Икона Живоносный Источник

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Католическая версия Спаса Нерукотворного

Католическая версия появления иконы существенно отличается от православной. Это отражается и во внешнем облике образа.

Во время шествия Христа на Голгофу над ним сжалилась благочестивая еврейка Вероника. Она подала Спасителю льняной платок, дабы он мог вытереть лицо от пота и крови.

Считается, что тот самый платок ныне хранится в соборе Святого Петра в Ватикане. Тем не менее, в той же Италии, в Манопелло, был обнаружен еще один плат чудесного происхождения. Исследования показали схожесть лика Христа на этой реликвии (кстати, он виден с обеих сторон и способен неуловимо меняться) с изображением на Туринской Плащанице.

Тем не менее большинство исследователей считают историю с Вероникой просто красивой легендой.

Описание образа 

Нерукотворная икона Иисуса положила начало эпохальной иконографической традиции. На иконах этого типа изображается только лик Иисуса, обычно окруженный цельным нимбом, символизирующим цельность и единство Веры. Иногда изображение дополняется фоновым изображением креста.

Существуют иконы, где Спаситель окружен второстепенными фигурами: ангелами, апостолами, святыми и медальонами с изображением чудес Господних.

В православии наиболее распространены два типа Спаса Нерукотворного. Первый называется Мандилион («Спас на убрусе») и отсылает нас к чудесной истории с исцелением Авгаря. Изначально голова Спасителя рисовалась на светлом фоне, символизирующем льняную ткань. Позже добавилась имитация складок ткани (например, у прославленного иконописца Ушакова).

Второй тип, Керамидион («Спас на чрепии»), мало отличим от предыдущего. Однако он служит отображением уже упоминавшегося чуда, когда лик, изображенный на платке, отпечатался на глине. На таких образах лик Спасителя отображается на более темном фоне, иногда встречается более-менее детализированное изображение кладки.

ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК И В ЧЕМ ОНА ПОМОГАЕТ

Священный облик Богоматери располагает значительно большим, глубочайшим значением и важностью, чем его целебные характеристики от божественной воды в источнике либо купелях и родниках, что были созданы и оборудованы ей в почтительность. Живоносный Ключ – это воплощение блаженного избавителя, который одаривает бытием абсолютно всех, кто честно верует в него

Живоносный Ключ – это воплощение блаженного избавителя, который одаривает бытием абсолютно всех, кто честно верует в него.

Ведь не напрасно многочисленные народы заявляют, что Бог – это и есть наше существование, именуя его Жизнедавче Христе, а ключ истоком Пресвятой девы. Не случайно в русских иконописных обыкновениях, одно из наименований облика звучит «Источная». Это олицетворение основания истока существования, что в торжественном кондаке читается равно как Водоспасительница либо Источнине Богоблагодатный.

Она имеет возможность возвращать здоровье тела и души земных обитателей, равно как истинная, внимательная Пречистая Богородица, бравшая под собственную опеку каждую человеческую душу.

Тексты молитв

К иконе Богородицы «Живоносный источник» обращаются с одной из двух молитв. Первый текст восхваляет Богоматерь, как утоление печалей, взыскание погибших и скорбящих радость, а также содержит просьбу о заступничестве и избавлении от скорбей. Второй текст — молитва об общей защите страны, «града», обители, просьба о даровании мирной жизни.

Икона Живоносный Источник

Икона Живоносный Источник

Тропарь

Почерпе́м, челове́цы,/ цельбы́ душа́м и те́лом моли́твою,/ Река́ бо всем предтече́т – Пречи́стая Цари́ца Богоро́дица,/ источа́ющи нам чу́дную во́ду/ и измыва́ющи серде́ц че́рности,/ грехо́вныя стру́пы очища́ющи,/ ду́ши же освяща́ющи ве́рных// Боже́ственною благода́тию.

Кондак

От неистощи́мыя/ Ты, Исто́чниче Богоблагода́тный, подае́ши ми, точа́щи, во́ды/ Твоея́ благода́ти,/ приснотеку́щий па́че сло́ва,/ я́ко бо Сло́во ро́ждшая па́че смы́сла,/ молю́ Ти ся, ороси́ мя благода́тию, да зову́ Ти:// ра́дуйся, Водо́ спаси́тельная.

Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник»

В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Икона Божией Матери «Живоносный источник»

Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391-457).

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

Популярные статьи  Ставропигиальный монастырь – что это значит?

Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над большой каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.

Калужская область

«Живоносный источник» иконы Божией Матери, церковь»Живоносный источник» иконы Божией Матери, часовняСкит иконы Божией Матери «Живоносный источник»Скит иконы Божией Матери «Живоносный источник». Церковь иконы Божией матери «Живоносный источник»Скит иконы Божией Матери «Живоносный источник». Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник»Оптина Пустынь. Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник»Казанская Амвросиевская пустынь. Собор Троицы Живоначальной (с приделом «Живоносный источник» иконы Божией Матери)Казанская Амвросиевская пустынь. Часовня Божией Матери «Живоносный источник» на Святом источнике»Живоносный источник» иконы Божией Матери, часовня»Живоносный источник» иконы Божией Матери, часовня

Молитва «Живоносный источник» перед иконой Божией Матери – читать текст онлайн с ударением

Текст произносится на старославянском, можно предварительно узнать его смысл. Также следует проговаривать слова с правильно расставленными ударениями. При молении испрашивают духовное и телесное исцеление, молят о помощи при искуплении злых деяний, дабы Дева Мария не позволила умереть на дне бездны грехов. Молящиеся опираются на благочиние Девы, ее неустанное благословение. Испрашивают также покрова Богородицы от лукавого, греховного помышления, искушения. В конце возвеличивают Господа, Сына его и Святаго Духа.

Отправьте эту молитву близким

Икона Живоносный Источник

Отправьте эту молитву близким

Икона Живоносный Источник

Отправьте эту молитву близким

История обретения иконы «Живоносный источник»

История иконы «Живоносный источник» начинается со знакового события, произошедшего на заре христианства, в V веке.

Некий легионер Лев Макелла, по прозвищу Фракиец, отдыхал в роще, произраставшей неподалеку от Константинополя. Вдруг к нему приблизился слепой путник, умолявший о глотке воды.

Лев знал, что где-то поблизости есть родник, посвященный Богородице, но как ни старался, не мог его отыскать (место было заброшенное, заросшее кустами). И тут он услышал невесть откуда доносящийся голос, указавший путь к источнику и повелевший не только дать напиться страждущему, но и положить тину из источника ему на глаза.

Лев не мог ослушаться Гласа и в точности исполнил указанное. Он еще более укрепился в вере, когда неожиданно слепец прозрел и начал восхвалять Господа и Богородицу за явленное чудо.

Не меньшее чудо произошло и с легионером: через несколько лет он взошел на трон Константинополя и остался в истории как император Лев I. Благодарный монарх не забыл о божественной помощи: он повелел расчистить ручеек и воздвигнуть возле него храм Божией Матери, впоследствии названный «Живоносный источник». В честь этого случая и стали писать иконы Богоматери с соответствующим названием.

Впоследствии на этом священном месте произошло немало чудес. Широко известен случай с императором Юстинианом. Монарха мучила водянка, от которой не было избавления. Как-то Юстиниан услышал голос, повелевавший ему отправиться к живительному источнику близ Константинополя (да-да, тому самому), где он получит исцеление.

Юстиниан сначала принял сие знамение как бред и к источнику, естественно, не пошел. Но Богородица не оставила попыток спасти императора, и явилась к нему с подобным повелением уже днем. Юстиниан отправился к чудесному ключу и исцелился от хвори.

Юстиниан был весьма благодарен Богородице за избавление от недуга. В благодарность за излечение он повелел воздвигнуть у чудотворного ключа еще один храм. Впоследствии там был выстроен и целый монастырский комплекс.

За чудотворным источником близ Константинополя числятся не только исцеления, но и воскрешения.

Один благочестивый фессалиец прослышал про священный ключ, решил своими глазами взглянуть на это чудо и вместе с другими паломниками направился к нему. В дороге он сильно заболел. Чувствуя, что умирает, паломник попросил товарищей донести его тело до чудесного источника, омыть его в священной воде и похоронить там же, в священной земле.

Собратья по вере выполнили просьбу умирающего, но похоронить его не смогли: в том не возникло нужды. Как только третий кувшин святой воды пролился на бездыханное тело, умерший паломник очнулся. Впоследствии он принял постриг и провел остаток дней в молитвах.

Храм и монастырь у святого источника простояли вплоть до XV столетия, пока Константинополь не пал под натиском турков-османов. Завоеватели разрушили чуждую их вере святыню и поставили охрану возле чудотворного источника, чтобы ни один паломник не мог подойти к нему.

Со временем бдительность завоевателей ослабла и христианам удалось построить в священном месте небольшую церквушку, простоявшую на этом месте до 1821 года. В 1835 году, в период послабления гонений на православных, здесь был выстроен новый храм с богадельней и женским монастырем.

Ныне храм 1835 года является частью крупного монастырского комплекса. Город разросся, и он уже находится в черте Стамбула (ранее – Константинополя). Здесь погребают патриархов Константинопольской епархии.

Храм Живоносного Источника в Стамбуле

Как молиться перед образом

Во время молитвы к Богородице Источной придерживаются обычных правил:

  • уединяются и отрешаются от гневных мыслей, мирской суеты;
  • зажигают свечу перед иконой;
  • читают «Отче наш», при соблюдении молитвенного правила все вступительные молитвы;
  • обращаются к иконе, проговаривая текст наизусть или читая с листа;
  • после прочтения крестятся;
  • в завершение обращаются с благодарственными, покаянными словами, просьбой.

Впервые молитву читают без спешки, чтобы понять и прочувствовать смысл слов. Понимание текста помогает найти отклик в душе, и тогда он будет исходить искренне, из глубины сердца.

Не следует вкладывать в прочтение театральность, драматизм, напускное благоговение. Образ олицетворяет Богородицу. Но, находясь в одиночестве в комнате, принимать раболепный, скорбный или виноватый вид странно. Святые отцы называли такое прочтение бесовским искушением. Главное в молитве — искренность, уважение и смирение.

Обращаться к образу нужно регулярно: утром или вечером, каждый день или через день. Для исполнения просьбы необходима возможность и время. Еще один важный компонент молитвы — терпение.

Молитвенный труд укрепляет дух, поэтому нуждающимся в утешении, искуплении следует обратиться к чтению акафиста. Его читают стоя, обратившись лицом на восток, непрерывно в течение сорока дней. Затем чтение можно повторить или обращаться к образу с акафистом в специально выбранный день недели. В праздничные даты перед молитвой или акафистом читают тропарь и кондак.

Молитвы и акафисты не обязательно завершать просьбой. Их читают в благодарность за ранее полученный ответ или помощь. После молитвы можно попросить Богородицу защитить близких, всех христиан и даже просто пожелать мира всему миру. Господу угодна самая простая молитва, а все потребы человека Ему известны.

Иконография

Самые ранние иконы до наших дней не дошли. В XIII-XIV в. знаменитый храм на источнике близ Константинополя не раз разрушался мусульманами, пока не был восстановлен верующими к XVIII в., однако в 1821 г. турки снова разрушили здание.

К настоящему времени есть два типа образов «Живоносного источника»:

  • на одних Пречистая представлена как «Оранта», молящаяся с воздетыми дланями; на ее лоне – Божественный Младенец;
  • есть также иконы, где Богородица держит Христа на руках.

Многие полагают, что первоначально сам водный источник не изображался, так как смысловым центром образа является Сама Богородица. Впоследствии к Ее изображению добавились:

  • чаша источника в виде бассейна или кладезя;
  • предстоящие Ангелы;
  • люди, ожидающие исцеления.

Существует также образ «с чудесами». На небольших «клеймах» на его полях представлены наиболее значимые из них, сохраненные преданиями.

Популярные статьи  Что такое воцерковление и кто такой воцерковленный человек?

На переднем плане иногда изображаются одержимые недугами. (Симон Ушаков, 1670 год)

Смысл иконографических символов

Воды, на которых помещено изображение Пречистой, молящейся о людях – древний символ жизни, ее основа. Освященные благословением Богородицы, они дают не просто телесную жизнь, но вечное спасение. Со временем иконописцы по-особому стали осмысливать образ самого источника: форма его стала похожей на потир, чашу Причастия Тела и Крови Того, Кто родился от Девы.

К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ

Богословское значение

Таким образом, общий смысл иконы состоит в почитании Богородицы как Источника Жизни, помощницы среди телесных трудов, болезней, Ходатаицы о вечном спасении, «жизни непрестающей». Празднование образу именно в Светлую Пятницу также имеет богословский смысл. Ведь пятница – воспоминание смерти Христовой, через которую «смерть умертвилась».

Церковь так воспевает Родившую Христа, Источник Жизни:

«Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси — Царя Христа во веки!»

Где находятся списки с чудотворного образа

С XVII-XVIII вв. в России возникла традиция освящать водные источники в честь иконы. Поэтому количество ее копий уже к XIX в. было достаточно большим. Среди наиболее почитаемых:

  • в Саровской Успенской пустыни; образ принесен основателем обители, иеросхимонахом Иоанном в начале XVIII в.; прп. Серафим Саровский направлял к этой иконе многих из приходивших к нему;
  • в часовне, посвященной иконе, при Соловецком монастыре (1850-е гг.);
  • в Новодевичьем монастыре Смоленской иконы Богородицы г. Москвы.

Храмы и часовни

Кнастоящему времени только в России их известно более 100, а всего по миру – больше 250. Наибольшее количество храмов, часовен иконы – в Москве, Московской области.

В Царицыно

Со 2 пол. XVIII в. село было царской резиденцией, до этого принадлежало ряду именитых аристократов – В.В.Голицыну, М. Кантемиру. При этом деревянная церковь Живоносного Источника существовала здесь по крайней мере с XVIIв. как приходская. С 1722 г. появился каменный храм, который также неоднократно перестраивался владельцами усадьбы. После окончания гонений на веру церковь возвращена прихожанам с 1990 г. Сейчас здесь идут ежедневные богослужения.

Церковь в Бибирево

Это новый храм, строительство которого началось с 2003, а закончилось в 2009 г. Самостоятельный приход существует с 2013 г.

Церковь имеет так называемый «приставной» престол Сретения Владимирской иконы Богородицы – как память о снесенном храме, который был близ нынешнего.

Значение в православии

Стихия воды, как знак Божественной силы, присутствует в Ветхом и Новом Завете: Великий Потоп, переход Моисея через расступившиеся воды, прогулки Христа по воде, превращение воды в вино. Книга Бытия начинается с сотворения неба и земли, но «Дух Божий носился над водою». Вода — это начало всего сущего.

Образ Богородицы на иконе «Животворящий источник» символизирует чистый сосуд, наполненный «живой водой» — Спасителем. Христос — это символ Божественности, благодати, истины и любви. Пречистую Деву также называют Водоспасительницей, ибо Она – источник благодати и спасения, из которого может испить каждый благочестивый и раскаявшийся христианин.

В день памяти и в течение года в церквях проводят чинопоследование малого освящения воды перед иконой. Также перед иконой освящают воду на Крещение. В пятницу на Светлой Седмице служат литургию с открытыми Царскими Вратами, совершают крестный ход и ослабляют пост.

https://youtube.com/watch?v=kLXBeQQAKKA

История иконы

Древнее предание гласит, что в 5 веке неподалеку от Константинополя была рощица, посвященная Пресвятой Богородице. С давних времен в ней бил источник, известный своими чудесами. Но со временем он зарос тиной и кустарником. Шли десятилетия и века, о роще постепенно забыли. А со временем люди даже потеряли то место, где она находилась. Вновь его обнаружили только в 450 году. Случилось это в годы правления императора Маркиана. Однажды по пути в Константинополь воин Лев Маркелл повстречал слепого старца. Случилось это возле той самой рощи. Христианин узнал, что старик потерялся. Он отвел его отдохнуть в тень рощи, а сам пошел искать воду.

Поступок Льва оценила сама дева Мария. Пробираясь по густой роще, воин услышал голос. Богородица велела ему отыскать заросший родник и намазать тиной из него глаза путнику. Лев действительно вскоре отыскал источник, набрал из него воды и взял тину, которой смазал глаза старику. Слепец сразу прозрел. Богородица тогда предсказала воину, что он станет императором. Ее пророчество сбылось через 7 лет.

Икона Живоносный Источник
Фото 1. Образ имеет очень давнюю историю.

Лев поклялся построить храм в честь Богородицы на том месте, где случилось чудо. Явление произошло 4 апреля 450 года.

Через некоторое время Лев действительно стал императором. Тогда он и вспомнил свое обещание, которое он и сдержал:

  • Около святого источника было расчищено место. Возле родника выложили каменный бортик.
  • Здесь же был построен храм, посвященный Деве Марии.
  • Священное место назвали живоносным источником. Это название дал Лев Маркелл, раскрывая истинную суть этого удивительного места. Ведь вода из родника дает благодать. Такое же название было дано иконе.

Позднее другой правитель по имени Юстиниан построил в знак благодарности еще один храм, поскольку Царица Небесная излечила его от заболевания ног. А вот дальнейшая история этого места достаточно печальная. На Святую землю в 15 веке пришли воины, которые запретили приближаться к святыне. А в 19 веке источник был засыпан землей. Но всего через несколько лет люди восстановили святыню. Христиане не могли допустить того, чтобы роща Богородицы была забыта. В те времена уже правил султан, который более терпимо относился к иноверцам. На святом месте он разрешил возвести еще один храм. Его освятил Константинопольский патриарх в 1835 году. Христиане расчистили источник. Под развалинами они обнаружили полусгнивший от сырости лист, на котором были зафиксированы 10 чудес, произошедших в 1824-1829 годах. Неподалеку от нового храма была построена больница и богадельня.

Чудеса источника

С удивительным источником связано множество чудес. Одна из легенд рассказывает, что фессалиец с юных лет мечтал посетить Живоносный источник. И вот однажды он решился воплотить в жизнь свою мечту. Но в пути он заболел. Предчувствуя уход, он попросил спутников, чтобы после кончины его тело отвезли к источнику. Мужчина хотел, чтобы на него вылили три емкости живоносной воды, а потом погребли его. Его просьба была выполнена. Легенда гласит, что возле Живоносного источника мужчина воскрес. После этого он принял иночество и служил Богу до конца своих дней.

Это далеко не единственный пример исцеления родниковой водой. Если верить легендам чудеса происходят только в том случае, когда человек искренне читает молитву и живет с верой в Бога.

В 527 году Юстиниан Великий, будучи императором, сильно болел. Однажды ночью он услышал голос, который поведал ему о том, что излечиться он сможет только после того, как выпьет воду из источника. Однако правитель не знал, о каком именно источнике идет речь. Он долго думал, пока к нему не обратилась Царица Небесная. Она позвала Юстиниана за собой, чтобы он испил из ее источника. Целебная вода дала возможность правителю вылечиться.

Значение и описание иконы

Иконография относит образ к типу Оранта, т. е. Молящаяся. В Крыму была найдена одна из древних икон, датируемая XIV столетием. Именно в тот период возник вариант, близкий к современному изображению. В Россию икона попала из Греции.

Популярные статьи  Число зверя — откуда оно появилось?

Композиция образа сложная:

  1. На иконе Пречистая с Богомладенцем изображена над очень большим каменным сосудом (чашей), который стоит в воде. На некоторых образах Она словно парит, на других Ее ноги скрыты в чаше.
  2. Возле водоема, внутри которого расположена чаша, находятся люди, отягощенные физическими и душевными недугами. Они пьют чудесную воду и излечиваются.
  3. Богомладенец изображается либо с распростертыми руками, либо держащим свиток.

Иконописцы используют разные варианты. Так, мастер Семен Ушаков вокруг основного образа располагал 16 маленьких икон, в которых рассказывалась история «Живоносного источника». Смысловое значение композиции заключается не только в том, что святая вода несет пользу душе и телу. Источник является образом самой Пресвятой Богородицы, ведь Она родила Спасителя мира.

Иконография относит образ к типу Оранта

Списки

Иконографический образ «Живоносного Источника» имеет древние византийские корни. По типу изображения икона относится к «Никопеи Кириотисса» или «Знамению».

Изначально в списках «Живоносного Источника» не был изображен сам источник. Вода стекала с рук Богородицы. Позднее композиция была изменена. В России со временем иконографический сюжет был усложнен. Так появился кладезь с водой, возле которого находились Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий. Они достают воду и предлагают ее верующим. На переднем плане можно увидеть людей, одержимых болезнями.

Постепенно композиция образа стала настолько сложной, что Божия Матерь стала лишь ее частью. Сложно найти икону со столь богатым и полным сюжетом. В 1668 году знаменитый иконописец Симон Ушаков со своими учениками создал икону «с чудесами». На шестнадцати клеймах были изображены чудеса, свершившиеся у Живоносного источника.

Икона Живоносный Источник
Фото 4. Издавна на Руси освящают воду в преддверии праздника.

Стоит сказать, что икону издавна очень почитали на Руси. В Саровской пустыне даже построили храм образа «Живоносного Источника». Богомольцы, которых преподобный Серафим Саровский направлял молиться около чудотворной иконы, исцелялись.

В 16 столетии в России установился обычай освящать источники около храмов и монастырей.

Изображение источника присутствует и на горе Афон. Оно датировано первой половиной 15 века. Фреска Святого источника письма Андроника Византийца находится в монастыре Святого Павла.

После падения Византии православие активно развивалось на Руси. С его приходом на русские земли появилось много святых образов и богослужебных книг. Особенно почитали образ Божией Матери. Наибольшей популярностью пользовались иконы, написанные в древние времена на побережье Босфора. Одним из таких образов был «Живописный Источник». О его распространении на Руси говорят археологические находки. На территории Крыма было найдено блюдо с ликом Богородицы и чашей. Находка датирована 13 веком. Считается, что это одно из наиболее ранних изображений такого плана на территории нашей страны.

Еще одно изображение датировано 14 веком. Свидетельства о нем можно найти в работах историка Никифора Каллиста. Церковник очень подробно описал икону Богородицы с водоемом.

В КАКОВЫХ СОБОРАХ РАСПОЛАГАЕТСЯ ОБРАЗ?

На настоящий период установлено наиболее сотни часовен и храмов, которые были наименованы в почет Богородицы. Далее приведена информация отдельных из них:

• Церковь облика Непорочной (Космодамианская) в Меткино. В соответствии с летописями, в XVII столетии возле Столицы был древесный храм Дамиана и Космы, однако в 1701 г. он был спален, тем не менее, многочисленное количество образов получилось уберечь, перетащив их в маленькую часовню, размещенную недалеко. В участке уничтоженного соборе в 1848 г. был создан нынешний господний собор, предназначенный чудодейственному лику Безгрешной, что было не беспричинно, так как в 1829 г. случилось чудо облика Прествятой. А ранее в 1840 г. Авдотья Евдокимова – вдова бойца, отдала на собственную отчизну в селение Меткино из Столицы чудодейственную икону, что была подарена ей торговкой Анной Кирияновой. И с этих времен с абсолютно всех уголков, люди начали ездить в храм для того чтобы поклониться пред ликом;

• В Царицыно (Столица) кроме того есть храм святыни Богородицы;

• Собор чудодейственного отображения Богоматери (Скорбященская храм) в Твери;

• Храм чудодейственного образа, Блаженный располагается в Рождество-Богородицком монастыре в Задонске;

• Икону можно увидеть и в храме Богоматери в на территории Арзамаса.

История обретения Семистрельной иконы Божьей Матери

Точных данных насчет происхождения образа нет. Но считается, что он принадлежит северорусской иконографической традиции. Приблизительная датировка — 15 век. Некоторое время она просто выполняла роль рядового религиозного предмета, позже все изменилось.

В Кадниковском уезде Вологодской губернии жил крестьянин, страдавший от хромоты и других заболеваний. Согласно одним источникам, он работал в храме апостола Иоанна Богослова и случайно обнаружил старинную икону. По другим — во сне он услышал глас Божий и по его велению поднялся на колокольню, где и обнаружил образ.

Как оказалось, рабочие использовали икону в качестве ступеньки, считая ее обычной доской. Когда правда открылась, священнослужители восстановили и отслужили перед ней молебен. Крестьянин, присутствовавший при нем, обрел полное исцеление. С тех пор верили, что икона является чудотворной. Ее даже перевезли в Вологду, когда свирепствовала эпидемия чумы.

Около 80 лет образ хранился в храме Иоанна Богослова, но в самом начале революции 1917 года он исчез. С тех пор данных об оригинале нет. Семистрельная икона Богородицы называется так потому, что дева Мария изображена пронзенной семью стрелами.

Иконография

Образ считается достаточно редким и аутентичным из-за того, что Богоматерь не держит на руках младенца Христа. Ее название и есть описание, ведь Богородица изображена с семью стрелами в груди. Иконография схожа с православным образом «Умягчение злых сердец».

Также существует схожее по мотивам изображение, которое называется «Донская Богоматерь». Семистрельная икона выглядит именно так, поскольку является аллегорией на евангельскую легенду. Согласно преданию, Симеон, который был еврейским священнослужителем, взял на руки Христа и понял, что он Божий сын.

Праведник произнес несколько пророческих слов об Иисусе, предрек колоссальные изменения, которые он принесет миру, а Богоматери сказал «и Тебе Самой оружие пройдет душу». Считается, что именно поэтому дева Мария изображается без Христа на руках.

Существует множество традиций изображения этой иконы. Например, вместо стрел иногда пишут мечи. Неизменным остается их количество — семь.

Значение «Спаса Нерукотворного» в православии

Значение иконы «Спас Нерукотворный» весьма высоко для всего христианского мира. Это эталонное изображение Спасителя, принятое во всем христианстве.

Во-первых, нерукотворный образ однозначно свидетельствует о том, что Иисус Христос – действительно реальная историческая персона. Спаситель – одна из ипостасей Святой Троицы, сошедшая на Землю и принявшая человеческий облик.

Образ обычного человека не мог бы запечатлеться на ткани навечно без всякого намеренного воздействия, да и недолговечный материал за столетия должен был обветшать и рассыпаться в прах. Такие чудеса способна творить лишь Божественная личность.

Золотая подвеска «Господь Вседержитель Спаситель» (перейти в каталог SUNLIGHT)

Косвенно это подтверждает и тот постулат, что иконопочитание действительно оправдано и не имеет ничего общего с идолопоклонством.

Спас Нерукотворный издревле почитался на Руси. С образа было сделано множество списков, а почитание его поддерживалось на государственном уровне. В честь иконы было освящено множество храмов и монастырей.

Присутствовал Спас Нерукотворный и в светской жизни. Он изображался на знаменах, с которыми шли на битву русские войска со времен Дмитрия Донского, всевозможных гербах и прочих символах. Даже сейчас Спас Нерукотворный красуется на флаге Пензенской области.

Оцените статью
Добавить комментарии