Молитвы Амвросию Медиоланскому

Содержание

Труды святителя Амвросия Медиоланского:

  • О покаянии
  • «О покаянии»
  • «Слово о надежде воскресения»
  • «Слово на смерть Феодосия Великого»
  • «Слово утешительное на смерть императора Валентиниана младшего»
  • «К Августу Грациану три книги о Святом Духе. Книга первая»
  • «Об Исааке, или душе»
  • «О таинствах»
  • «О тайнах»
  • «Объяснение Символа»
  • «Надежда Воскресения»
  • «О девстве и браке»
  • «Об обязанностях священнослужителей. Книга первая»
  • «Об обязанностях священнослужителей. Книга вторая»
  • «Об обязанностях священнослужителей. Книга третья»
  • «Слово в Неделю Ваий»
  • «Слово на Святую Пасху»
  • «Слово о взаимной любви христиан»
  • «Слово о том, как должно сретать день Рождества Христова»
  • «Слово обличительное по случаю затмения луны»
  • «О благе смерти»
  • «О таинстве Пасхи»
  • «Об Иакове и блаженной жизни»
  • «Об Иосифе»
  • «Церковь, мистическая Ева»
  • «Шестоднев»
  • «Письма (1–53)»
  • «Письма (54–77)»
  • «Письмо LVII императору Евгению»
  • «Послания Валентиану против восстановления алтаря Победе»
  • «Гимны»

Основатель западного богословия

Отцы восточной Церкви долгое время были закрыты для познания западным христианством. Благодаря полученному хорошему образованию Амвросий смог изучать произведения основателей христианства по подлинникам. Он не только усваивал и продолжал почерпнутые с первоисточников идеи, но и старался перенести их в латинское толкование Святого Писания.

Таинство и Покаяние, Божественная сущность Святой Троицы и каждой из Трех Ипостасей в отдельности — догматические вопросы, которые легли в основу споров с арианами. Амвросиевские трактаты раскрывают сущность Библии и комментарии к ней. Проповеди, оставленные святым Амвросием Медиоланским, житие которого описано в статьях последователей и учеников, представляют одну из ценных частей духовного наследия.

Молитвы Амвросию Медиоланскому
Икона святителя Амвросия Медиоланского

Епископ старался показать людям красоту жизни во Христе, изобличая гордых, лицемеров, развратников. Святой Августин с гордостью признавал Амвросия, как учителя и наставника.

Почитание святого

Великая суббота 4 апреля 397 года стала последним днем пребывания святого Амвросия на земле.

Крипт базилики в Милане является особым местом почитания святого, здесь хранятся мощи праведного епископа Медиоланского. В начале пятого столетия, еще до объявления Амвросия святым, началось паломничество к месту его захоронения. Христианские писатели взялись за составление жизнеописание священнослужителя, покорившего своей верой и верностью Господу многих людей.

Молитвы Амвросию Медиоланскому
Рака с мощами святителя Амвросия Медиоланского в Милане

В 824 году по распоряжению архиепископа Ангельгельберта Второго был сооружен саркофаг из порфира, в который переложили нетленные мощи. Этот саркофаг нашли в 1864 году, открыли через семь лет.

20 декабря православный мир воздает честь памяти о великом богослове, поэте, священнике святом Амвросии епископе Медиоланском.

Жители Милана глубоко почитают своего ангела-хранителя, украшая его портретами и скульптурными изображениями как фасады домов, так улицы и площади города.

Иконография

Она сохранила исторический облик святого: с V-VI вв. его пишут «средовеком», то есть человеком среднего возраста, с короткими волосами и бородой. Ранние образы святого представляли его держащим книгу, в ознаменование значимости его учения. Позже святого стали писать с посохом епископа.

Многие говорят, что празднование святителю, 20 декабря, как бы «теряется» на фоне совершаемой накануне памяти свт. Николая Мирликийского, бесконечно любимого на Руси. А храмов святого по России известно только пять. Но всякий, кто рассмотрит повнимательнее жизнь угодника Божия, почувствует его дух, читая «Тебе Бога хвалим» — поймет, как велик Господь, ведущий человека (казалось бы, вполне «обычного») к Небу чрез исполнение Его воли.

Наталья Сазонова

Память: 7 декабря / 20 декабря

Святитель Амвросий, епископ
Медиоланский, родился в 340 году в семье римского
наместника Галлии. Еще в детстве святителя были явлены
чудесные предзнаменования его великого будущего. Так,
однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улетели
после того, как оставили на языке у него мед.

 
Молитвы Амвросию Медиоланскому

Святитель Амвросий Медиоланский. Часовня св. Виктора
(San Vittore in Ciel d|oro) церкви святителя Амвросия.
Милан. Мозаика,  V век

После смерти отца семья Амвросия
переселилась в Рим, где будущий святитель и его брат
Сатир получили блестящее по тем временам юридическое
образование. Около 370 года, по окончании курса наук,
Амвросий был назначен наместником областей (консульским
префектом) Лигурии и Эмилии, но жил в Медиолане. В 374
году умер епископ Медиолана Авксентий, и это повлекло за
собой раздоры между православными и арианами, так как
каждая сторона хотела поставить своего епископа.
Амвросии, как первый градоначальник, отправился в
церковь для поддержания порядка Когда он обратился с
речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: «Амвросий
— епископ!» Возглас был подхвачен народом. Амвросий,
который в это время был еще в числе оглашённых, почитая
себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже
ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело
дошло до императора Валентиниана Старшего (364 — 375),
приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он
принял святое Крещение у православного священника и,
пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7
декабря 374 года был рукоположен в сан епископа
Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность,
деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и
нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни.

Суровое воздержание, долгие бдения и
труды Амвросий сочетал с исполнением обязанностей
пастыря. Святитель Амвросии отстаивая единство Церкви,
энергично противодействовал распространению ересей. Так,
в 379 году ему удалось поставить православного епископа
в Сирмии, а в 385 — 386 годах он отказался передать
арианам базилику Медиолана.

Проповедь святого Амвросия в защиту
Православия оказывал глубокое воздействие. Об этом
свидетельствовал другой знаменитый отец западной Церкви,
блаженный Августин, принявший в 387 году святое Крещение
благодаря проповеди епископа Медиолана.

Святитель принимал деятельное участие и
в государственных делах. Так, Грациан (375 — 383),
получив от него Изложение православной веры, убрал, по
указанию святителя, из зала сената в Риме жертвенник
Виктории, на котором принимались клятвы. Исполненный
пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия I
(379 — 395) суровую епитимию за истребление невинных
жителей города Солуни. Для него не было различия между
царем и простолюдином: разрешив Феодосия от епитимий,
святитель не допустил императора причащаться в алтаре, а
заставил стоять вместе со всей паствой.

Молитвы Амвросию Медиоланскому

Святитель Амвросий Медиоланский и император
Феодосий. Художник Питер Пауль Рубенс, около 1615 года

Слава о епископе Амвросии и его деяниях
привлекла к нему многих последователей из других стран.
Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы
обрести Истину. Фритигильда, царица воинственного
германского племени маркоманов, часто нападавшего на
Медиолан, просила святителя наставить ее в христианской
вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы
Церкви. Уверовавшая царица обратила в христианство
своего мужа и убедила его заключить мирный договор с
Римской империей.

Популярные статьи  Молитвы Нектарию Эгинскому

Строгость сочеталась у святителя с
необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения,
многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции,
пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика.

Кончина святителя Амвросия,
преставившегося к Богу в ночь Святой Пасхи,
сопровождалась многими чудесами, крещаемым же в ту ночь
детям он явился в видении. Святитель был погребен в
Амвросиевой базилике, в Медиолане, под жертвенником,
между мучениками Протасием и Гервасием.

Ревностный проповедник и мужественный
защитник христианской веры, святой Амвросий получил
особую известность и как замечательный церковный
писатель. В догматических произведениях он отстаивал
православное учение о Святой Троице, таинствах и
покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; О
воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги
о покаянии). В сочинениях о христианской нравственности
раскрывал превосходство христианского нравоучения пред
нравоучением язычников.

Молитвы Амвросию Медиоланскому

Мощи святителя Амвросия Медиоланского и мучеников
Гервасия и Протасия в крипте базилики Святого Амвросия (Милан)

Великий дар и чудеса исцелений

Пророческий дар священника из Медиолан был известен далеко за пределами Италии. Персидские мудрецы обращались к нему за советом, как познать истину.

Маркоманское племя вело постоянные набеги на жителей Медиолана. Епископ отправил царице Фритигильде свои трактаты, в которых были изложены догматические основания христианской веры и Церкви, после чего уверовала как правительница племени маркоманов, так и ее муж, а с Римской империей был заключен мир.

Необыкновенная доброта привлекала жителей из дальних стран, ибо Амвросий не выделял бедного или богатого, для него все были детьми Божьими. Обладая даром исцеления, епископ вел постоянные приемы, молясь за болящих. По свидетельству флорентийца Децента в его доме был воскрешен мальчик, который незадолго до этого был признан умершим.

Кто такой Амвросий Медиоланский

Амвросий Медолианский родился в Трире, городе на юго-западе современной Германии, основанном римлянами, в первой половине IV столетия. Его родители, богатые и знатные римляне, были христианами. Амвросий обучался ораторскому мастерству, в чем достиг больших успехов. По завершении образования он был назначен управляющим нескольких провинций.

После смерти отца Амвросий решил продолжить образование и перебрался в Рим. Здесь он обучился на юриста и получил сначала должность помощника префекта, а затем – префекта Медиолана (совр. название Милан). (Префект в Римской империи IV столетия – это должностное лицо, ответственное за исполнение правосудия).

Амвросию было 34 года, когда он принял решение стать христианином. В раннехристианский период крестились в зрелом возрасте. Статус крестных родителей отсутствовал. Человек должен был во время Крещения сам отвечать на вопросы о Боге и Сатане. Амвросий получил статус оглашенного (желающего принять Святое Крещение и изучающего христианские догматы).

В это время церковь Медиолана осталась без епископа. Между прихожанами начались распри о кандидатуре на пост главы церкви. Префект был приглашен в церковь, чтобы разрешить спор о выборе епископа. Когда Амвросий вошел в храм, то он и все присутствующие услышали звонкий детский голос, провозгласивший Амвросия епископом.

Этот голос произвел огромное впечатление на прихожан, и они единогласно выбрали Амвросия епископом, несмотря на то, что он еще не принял Крещение. Префект не был согласен с решением христианской общины и хотел отказаться. Но вмешался император Валентиниан I, правитель западной части Римской империи, утвердивший пожелания медиоланцев.

За 8 дней (с 30 ноября по 7 декабря) будущий епископ принял Крещение и прошел необходимые ступени посвящения:

  • в чтеца;
  • иподиакона;
  • диакона;
  • пресвитера;
  • епископа.

Приняв епископский чин, бывший префект раздал свое имущество бедным и до конца жизни вел аскетический образ жизни. Амвросий посвятил свою деятельность борьбе с ересями. Он внес огромный вклад в развитие богословия и почитается, как выдающийся отец Западной церкви.

В основу догматов христианства легли труды Амвросия Медиоланского:

  • о Святом Духе;
  • о Таинствах;
  • о смерти.

В нравственно-аскетических произведениях он разъяснил обязанности священнослужителей, написал пояснения к Ветхому Завету, молитвы. Составленная им молитва перед службой литургии является обязательной в исполнении обряда.

Благодаря введенному им в практику упорядочению ритма и мелодий, богослужебные песнопения стали более благозвучными. Амвросий пользовался большим уважением и любовью прихожан. Последние годы жизни посвятил молитве. Умер в 397 году. Святая церковь почитает его как покровителя учителей, проповедников и певчих.

Что известно про житие святого

Секретарь и помощник святителя Паулин составил подробное описание деятельности и жизни Амвросия, многие сведения почерпнуты из писем святого. Медиоланский епископ пользовался при жизни великим уважением, поэтому вскоре после кончины святого, по просьбе блаженного Августина, появилось житие Амвросия.

Происхождение и детские годы

Родители Амвросия происходили из знатных аристократических семей, в роду было много государственных деятелей, имеющих заслуги перед империей. Христианство в семье исповедовали с начала 3 века, по существовавшей тогда традиции, крестились в зрелые годы. Святая Сотерия, пострадавшая в годы гонений на христиан при правлении Диоклетиана, была родственницей святителя.

Амвросий получил традиционное воспитание, ориентированное на государственную службу. Изучал юриспруденцию, риторику, историю, философию. Проявил себя блестящим оратором, равно владея римским и греческим языками.

Амвросий работал адвокатом, блестящие знания и профессионализм были замечены, молодого человека назначили префектом провинции со столицей в Медиолане (современный Милан).

Служение Господу Богу

После кончины Медиоланского епископа христианское сообщество в городе перессорилось, выбрать предстоятеля не удавалось, дело дошло до открытых столкновений. Святитель пытался примирить враждующих, явился в собор, где христиане проводили выборы нового епископа. В разгар шумных дебатов вдруг прозвучал голос ребенка – «Амвросия – в епископы!». Детские слова посчитали гласом Божьим и попросили согласия императора на назначение.

Святитель был не готов к высокому сану, всячески отговаривался, но в ответе императора содержалось подтверждение решения горожан. Святой крестился в 374 году, был рукоположен в священники, затем принял сан епископа.

Став епископом, Амвросий передал все немалое имущество церкви, начал изучать Писание, чтобы стать достойным пастырем. Своими основными задачами святитель считал:

  • укрепление единства христиан, борьбу с ересями, особенно арианством;
  • обращение язычников, распространение христианской веры;
  • удаление из государственных зданий жертвенников, статуй языческих богов;
  • участие в государственных делах, укрепляющих единство страны, поддерживающих христиан.

Главы империи (Грациан, Феодосий I) высоко чтили деятельность святого, по его призывам старались истребить остатки языческих культов. Влияние Амвросия было так велико, что святителю, возмущенному кровавой расправой императора в Фессалониках, удалось вынудить Феодосия публично принести покаяние.

Кончина и канонизация

В конце жизни основная забота святого – богословские труды, толкование священных текстов. Слава ученого мужа была велика, к нему ехали из дальних земель, из других стран, чтобы обрести истину. Излагая христианские догматы в письме, он сумел склонить к крещению царицу одного из германских племен и добился заключения мира с воинственными соседями.

Не забывал Амвросий и паству, поддерживал христиан, во время посещения одного из домов воскресил умершего ребенка. По поручению святителя в Медиолане были построены 2 базилики, заложен монастырь. 4 апреля, в день Великой субботы 397 года святой Амвросий тихо скончался. Погребли епископа в Милане в базилике, под жертвенником, между захоронениями двух святых мучеников.

Популярные статьи  Молитвы Иоанну Кронштадтскому от пьянства

Что такое молитва

Термин «молитва» впервые появился в православной речи

Сильное внимание мольбам уделялось ещё в Древнем Риме и в Древней Греции. Римляне и греки создавали собственные словесные формулы, которые, в свою очередь, и произносились во время различных языческих обрядов

С развитием других мировых религий, молитвы стали основой религиозных учений. Люди ежедневно читали молитвы как в церкви, так и дома.

Православие появилось в 1 веке. Говорят, что его основателем был именно Иисус Христос. И, после разделения Римской империи, это направление выделилось окончательно. Богословские основы веры сложились к началу 9-го столетия в Византии. И, когда христианство раскололось на 3 ветви, сложилось православие. Это произошло в 1054 году.

В разные времена создавалось множество православных молитв. Их писали священники, ученики Христа, проповедники и другие верующие. Библейское учение входило в основу всех молитв. В современном мире считается, что только одна молитва была дана людям Богом – «Отче наш». И именно она обладает огромной сокрушительной силой. С её помощью можно обращаться к Господу для решения любой проблемы.

Молитва святителю Амвросию Медиоланскому

О преславный чудотворче, в скорбех скорый помощниче и усердный о мире к Богу молитвенниче, отче святый Амвросие!

Вемы, яко велие ко Спасу имаши дерзновение, предстоя горнему престолу Его, и сего ради смиренно припадаем ти: молися Ему, угодниче Божий, да подаст народу Российскому благоденственное и мирное житие, да избавит от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя язвы и от всякаго зла; нам же всем, верою празднующим святую память твою и усердно ходатайства твоего чающим, да ниспослет вся благопотребная ко временному и вечному житию нашему, паче же оставление грехов, мир помыслов, тишину сердечную, здравие душам и телесем нашим.

Ей, святителю Божий, пастырю Христов милостивейший, Покровителю наш готовейший!

Услыши нас, еще единаго от тебе просящих: буди теплый молитвенник и предстатель ко Господу о духовных пастырех и отцех наших (имена), иже немощи наша носят и матерски о нас болезнуют, дондеже возобразится в нас Христов, да сохранит Он, всеблагий и вся могущий Владыка, дражайшия дни жития их в нерушимом мире и крепости сил духовных и телесных, да приведет нас, недостойных рабов Своих, их окормлением и молитвами, твоим же ходатайством и заступлением ко пристанищу жизни нескончаемыя, идеже херувими и серафими, святии вси с Богородицею и с тобою, покровителем нашим, непрестанными гласы славят Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Труды святителя Амвросия Медиоланского:

  • О покаянии
  • «О покаянии»
  • «Слово о надежде воскресения»
  • «Слово на смерть Феодосия Великого»
  • «Слово утешительное на смерть императора Валентиниана младшего»
  • «К Августу Грациану три книги о Святом Духе. Книга первая»
  • «Об Исааке, или душе»
  • «О таинствах»
  • «О тайнах»
  • «Объяснение Символа»
  • «Надежда Воскресения»
  • «О девстве и браке»
  • «Об обязанностях священнослужителей. Книга первая»
  • «Об обязанностях священнослужителей. Книга вторая»
  • «Об обязанностях священнослужителей. Книга третья»
  • «Слово в Неделю Ваий»
  • «Слово на Святую Пасху»
  • «Слово о взаимной любви христиан»
  • «Слово о том, как должно сретать день Рождества Христова»
  • «Слово обличительное по случаю затмения луны»
  • «О благе смерти»
  • «О таинстве Пасхи»
  • «Об Иакове и блаженной жизни»
  • «Об Иосифе»
  • «Церковь, мистическая Ева»
  • «Шестоднев»
  • «Письма (1–53)»
  • «Письма (54–77)»
  • «Письмо LVII императору Евгению»
  • «Послания Валентиану против восстановления алтаря Победе»
  • «Гимны»

Труды святителя Амвросия Медиоланского:

  • О покаянии
  • «О покаянии»
  • «Слово о надежде воскресения»
  • «Слово на смерть Феодосия Великого»
  • «Слово утешительное на смерть императора Валентиниана младшего»
  • «К Августу Грациану три книги о Святом Духе. Книга первая»
  • «Об Исааке, или душе»
  • «О таинствах»
  • «О тайнах»
  • «Объяснение Символа»
  • «Надежда Воскресения»
  • «О девстве и браке»
  • «Об обязанностях священнослужителей. Книга первая»
  • «Об обязанностях священнослужителей. Книга вторая»
  • «Об обязанностях священнослужителей. Книга третья»
  • «Слово в Неделю Ваий»
  • «Слово на Святую Пасху»
  • «Слово о взаимной любви христиан»
  • «Слово о том, как должно сретать день Рождества Христова»
  • «Слово обличительное по случаю затмения луны»
  • «О благе смерти»
  • «О таинстве Пасхи»
  • «Об Иакове и блаженной жизни»
  • «Об Иосифе»
  • «Церковь, мистическая Ева»
  • «Шестоднев»
  • «Письма (1–53)»
  • «Письма (54–77)»
  • «Письмо LVII императору Евгению»
  • «Послания Валентиану против восстановления алтаря Победе»
  • «Гимны»

Учение

Оно созвучно с восточно-христианской традицией, которую свт. Амвросий глубоко знал. Многие богословы считают, что именно благодаря его творениям с ней познакомился западно-христианский мир.

О Боге

Это учение согласно с творениями восточных отцов: Господь понимается как Триединый, то есть имеющий единую Сущность и три Ипостаси – Отца, Сына, Духа.

О Божией Матери

Святой именует Ее новой Евой, возводящей утратившего Рай человека к Творцу. Он считает Пречистую:

лично безгрешной;
сохранившей девство до и после Рождества Христа; поэтому особое внимание он уделяет Ей,когда пишет о девстве.

О творении

Свт. Амвросий написал «Шестоднев», подобный аналогичному произведению свт. Василия Великого. Мир сотворен действием Бога Троицы, при этом делится на видимый, материальный, и духовный, Ангельский. Зло же не есть Божие творение, но уклонение Божиих созданий от своего предназначения.

Молитвы Амвросию Медиоланскому

Сотворение мира

О первородном грехе и его наследовании

Обладая свободной волей, Адам, первый человек, выбрал жизнь без Бога. Этим повредилась человеческая природа, став причастной смерти. Эта, по сути, болезнь, наследуется человеком уже при рождении:

Но человек, склонный к злу, может не делать его с Божией помощью.

О Таинствах

Их объяснению посвящены несколько сочинений святого. По его учению, приобщение Благодати возможно только в Церкви, «граде Небесном». Дух Святой подается через таинства, независимо от личности или духовного устроения священнослужителя – носителя Благодати.

О пастырстве

По словам святого, священникам «дана могущественная власть – решить и вязать… но этой властью нужно пользоваться с крайней осторожностью и осмотрительностью. Нужно являть себя не столько строгим судьею-карателем, сколько попечительным отцом-воспитателем»

Интересный фактИзвестно, что святой устроил школу подготовки будущих священников

Особое внимание он уделял внешней скромности, доброму поведению служителей Церкви.

Об этике

Святитель говорит о четырех важнейших добродетелях христианина:

  • справедливости;
  • благоразумии;
  • мужестве;
  • воздержании.

При этом справедливость у христианина сочетается с человеколюбием:

Другие

Множество сочинений святителя посвящены также толкованию Писания. Он убежден в единстве Ветхого и Нового Заветов, поэтому все Писание толкуется им с христианской точки зрения.

Святитель писал:

«Море – божественное Писание, оно скрывает в себе бездну смысла и глубины пророческих гаданий, это море, в которое впадают многие реки. Это потоки сладкие и прозрачные, и источники снежные, бьющие в жизнь вечную, и словеса благие, подобные сотовому меду (Притч. 16. 24), и приятные речения, увлажняющие души слушателей неким духовным питием и умягчающие сладостью нравственных предписаний. Итак, различны потоки божественных Писаний. Есть у тебя что пить в первую очередь, есть что во вторую, есть что напоследок».

Молитвы

Тропарь святителю Амвросию, епископу Медиоланскому, глас 4

Правило веры, и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина;/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая, отче священноначальниче Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Популярные статьи  Как бросить курить: советы священнослужителей

Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, священноначальник Амвросий, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Амвросию, епископу Медиоланскому, глас 3

Божественными догматы облистая,/ помрачил еси Ариеву прелесть,/ священнотаинниче и пастырю Амвросие,/ чудодействуя же силою Духа,/ страсти различныя яве исцелил еси, отче преподобне,// Христа Бога моли спастися душам нашим.

Перевод: Божественными учениями сияя, угасил ты Ариево заблуждение, священнотаинник и пастырь Амвросий, совершая же чудеса силой Духа, различные болезни истинно исцелил ты, отче преподобный, Христа Бога моли о спасении душ наших.

Ин кондак святителю Амвросию, епископу Медиоланскому, глас 8

Изрядно слово жизни стяжав, отче мудре,/ не усумнеся высоты царския, богонаказательне царя обличи и умудрив./ Тем паче честне почтеся и людей своих паству к Богу настави./ Сего ради зовем ти:// радуйся, Амвросие предивне.

Перевод: Превосходный дар слова жизни стяжав, отче мудрый, не усомнившись высотой царской, наставляя Божественным истинам, царя ты обличил и научил. Потому ты достойно почитаешься, паству людей своих направляя к Богу. Поэтому взываем к тебе: «Радуйся, Амвросий преудивительный».

Молитва святителю Амвросию, епископу Медиоланскому

О, преславный чудотворче, в скорбех скорый помощниче и усердный о мире к Богу молитвенниче, отче святый Амвросие!

Вемы, яко велие ко Спасу имаши дерзновение, предстоя горнему Престолу Его, и сего ради смиренно припадаем ти: молися Ему, угодниче Божий, да подаст народу Российскому благоденственное и мирное житие, да избавит от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя язвы и от всякаго зла; нам же всем, верою празднующим святую память твою и усердно ходатайства твоего чающим, да ниспослет вся благопотребная ко временному и вечному житию нашему, паче же оставление грехов, мир помыслов, тишину сердечную, здравие душам и телесем нашим.

Ей, святителю Божий, пастырю Христов милостивейший, покровителю наш готовейший!

Услыши нас, еще единаго от тебе просящих: буди теплый молитвенник и предстатель ко Господу о духовных пастырех и отцех наших (имена), иже немощи наша носят и о нас болезнуют, дондеже вообразится в нас Христос, да сохранит Он, всеблагий и вся могущий Владыка, дражайшия дни жития их в нерушимом мире и крепости сил духовных и телесных, да приведет нас, недостойных рабов Своих, их окормлением и молитвами, твоим же ходайтайством и заступлением ко пристанищу жизни нескончаемыя, идеже херувими и серафими, святии вси с Богородицею и с тобою, покровителем нашим, непрестанными гласы славят Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Молитва святителю Амвросию Медиоланскому

О преславный чудотворче, в скорбех
скорый помощниче и усердный о мире к Богу молитвенниче,
отче святый Амвросие! Вемы, яко велие ко Спасу имаши
дерзновение, предстоя горнему престолу Его, и сего ради
смиренно припадаем ти: молися Ему, угодниче Божий, да
подаст народу Российскому благоденственное и мирное
житие, да избавит от враг видимых и невидимых, от
нашествия иноплеменных, от недуга и глада, от всякия
скорби и смертоносныя язвы и от всякаго зла; нам же
всем, верою празднующим святую память твою и усердно
ходатайства твоего чающим, да ниспослет вся
благопотребная ко временному и вечному житию нашему,
паче же оставление грехов, мир помыслов, тишину
сердечную, здравие душам и телесем нашим. Ей, святителю
Божий, пастырю Христов милостивейший, Покровителю наш
готовейший! Услыши нас, еще единаго от тебе просящих:
буди теплый молитвенник и предстатель ко Господу о
духовных пастырех и отцех наших (имена), иже немощи наша
носят и матерски о нас болезнуют, дондеже возобразится в
нас Христов, да сохранит Он, всеблагий и вся могущий
Владыка, дражайшия дни жития их в нерушимом мире и
крепости сил духовных и телесных, да приведет нас,
недостойных рабов Своих, их окормлением и молитвами,
твоим же ходатайством и заступлением ко пристанищу жизни
нескончаемыя, идеже херувими и серафими, святии вси с
Богородицею и с тобою, покровителем нашим, непрестанными
гласы славят Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно
и во веки веков. Аминь.

Молитвы и гимны

Святому приписывается авторство до 30 богослужебных песнопений, однако церковные историки полагают, что святому принадлежат далеко не все из них. Например, ученик святителя, блаж. Августин с точностью говорит только о 4 гимнах, созданных святым.

Четыре гимна святого Амвросия Медиоланского

Все они написаны на латыни. Это песнопения вечерни, утрени, третьего часа, а также на Рождество Христово.

Современные же историки говорят еще о 8 песнях, которые могли быть написаны святым.

Хвалебная песнь «Тебе Бога хвалим»

Это самое известное песнопение, приписываемое святому, однако, о нем не упоминают его ближайшие ученики. Поэтому современные ученые оспаривают авторство гимна. Однако церковный народ безоговорочно считает, что он написан святым.

Молитва

Зачем православному регулярно читать благодарственную песнь Амвросия и в чем ее польза

Песнь – радостный гимн благодарения Богу, изливающийся из души. Недаром его часто исполняют на благодарственных молебнах или перед Причастием. Слова святого читают также дома, особенно, когда хочется выразить сугубую благодарность Христу за Его благодеяния. К тому же чтение гимна – своего рода вхождение в духовное общение с его святым автором, приобщение к его опыту.

Хвалебная песнь свт. Амвросия Медиоланского видео

«Тебе Бога хвалим» Д.Бортнянский. Исполняет хор храма в честь Всемилостивейшего Спаса г. Нижнего Новгорода, регент Ольга Богодухова, дирижер Анатолий Гореловский.

О молитве иерея, готовящегося литургисать

Этот текст– часть особого Последования, которое совершает священник, готовящийся к литургии. Молитвой он обращается ко Христу как истинному Архиерею, испрашивая благословения, помощи, исправления своих немощей, очищения от страстей.

Свт. Амвросий Медиоланский. Миниатюра греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ)

Иконография

Она сохранила исторический облик святого: с V-VI вв. его пишут «средовеком», то есть человеком среднего возраста, с короткими волосами и бородой. Ранние образы святого представляли его держащим книгу, в ознаменование значимости его учения. Позже святого стали писать с посохом епископа.

Многие говорят, что празднование святителю, 20 декабря, как бы «теряется» на фоне совершаемой накануне памяти свт. Николая Мирликийского, бесконечно любимого на Руси. А храмов святого по России известно только пять. Но всякий, кто рассмотрит повнимательнее жизнь угодника Божия, почувствует его дух, читая «Тебе Бога хвалим» — поймет, как велик Господь, ведущий человека (казалось бы, вполне «обычного») к Небу чрез исполнение Его воли.

Наталья Сазонова

Оцените статью
Добавить комментарии