Икос 2
Разум подаждь нам погибающим в скорби нашей, Заступнице усердная, Ты бо объемлеши покровом милости Твоея во всякой нужде зовущих со умилением таковая:
Радуйся, в недоуменный час печали помыслы полезная нам низпосылающая.
Радуйся, обуреваемых страстьми и болезнующих сердцем благодатно врачующая.
Радуйся, скорое преодоление греховных навыков.
Радуйся, прибегающих к Тебе от страсти пиянства избавляющая.
Радуйся, грешников к благодатней жизни возставляющая.
Радуйся, во всяких бедах наших скорая Утешительнице.
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех погибающих спасающая.
История возникновения Святого изображения
Псковский храм содержит на сохранении Священный облик, хроника, возникновения которого достаточно увлекательна, так как Матрона Московская настояла и пожелала удачи на сочинение данной неповторимой святыни.
Матрона дала разрешение девушкам на cбор средств по абсолютно всем деревням на святыню. Но было такое, что один человек неохотно дал один рубль, а его брат и вовсе бросил с хохотом одну копейку. Когда необходимое количество денег было собрано, картину заказали создать мастеру.
Однако перед написанием картины Матрона задала вопрос ему, сумеет ли художник осуществить написание картины и сотворить такого рода облик, мастер дал ответ, что с подобным действием он справится.
Матрона дала распоряжение ему причаститься и пройти исповедь, но через определённый период времени он прибыл к Блаженной и заявил, что создать облик он не способен. Проповедница религиозно почувствовала, что имеется у художника грех, который он не исповедовал. Произнеся такое, мастер был весьма поражён и уже после этого вновь двинулся на причастие и раскаяние к священнику, а кроме того мастер просил помилования у Матроны.
Далее проповедница сообщила, что мастер теперь сумеет сотворить облик Святой и художник на самом деле нарисовал священный образ, с которым Матрона не разлучалась вплоть до её кончины. На сегодняшний день святая святых пребывает около мощей блаженной старицы.
Также необходимо выделить, что Чудодейственный облик содержит и не менее увлекательную иконографию. Божия матерь соединёнными руками удерживает ребёнка, чутко приклонив к малышу голову. Наследник Господний стоит на коленях Блаженной, обхватывает ручонками и прислоняется к ней щечкой, а ноги Сына Божьего видны под облачением.
Такого рода тип святыни считается одним из более редчайших ликов, на каковых Богоматерь представлена с волосами вольного падения, однако кроме того имеется ряд видов лика это Матерь Божья с покрытой и непокрытой головой.
Точно неведомо историю возникновения данного лика. Знакомы эпизоды, когда Богоматерь выражала свою благосклонность посредством ряда чудодейственных икон, для людей, которые переступили границу смерти.
В середине семнадцатого столетия в деревне Бор Калужской губернии набожный крестьянин Федот Обухов на празднование Крещения Господня в дороге его настигла сильная метель. Его лошади сильно устали, и он решил сделать привал у непроходимого оврага. Не представляя ни какого выхода к спасению, Федот прилёг в повозку и начал погружаться в сон, никак не осознавая, что он совершенно замерзнет.
Однако в эти ужасные минутки он стал молить о помощи к Царице Небесной и поклялся изготовить для своего монастыря икону «Взыскание погибших». И Святая Святых услыхала его добросердечную мольбу: в соседнем поселении один сельчанин, внезапно услыхал около окна какой – то голос: «Возьмите». Мужчина вышел и заметил в повозке почти замёрзшего Федота. После выздоровления, он незамедлительно осуществил свою клятву и заказал перечень с иконы из Георгиевской церкви.
Так же известны чудодейственные образы «Взыскание погибших»: с деревни Малижина Харьковской губернии, в 1770 году трижды она освободила населения от холеры.
Большую заинтересованность выступают сохранённые предания об иконе Божией Матери «Взыскание погибших», пребывающей в храме почтение « Воскресения словущего» в Москве. Данная икона была перемещена из храма в почести Рождества Христова в Палашевском проулке. Последний собственник этой картины стал вдовцом и был на ступеньке абсолютной бедности. Старательная мольба Святая Святых уберегла его от уныния и поспособствовала доле его дочек. Мужчина посчитал себя недостойным обладателем в собственном доме чудодейственного облика и отдал его в монастырь.
В 1812 году Палашевский монастырь бал разворован французами. Осквернённая святая святых была обнаружена разбитой на много частей в числе большого мусора. При присутствии этой иконы свершалось большое количество чудодейственных выздоровлений. К данной иконе приходили невесты, перед тем как пойти под венец, для того чтоб брачный союз был хорошим, так же обращались к иконе люди, гибнущие от алкоголя, гибнущие в бедности, больные, с просьбами приходили к иконе матеря о гибнущих детях.
Свойства
Для молящихся необходимо помнить о дне почитания Святого образа Богоматери. Празднуют это действо 18 февраля, один лишь раз в году.
Выделяют несколько мест, где можно найти священный лик.
- Это Успенская Вражка, в частности в соборе Воскресения Словущего.
- К лику приходят в храм Покрова Божией Матери, что находится в Мариенбурге.
- В Покровском кафедральном соборе, что находится в Самаре, можно увидеть священный образ.
- Еще одно место – это храм Воскресения Христова, что находится в Тарусе. В это место можно прийти и обратиться с искренними просьбами, переживаниями, обрести внутреннюю силу.
Стоит рассмотреть священный текст молитвы «Взыскание погибших»:
Молитва Божьей Матери «Взыскание погибших Икона»
Молебен использовалась для того, чтобы девушка быстрее нашла своего суженого, вскоре вышла удачно за него замуж. Известна одна история. Дворянин, который оказывался за гранью богатства, должен был выдать дочерей замуж. Приданого не было, что усложняло процесс. Но, у него была молитва и сильная, искренняя вера, которую он ежедневно использовал. Дворянин без устали молился, после чего судьба девушек сложилась отлично. Вскоре они удачно вышли замуж, обретя желаемое счастье в браке.
Во времена частых эпидемий люди искренне верили в Силы Небесные. Подтверждением этого может стать эпидемия холеры, которая настигла город Серпухов в 1871 году. Каждый день жители города боялись за жизнь свою, и близкого, родного человека. Ведь недуг забирал ежедневно много жизней. Жители возлагали огромные надежды на Святой образ Пресвятой Богородицы. Они все вместе прошли крестный поход, святой лик, держа в руках, искренне прося о помощи.
Это действительно чудо, но после завершения такого похода эпидемия исчезла. Люди перестали один за другим погибать, город обрел мир и долгожданное спокойствие.
Какими чудотворными свойствами обладает икона
Для удачного замужества. Молебень перед этим ликом впервые смогла помочь дворянину, который разорился и остался на гране нищеты, но вместе с тем у него оставалось три дочери и все без приданного. Их отец ежедневно обращался в молитве к лику и уже в скором времени, чудесным образом дальнейшая судьба всех его дочерей сложилась как нельзя кстати.
Избавление от эпидемий. В городе Серпухов в 1871 г. бушевала страшная эпидемия холеры, которая каждый день уносили не одну жизнь. Местные жители были наслышаны о чуде, происходящем от Святого образа, и пригласили ее из церкви Тарусского уезда (село Бор) к себе. В горячем молебне обращаясь к Пресвятой Богородице, городские жители прошли крестным походом вокруг всего города со святыней в руках, прося Святую об избавлении от напасти. После чего неожиданно эпидемия угасла и вскоре и вовсе отступила.
Икос 4
Слы́шаша вифлее́мстии па́стырие
а́нгелов, пою́щих Христо́во Рождество́, те́кше к
пеще́ре, обрето́ша та́мо Богороди́тельницу, на рука́х
держа́щую Предве́чнаго Младе́нца. С ни́ми в весе́лии
духо́вном и мы Тебе́, я́ко о́бщей Матери, глаго́лем
та́ко:
Ра́дуйся, младе́нцев воспита́ние.
Ра́дуйся, о́троком смы́сла
пода́тельнице.
Ра́дуйся, до́брых дел вели́чие.
Ра́дуйся, возра́стных муже́й
прему́дростию обогаща́ющая.
Ра́дуйся, жизнь смире́нием и кро́тостию
наделя́ющая.
Ра́дуйся, ста́рцев благогове́йных
сла́дкое успокое́ние.
Ра́дуйся, ста́риц благолюби́вых ти́хое
прибе́жище.
Ра́дуйся, честны́х бра́ков устрое́ние.
Ра́дуйся, благочести́вых семе́йств
благослове́ние.
Ра́дуйся, де́вства похвало́ и
возвыше́ние.
Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице
Де́во, всеблага́я Ма́ти, взыску́ющая погиба́ющих.
Почитаемые списки
Наиболее почитаемым списком (копией) является московская икона, та самая, которая помогла вдовцу выдать замуж своих дочерей. Сейчас она находится в Воскресенском храме, расположенном в Брюсовом переулке. Образ сильно пострадал в Отечественную войну 1812 года. Тогда французы разрушили Рождественский храм, а сама икона раскололась на три части. Церковь выстроили заново, части иконы соединили, и она оставалась там до 1934 года, затем обрела свою обитель в Москве.
Ещё один список находится также в Москве, в храме положения честной Ризы Господней в Успенском соборе. В Московской области тоже есть такие святыни, обе пребывают в Серпухове, одна в Высоцком мужском монастыре, вторая — в Никольском Соборе.
Икос 2
Тайну Твоего, Богородице, заступления людей, в скорби погибающих, уразумети хотяще, к Тебе прибегаем, о Мати и Дево. Ты же, яко Благая, научи ны разумети в защищении Благаго Сына Твоего милосердое промышление о спасении душ наших и очищение многих согрешений, да взываем Ти радостно:
Радуйся, обуреваемых тихое пристанище; радуйся, сумнящихся известное утверждение.
Радуйся, Едина Мати милосердия; радуйся, скорая Помощнице сущим в бедах и напастех.
Радуйся, скорбьми грехи наша очищающая; радуйся, печалию наша немощи душевныя врачующая.
Радуйся, суетныя радости презирати нас научающая; радуйся, к вышнему миру ум наш возводящая.
Радуйся, от любве земныя к Небесней Божией любви нас привлекающая; радуйся, в самых страданиих наших утешение и благодатную жизнь нам подающая.
Радуйся, обетование благ вечных; радуйся, Ходатаице вечныя радости.
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.
Иконы Взыскание погибших (тропари, кондаки и молитвы)
Тропарь, глас 7:
Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ во объя́тиях Cвои́х Предве́чнаго Младе́нца и Бо́га носи́вшая./ Проси́ Его́ да́ти ми́ру умире́ние/ и душа́м на́шим спасе́ние./ Сын бо Тебе́, Богома́ти, веща́ет,/ я́ко вся проше́ния Твоя́ во благо́е испо́лнит./ Сего́ ра́ди и мы припа́дающе, мо́лимся/ и наде́ющиися на Тя, да не поги́бнем,/ и́мя Твое́ имену́ем:/ Ты бо еси́ Влады́чице, // Взыска́ние поги́бших.
Ин тропарь, глас 4:
Взыщи́ нас, погиба́ющих, Пресвята́я Де́во, / не по грехо́м бо на́шим наказу́еши нас, / но по человеколю́бию ми́луеши, / изба́ви нас от а́да, боле́зни и ну́жды // и спаси́ нас.
Кондак, глас 6:
Предста́тельство христиа́н непосты́дное, / хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, / не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, / но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, / ве́рно зову́щих Ти: / ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, // предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
Ин кондак, глас 6:
Не и́мамы ины́я по́мощи, / не и́мамы ины́я наде́жды, / ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во, / Ты нам помози́, / на Тебе́ наде́емся / и Тобо́ю хва́лимся, / Твои́ бо есмы́ раби́, // да не постыди́мся.
Молитва первая
О Пресвята́я и Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице Богоро́дице! При́зри ми́лостивным Твои́м о́ком на нас, предстоя́щих пред свято́ю ико́ною Твое́ю и со умиле́нием моля́щихся Тебе́; воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя, просвети́ ум наш, омраче́нный страстьми́, и уврачу́й я́звы душ и теле́с на́ших. Не и́мамы ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Влады́чице. Ты ве́си вся не́мощи и согреше́ния на́ша, к Тебе́ прибега́ем и вопие́м: не оста́ви нас Твое́ю Небе́сною по́мощию, но предста́ни нам при́сно и Твои́м неизрече́нным милосе́рдием и щедро́тами спаси́ и поми́луй нас, погиба́ющих. Да́руй нам исправле́ние грехо́вныя жи́зни на́шея и изба́ви нас от скорбе́й, бед и боле́зней, от внеза́пныя сме́рти, а́да и ве́чныя му́ки. Ты бо, Цари́це и Влады́чице, ско́рая Помо́щница и Засту́пница еси́ всем притека́ющим к Тебе́ и кре́пкое прибе́жище гре́шников ка́ющихся. Пода́ждь у́бо нам, Преблага́я и Всенепоро́чная Де́во, христиа́нский коне́ц жития́ на́шего ми́рен и непосты́ден и сподо́би нас Твои́м хода́тайством всели́тися в Оби́телях Небе́сных, иде́же непреста́нный глас пра́зднующих ра́достию сла́вит Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
Засту́пнице Усе́рдная, Благоутро́бная Го́спода Ма́ти, к Тебе́ прибега́ю аз, окая́нный и па́че всех челове́к грешне́йший; вонми́ гла́су моле́ния моего́, вопль мой и стена́ние услы́ши. Я́ко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́, и аз, я́коже кора́бль в пучи́не, погружа́юся в мо́ре грехо́в мои́х. Но Ты, Всеблага́я и Милосе́рдная Влады́чице, не пре́зри мене́, отча́яннаго и во гресе́х погиба́ющаго; поми́луй мя, ка́ющагося в злых де́лех мои́х, и обрати́ на путь пра́вый заблу́дшую окая́нную ду́шу мою́. На Тебе́, Влады́чице моя́, Богоро́дице, возлага́ю все упова́ние мое́. Ты, Ма́ти Бо́жия, сохрани́ и соблюди́ мя под кро́вом Твои́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья
О Пресвята́я Влады́чице и Богоро́дице, Вы́сшая Херуви́м и Честне́йшая Серафи́м, Богоизбра́нная Отрокови́це, поги́бших Взыска́ние и всех скорбя́щих Ра́досте! Пода́ждь утеше́ние и нам, в поги́бели и ско́рби су́щим; ра́зве бо Тебе́ ино́го прибе́жища и по́мощи не и́мамы. Ты еди́на еси́ ра́дости на́шея Хода́таица, и я́ко Ма́терь Бо́жия и Ма́ти милосе́рдия, предстоя́щи у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, мо́жеши нам помощи́, никто́же бо притека́яй к Тебе́ посра́млен отхо́дит. Услы́ши у́бо и нас ны́не в день поги́бели и печа́ли пред Твое́ю ико́ною припа́дающих и со слеза́ми Тебе́ моля́щихся: отжени́ от нас належа́щия на нас ско́рби и бе́ды в сей вре́менней жи́зни, не лише́ны же сотвори́ Твои́м всеси́льным хода́тайством и ве́чныя несконча́емая ра́дости в Ца́рствии Сы́на и Бо́га на́шего. Ами́нь.
Назад к списку
О чем поведал Феофил
Жил некий священник в Адане (ныне на территории Турции), имел сан архидиакона. Занимая должность церковного управителя, он был избран епископом. Но скромность побудила Феофила отказаться. Епископ, поставленный вместо него, лишил Феофила должности из неприязни. Это пробудило желание мести.
Тогда бывший эконом через колдуна связался с князем тьмы, заключил с ним сделку. В обмен на епископский сан Феофил отрекся от Христа и Богородицы. Долгие годы он спокойно руководил церковью, но вот совесть заставила покаяться. В посте и молитве грешник просил о помощи, наконец Богородица явилась ему и обещала свою помощь. Спустя еще 3 дня зловещий контракт появился в покоях Феофила. Он с мольбой о прощении отнес его к избранному епископу.
Если даже такой грех, как отступничество, может покрыть любовь Божией Матери, что уже говорить о помощи тем, кто просто устал, отчаялся в борьбе с обстоятельствами. Без сомнений должны они возносить молитву возле иконы «Взыскание погибших» и помнить о том, что только смерть необратима, а пока человек жив, он имеет все средства для спасения души.
Икос 2
Тайну Твоего, Богородице, заступления людей, в скорби погибающих, уразумети хотяще, к Тебе прибегаем, о Мати и Дево. Ты же, яко Благая, научи ны разумети в защищении Благаго Сына Твоего милосердое промышление о спасении душ наших и очищение многих согрешений, да взываем Ти радостно:
Радуйся, обуреваемых тихое пристанище;
Радуйся, сумнящихся известное утверждение.
Радуйся, Едина Мати милосердия;
Радуйся, скорая Помощнице сущим в бедах и напастех.
Радуйся, скорбьми грехи наша очищающая;
Радуйся, печалию наши немощи душевныя врачующая.
Радуйся, суетныя радости презирати нас научающая;
Радуйся, к вышнему миру ум наш возводящая.
Радуйся, от любве земныя к Небесней Божией любви нас привлекающая;
Радуйся, в самых страданиих наших утешение и благодатную жизнь нам подающая.
Радуйся, обетование благ вечных;
Радуйся, Ходатаице вечныя радости.
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.
Общие сведения и значение
Акафист – это хвалебно-благодарственное песнопение, с помощью которого православные христиане обращаются к Богу, Деве Марии, святым угодникам и архангелам-покровителям. Сегодня акафисты переведены на множество языков, в том числе русский, польский, чешский, сербский, румынский, греческий и др.
Хвалебно-благодарственная молитва состоит из 25 песен, разделенных на кондаки (13 песен) и икосы (12 песен). Сила акафиста, как утверждают православные христиане, глубоко уверовавшие в Бога, Божью Матерь и святых великомучеников, состоит в том, чтобы оберегать человека от злых мыслей и грешных деяний, исцелять душевные и физические недуги, наполнять душу радостью, счастьем и гармонией в моменты смуты и безысходности, восстанавливать веру в себя и свои силы.
В церковной жизни акафист играет важную роль. Во время службы каждый прихожанин, который находится в храме, имеет возможность «участвовать» в процессе служения, исполняя выученный наизусть текст акафиста. Ритуал хвалебно-благодарственного песнопения можно проводить не только в храме во время службы, но и дома. Читать акафист нужно ранним утром, едва проснувшись и не успев наполнить тело пищей, а голову бренными мыслями и размышлениями. Каждая строка хвалебного песнопения произносится неторопливо и размеренно, проникая в мысли, в сердце, в душу – только тогда молитва обретает невероятную силу.
История происхождения иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» достоверно неизвестна.
По преданию, икона «Взыскание погибших» появилась в XVI столетии в малоазийском городе Адане (территория современной Турции).В одном архиерейском доме служил эконом по имени Феофил, который однажды был обвинен в краже и выгнан с позором из дома. Желание мести переполняло Феофила и он, отрекшись от Бога и Божьей Матери, заключил сделку с дьяволом и подписал с ним хартию. Долгие годы Феофил служил в церкви, не будучи при этом верующим христианином. На склоне своих лет он осознал свой тяжкий грех и решил покаяться. Затворившись в храме, он отчаянно молился Пресвятой Богородице, взывая простить его грехи. На иконе, перед которой священнослужитель читал молитвы, была изображена Божья Матерь с младенцем на руках. Во время произношения молитвенных речей, Феофил называл образ Богородицы «Взысканием погибших».
Молитвы, обращенные к образу Девы Материи «Взыскание погибших», направлены на:
- заступничество рода людского перед стихийными бедствиями, эпидемиями и войнами;
- исцеление от тяжелых душевных переживаний и физических недугов;
- исцеление болеющих детей и дальнейшее покровительство над ними;
- создание семьи и обретение счастья материнства;
- восстановление душевного покоя, веры в себя и свои силы;
- исцеление от пьянства и наркомании;
- помощь в поиске пропавших детей;
- помощь в поиске пропавших без вести воинов, принимавших участие в различных битвах и сражениях.
Икона «Взыскание погибших» является исключительным случаем, когда Пресвятая Дева Мария изображена с непокрытой головой (однако некоторые иконописцы изображают Богородицу с омофором красного или белого цвета). Существует предание, будто бы Пресвятая Дева Мария сняла с головы омофор, чтобы покрыть им людские грехи.
«Взыскание погибших»
С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование “Взыскание погибших”, как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.
О происхождении образа “Взыскание погибших” достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.
В середине XVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути пургой. Лошади выбились из сил и остановились у непроходимого оврага. Не видя средств ко спасению, Обухов лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что совсем замерзнет. Но в эти страшные минуты он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи и дал обещание сделать для своей приходской церкви икону “Взыскание погибших”. И Она услышала его сердечную молитву: в соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос: “Возьмите”. Он вышел и увидел в санях полузамерзшего Обухова. Выздоровев, спасенный немедленно выполнил свой обет и заказал список с иконы из Георгиевской церкви города Болхова Орловской губернии. С того времени Борская икона “Взыскание погибших” прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. Известны чудотворные образы “Взыскание погибших”: из села Малижина Харьковской губернии, явленная в 1770 году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа, Козлова Тамбовской губернии. В 1835 году при Московском Александровском Сиротском институте был освящен храм в честь иконы “Взыскание погибших”.
Особенный интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери “Взыскание погибших”, находящейся в храме в честь “Воскресения Словущего” в Москве. Эта икона была перенесена из храма в честь Рождества Христова в Палашевском переулке. Последний владелец ее овдовел и был на пороге полной нищеты. Усердная молитва Пресвятой Богородице спасла его от отчаяния и устроила судьбу его дочерей-сирот. Человек этот счел себя недостойным иметь в своем доме чудотворный образ и передал его в храм. В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами. Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку: “Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас” (тропарь, гл. 4).
См. фильм “Икона Богородицы „Взыскание погибших“”.
Наиболее известные списки иконы Божией Матери «Взыскание погибших» находятся в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва) и в храме Положения Ризы Господней в Москве, в Высоцком мужском монастыре (Серпухов) и в Никольском соборе (Серпухов).
Заступница погибающих душ
Порой мы совершенно запутываемся в сетях собственных проблем, которые обычно сами же создаем. А иногда жизненные обстоятельства складываются так, что выхода человеческими силами не найти. Но верующий человек даже на краю отчаяния знает: есть Заступница, к Которой можно воззвать из пучины любого греха, как бы низко ты ни пал, обратиться при самой безвыходной ситуации. Одна из Её чудотворных икон так и именуется: «Взыскание погибших». Не погибающих, но именно погибших, для которых, кажется, уже нет надежды.
Что означает название образа
Наименование образа известно с XVIII в. Оно связано с историей покаяния клирика Феофила, жившего в VI в. в византийском город Адана. Честный человек, добрый христианин, он какое-то время управлял хозяйством местного епископа. Затем на него ложно донесли некие завистники, так что епископ отстранил своего верного слугу.
Поначалу тот даже обрадовался этому: не зная за собой никаких преступлений, он не печалился о клевете, а удаление от суетных дел управления давало больше времени для молитвы. Но постепенно мысли Феофила изменились. Со всей страстью начал он желать восстановления справедливости, возвращения всеобщего уважения. Наконец, человек дошел до того, что решился прибегнуть к помощи темных сил. Более того, наущаемый неким волхвом, он даже говорил с самим диаволом, лично отрекся от Христа и Богородицы, дав в том расписку.
Вслед за тем обнаружилась невинность бывшего управляющего, архиерей вернул ему прежнее положение. Но не было мира душе теперь уже бывшего христианина. Все больше сознавал он, каким способом получил желаемое, от Кого отказался. Наконец, измученный совестью, Феофил на 40 дней затворился в храме Богородицы пред Её иконой, чтобы вымолить прощение, или хотя бы умереть кающимся.
После многих дней поста, молитвы, горьких слез, Пречистая удостоила грешника Своего явления, ибо велико было его покаяние. По его смиренному прошению Она даже вернула Феофилу хартию с написанными им словами отречения.
Прощенный, он при всех верующих исповедал своей грех прямо во время церковной службы, причастился. Прожил он после этой истории недолго, скончавшись мирно.
Интересный фактИсторию покаяния Феофила давно знали католики, канонизировавшие его с именем Феофила Кающегося, или Киликийского (по месту нахождения Аданы). В России же повесть о его покаянии впервые появилась с начала XVIII в. благодаря свт. Димитрию Ростовскому, поместившему ее в своих Четьих-Минеях под 23 июня. Русский перевод сказания в уста Феофила вкладывает обращение к Богородице как «Взысканию погибших», то есть грешников, уже не имеющих надежды, подобных Феофилу.
Этим именем впоследствии стали называть сразу несколько чудотворных икон Богородицы. Все они прославлены подобными чудесами: избавлением из пучины греха, внезапной смерти, разрешением безвыходных жизненных ситуаций.
Описание иконографии
Иконография «Взыскания», как полагают, восходит к западной (скорее всего, итальянской) традиции. Святой образ представляет Богородицу и Христа, Который находится слева от Матери. Он обнимает Пречистую левой рукой, правая касается ворота Ее одеяния. При этом различные изводы образа отличаются деталями:
- Христос может изображаться приникшим Ликом к щеке Матери, но на некоторых иконах Лики Матери и Сына не касаются друг друга;
- Богородица может обнимать Сына, либо Ее длань указует на Христа, как это обычно бывает на иконах Одигитрии;
- глава Пречистой чаще всего покрыта, но иногда из-под мафория видны пряди волос; а на чтимой иконе, известной москвичам, голова Богоматери не покрыта вообще: так часто изображали Ее европейские мастера.