1908. — С. 247.
  8. Саенкова Е. М. Константинопольская святыня «Богоматерь Влахернская» в богослужении Успенского собора Московского Кремля последней трети XVII в // Византия и Запад (950-летие схизмы христианской церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами). — М.: Институт всеобщей истории РАН, 2004. — С. 153—154. — ISBN 5-94067-114-4.
  9. Снегирёв И. М. Успенский собор в Москве. — М.: Тип. А. Семёна, 1856. — С. 27.
  10. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. — СПб., 1915. — Т. 2. — С. 187—189.
  11. Константин VII Багрянородный. «О церемониях». 2. 12
  12. Богоматерь Великая Панагия // Эхо Москвы, интервью с Левоном Нерсесяном (неопр.) . Дата обращения: 21 июля 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
  13. Порецкий Н. А. Село Влахернское, имение князя С. М. Голицына. — М., 1913. — С. 43.
  14. Илья Карабанов. Влахернская икона Божией Матери (рус.).Обитель Петрова (28 января 2016). Дата обращения: 19 июля 2020.
  15. Спасо-Влахернский общежительный монастырь. — М., 1894. — С. 27.
  16. О Бедийском Храме/ Сост. О. Ермолаева. — Сухум: Типография Я. А. Шейнберга, 1913 (на внутренней обложке — 1912). — С. 4. (Издание Сухумской Церковно-Археологической комиссии)
Популярные статьи  Акафист святому мученику Трифону

Описание иконы

Размеры иконы относительно невелики: 46 × 37,5 × 4 см. По типу иконописи — это Одигитрия, что в переводе с греческого означает Указующая Путь, или Путеводительница. Необычна техника, в которой она выполнена: это воскомастика, позволяющая получать рельефное изображение. Благодаря этому образ словно выступает над доской, производя на верующих потрясающее впечатление и внушая благоговейный страх.

Еще большую ценность придает Влахернской иконе то, что для ее создания использовался воск и смешанные с ним мощи христианских мучеников, то есть это не просто икона, а мощевик.

От других иконописных образов Богородицы Влахернский образ отличается выраженной массивностью фигуры, а также более широкими нимбами. В живописных копиях (списках) иконописцы старались придать образам Богородицы и Младенца такую же рельефность.

Чудеса, связанные с иконой

За каждым из известных образов числится множество чудесных случаев, связанных преимущественно с исцелением тяжелых недугов и помощью в в разрешении сложнейших жизненных ситуаций.

Например, Скорбященская икона с грошиками практически сразу стала творить чудеса исцеления. После молитвы этому образу встал на ноги парализованный крестьянин, прикованный к одру в течение долгих лет.

Но более всех известен случай с маленьким петербуржцем Колей Грачевым. Мальчик и его сестра, дети состоятельных родителей, внезапно остались круглыми сиротами. Коля тяжело переживал смерть отца и матери, его все чаще стали настигать приступы эпилепсии.

Несчастному мальчику становилось все хуже, скорбящая сестра уже готовилась к похоронам, но икона Богородицы явила очередное чудо. К умирающему Коле во сне явилась Божия Матерь и сказала, что если он посетит часовню, где упали монетки, то исцелится. Так и произошло, когда сестра привезла мальчика к Богородице с грошиками.

Случай с Колей Грачевым обрел широчайший общественный резонанс. О нем даже писали в прессе далеко за пределами России. А дом, где проживали Грачевы, был выкуплен церковью.

Явление Богородицы Николаю Грачеву

Аналогичный случай зафиксирован чуть позднее, когда прихожанка Вера Белоногина исцелилась от чахотки. На несчастную женщину уже махнули рукой врачи, но она услышала голос, повелевший помолиться иконе. Вера пошла в часовню, помолилась, а вернувшись домой, с удивлением заметила, что болезнь ушла!

Описание и значение иконы Божией Матери Влахернской

Изображение Богородицы с Младенцем Иисусом на руках положило начало иконописному стилю Одигитрия (Путеводительница). Образ Божьей Матери выполнен выше пояса. На левой руке у нее восседает Сын Божий, правой она указывает на будущего Спасителя рода человеческого. Младенец правой рукой благословляет верующих, в левой держит свиток. Размер иконы – 46 х 37,5 сантиметра, толщина доски – 4 сантиметра.

Влахернская икона относится к редкому виду греческих рельефных икон. На кипарисовой доске вырезан плоский рельеф, загрунтованный воскомастикой и расписанный красками. Сохранились сведения еще о трех резных иконах, выполненных в такой же технике. Все иконы почитались чудотворными.

Фигуры Богородицы и Младенца Иисуса рельефно выступают над поверхностью доски, создавая иллюзию телесного образа. В состав воскомастики входили частицы мощей святых (пепел раннехристианских великомучеников Никомедийских, Синайских, Раифских) и благоухания. Такие образы называют в иконописи мощевиками-реликвариями.

Массивность и выпуклость образа Богородицы, подчеркнуто большие нимбы акцентируют внимание верующих на ликах Пресвятой Девы и Сына Божия

Где находится святыня

Как уже упоминалось выше, оригинал иконы сейчас находится в Тихвине (Ленинградская область), в храме Богородичного Успенского монастыря. К святыне ежегодно съезжаются десятки тысяч паломников из России, ближнего и дальнего зарубежья.

Помимо главного образа-прототипа, в России существуют сотни списков, десятки из которых почитаются как чудотворные. Только в Москве имеется не менее десятка образов Тихвинской Богоматери с подтвержденными чудодейственными свойствами.

Источник и часовня Тихвинской Богоматери близ Ильинского

Под Москвой, неподалеку от Ильинского, находится небольшая часовня и святой источник, посвященный Тихвинской Божьей Матери. Несмотря на то, что святое место расположено вдали от людных мест и наезженных дорог, к нему постоянно стекаются паломники. Это поистине сказочное место, где можно поклониться Приснодеве, попросить защиты, утолить печали, отдохнуть телом и духом, укрепиться в вере.

Согласно преданию, на этом месте была обнаружена икона Тихвинской Богоматери. Еще до революции ее нашел местный крестьянин, копавший колодец. Как только он извлек образ из земли, из-под него забил чудесный источник.

Архитектурные особенности нового храма

В основу проекта каменного храма Жеребцов положил традиционную для русских церквей четырёхгранную нижнюю часть здания и надстроенный сверху восьмигранный барабан. Так строились многие православные храмы России. Рядом была построена деревянная восьмигранная колокольня. Всё декоративное оформление храма было выполнено в стиле барокко. В 1762 году строительные работы были в целом завершены, но отделка продолжалась ещё в течение двенадцати лет.

Усадьба Кузьминки была предметом гордости графов Голицыных, и на её обустройство они не жалели средств. В 1784 году ими был приглашён известный московский архитектор Р. Р. Казаков, ученик знаменитого В. И. Баженова, работавший вместе с ним над проектом Большого Кремлёвского дворца. Он приступил к реконструкции храма, в соответствии с архитектурными требованиями того времени.

Популярные статьи  Молитвы о здравии мужа

Примечания[ | ]

  1. 123Дмитриева Н. Чудотворная икона Божией Матери Влахернская(неопр.) . Православие.Ru. Дата обращения: 21 июля 2009.
  2. Хождение Стефана Новгородца (неопр.) . Дата обращения: 21 июля 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
  3. 12 Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидьяконом Павлом Алеппским / Перевод с арабского Г. Муркоса (по рукописи Московского главного архива Министерства иностранных дел). — М., 1898. — Т. 7, вып. 3. — С. 11.
  4. 123Соколова И. М. Икона «Богоматерь Влахернская» из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. — СПб, 1997. — С. 413—426.
  5. Выходы государей царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 год) / Сост. П. Строев. — М., 1844. — С. 299.
  6. 1234567Соколова И. М. Влахернская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2005. — Т. IX : «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — С. 119—121. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  7. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. С предисловием и указателем проф. А. П. Голубцова. — М., 1908. — С. 247.
  8. Саенкова Е. М. Константинопольская святыня «Богоматерь Влахернская» в богослужении Успенского собора Московского Кремля последней трети XVII в // Византия и Запад (950-летие схизмы христианской церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами). — М.: Институт всеобщей истории РАН, 2004. — С. 153—154. — ISBN 5-94067-114-4.
  9. Снегирёв И. М. Успенский собор в Москве. — М.: Тип. А. Семёна, 1856. — С. 27.
  10. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. — СПб., 1915. — Т. 2. — С. 187—189.
  11. Константин VII Багрянородный. «О церемониях». 2. 12
  12. Богоматерь Великая Панагия // Эхо Москвы, интервью с Левоном Нерсесяном (неопр.) . Дата обращения: 21 июля 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
  13. Порецкий Н. А. Село Влахернское, имение князя С. М. Голицына. — М., 1913. — С. 43.
  14. Илья Карабанов. Влахернская икона Божией Матери (рус.).Обитель Петрова (28 января 2016). Дата обращения: 19 июля 2021.
  15. Спасо-Влахернский общежительный монастырь. — М., 1894. — С. 27.
  16. О Бедийском Храме/ Сост. О. Ермолаева. — Сухум: Типография Я. А. Шейнберга, 1913 (на внутренней обложке — 1912). — С. 4. (Издание Сухумской Церковно-Археологической комиссии)

Как добраться

Церковь Влахернской Богоматери находится в Стамбуле в районе Айвансарая недалеко от залива Золотой Рог.

Адрес: Kuyu Sok., 34087 Fener, Fatih/Фатих/Стамбул, Турция

Проезд:

Добраться до церкви Влахернской Богоматери можно многими способами, в зависимости от того, где вы находитесь.

Наиболее приятный способ добраться до церкви Влахернской Богоматери – это воспользоваться катером от причала Haliç, который находится недалеко от станции скоростного трамвая Т1 EMINÖNÜ . См. ссылку на расписание катеров по Золотому Рогу в статье о водном транспоте Стамбула (нужно расписание в разделе Haliç). Выйти нужно на причале Айвансарай (Ayvansaray) и немного пройти пешком по ул. Avansaray Kuyusu sokak (см. карту выше)

Если вы хотите добраться до церкви Влархенской Богоматери из Таксима и Бейоглу, и хотите это сделать на катере, то это можно сделать от причалов Karakoy и Kasimpasa (ссылка на расписание в ссылке выше)

Также добраться до церкви Влахернской Богоматери можно от Эминёню (одноименная остановка скоростного трамвая Т1) на многих автобусах, который идут по шоссе вдоль Золотого Рога (№№ 399С, 36СЕ и др.) , выйдя на остановке Айвансарай. Далее немного пройти пешком.

Чтобы добраться до церкви Влахернской Богоматери от Аксарая, Лалели, можно проехать на любом транспорте по бульвару Ататюрка до берега залива Золотой Рог, остановка UNKAPANI (Ункапаны) или пройти туда пешком. А там пересесть на те же автобусы 399С, 36СЕ и др. Любители погулять, могут весь путь проделать пешком через улочки Фатиха, Фенера и Балата. Там есть что посмотреть. Помимо некоторых достопримечательностей, как популярных, так и малоизвестных , вы увидите настоящий нетуристический Стамбул с домами-развалюшками и печками-буржуйками. Вооружитесь только картой или навигатором. В кривых улочках и тупичках старого Стамбула очень легко потеряться.

От Эйюпа до церкви Влахернской Богоматери можно добраться пешком минут за 15.

Из аэропорта Ататюрк добраться до церкви Влахернской Богоматери и вообще в этот район можно так: доехать на метро до любой из станций – Ataköy, Bahçelievler, Zeytınburnu , Merter и там пересесть на метробус. Выйти на остановке Ayvansaray и немного пройти пешком.

Описание иконы

Богородица на Влахернской иконе относится к типу Одигитрия, т.е. указывающая путь. Главная особенность доски в том, что она сделана в технике воскомастики — иконописец смешивал воск с мощами мучеников и наносил смесь на плоское дерево, на котором был вырезан рельеф будущего образа. Сверху мастики нанесена краска.

Влахернская икона Божией Матери
Древний список Влахернской иконы Божией

Важно! Ввиду особенности создания образа, с него сделано всего лишь несколько списков — менее пяти штук. Размеры доски 6 × 37,5 × 4 см, а из-за особой техники написания создается впечатление объемного изображения, как бы выступающего за пределы доски

Богородица изображена по пояс, с Христом на руках. Фигура Матери массивна, нимбы фигур также сильно увеличены так, что перекрывают полосу полей. Облачены персонажи в платья пурпурного цвета, что указывает на высокое их царское положение

Размеры доски 6 × 37,5 × 4 см, а из-за особой техники написания создается впечатление объемного изображения, как бы выступающего за пределы доски. Богородица изображена по пояс, с Христом на руках. Фигура Матери массивна, нимбы фигур также сильно увеличены так, что перекрывают полосу полей. Облачены персонажи в платья пурпурного цвета, что указывает на высокое их царское положение.

Еще Богородичные иконы:

  • Цареградская
  • Утоли моя печали
  • Троеручица

Где находится образ Пресвятой Богородицы

Чудотворная икона «Геронтисса» помогает каждому верующему, который с искренней молитвой обратился за наставлениями и помощью к Матери Божьей. Списки Ее находятся во многих храмах Греции. А оригинальный образ Пресвятой Богородицы «Настоятельница» находится в храме Пантократор на Афоне, при северо-восточной колонне, которая поддерживает купол.

Славится список, который находится в Почаевской Успенской Лавре, где в начале каждого богослужения монахи всякий раз спрашивают благословления Богородицы. Еще один чудотворный образ, написанный в самом монастыре Пантократор, находится в Екатеринбурге, в Ново-Тихвинском женском монастыре.

Православные христиане празднуют память святыне 17 апреля по новому стилю (по старому стилю – 4 апреля).

Храни Вас Господь!

Иконы

Оцените статью
Добавить комментарии