Опасность самовольного вторжения в духовный мир
Касаясь вопроса об индивидуальных Откровениях, Христианская церковь обращает внимание своих последователей на недопустимость попыток самовольного проникновения в духовный мир. В данном случае, любопытство, соединённое с легкомыслием и мечтательностью, может привести к самым губительным последствиям
Именно поэтому православие крайне негативно относится к спиритизму. Известно немало случаев, когда попытки общения с духами умерших людей заканчивались тяжёлыми психическими расстройствами и даже самоубийствами. Отцы церкви объясняют причину этого тем, что в большинстве случаев на контакт со спиритами выходят не те, к кому они обращаются, а демоны – мрачные духи преисподней, несущие с собой безумие и смерть.
Божественное Откровение
Христос Пантократор. Италия, собор Чефалу
Мы знаем о Боге, в Которого веруем, прежде всего по тому, что Он Сам открывает Себя людям. Это знание называется Откровением, и записано оно в Библии. Воспринято Откровение может быть только умом, согретым живой верой.
Необходимость Откровения возникла после грехопадения прародителей. Человек отпал от Бога, лишился того непосредственного общения «лицом к лицу» со своим Творцом, которое было в раю. Отдаленный от Источника жизни, имея поврежденную грехом природу, человек не может правильно оценивать прошлое, не может собственными силами постичь настоящее, не ведает будущего. Человек знает только то, что открывает ему Господь: Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего (Втор 29, 29).
Бог пребывает в неприступной Своей славе. Он — всемогущий Дух, а человек — существо земное, конечное. Однажды блаженный Августин, пытаясь постигнуть тайну Пресвятой Троицы, утомился и вышел на берег Средиземного моря. Он увидел мальчика, который выкопал лунку и ладонями носил воду в нее. Блаженный Августин спросил, что он делает. «Хочу перелить море в эту ямку», — ответил мальчик. Святой удивился и сказал, что это невозможно. Пройдя немного, он оглянулся. На берегу никого не было. Тогда блаженный Августин понял, что Бог послал Ангела, чтобы показать тщетность его усилий.
Для чего Бог дал людям Откровение? Главная причина библейских откровений — любовь Бога к Своему творению. Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2, 4).
Чтобы дать человечеству Откровение, Господь избрал из всех народов один — еврейский: именно евреи в лице Авраама сохранили истинное почитание, когда по всей земле распространились языческие заблуждения. Этому народу спустя века и было, как писал апостол Павел, вверено слово Божие (Рим 3, 2). С приходом на землю Спасителя мира Иисуса Христа Откровение Библии проповедуется всему человечеству.
Другим источником нашего познания Бога является совершенство, красота и целесообразность созданного Творцом мира. Это — естественное откровение. Оно доступно всем, но особенно восприимчивы к нему люди, посвятившие жизнь изучению окружающего мира, — ученые, философы, художники.
Видимая природа как открытая книга свидетельствует о премудрости и всемогуществе Бога. Весь окружающий человека мир показывает чудные дела Божии: всюду упорядоченность, мера, закономерная повторяемость и целесообразность. Язычник, не просвещенный богооткровенной истиной, скорее это чувствовал, чем понимал. Ветхозаветный человек и чувствовал, и понимал, что весь природный мир, в котором он живет, является безмолвным гимном Творцу: По слову Господа явились дела Его: сияющее солнце смотрит на все, и все дело его полно славы Господней (Сир 42, 16).
Откровенный разговор
В завершение отметим, что само слово «откровение», кроме сугубо религиозного значения, в котором оно рассматривалось выше, имеет и своё светское толкование. В большинстве словарей, оно определяется, как объяснение чего-то, скрытого тайной, и недоступного широкому кругу лиц. Обычно это бывают признания каких-либо фактов, ранее не подлежавших огласке.
С развитием интернета получили широкое распространение различные форумы, на которых люди имеют возможность, оставаясь анонимными, откровенно поделиться со своими виртуальными собеседниками самым наболевшим и рассказать им то, что не смогли бы доверить реальным людям. Примером тому может послужить весьма популярный в наши дни форум откровения «Моя семья».
Что такое естественное богопознание?
Кроме вышеназванных форм богопознания, в традиции христианской церкви существует также понятие естественного, или повсеместного Откровения. В данном случае, имеется в виду та возможность познания Бога, которую Он дарует людям через сотворённый им мир, природу и самого человека. Характерная особенность естественного Откровения заключается в том, что оно обходится без вмешательства сверхъестественных сил, и для его постижения необходимы лишь разум человека и голос его совести.
С тех давних пор, когда человек осознал себя частью окружающего его мира, он не перестаёт воспевать его красоту и гармонию. Бесконечное множество примеров этому можно найти в религиозной и в светской литературе, в древнейших памятниках ушедших цивилизаций, и в современном искусстве.
Поскольку на вопрос о том, кто является творцом этого мира, верующие люди дают однозначный ответ – Бог, то и заслугу в создании всего окружающего их великолепия они приписывают именно Ему. Далее несложно провести параллель между тем, как, созерцая произведение художника, мы получаем ясное представление о глубине и особенностях его таланта, и тем, как при виде разнообразия, величия и гармонии, форм мира мы делаем заключение о премудрости, благости и всемогуществе его Творца.
Естественный и сверхъестественный пути богопознания
Естественнонаучные знания человек получает через исследование природы путем наблюдения и эксперимента, исторические знания приобретаются посредством изучения исторических памятников и документов. Каким образом возможно для человека иметь знание о Боге? Материалистические учения объясняют возникновение веры в Бога искаженным, фантастическим отражением в сознании человека окружающей действительности. Однако такого рода теории не выдерживают критики. В самом деле, человек может воспринимать действительность искаженно, например принять канат за змею, но только при условии, что ему предварительно известно, что такое змея. Житель Крайнего Севера, никогда не имевший дело с этими теплолюбивыми рептилиями, такой ошибки никогда не совершит. Следовательно, для того чтобы увидеть в том или ином природном явлении нечто сверхъестественное, необходимо уже предварительно иметь понятие о сверхъестественном бытии. Поэтому источником нашего знания о Боге может быть только Сам Бог. Однако объектом познавательной деятельности человека может быть только тот мир, в котором он существует, Бог же, будучи Творцом этого мира, Сам не является его частью, но пребывает “над всеми” (Еф. 4, 6). Говоря философским языком, Бог трансцендентен миру. Конечно, человек может составить некоторое представление о Боге и через исследование тварного мира, ибо через рассмотрение произведений всегда возможно нечто узнать и о самом художнике. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. В сущности это есть не что иное, как естественная реакция человеческой души, которая, по словам христианского апологета Тертуллиана (11-111 в.), по природе является христианкой. Такое, опосредованное творением, познание Бога, называется естественным богопознанием.
Библия, как источник Богооткровения
Фото: Pixabay.com
Библия — это не книга, созданная кем-либо. Содержание, которое пророки и апостолы «говорили только силою Святого Духа», исходило от Бога.
Библейское Откровение необходимо людям, потому что мы отделены от Господа первородным грехом. Библейское слово означает, что то, что раньше было неизвестно, теперь открывается человеку и от него больше ничего не скрыто.
Библия — это словесное общение с Богом, благотворное, божественное вдохновение для человека. Священное Писание открывает нам истину, учит нас справедливости, наставляет нас в доброте, разоблачает греховные мысли и поступки, готовит нас к вечной жизни.
Чтобы избежать ересей и личных домыслов, необходимо исследовать Священное Писание. Помогают в этом толкования святых отцов Церкви, проповеди священников и внимательная молитва.
Слово живого Бога питает бессмертную душу человека, как пища питает смертное тело.
Что означает слово «откровение»?
Мы видим в этом месте, что это откровение Иисуса, которое Ему дал Бог. И мы видим, что ЭТО ОТКРОВЕНИЕ было послано людям через ангела Иоанну. А он уже написал нам. Я просто еще раз повторил это Слово, чтобы мы увидели, что написанное в последней книге Библии тоже является откровением. Хотя, как ни странно, очень многие люди считают эту книгу «самой неприступной, непонятной…..»
Давайте посмотрим все места Библии, в которых упоминается это слово. Дело в том, что не всегда словарь может в точности передать значение. Но то, как и где это слово использовалось, может дать нам более ясную картину.
Почему я выбрал все места с использованием этого слова? Потому что во всех их прослеживается достаточно определенное значение. Подставьте вместо выделенных слов греческий перевод – раскрытие Иисуса, раскрытие славы Его, раскрытие тайны, Господне раскрытие….
Теперь для полноты посмотрим другие места в нашей русской библии, где используется слово «откровение».
И посмотрим те места, где еще это слово используется.
И еще одно место, которое всегда относят к откровениям. Его греческое написание отличается от слова апокалипсис одной буквой. Я не берусь выставляться знатоком греческого, но всегда смотрю все места Писания с использованием именно этого слова, чтобы понять, какой смысл вкладывал в него Автор. Греческий словарь дает перевод практически такой же, как и первого слова «апокалипсис»
Но я все-таки прошу обратить ваше внимание на то, в каком контексте оно использовано в Писании
Как Бог открывается людям
Любовь к Своему созданию стала одной из причин появлений открытий Бога перед людьми. Творец хочет спасти всех людей и проводить с ними время на новой земле.
Когда человечество стало забывать своего Творца, выбрав для поклонения множество божков, Сущий сотворил Свой народ, еврейский. Первым евреем на земле был Авраам, верный и послушный Богу человек, умеющий слышать и слушать Создателя мира и поклоняться ему.
Еврей означает странник, вышедший из земли своей.
Авраам
Благодаря открытию Создателя перед людьми, его видениям через Авраама, его сына Исаака и внука Иакова, Творец вывел из Египта многомиллионный народ, который выжил в пустыне, проведя там 40 лет, благодаря видениям святого Духа и умению слышать голос Создателя.
Вседержитель открывает Себя в природе, в естественном мире. Все процессы в организме человека взаимосвязаны, невозможно человеческим разумом осознать уникальность этого явления. Подчинены Божьему порядку и все кругообороты, происходящие в природе, человеческое вмешательство, которое не по воле Творца, кончается катастрофой.
В окружающем мире Бог проявляется Себя в порядке, закономерных повторениях, целесообразности. Прекрасный, яркий, разноцветный мир природы является гимном Создателю. Открыть Всевышнего людям призвана Библия, Священное Писание, наполненное Божьими Откровениями.
Библия, Священное Писание
В Новом Завете, через Иисуса Христа, Сына Божьего, Творец открывается, как любящий Отец, Наставник, Спаситель и Целитель.
Умение читать Божьи открытия укрепляют человеческую веру, наполняют духовной силой, дарят уверенность в завтрашнем дне. Послания церквям, написанные более 2 тыс. лет тому назад, наполнены духовным руководством для современных православных верующих. Господь многие Свои послания, такие как Откровения Иоанна Богослова, книга пророка Даниила и другие, передал в зашифрованном виде, прочитать их могут люди, познавшие сущность и природу Сущего.
Важно! Читая Библию, погружаясь в ее глубины, каждый человек может найти в ней личные послания от Творца, помогающие изменить характер, научиться любить людей, стать послушным Слову и верным Богу. Божьи послания наполнены:
Божьи послания наполнены:
- советами;
- предостережениями;
- рецептами счастья;
- описаниями грядущих событий;
- картинами рая и ада.
Все письма Создателя людям поражают своим единством в разнообразии языков, на которых писалось святое Писание, временем написания и формами подачи мыслей Творца.
Через Святое Писание Вседержитель передал людям план спасения и наследования вечной жизни.
Основные пути Богооткровений
Открытие Создателя людям через Свои послания акцентируется на желании Самого Творца открыться людям, чтобы они имели спасительную веру и почитали Его.
По мнению архимандрита Софрония, люди не могут познать Всевышнего, если он Сам не откроется им.
Митрополит Иларион подчеркивает, что Высшая Сущность может говорить, слышать, видеть, мыслить и помогать. Творец встречается со Своими детьми лицом к лицу. Иларион называет Иисуса живым откровением, Создателем, который пришел на землю явить Бога людям через Себя и Свои откровения.
Всевышний открывается в Библии через Свои имена. На протяжении множества веков люди слышали Сущего, Вечного, Истинного, Праведного, Спасающего, Святого и Справедливого Творца. Он явил себя в Сыне — Спасителе, Целителе, через Красоту, Любовь, Жизнь, Мудрость.
Иисус Христос
Через Иисуса Бог явился миру в плоти (1Тим.3:16), оставаясь при этом неразгаданной до конца тайной, познание которой будет длиться вечно.
Три этапа Богооткрытий людям
- Впервые Творец открывает Себя в Ветхом Завете через пророков, судей, царей и других людей. Этот этап Богоявления называется подготовительным.
- Центральной частью Божественных откровений является Новый Завет, в котором через Иисуса Христа православные верующие могут увидеть сущность и характер Сущего, как подтверждение Ветхозаветных открытий.
- Откровение апостола Иоанна является заключительной частью явления и посланий от Творца, изложенные в Святом Писании.
Великий Создатель продолжает открываться людям на протяжении всей истории существования созданного Богом мира.
Откровение Иоанна Богослова
Название “Откровение” (Апокалипсис) говорит само за себя. Это не просто набор мыслей обычного человека, даже апостола. Это именно приоткрытые Христом перед Иоанном Богословом тайны мироздания и грядущих событиях. В этой таинственной, мистической книге повествуется о временах человеческой истории, предваряющих Второе Пришествие. Говорится о том, что в мире будет установлено царствование антихриста.
Кто же такой антихрист? Иоанн Дамаскин пишет:
Описывается, в каких бедствиях будут существовать верующие последних времен и как произойдет окончательная битва между силами добра и зла. Так закончится существование человечества, наступит конец света и Страшный Суд Бога над народами.
Церковь — хранительница Откровения
Раскрываясь человеку, Бог сообщает ему знание о Себе сверхъестественным образом. «Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью». Сверхъестественное знание о Боге сообщается человеческой душе Божественной благодатью, исходящей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посредством Божественной благодати Святого Духа человек усваивает истины Божественного Откровения. Апостол Павел утверждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.
Божественная благодать пребывает в Церкви, подается в Святых Таинствах. Поэтому Церковь является и хранительницей Божественного Откровения. «Познается Бог только Духом Святым, – учит св. Силуан Афонский. — Нашей Преславной Церкви дано Духом Святым разуметь тайны Божии». Всю полноту истины, полученную от Христа, апостолы возвестили Церкви (Деян. 20, 27). По слову св. Иринея Лионского, апостолы положили в Церковь все, что относится к истине. Будучи «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3, 14), Церковь хранит богооткровенные вероучительные истины, называемые догматами.
Священное Писание
Самой важной частью Предания является Священное Писание, благодаря которому сохраняется большая точность передачи Откровения. Писанием называются книги, написанные Святым Духом через пророков и апостолов, а собрание этих книг называется Библией (в переводе с греческого – «книги»)
Библия состоит из двух частей – Ветхого и Нового Завета. Слово «Завет» означает – союз между Богом и людьми.
Ветхий Завет
Написан до Пришествия Христова, и главной его вестью было обещание Пришествия Спасителя и подготовка к нему людей.
Книги Священного Писания Ветхого Завета:
Законоположительные книги – пять книг, написанных святым боговидцем и пророком Моисеем:
1. Бытие (сокращение при цитировании – Быт.).
2. Исход (Исх.).
3. Левит (Лев.).
4. Числа (Чис.).
5. Второзаконие (Втор.).
Исторические книги:
6. Иисуса Навина (Нав.).
7. Судей Израилевых (Суд.).
8. Руфи (последние две книги традиционно приписываются святому пророку Самуилу) (Руфь).
9. Первая книга Царств (1 Цар.)
10. Вторая книга Царств (2 Цар.)
11. Третья книга Царств (3 Цар.)
12. Четвертая книга Царств (4 Цар.).
13. Первая книга Паралипоменон (1 Пар.)
14. Вторая книга Паралипоменон (2 Пар.) (Хроники. Основаны на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит святому Ездре).
15. Первая книга Ездры (1 Езд.).
16. Неемии (в канонических правилах часто называется Второй книгой Ездры) (Неем.).
17. Есфири (Есф.).
Учительные книги:
18. Иова (древнейшая книга Библии, написанная еще святым Иовом, но отредактированная святым Соломоном) (Иов).
19. Псалтирь святого царя Давида (Пс.).
20. Притчи Соломона (Притчи).
21. Екклесиаст Соломона (Еккл.).
22. Песнь песней Соломона (Песн.).
Пророческие книги:
23. Исаии (Ис.).
24. Иеремии (Иер.).
25. Плач Иеремии (Плач).
26. Иезекииля (Иез.).
27. Даниила (Дан.).
28. Осии (Ос.).
29. Иоиля (Иоиль).
30. Амоса (Амос).
31. Авдия (Авд.).
32. Ионы (Иона).
33. Михея (Мих.).
34. Наума (Наум).
35. Аввакума (Авв.).
36. Софонии (Соф.).
37. Аггея (Агг.).
38. Захарии (Зах.).
39. Малахии (Мал.).
Кроме этих книг, называемых каноническими (образцовыми), в Писание входят неканонические книги:
1. Пророка Варуха (Вар.).
2. Послание Иеремии (Посл. Иер.).
3. Премудрости Соломона (Прем.).
4. Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах.).
5. Иудифи (Иудифь).
6. Товита (Тов.).
7. Вторая книга Ездры (2 Езд.).
8. Третья книга Ездры (3 Езд.).
9. Первая книга Маккавейская (1 Мак.).
10. Вторая книга Маккавейская (2 Мак.).
11. Третья книга Маккавейская (3 Мак.).
Авторитет последних книг высок, и, хотя некоторые не приравнивают их к каноническим, но, в любом случае, они содержат Откровение Бога.
Новый Завет
Говорит о том, что обещанный Спаситель пришел и искупил нас от греха, проклятия и смерти. В состав Нового Завета входят только канонические книги.
Законоположительные:
1. Евангелие от Матфея (Мф.).
2. Евангелие от Марка (Мк.).
3. Евангелие от Луки (Лк.).
4. Евангелие от Иоанна (Ин.).
Исторические:
5. Деяния апостолов (Деян.).
Учительные книги – это Послания апостолов.
Соборные, обращенные ко всем Церквам:
6. Иакова (Иак.).
7. Первое послание Петра (1 Петр.).
8. Второе послание Петра (2 Петр.).
9. Первое послание Иоанна (1 Ин.).
10. Второе послание Иоанна (2 Ин.).
11. Третье послание Иоанна (3 Ин.).
12. Иуды (Иуд.)
Послания апостола Павла:
13. К Римлянам (Рим.).
14. Первое к Коринфянам (1 Кор.).
15. Второе к Коринфянам (2 Кор.).
16. К Галатам (Гал.).
17. К Ефесянам (Еф.).
18. К Филиппийцам (Фил.).
19. К Колоссянам (Кол.).
20. Первое к Фессалоникийцам (1 Фес.).
21. Второе к Фессалоникийцам (2 Фес.).
22. Первое к Тимофею (1 Тим.).
23. Второе к Тимофею (2 Тим.).
24. К Титу (Тит.).
25. К Филимону (Филим.).
26. К Евреям (Евр.).
И наконец, пророческая книга –
27. Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова (Откр.).
В этих книгах содержится то, что необходимо для спасения. Читая их с молитвой и понимая в согласии с Церковью, мы можем узнать волю Бога.
_____________________________________
В данном разделе представлен текст из книги «Закон Божий: введение в Православное христианство» иерея Даниила Сысоева.
Священное Предание
Древнейшей формой передачи Божественного Откровения является Священное Предание, а устный способ был единственным до времен пророка Моисея (XVI век до Р.Х.). Преданием называется передача верующими людьми под руководством Господним полученных от Бога учений, законов и правил жизни. От пророков и апостолов истинная жизнь передавалась следующим поколениям верующих, а источником ее является вечный Дух, благодаря Которому Откровение не искажалось, проходя сквозь века, и не возникал принцип «испорченного телефона». Так, верным хранилищем Предания является, по мысли апостола Павла, «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3, 15).
Если бы не было Предания, тогда сама Библия стала бы совершенно недоступной как способ передачи Откровения Бога. Разве мертвая буква может точно описать живое слово Творца, если и в обычной речи огромную роль играют интонации, мимика? Так и в Церкви Писание истолковывается через святых людей Тем же Духом, Который и дал Его. Да и само Писание показывает, что без толкования правильное его понимание затруднено или даже невозможно. Евнух на вопрос Филиппа: «Разумеешь ли, что читаешь?» – отвечал: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деян. 8, 30–31).
Преподобный Викентий Лиринский так определяет принципы отличия истинного Предания от простых обычаев, существующих между христианами, но не являющихся Откровением Бога: «…когда мы последуем всеобщности, древности, согласию; а всеобщности последуем мы тогда, когда признаем истинною ту только веру, которую исповедует вся по земному шару Церковь; а древности – тогда, когда никак не отступим от тех мыслей, которые, несомненно, одобрены святыми предками и отцами нашими; а согласию – тогда, когда в самой древности последуем определениям и мыслям всех или, по крайней мере, большинства священников и вместе учителей».
Виды Откровений
Фото: Bogoslov.ru В Православии признаны естественное и сверхъестественное Откровения.
Естественное
Господь открыл нам себя через Рождество. Мы имеем необходимые представления о мироздании, Боге и человеке. Естественное Богопознание – процесс, присущий каждому человеку. Мы исследуем стройный порядок Вселенной, исторические события, прислушиваемся к голосу совести. Благодаря этому, можно прийти к умозаключению о действии в мире Премудрого Творца.
Сейчас приходят к вере люди, которые ничего не знают о Православии. Они не читали Библии, о творчестве Святых отцов не слышали. Новоначальные имеют собственные смутные или абсолютно неверные представления о Православном вероучении. Такое естественное Богооткровение часто уводит их от истины. Необходимо изучать и всегда сверять представления о Боге с тем, что он нам завещал в Священном Писании.
Сверхъестественное
Естественное Богопознание строится на фундаменте сверхъестественного. Такое Божественное Откровение включает в себя знание о Боге, мире и человеке от Первоисточника. О правильной вере, спасении, достойном почитании Господа, открывает человеку Православие. Божественное Откровение служит неиссякаемым источником для Православной веры.
Сверхъестественное Богопознание бывает индивидуальным или общим. Индивидуальное – для назидания одного человека. Общее откровение возвещается некоторым людям (апостолам, пророкам, святым), чтобы передать через них Божью волю отдельным народам или всему человечеству.
Конечной целью Богооткровения является спасение человека.
Виды Откровений
Фото: Bogoslov.ru
В Православии признаются естественные и сверхъестественные откровения.
Естественное
Господь открылся нам через Рождество. У нас есть необходимые представления о Вселенной, Боге и человеке. Естественное познание Бога — это процесс, присущий каждому человеку. Мы исследуем гармоничный порядок Вселенной, исторические события, прислушиваемся к голосу совести. Благодаря этому можно сделать вывод о действии в мире Мудрого Творца.
Теперь к вере приходят люди, ничего не знающие о Православии. Они не читали Библию, они не слышали о трудах святых отцов. У новичков есть свои расплывчатые или совершенно неправильные представления о православном учении. Это естественное откровение от Бога часто сбивает их с пути. Необходимо всегда изучать и проверять представление о Боге с тем, что Он оставил нам в Священном Писании.
Сверхъестественное
Естественное познание Бога основано на сверхъестественном. Такое Божественное Откровение включает в себя знание Бога, мира и человека из Первоисточника. Православие открывает человеку правильную веру, спасение, достойное поклонения Господу. Божественное Откровение служит неиссякаемым источником православной веры.
Сверхъестественное познание Бога может быть индивидуальным или общим. Индивидуальный — в назидание человеку. Некоторые люди (апостолы, пророки, святые) провозглашаются общим откровением для передачи через них воли Бога отдельным народам или всему человечеству.
Конечная цель Божьего Откровения — спасение человека.
Сверхъестественное богопознание
3.1. Познание Бога из Божественного Откровения
Естественное богопознание представляет собой лишь начальный и весьма несовершенный способ богопознания, поскольку такое богопознание, во-первых, может привести только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге как о Творце и Промыслителе Вселенной, а во-вторых, возможно только при наличии у человека некоторых предварительных понятий о Боге. Иными словами, естественное богопознание возможно только на основании сверхъестественного, то есть такого способа богопознания, когда Бог Сам непосредственно сообщает человеку некоторое знание о Себе. Этот способ называется познанием из Божественного Откровения
По определению “Пространного Катихизиса”, Божественное Откровение есть
“то, что Сам Бог открыл человекам, дабы они могли право и спасительно веровать в Него, и достойно чтить Его”.
Именно из Божественного Откровения “почерпается учение Православной веры”.
Особое внимание следует обратить на слово “спасительно”. Божественное Откровение имеет своей конечной целью спасение человека, поэтому Бог открывает нам знание о Себе лишь в той мере, в какой это необходимо для нашего спасения.
3.2. Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения во Христе
Поскольку “по греховной нечистоте и немощи духа и тела” не все способны общаться с Богом “лицом к лицу”, то и “не все человеки способны непосредственно принять Откровение от Бога”. Поэтому Бог
“употребил особенных провозвестников Откровения Своего, которые бы передали оное всем человекам, желающим принять оное”.
К числу таких провозвестников принадлежат Адам, Ной, Авраам, Моисей и все ветхозаветные пророки, проповедавшие “начатки Откровения Божия”. Божественное Откровение – не однократный акт, а процесс. В ветхозаветные времена Бог постепенно открывал людям знание о Себе, приспособляясь к способности восприятия дохристианского человечества. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, Который во всей необходимой для нашего спасения “полноте … и совершенстве принес на землю Откровение Божие”.
“Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил” (Ин. 1, 18); “… никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын Хочет открыть” (Мф. 11, 27).
3.3. Универсальный характер новозаветного Откровения
Откровение Бога во Христе предназначено “для всех чело веков, как для всех нужное и спасительное”, потому что Бог хочет, чтобы “все люди спаслись и достигли познания истины” (1 Тим. 2, 4).
Незадолго до своего Вознесения на небо Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь, говорит:
“Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28, 19. 20). Таким образом, во Христе Божественное Откровение обращено ко всем народам и предназначено на все времена.
3.4. Полнота новозаветного Откровения
Во Христе мы имеем Божественное Откровение во всей полноте, потому что Господь сообщил нам все необходимое для спасения. Ветхозаветные пророки говорили “многократно и много образно” (Евр. 1, 1), поскольку каждый из них сообщал только ту малую часть знания о Боге, которая ему лично открылась. Кроме того, в Ветхом Завете Откровение было опосредованным, так как каждый из пророков свидетельствовал о том, что ему как человеку было открыто о Боге. Во Христе Откровение не фрагментарно, а целостно и полно, потому что Христос не просто тот, кто нечто знает о Боге, а Сам Бог. Это уже не свидетельство человека о своем опыте богопознания — во Христе Сам Бог открывает нам истину о Себе.
Господь говорил Своим ученикам, что Он сообщил им “все, что слышал от Отца” (Ин. 15, 15). Апостолы, проповедуя богооткровенное Христово учение, возвещали людям “всю волю Божию” (Деян. 20, 27). Поэтому после Христа в принципе не может быть дарования новых откровений или заключения какого-то третьего завета, отличного от Завета Нового. Всякий, кто пытается нечто изменить в богооткровением учении Господа Иисуса Христа или сделать некоторое добавление к нему, подпадает под анафему ап. Павла:
“… если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал. 1,8).
Виды Откровения
Необходимо отличать сверхъестественное Откровение от т. н. естественного богопознания, часто также называемого откровением.
Под сверхъестественным Откровением
подразумевается такое действие Божие, которое дает человеку знания, необходимые для спасения. В связи с этим Откровение разделяется на общее и индивидуальное.
Общее Откровение
дается через особо избранных людей — пророков и апостолов — для возвещения истин веры и жизни широкому кругу лиц (отдельному народу, всему человечеству). Таковым, во-первых, по значимости является Священное Писание и Священное Предание Нового Завета, во-вторых, «закон и пророки» (Мф. 7:12), — Ветхозаветная Библия.
Индивидуальное откровение
дается человеку с целью его назидания (и, иногда, ближайших к нему лиц). Многие из таких откровений, особенно даруемых святым, «нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 4) другому человеку. Поэтому в святоотеческих писаниях и в житийной литературе, хотя и рассказывается о различных переживаниях, видениях и состояниях святых, однако передается исключительно их внешняя сторона. В индивидуальных откровениях не сообщается каких-либо принципиально новых истин, а дается лишь более глубокое познание того, что уже есть в Откровении общем.
Естественным откровением
, или естественным богопознанием, обычно называются те представления о Боге, человеке и бытии в целом, которые возникают у человека естественным путем на основании познания им самого себя и окружающего мира. Апостол Павел писал об этом: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20). Этот процесс естественного богоискания и богопознания всегда имел место в истории, он присущ человеку. И поныне многие приходят к вере в Бога и во Христа, фактически, ничего не зная о религии, о христианстве, не прочитав даже Евангелия.