Воспитание целомудрия в православной семье

Есть ли идеальные союзы?

Кажется, что счастливая семья — это некий недостижимый идеал

Вы, ваши знакомые периодически конфликтуете с близкими, у кого-то возникают финансовые трудности, в других семьях кто-то болеет.

И возникает вопрос — а действительно ли есть абсолютно счастливые семьи? Да, они есть. Во многом это зависит от самих людей, состоящих в браке, от их готовности работать над отношениями

, сохранять их.

Наверное, нет понятия абсолютного счастья, да и не достижимо оно. Но создать хорошую, дружную семью способен каждый. Однако это большая работа, и прежде всего над собой.

Вы не можете, не имеете права заставить измениться других

, но способны сами работать над своим отношением к близким людям. А изменив ваше отношение, способы воздействия, общения, вы начнете замечать, что и члены семьи стали вести себя по-другому.

Понятие счастья у каждого человека свое, поэтому нельзя вывести единую формулу, рецепт, следуя которому вы и ваши родные будете непременно удовлетворены совместной жизнью.

Но если стараться нести в мир гармонию и радость, то непременно можно этого достичь. Счастливые семьи есть, и делают их такими сами люди, готовые бороться за свое счастье и строить его.

Дом целомудрия – семья

Воспитание целомудрия в православной семьеФото: Hramermogen.ru

Узкое понимание понятия «целомудрие» означает контроль своих сексуальных желаний и неблаговидных поступков на сексуальной почве. В более широком смысле целомудрие означает добродетель, строгость и чистоту, что проявляется как в отношениях с противоположным полом, так и в манере общения с людьми, во взглядах на жизнь. Это полная противоположность праздности, где неконтролируемая разгульность доводит до сексуальной невоздержанности и разврата.

Целомудрие развивается в детях только на примере родителей, все начинается с семьи

Следует обратить внимание на отношения между супругами, на отношение родителей к детям. Заботясь о взрослеющей дочери, следует развивать в ней женственность, мягкость характера, уступчивость

Девочка, девушка, женщина… Вне зависимости от возраста необходимо выглядеть красиво, но зацикливаться на нарядах не нужно. Не стоит поощрять интерес к косметике, девочки ее воспринимают как шаг к взрослению и неуемно пользуются ей. К тому же взросление у многих ассоциируется с сексуальной свободой. Родители должны быть знакомы с подругами и друзьями дочери, уметь влиять на ее круг общения.

Целомудренному человеку сложно жить в современном мире среди блуда и жестокости. Но он обязательно получит от Господа награду за свой земной труд и подвиг целомудрия.

Мальчик как будущий воин

Наивно полагать что все же наступят
такие време­на, когда люди перестанут воевать. Это наивная и
к тому же вредная утопия. Поэтому воинское воспитание
мальчика, формирующее мужество прежде всего — фундамент
характера мальчика. Американский проповедник К. С. Льюис
пишет: «Целомудрие, честность и милосердие без мужества —
добродетели с оговорками. Пилат был милосерден до тех пор,
пока это не стало рискованным». Формы обучения, где есть
элементы воинского воспитания, могут быть различны, —
начиная от спортивных секций и кончая летними трудовыми
лагерями и пр. Дисциплинированность, собранность, умение
терпеть и преодолевать трудности (холод, усталость,
неудобства и т.п.). Характерным свойством русского воинства
всегда был его его оборонительный, неагрессивный характер.
Это пошло со времен равноапостольного князя Владимира,
который завещал никогда не нападать первым. Традиционно
русское воинство было христианским. И поэтому к мужеству
всегда добавлялось еще одно важнейшее личностное качество —
это жертвенность. Нет большей той любви, как если кто
положит душу свою за друзей своих,- говорит Господь.
Презрение смерти, стояние до конца за свой народ — вот
признаки русского воинства. Немаловажным здесь же является
воспитание дисциплинированности, послушания и забвения себя,
без которых немыслимы ни армия, ни Церковь. Недаром
формированием русского мужчины в России исторически всегда
занимались монастырь и армия. Более того, армейская
дисциплина, где послушание всегда было без ослушания, в
своих дисциплинарных нормах всегда калькировала монастырь.

(Увы, практически все это — это слишком
идеализированное представление. Стоит вспомнить, что именно
благодаря тому, что русское «христолюбивое» воинство — более
половины 70 тыс. Петербургского военного гарнизона, изменив
присяге и преследуя свои шкурные интересы, поддержало
февральский мятеж, стала возможной Февральская революция
1917 года. При этом практически все высшее военное
командование русской армии, кроме адмирала А. Колчака
поддержало отречение царя Николая II. Имей он тогда
поддержку действительно «христолюбивого» воинства – события
бы развернулись совсем иначе! – Прим. МС).

Осуществление этой части воспитательной
работы сопряжено еще и с идеалами отечественных
героев-воинов: святым благоверным князем Александром
Невским, А. В. Суворовым, М.И. Кутузовым и другими.

В Детском Православном Центре «Новая
Корчева» в Конакове данная задача реализуется в детских
трудовых летних школах, в работе капеллы мальчиков, в группе
мальчиков-алтарников в храме. Сейчас разворачивается
сотрудничество с детской школой борьбы, где установка на
готовность и дисциплину общеизвестна.

Важнейшим моментом является сходство
общностей в Православии и в русской армии. И то и другое
можно без оговорок назвать братством.

А это — есть альтернатива, с одной
стороны, «кампашкам» и групповщине; стремлению к
индивидуали­зации и отчуждению — с другой.

Принципиальная особенность братства
состоит в том, что оно совмещает в себе дисциплинированность
и послушание со свободой и сохранением себя и своей
автономии. Российское воинство исторически имело еще два
неотъемлемых свойства. Оно, во-первых, было христолюбивым,
т.е. любящим Христа и Господа, а во-вторых, добропобедным.
Победы, которые доставляла русская армия своему народу — это были победы добра над злом.

В тоже время русские воины в своем
великодушии восходили до жалости к врагам. Нам могут
привести много примеров, которые противоречат
вышесказанному. И с этим надо будет обязательно согласиться
для того, чтобы восстановить прекрасный идеал русского воинства.

Популярные статьи  Молитвы Моисею Мурину

Православие детям

Для малышей, воспитываемых в христианской семье, православие является частью жизни. Восприятие детьми вечерних и утренних молитв должно быть как обычный разговор с Богом, оценка своих поступков. Воспитывая детей в православии родители с малых лет знакомят с христианскими обычаями, законами, нормами поведения. Не стоит забывать, что главный учитель — правильный пример родителей.

Малышей от года до трех лет стоит приводить в церковь и рассказывать о происходящем там (соответственно тихим тоном), покажите своему чаду иконы, дайте все рассмотреть ему. Объясните, что шуметь в церкви нельзя, а если малыш устал и не может устоять спокойно, просто выйдите на улицу. Православные христиане никогда не будут “шикать” на крох в церкви, только могут помочь отвлечь его или проигнорируют.

Детсадовские дети готовы принять информацию о христианстве. В некоторых садах проходят беседы на тему религии и веры. В крупных городах России стали открывать православные сады, в которых с самых малых лет знакомят деток с православием.

Осторожно — антипрививочное мракобесие!

К сожалению, нередко
антинаучные заблуждения берут на свой щит малообразованные православные христиане. Антипрививочные
настроения появились вне православной среды, но, к сожалению, сейчас
укоренились именно у нас, по храмам распространяются
псевдонаучные брошюры о «абсолютном вреде вакцинации», хуже того,
некоторые священники далекие от медицины с амвона начинают
вести антипрививочные проповеди во время богослужения. Все
это не только дискредитирует Церковь, но может иметь прямо
смертельные последствия для детей прихожан, которые по
своему недоразумению отказались делать своим детям прививки, и таких случаев уже немало. Именно поэтому мы специально
сделали этот подраздел, дабы способствовать прекращению антипрививочного мракобесия.

Объективная правда о прививках и ложь антипрививочного движения — сборник материалов

Воспитание в православии

Дети в православной семье сызмальства приучаются помогать друг другу, причем основа их взаимодействия – доверие и любовь. Вера придает смысл каждому поступку. Особая роль отводится труду: для ребятишек естественно убирать за собой не только игрушки, но и участвовать в уборке дома, мытье посуды, помогать по хозяйству матери и отцу. Причем никакого особого значения, как это бывает при светском воспитании, такой труд не имеет – это естественный процесс.

Православие основано на нескольких моментах:

  • ежедневный труд на благо семьи;
  • совместная творческая и бытовая работа взрослых и детей;
  • семейные традиции, связанные с вопросами веры.

Молитва утренняя и вечерняя воспринимается не как формальность, а как разговор с Богом, в котором чадо испытывает потребность. Это очищает душу, заставляет со стороны, зачастую критически, ежедневно оценивать свои поступки. Очень важный момент, о котором говорят психологи при коррекции семейных проблем: дети должны научиться испытывать не вину, а чувство стыда за свои проступки. Православие дает возможность развивать именно это чувство, что благотворно сказывается на поведении детей и их взаимоотношениях с окружающими.

Воспитание целомудрия в православной семье

Рекомендуем к прочтению:

  • Правила воспитания еврейских детей
  • Как правильно воспитать сына

«А как же развитие личности в творческом плане?» – могут спросить современные родители. Творчеству по традиции отводится большая роль. Не нужно думать, что весь день малыш занят молитвой и работой. Отнюдь! С самого раннего возраста он находится в условиях, благоприятных именно творчества.

Рукоделие, роспись, лепка, вышивание – такая же часть православной культуры, как посещение церкви и соблюдение праздников. Хотя и праздники дают простор для творчества: Рождество, Пасха,Троица и другие значимые даты обязательно сопровождаются поделками из природных материалов (например, изготовление рождественского вертепа, ангелочков, раскрашивание пасхальных яиц и пр.), то есть непосредственно развивают мелкую моторику и эстетический вкус.

Одновременно вырабатываются необходимые умения и навыки (усидчивость, целеустремленность). Дорогого стоит и особая атмосфера радости, праздника, единения со своей семьей – того, чего так остро не хватает современным семьям. Именно любовь – универсальный творческий двигатель, оказывающий огромное влияние на детскую душу.

Воспитание целомудрия в православной семье

Отдельного упоминания заслуживают такие традиции, как именины, крещение, отпевание усопшего родственника, поминовения. Все это обязательные элементы православной культуры, которые заставляют ребенка с самых первых дней жизни почувствовать себя в особой атмосфере духовного родства с окружающими, осознать себя частью великой культуры, истории, принять как данность определенный жизненный цикл.

Это важнейшие составляющие душевной экологии, основа нравственного здоровья, залог счастливой, гармоничной взрослой жизни.

Проблемы православия

Как же воспитывать чадо в обществе, в котором на первом месте стоит материальное благосостояние, а моральные устои давным-давно отошли на второй план?

Эта проблема особенно остро стоит для православных семей. Каноны, по которым воспитываются дети христиан, зачастую отличаются от общественных идеалов. К основным традициям православного воспитания относятся:

  • любовь и доверие как основа отношений между всеми членами семьи;
  • доминирование отца во всех жизненных аспектах;
  • строгие рамки дозволенного;
  • привлечение детей к бытовым обязанностям;
  • творческая направленность развития.

Трудные подростки

Переходный возраст грозит родителям ещё большими проблемами: ребёнок вырос и не желает беспрекословно подчиняться. В старших классах школы появляется очень много соблазнов для неокрепшей личности, в том числе:

  • проблема воровства;
  • сквернословие;
  • вредные привычки (алкоголь, сигареты);
  • наркомания;
  • близость с противоположным полом.

Известны случаи, когда на этом жизненном этапе человек совсем отдалялся от церкви, но спустя время возвращался. Это благоприятный исход, которого можно добиться, только если на протяжении всей своей жизни ребёнок видел искренность в родительских молитвах и возвышенную любовь к Богу. Тогда православие принесёт свои значимые плоды, и подросток уже осознанно вернётся в храм.

Из истории:

  • Судьба потомства Екатерины II
  • Организация процесса воспитания на примере царской семьи Николая II

Кто такая целомудренная девушка?

Воспитание целомудрия в православной семьеФото: Flickr.com

Целомудренной называют девушку, которая приняла духовность и физическую чистоту от матери и отца. Эти же качества   она  передаст своим детям. Она спокойно дожидается момента встречи со своим избранником, а если таковой уже есть – показывает ему необходимость разумного воздержания до свадьбы, что позже положительно скажется на их детях.

  • Внешняя красота девушки не броская, она не пытается выглядеть ярко и эффектно.
  • Она во всем знает меру, не кичится своими знаниями и способностями.
  • Ей интересно осмысленное общение, а не пустая болтовня.
  • Ее основные качества: душевная и телесная чистота, скромность, чувство долга, умеренная стыдливость.
  • Она кроткая и смиренная, занимается благотворительностью, не имеет дурных привычек и порочных привязанностей.
Популярные статьи  Как увидеть свои грехи?

Гармония — понятие и проявления

Гармония

— это состояние баланса, равновесие.

В гармоничной семье практически нет ссор, а если и возникают спорные ситуации, то они решаются максимально эффективно и выгодно для всех ее членов.

В гармоничной семье ощущается спокойствие, целостность,

присутствуют позитивные эмоции, а если кто-то расстроен, болен, то близкие люди поддерживают, помогают выбраться из эмоционального негатива или сложной жизненной ситуации.

В семье, где присутствует баланс, утро начинается позитивно, вечером люди спешат домой, потому что там их ждут близкие, которые нуждаются во внимании и заботе.

Основа гармонии — спокойствие и , что ты нужен, что близкие всегда поддержат тебя, подарят улыбку, помогут улучшить настроение.

В таких семьях неприемлемы — они нарушают создавшийся баланс, вносят негатив в существование. Гармоничные семьи избегают , как фактор, угрожающий спокойствию и целостности

Православие для малышей

Рождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя, но в православных семьях это событие воспринимается не так, как в светских. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами, как:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • причащение;
  • воцерквление.

Родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре, и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие.

Воспитание целомудрия в православной семье

Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания: напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.

От года до трёх

К первому дню рождения ребёнок уже обладает многими навыками и понимает речь. Меняется и его жизненный уклад: малыша чаще водят в храм, а дома вовлекают в хозяйство и творческую деятельность.

Немаловажную роль играет совместная творческая деятельность: малыши с раннего возраста лепят и рисуют со старшими ребятами. Рукоделие напрямую связано с православными традициями, ведь каждому церковному празднику соответствует своя поделка.

Воспитание целомудрия в православной семье

На этих принципах строится воспитание до 3 лет. Именно в этом возрасте закладываются самые важные черты характера, формируются привычки, развиваются мышление и эстетический вкус.

Православие и детский сад

Верующие родители сталкиваются с определенными сложностями, когда приходит время отдавать подросшего ребёнка в детский сад. Ведь садик – это не только возможность общаться со сверстниками, но и строгая дисциплина. Правила поведения в дошкольных учреждениях сильно отличаются от тех, к которым привык малыш, воспитанный в традициях православия.

Перешагнув рубеж пятилетнего возраста, ребёнок уже может выбирать, что ему нравится, а что нет. Но он ещё очень мал, чтобы самостоятельно отличать плохое от хорошего. В воспитании детей старшего дошкольного возраста родителям придётся проявить настойчивость, чтобы не упустить все то, что они взращивали в маленьком человеке с рождения. Здесь пригодится традиционный для православия метод «кнута и пряника»: строгие наказания, смягчаемые особенной любовью и лаской.

Беседы о семье протоиерея Илии Шугаева:

  • Фильм первый. Любовь и влюблённость — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм второй. Первая любовь — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм третий. Как правильно вступить в брак — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм четвертый. Как не нужно вступать в брак — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм пятый. Отношения между мужем и женой — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм шестой. Появление детей — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм седьмой. Планирование семьи. Аборты и контрацепция — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм восьмой. Многодетность — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм девятый. Глава семьи — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм десятый. Мужественность и женственность — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм одиннадцатый. Взрослость молодых людей — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм двенадцатый. Внутренний уклад семьи — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм тринадцатый. Воспитание будущего семьянина — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм четырнадцатый. Капризы и непослушание детей — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм пятнадцатый. Как уберечь детей от курения, алкоголизма и наркомании — протоиерей Илия Шугаев
  • Смотрите другие фильмы раздела «Беседы о семье протоиерея Илии Шугаева»

Асфальтовый мальчик

Жизнь города – жизнь удаленная от
природы. Накладывает на ребенка свою печать. Это нередко
формируют некую грациозность, утонченность, женственность, а
также отсутствие простоты и мужества.

Кроме того, такой мальчик нередко
воспитывается либо в неполной семье, либо в семье, где он —
единственный ребенок. И это тоже довольно часто порождает
эгоизм, тщеславие, одиночество, трудности в общении со
сверстниками, депрессию, витальную тоску и уныние.

Город осознается при этом нередко как
нечто узкое, то, что сковывает, как «каменный мешок».

Если мальчик делает успехи по музыке,
то своеобразная музыкантская утонченность также нередко
ведет к депрессивности, нервности, истеричности, тщеславию,
капризности, возникает своеобразный феномен «кумира семьи».

Упования родителей на то, что «великая
музыка» сама по себе сможет облагородить душу — все эти
упования, как правило, оказываются тщетными. Ибо великое
искусство развивает лишь душевность личности. А
начитанность, многознание и осведомленность таких детей не
рождает, к сожалению, светлого ума. Начитанность и
осведомленность, не подкрепленные духовностью, рождают все
те же высокоумие, надмен­ность и нередко цинизм.

Собственно же одухотворение приходит
через веру и религиозность. Кстати, именно поэтому
композито­ры писали как религиозную, так и светскую музыку.

Не надо понимать автора в том смысле,
что он пренебрегает искусством. Отнюдь! Религиозное
искусство и светское многим обязаны друг другу. Речь идет
здесь просто о разных уровнях: воспитание душевности и
воспитание духовности.

Популярные статьи  Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу

Отсутствие духовного воспитания рождает
праздность души. Праздность, пустота, невостребованность
души возникает даже и при формальной загруженности детей в
различных школах, секциях и кружках: Но свято место никогда
не бывает пусто. Чисто энергетически душа ребенка постепенно
заполняется энергиями, имеющими безблагодатную, а часто и
откровенно демоническую природу.

С этим связаны излишняя мечтательность и романтизм, сопряженные нередко с потерей
чувства реальности. Глубина депрессивности у многих
сегодняшних детей все чаще сочетается с суицидальными тенденциями.

Описанные отрицательные характеристики
социального «верха» детского общества, увы, не делает его
верхом в подлинном смысле этого слова. И причин главных
здесь две: отсутствие мужества и праздность. И нам,
священникам, приходится очень часто выслушивать горькую
исповедь матери о той или иной трагедии в жизни сына и
восклицания типа: «За что, ведь я все ему дала».

***

Итак, речь здесь видимо идет о таинстве
устроения самой души той или иной девушки или женщины. Та
женщина, которая «сама не в себе» — именно она и не может,
по-видимому, иметь дома. И обретение дома для женщины
приходит параллельно с возвращением к себе, к святыне своей души.

Вместе с тем не стоит возлагать всю
ответственность за дом на женщину, так как хозяин и муж тоже
не всегда бывает сегодня в должной форме. А иногда даже и до
такой степени, что у всякой хозяйки руки опускаются.

В Евангелии от Луки есть замечательный
рассказ о Марфе и Марии: «В продолжении пути их, пришел Он в
одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом
свой; у ней была сестра, именем Мария, которая села у ног
Иисуса и слушала слово его. Марфа же заботилась о большом
угощении, и подошедши сказала: Господи! или Тебе нужды нет,
что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы
помогала мне. Иисус сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! Ты
заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария
же избрала благую часть, которая не отнимется от нее»
(Лк.10:38-42).

Данное место не стоит толковать, как
оппозицию мирского и монашеского образа жизни или
умонастроения.

Марфа заботилась, как сказано, о
«большом угощении», т.е. речь здесь идет попечение об
излишествах и пустой суетливости, которые бывают характерны для женщин.

Воспитание целомудрия в православной семье

Много глупостей было сказано и в адрес
Церкви, когда речь шла о равенстве женщин в период, как
сказать, «стирания граней», между городом и деревней, между
русским и украинцем, мужчиной и женщиной и пр. И, увы,
процесс этот продолжается и сегодня.

А ведь проблема решается предельно ясно
в первых же главах Библии: мужчина и женщина равны по
достоинству, но не равны по происхождению. По плоти Адам и
муж Еве и отец одновременно. Мистика этих отношений и
отражает сущность христианского брака.

Равенство «по достоинству» означает
равенство природы мужчин и женщины: вечной души, свободной воли и разума.

Православная Церковь является кладезем
великих примеров и идеалов для подражания. И для наших
сегодняшних девочек и девушек таковым прежде все­го является
житие Самой Божией Матери. Ибо Пречистая Дева и есть Кладезь
целомудрия и чистоты. Это также и святые образы
жен-мироносиц, святых мучениц и преподобных. Назидает
девушку-христиан­ку и жизнь и подвиг той святой, именем
которой она наречена во святом крещении. Для христианок
Твер­ского края непреходящим примером жертвенности, верности
своему мужу, христианского благочестия и чистоты является
великая княгиня, а затем и инокиня Анна Кашинская.

С верой в возрождение этих святых для
русского сердца идеалов в среде наших российских девочек,
девушек и женщин сегодня мы и заканчиваем наш разговор о
воспитании русской девочки.

Борис Ничипоров

Введение в христианскую психологию:

&азмышления священника-психолога. -М.: Школа-Пресс, 1994.

Святитель Тихон Задонский

Учителям учеников обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому грамота без страха Божьего — не что иное, как меч у безумного. Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать и так безстрашно и своевольно им попускают жить; другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. Оба — и те, и другие — погрешают. Везде ибо излишество порочно; строгость и милость безрассудная во всяком чине порицается. Сия в расслабление, своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных; другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает. Везде ибо умеренность и средний путь похваляется. Сего ради родителям благочестивым среднего пути держаться должно.

Авторитетные мнения

В поисках истины родители часто обращаются к священнослужителям. Например, священник Даниил Сысоев в своих лекциях дал исчерпывающие ответы на множество вопросов о воспитании. Беседы с ним помогли не одному родителю найти подход к чаду и укрепиться в своей вере.

Для матерей и отцов, изучающих влияние церкви на детей, книга известного богослова Николая Евграфовича Пестова будет идеальным помощником. «Православное воспитание детей» можно приобрести как отдельное издание, так и в сборнике «Современная практика православного благочестия». В этом двухтомном труде доступно изложены основы построения христианской семьи, а также проблемы, с которыми приходится сталкиваться верующим в светском государстве.

Оцените статью
Добавить комментарии