За что Христос проклял смоковницу?

Значение проклятия смоковницы

Фото: Flickr.com

Все время, которое Господь провел с людьми, он служил образцом милосердия, служения людям, прощая им самые страшные грехи и ожидая от них раскаяния и веры. Может быть, поэтому фарисеи считали его слабым и не способным на проявление жесткости и силы? Иисус решил показать, что Спаситель мира является еще и Судьей для тех, кто предстанет перед ним в свой час с нераскаянными грехами. Для тех, кто только внешне показывает себя верующим, а плода в виде приближения к Богу – не дает.

Виноград и смоковница являлись символами Израиля. Ведь в Ветхом Завете он называется «виноградником Господа» и «смоковницей». Мир и Божие благословение израильскому народу символизировало это дерево.

И когда после проклятия Господом смоковницы на другой день ученики с ним шли в Иерусалим, то увидели, что дерево, которое вчера сияло листьями, было совершенно сухим. Это поразило их, и слух о чуде разошелся по городу. Но израильтяне не захотели понять предупреждения, хотя это было не первое слово, сказанное Господом о символе Израиля.

Фото: Flickr.com

Примерно за полгода до этого события Иисус Христос рассказал ученикам притчу о смоковнице, которая не приносила плода в течение 3 лет. Хозяин хотел ее вырубить, но виноградарь сказал, что еще попробует удобрить ее и поработать с ней. И если тогда она не принесет плода, то нужно будет ее срубить.

Это было начало истории со смоковницей. Господь дал понять, что он не сторонник строгих мер, он до последнего часа борется за каждого человека, удобряя его душу и надеясь на то, что она начнет плодоносить, рождая любовь и милосердие. Но плода от Израиля он так и не дождался.

Для истории проклятие смоковницы, это символ духовной смерти тех религиозных руководителей евреев, что не желали признать Христа и отправили его на страшную смерть. Но в Священном Писании изложены не чудеса и легенды. Это живая книга, которая и сегодня для нас является руководством к действию, предостережением и напутствием. Поэтому притча о смоковнице должна служить для нас уроком того, что нужно не внешним признакам отдавать приоритет, а приносить плоды – покаяние, оставление своих грехов, воспитание детей в вере и доброте, милосердие и любовь.

Читая Евангелие, люди должны становиться лучше и ближе к Богу.

Почему Иисус проклял смоковницу

Иисус подошел к дереву в поиске плодов, несмотря на то, что по сезону они еще не созрели, не знать об этом Он не мог. В Библии прежде мы встречали упоминание о смоковнице. Именно из листьев этого дерева сотворили себе одежду Адам и Ева, вкусив с дерева познания. В Ветхом Завете смоковница считалось символом расположения Бога и образом мира.

В Новом Завете упоминание о смоковнице тоже встречается еще до проклятия:

Иисус часто говорил притчами, в этой в образе смоковницы предстает Израиль. Иисус три года проповедовал там, смоковницу «возделывал» Господь, но она не давала «плода». Народ Божий оказался не готов ко встрече с Мессией. Люди ждали Бога величественным, грозным, Иисус, вошедший в Иерусалим на ослике не отвечал мирским представлениям о Спасителе. В притче о смоковнице Иисус просит Бога Отца не срубать дерево, дать людям шанс, он продолжает «возделывать» смоковницу, но предчувствуя свою скорую смерть на кресте и страдания, выносит смоковнице приговор позднее.

Проклятие смоковницы было предупреждением. Иисус не причинял людям вреда, но дал знать, что ждет тех, кто сделает неправильный выбор. Даже в этой притче Бог пытается защитить и предостеречь людей, которые будут к Спасителю совсем не так милосердны…

Почему же все-таки Иисус подходит к дереву еще до того, как на нем должны появиться плоды? Дело в том, что инжир дает плоды прежде, чем появятся листья. Потом они долгое время зреют. Иисус же подошел к дереву, покрытому листьями, несмотря на «не сезон» там могли бы найтись и плоды. Израиль был единственным местом, где в этот момент находился Мессия, народ Божий отличался от других «смоковниц», но «плоды» так и не появились.  Красота и листья, выросшие на смоковнице, манили путников обманчиво. Так и мнимое благочестие не спасало людей, которые отказались верить Спасителю.

Так смоковница стала символом отвержения Бога, маловерия, мнимого благочестия, ложной красоты. Читая притчу, надо понимать, что не стоит воспринимать все буквально и речь, конечно же, идет не о дереве. Ведь Господь, сотворивший столько чудес, мог заставить смоковницу дать плоды! Но, оставляя людям свободу воли, Иисус просто отходит от смоковницы, не заставляя ее плодоносить силой, но обозначив ее безрадостное будущее.

https://youtube.com/watch?v=qYAooUKocDA

Библия неоднократно говорит о смоковнице

Библия часто упоминает смоковницу. Это дерево единственное, упомянутое среди многочисленных деревьев, которые произрастали в Эдемском саду (Быт 3,7).

Именно поэтому из листьев смоквы или же фигового дерева Адам и Ева сделали себе одежду после того, как вкусили запретный плод с Древа познания добра и зла.

За что Христос проклял смоковницу?Тициан — Адам и Ева Тициан. 1488 — 89 годы. Адам и Ева, вкусив запретный плод и узнав свою наготу, прикрыли свою естество листьями фиги — смоковницы

Кроме того, в священном Писании также говориться о том, что в Палестине всегда росло много смоковниц (Втор. 8:8). Среди иудеев это дерево, имеющее широкую крону и дающие сладкие, вкусные плоды всегда считалось символом мира и благополучия.

Созревать смоквы начинали с праздника Пятидесятницы. С этого дня начинался годовой цикл, во время которого инжир-смоква плодоносил.

Всего же дерево давало три урожая. Особенно ценились ранние смоквы (Ис. 28: 4; Иер. 24:2; Наум. 3:12). Неурожай инжира считался большим бедствием.

За что Христос проклял смоковницу?Плоды смоковницы или инжира. Созревать они начинали с праздника Пятидесятницы. Вначале на дереве появлялись плоды, а потом листья

На этом дереве вначале появляются плоды и потом только вырастают листья. Появление листьев означает наступление лета. Естественно, что дерево с листьями, но без плодов достойно осуждения.

Популярные статьи  Молитвы перед началом работы

Появление листьев на смоковнице говорит о наступлении лета.

Все эти сведения необходимы для того, чтобы правильно понять поступок Христа. Без них невозможно уяснить смысл притчи и понять, почему Иисус проклял смоковницу.

Значимость этого поступка Спасителя столь велика, что о нём поминается не только в Евангелии от Матфея 21.19, но и ещё три раза: (Мф.  21.20, Мк.  11:20, 11:21).

Под библейской смоковницей понимается сикимор

Необходимо отметить, что библейская смоковница — это обычная смоковница, к которой всей привыкли. Под смоковнице в Священном Писании понимают сикимор. Сикимора или «дикая смоковница», так же как и обыкновенная смоковница, относится к роду Фикус семейства Тутовых.

За что Христос проклял смоковницу?Сикимор — это библейская смоковница. С точки зрения биологии это дикий вариант инжира. Главное отличие от культурной смоковницы — урожай один раз в год

Это вечнозелёное дерево, которое произрастает в африканских саваннах и лесах. Ствол его прямой, имеет высоту 30 — 40 метров, а в Палестине до 20.

В холодные зимы растение листья может сбрасывать. Ветки с млечным соком. Листья крупные, длинной 18 — 20 сантиметров, овальной формы.

Сикмор в Палестине вырастает до 20 метров в высоту.

Плоды сикимора съедобны, при этом они мельче плодов настоящих смокв. Ими часто питались жители Иудеи, так их сбором занимался пророк Амос (Мам. 7:14). При этом главная ценность библейской смоковницы заключается в её древесине, а не плодах.

Дело в то, что растение обладает быстрорастущим прямым стволом. Он пригоден для выполнения любых строительных работ.

От обычной смоковницы сикимор отличается тем что, это вечнозелёное высокое дерево со стройным стволом. Смоковница же — это невысокое дерево, с толстым стволом. Смоковница даёт плоды двух типов: сочные и сухие, сикимор — одного.

Смоковница произрастает в прохладных субтропиках, а сикимор растёт в Африке, в более тёплой местности.

В наше время библейская смоковница растёт в диком состоянии. Учёные же утверждают, что сюда её первоначально принёс человек, как ценную хозяйственную породу дерева. Библия говорит о том, что выращивать сикимор в Иудее и Палестине начал царь Соломон (3Цар. 10:27, 2Пар. 1:15).

Дело в том, что он не хотел покупать у других народов строительную древесину и решил развести рощи сикиморов на территории собственной страны.

Кроме того, такие рощи, высаженные на спорных с соседними племенами, территориях символизировали господство царя Соломона над ними.

За что Христос проклял смоковницу?Царь Соломон в преклонных летах. Гравюра Гюстава Доре. Царь Соломон решил развести рощи сикиморов в Израиле для того, чтобы обеспечить его строевой древесиной

В Синодальном переводе иногда сикимора называется смоковницей

Это важно для понимания смысла притчи о бесплодной смоковнице. Скорее всего, Иисус проклял обычную смоквицу, которая сбрасывает листья

Дикий же вариант этого растения — листья никогда не сбрасывает. Кроме того, согласно коптской легенде святое семейство укрылось под сикиморой во время его бегства в Египет.

Таким образом, Иисус должен был знать его отличительные признаки и уметь отличить его от домашней смоковницы, плоды которой значительно вкуснее и сочнее.

Смоковица — это инжир или фиговое дерево

Смоковица носит несколько названий. Так её ещё называют инжир и фига. Кроме того, ещё бытует название «винная ягода».

С точки зрения ботаники, это субтропическое листопадное растение. Его латинское название — Fícus cárica. Это дерево из рода Фикус, семейства Тутовых.

Родина инжира — горные районы Карии. Такое название в древности носила одна из провинций в Малой Азии. Его выращивают как ценное плодовое растение, ведь одно даёт плоды, называющиеся винные ягоды.

Ареал распространения смоковницы широк. Например, она распространена на территории Средней Азии, Средиземноморья, Иранском нагорье.

За что Христос проклял смоковницу?Смоковница — это инжир или фиговое дерево. Оно часто упоминается в Библии, так, например, единственное среди деревьев упомянуто как произрастающее в Эдемском саду

Считается, что инжир — это самое древнее культурное растение. Первоначально оно выращивалось в Аравии. Позже его заимствовали египтяне, сирийцы, и финикийцы. Знали смоковницу и на территории Древней Иудеи.

Листья фигового дерева крупные, имеют три, пять или семь лопастей. Они твёрдые и жёсткие. В пищу употребляют сочные, сладкие соплодия, имеющие грушевидную форму. Они покрыты тонкой кожицей с мелкими волосками.

Цвет плодов инжира разный начиная от жёлтого до чёрно-синего. Чаще всего же встречаются жёлто-зелёные плоды. Кроме того, фиги используют в медицине как лекарство, например, для лечения бронхиальной астмы.

Толкование

Когда Господь проходил со Своими учениками мимо смоковницы, и увидел, что на ней нет плодов, то Он проклял ее. После чего она засохла. Это первый раз за все чтения Евангелия, указано, что Господь проявляет карательную власть. В Евангелие мы видим Его человеколюбивым Богом, который исцеляет, утешает страждущих, болящих, спасет людей. Вдруг совершенно неожиданные два события: во-первых, Господь укоряет смоковницу, что не принесла плода, хотя Он совершил проклятие в то время, когда в странах Востока деревья не плодоносят; во-вторых, будучи человеколюбивым, Он вдруг изрек такое страшное проклятие, что смоковница тут же усохла.

Преподобный Исаак Сирин видит в этих происходящих событиях следующий смысл. Во-первых, проклятие смоковницы является продолжением плача о Иерусалиме. Господь пришел в город и увидел, что жестокий иудейский народ, который бы должен был признать пришествие своего Мессии, не совершил этого. Мало того, они решили убить своего Создателя, не увидев в нем своего Господа.

Творец застал отсутствие истинной живой веры, которая должна была принесли плод, но так не случилось. Поэтому под народом подразумевается смоковница, которая покрыта листьями, но не принесла никакого плода.

Листья на дереве по духовному значению, означают наши многозаботливые попечения. То есть дерево покрыто листьями. Вот, например, если мы подойдем к осинке или березке, то они не принесут нам особой пользы Они покрыты листьями, но нет плодов. А вот плодоносящее дерево, например, яблоня, она и глаз порадует и одновременно даст нам вкусить плод.

Вот когда Господь пришел в Иерусалим, он застал его подобным бесплодной смоковнице: листьев много, а плода, нет. Поэтому проклятие смоковницы – это логическое продолжение того плача или того пророчества, которое Господь изрек о Иерусалиме (его разрушения, за то, что народ не признал время пришествия Господа).

Популярные статьи  Молитвы Святого Франциска

Когда мы смотрим на эти события, то нужно понимать, что они всегда касаются нашей жизни. Притча говорит о том, что даже если человек в своей жизни не приносит никакого плода, то Господь старается ему помочь. Он может попустить человеку какие-то испытания для того чтобы обратить его к Себе. Чтобы в его жизни все-таки появился плод. Ну, а если этого нет, то выход только один – на дрова.

«Плод жизни» – это плод духовный, который есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, кротость, воздержание, милосердие. Но человек часто этого не видит, и находится в осуждении, раздражении, гневе, завести, беспокойстве, суеверии, подозрительности и так далее. У него нет ни одного духовного плода. Он даже источает такую любовь, от которой все шарахаются.

Проклятие бесплодной смоковницы… (Мф. 21:18–22)

За что Христос проклял смоковницу?

Фото: Правблог.ру

Чтобы избежать происков врагов и волнений среди людей, Господь каждую ночь последней недели перед распятием проводил за пределами Иерусалима. Он провел ночь в Вифании со своими друзьями и последователями. Но рано утром он спешил снова проповедовать в храме святого города.

Его проповеди были доступны всем, кто хотел и хотел следовать за Богом, изменить свою жизнь, оставить свои грехи и продолжать жить согласно заповедям Бога. Но было также много тех, кто не хотел отказываться от своих старых привычек, формально соблюдая внешне заповеди Ветхого Завета, но их сердца оставались безжизненными и сухими.

И этим людям Иисус Христос решил дать очень строгое и своевременное предупреждение. До их покаяния оставалось несколько дней, самое страшное для верующих еще не произошло: Иисус еще не покинул Землю. Такое предупреждение он решил сделать на примере бездушного ничьего дерева. Он не выбрал человека, животное из-за ужасной судьбы своего проклятия, нет. Дерево .. но как ужасна его судьба.

Утром, по дороге в Иерусалим, Господь увидел на дороге одинокий инжир, который никому не принадлежал. Он был покрыт листьями, хотя сезон еще не наступил. Инжир выглядел очень ярко, соблазнительно, красиво. Поскольку на нем были листья, это означает, что должны быть плоды, потому что плоды на этом дереве появляются раньше зеленого платья. Но когда Иисус искал инжир, он не нашел их, фиговое дерево было совершенно бесплодным. И после этого Господь спокойно, властно, как Мастер, произносит приговор бездушному дереву, не оправдавшему ожиданий: «Да не будет от тебя плода вовек». И сразу фига засохла.

Бесплодная смоковница — это фразеологизм

До революции в России считалось хорошим тоном знать текст Священного Писания. Культурные, образованные люди изучали Ветхий и Новый Завет. Поэтому они знали, что в них говориться.

При этом многие из них не считались религиозными и даже выступали против религии.

Н.Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе. 1895. Русский музей. На картине присутствуют представители интеллигенции

Именно из среды интеллигенции стали проникать в народ библейские фразеологизмы. Это устойчивые выражения, носящие ярко выраженный эмоционально-оценочный характер. Они носят переносное значение и позволяют сделать речь яркой, образной.

Библейские фразеологизмы образуют библейскую фразеологию, то есть, совокупность выражений восходящих к Библии. Библейские фразеологизмы обычно происходят из книг Ветхого и Нового Завета.

Библейские фразеологизмы происходят из книг Ветхого и Нового Завета.

К библейским фразеологизмам относится и выражение бесплодная смоковница. Происходит оно от новозаветной притчи. Её содержание следующее: однажды Иисус шёл по дороге и увидел смоковницу. Он подошёл к ней и не увидел на ней ни одного плода. Тогда Христос сказал:

«Да не будет же впредь от тебя плода на век».

(Матф.  21.19)

После слов Спасителя дерево засохло.

Библейский фразеологизм — это устойчивое выражение, имеющее эмоциональную окраску и символический смысл

Естественно, что притча носит символический характер и имеет переносный смысл, поэтому этот библейский текст не нужно понимать буквально. Что же касается расшифровки выражения «бесплодная смоковница», то значение фразеологизма двоякое.

Так, в первом случае этим именем называют бездетную женщину. Во втором подобную характеристику дают тому, кто ведёт бесплодную деятельность.

Под Бесплодной смоковницей Спаситель имел в виду народ Израиля

Толкование притчи о бесплодной смоковнице необходимо начать с того, что в Библии сикимора или смоковница признана символом достатка и благословения.

Древние иудеи под этим деревом ежедневно молились. Уничтожать смоквы категорически запрещалось.

Пророк Иеремия сравнивал с хорошими ранними смоквами (самыми вкусными) верных Богу пленников-иудеев. Неверные же сравнивались им с плохими плодами (Иерем. 24:2, 5, 8, 10).

Таким образом, Израиль в Священном Писании неоднократно сравнивается со смоковницей. Сам Иисус рассказал своим ученикам притчу о винограднике и неплодоносном инжире. Согласно ей у одного человека в винограднике рос инжир, который не плодоносил три года.

Хозяин сада решил его срубить, но виноградарь упросил хозяина оставить дерева на год, чтобы виноградарь смог его выходить, обложив навозом (Лук. 13:8, 9).

Проповедь Христа в синагоге Назаретской.Икона Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в. К проклятия Христом бесплодной смоковницы, он проповедовал среди израильтян уже три года

К моменту проклятия Христом бесплодной смоковницы, он проповедовал среди израильтян уже три года. Таким образом, Он символически удобрял плод для того, чтобы дерево, представляющее собой народ Израиля, могло дать плод, то есть принять новую веру.

Находясь в Вифании, Он скрывался от тайных недоброжелателей и народных волнений. Впереди у него — Страдания на кресте. Они произойдут через четыре дня.

Через 4 дня после того, как Христос проклял бесплодную смоковницу, он взошёл на Голгофу.

Таким образом, притча о смоковнице говорит о народе Израиля, который, несмотря на то, что его готовили, не принял новой веры. Проклиная смоковницу, Христос указывал на то, что в будущем Бог перестанет считать евреев своим избранным народом (Мк. 11:20, 21).

Кроме того, Спаситель сравнивал Свое появление с летом, при наступлении которого инжир распускает листья. Это истинное объяснение того, почему Иисус проклял смоковницу.

Проклятие бесплодной смоковницы… (Мф. 21:18–22)

За что Христос проклял смоковницу?Фото: Pravblog.ru

Чтобы избежать козней своих врагов и волнений в народе, каждую ночь последней недели перед распятием, Господь проводил вне Иерусалима. Он ночевал в Вифании, у своих друзей и последователей. Но рано утром вновь спешил проповедовать в храме святого города.

Его проповеди были доступны каждому, кто хотел и желал последовать за Богом, изменить свою жизнь, оставить грехи и дальше жить по Божьим заповедям. Но было много и тех, кто не хотел оставлять прежние привычки, формально, внешне соблюдая заповеди Ветхого Завета, но сердцем оставаясь безжизненным и сухим.

Популярные статьи  Молитвы святым ангельским силам

И для таких людей Иисус Христос решил сделать очень строгое и своевременное предупреждение. Оставалось несколько дней для их покаяния, еще не случилось самого страшного для верующих – Иисус еще не покинул Землю. Такое предупреждение он решил сделать на примере бездушного, ничейного дерева. Он не избрал для страшной участи своего проклятия человека, животное, нет. Дерево … но сколь страшна его судьба.

Утром по пути в Иерусалим Господь увидел смоковницу, одиноко растущую у дороги, не принадлежащую никому. Она была покрыта листьями, хотя еще был не сезон. Выглядела смоковница очень ярко, заманчиво, красиво. Так как на ней были листья, то значит, должны быть и плоды, ведь плоды на этом дереве появляются раньше, чем зеленый наряд. Но, когда Иисус поискал смоквы, он их не нашел, смоковница была совершенно бесплодной. И после этого Господь спокойно, властно, как Владыка, произносит свой приговор бездушному дереву, не оправдавшему ожиданий: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.

Можно задать и еще один вопрос: почему же древом проклятия стала смоковница, инжир?

По Ветхому Завету, смоквам приписывалась целебная сила, в частности считалось, что «пласт смокв» заживляет нарывы (см.: Ис. 38: 21). Смоковница принадлежала к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной (см.: Втор. 8: 8). Смоковницы сажали в виноградниках (см.: Лк. 13: 6), чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» иносказательно означало мир и благосостояние (см.: 3 Цар. 4: 25; 4 Цар. 18: 31; Мих. 4: 4; Зах. 3: 10).

Но помимо природных свойств, смоковница имела еще и символическое значение. Для учителей Израиля, раввинов, она стала символом мудрости. В одном из трактатов Талмуда зафиксировалось такое высказывание рабби Йоханана: «Как смоковница – во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод; так и слова Торы – во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл» (Эрувин 54 а, б). Иудейский мудрец обещает плоды от закона Моисеева – «во всякое время». В этом видится некий максимализм, ведь зимой смоковница плодов не дает. Когда же Христос в апреле пришел к некоей подающей надежды смоковнице искать плодов, Он не нашел ничего. Символически – Он не нашел того доброго плода, который обещали раввины «во всякое время». И в противовес их претензиям на максимальную мудрость Господь заявил: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21: 19).

Смоковница тотчас засохла до корня (см.: Мф. 21: 20; Мк. 11: 20). Совершилось конкретное, очевидное для окружающих чудо. Но в то же время совершилось и чудо символическое, прообразовательное.

За полгода до Своих спасительных страданий Господь произнес притчу о бесплодной смоковнице (см.: Лк. 13: 6–9): о том, что некий владелец виноградника три года искал плодов, но не найдя, решил срубить бесплодное дерево. Единственный у хозяина виноградарь упросил его: «Оставь смоковницу еще на один год», я окопаю и удобрю ее. Если же и после этого не принесет плода – вот тогда срубишь.

Ровно через полгода после произнесения этой притчи, за несколько дней до Пасхи иудейской, истекло время ожидания Божия. Прошли почти четыре года служения Спасителя, в течение которых Он обильно поливал почву людских сердец «живой водой» Своей проповеди. Но смоковница иудеев осталась бесплодной. А поскольку древесина смоковницы не годится ни для каких строительных нужд, такое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3: 10; 7: 19; Лк. 3: 9).

Нас не может не удивлять то, что Господь пришел, чтобы творить только добро и все улучшать, но Он как минимум трижды совершает разрушительные действия. И это не просто так. Он потопил стадо свиней, чтобы неверующие жители Гадаринской страны хотя бы через материальные убытки вышли к Нему навстречу. Он вскрыл гробницы усопших святых, чтобы после Крестной смерти Христовой они вышли из гробов и явились многим (см.: Мф. 27: 52–53). Он также иссушил смоковницу, чтобы показать, что будет отвержен иудейский народ за его неверие в Сына Божия.

Итак, проклятие смоковницы стало символом отвержения тех людей, которые имеют только внешний вид исполнителей закона, а в действительности добрых плодов не приносят.

Джеймс Тиссо “Притча о смоковнице”

Обрекая на опустошение иудеев, Господь предрек, что отнимется от них Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21: 43). Этот «новый народ» теперь мы, христиане. Нам вручены обетования Царства Божия, и от нас теперь ожидается плод. Но следует спросить себя: если Бог отверг избранный народ, укорененный в библейской традиции, за отсутствие доброго плода, то что будет с нами, с дикой маслиной, которая, по апостолу Павлу, привилась вместо отломленных ветвей (см.: Рим. 11: 17), если доброго плода не принесем мы?

Евангельская история – это не только события исторического прошлого, но и символ, прообраз того, что может случиться в будущем. Всякое, каждое, любое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Богу не нужны только листья добродетели – внешнее пустое благочестие. Богу нужны реальные плоды покаяния (см.: Мф. 3: 8), слышания слова Божия и исполнения его (см.: Мф. 13: 13).

Следуя шаг за шагом, молитвенно днями Страстной седмицы, нам хорошо бы спросить себя начистоту: душе моя, когда наступит день жатвы и Виноградарь придет «во время Свое» собирать плоды, то не обрящет ли Он только листья и древо сухое, неплодное, негодное быть в Его Царстве? Аминь.

Оцените статью
Добавить комментарии