Что такое шестопсалмие?

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Содержание Шестопсалмия

Что такое шестопсалмие?Фото: Stdimitry.ru

По авторству каждый псалом соотносится к имени царя Давида и является описанием событий его жизни. Именно те события, когда праведный Давид был преследуем врагами, загнан в угол и держался только за счет своего твердого упования на Господа, содержатся в каждой части. Поэтому каждый псалом Шестопсалмия является созвучным по тону и содержанию предыдущему.

Четыре псалма (3, 37, 87 и 142) являются молитвенным прошением об избавлении от преследующих врагов, два (62 и 102) – благодарственные Господу. Но все они соответствуют молитвенному содержанию.

В каждом из псалмов звучат слова о ночи и наступающем утре, что символизирует приближение светлых времен. Именно поэтому Шестопсалмие читается на Утрени.

И еще одна особенность, которую можно заметить, внимательно вникая в смысл молитв: радостные псалмы и грустные читаются по очереди. Нечетные – радостные, а четные – грустные.

Правила поведения во время чтения

Даже если человек только начал воцерковляться и пришел на вечернее богослужение впервые, он без подсказки поймет начало шестопсалмия. В храме гасят свет и свечи на подсвечниках. Чтец читает псалмы в центре храма, держа в руке свечу, а остальное помещение погружается во мрак.

Существует ряд правил поведения во время чтения. Нельзя разговаривать, ходить по храму. Нужно слушать внимательно, с благоговением, стоять ровно, словно предстоя перед Иисусом Христом.

В середине чтения не полагаются поклоны крестные знамения, так как во время Суда Господь придет не для того, чтобы принять распятие, а чтобы судить.

Совет автора

Святой Паисий Святогорец рекомендовал устремлять ум к Страшному суду. Шестопсалмие читается на утрене. Имеет ряд особенных требований к чтению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Духовный смысл шести уникальных псалмов

В письмах святителя Григория Нисского говорится о том, что для святых отцов неважно авторство посланий, время их написания, самое главное, что при чтении Шестопсалмия действует Дух Святой, цель Которого не познакомить нас с историческими событиями и переживаниями авторов, а преобразовать души христиан. Святые отцы выделяли основные аспекты, которые связаны между собой и способствуют спасению человека

Святые отцы выделяли основные аспекты, которые связаны между собой и способствуют спасению человека.

Духовно-нравственная тема и аспект мессианства звучит в Шестопсалмии. Пророк Давид описывал не только приход Миссии, но и делал ударение на Страшном суде.

Пророческое описание мира, нравственное воспитание праведника, мессианская тема стала причиной того, что Псалтырь вошел в богослужения Церкви, открывая нам Христа — Спасителя, в сиянии Которого раскрывается тайный смысл существования человека и святых посланий.

Духовный смысл

Даже досконально изучив историю, содержание и композицию Шестопсалмия, не всегда удается сразу постичь духовный смысл. В нем, равно как и в Псалтыре, прослеживаются два основных направления духовного рассмотрения:

  1. Мессианская тема.
  2. Духовно-нравственная составляющая.

Темы неразрывно между собой связаны. Мессианская тема раскрывается тем самым, что царь Давид, будучи пророком, постоянно, на протяжении всей своей жизни, заявлял о всевышнем, Его власти, Страшном суде.

Каждый из упомянутых псалмов так или иначе содержит пророчество о Мессии. Это выглядит, как отдельные стихи пророческого характера, затейливо вплетенные в тексты Шестопсалмия. В духовно-нравственной теме отражено то же пророчество – псалмопевец показывает в псалмах мировоззрение человека-христианина.

Псалом 102

Кроме шестопсалмия этот псалом входит в состав литургии — её первого антифона. Ангелы и люди в нём вместе славят Бога, а Церковь приглашает и нас присоединиться к ним.

Вну́тренняя — «утроба».

Воздая́ние — в зависимости от контекста, «вознаграждение» или «возмездие». Свт. Афанасий даёт следующее толкование на эти строки: «За великие грехи, содеянные нами, воздал Он нам благостию, милостию, щедротами. И этого не должны мы забывать».

О́рля — «орлиная». Псалмопевец для описания юности взял образ орла, который со стороны кажется вечно молодой сильной птицей, не знающей старости и болезней.

Судьба́ (творя́й ми́лостыни Госпóдь, и судьбу́ всем оби́димым) — «суд».

Сказá — «сказал, указал».

Нижé — «даже не».

Ели́ко — «как, насколько, сколько».

Ущéдри — «помиловал, пожалел».

Познá, помяну — «познал», «помянул».

Цвет сéльный — «цветок полевой».

Оцветéт — «отцветёт».

Ктому́ — «впредь, больше».

Я (и пóмнящих зáповеди Егó твори́ти я) — «их». Личное же местоимение я в церковнославянском языке будет звучать «аз».

На каком языке псалмы читаются в храме?

Если вы придёте в храм, то поймёте, что не совсем те слова вы услышите. Потому что в храме читается всё Богослужение, все молитвы, все песнопения, все книги на церковно-славянском языке.

Церковно-славянский язык вышел из древнеславянского. Каждый из вас слышал про Кирилла и Мефодия, которые приехали из одного из греческих городов и специально молились и создали письменность для славянского народа.

Буквы очень интересно называются. Древнегреческий язык очень похож, а в современном греческом сейчас буквы немного изменились, как и в русском языке. Если сравнить наш русский алфавит сейчас и церковно-славянский, вы увидите, что какие-то буквы сохранились, просто они по-другому называются, а каких-то букв уже не существует в нашем алфавите.

Но это наши корни и нам стоит знать о том, что есть такой церковно-славянский язык, он очень красивый, поэтичный, древний. Многим он не понятен. Когда люди приходят в храм, часто они не понимают какие-то слова. Для этого мы дома изучаем и читаем эти песнопения, эти чтения молитвы на русском, чтобы понимать лучше в храме.

Потому что это древняя такая традиция, наследие нашего народа, нашей культуры. Поэтому рекомендую вам ознакомиться с азбукой церковно-славянской и можно даже немного узнать об истории древнеславянского языка и церковно-славянского.

Популярные статьи  Пророк в православии: мистический благовестник или источник духовной прозрения?

Если вас волнует духовное развитие вашей семьи, но вам всё время не хватает на это времени. Вы можете присоединиться к нашему курсу. Будем делать всё по расписанию с домашними заданиями!

  1. Курс о Евангелии для детей 
  2. Курс о Псалмах для детей
  3. Курс о Библии для детей
  4. Каталог курсов «Библейские каникулы»

Толкование псалмов шестопсалмия

Псалом 3

Читая эту песнь под образом праведника, которого гонит враг, мы видим душу христианина, атакуемую бесами и страстями. Бесовские нападки стараются:

  • спереди вызвать у христианина чувство беспечности и самонадеянности на будущее;
  • сзади они не дают забыть прошлое и принять жертву Христа;
  • справа наполняют тщеславием;
  • слева толкают в грех.

В псалме 3 Давид призывает не забывать о милости Божьей

Задача врага — обложить праведника в западне, оторвать его от защиты Спасителя, но христианин взывает к Господу и получает помощь по божьей благодати.

Псалом 37

Дьявол под маской мужа неправедного нападает на христиан, но читая псалом, мы произносим, что не убоимся демонических нападок даже в том случае, если придут испытания в виде нравственных скорбей и телесных болезней.

Несмотря на усиление нападок врагов, сплетен, клеветы, праведник не самооправдывается, он признает грехи, приходит в покаянии перед Спасителем в молитве и воззвании к Богу. Покаянная молитва — жертва, угодная Господу.

Псалом 62

В этой песне упоминается иудейская пустыня, символизирующая опустошение и крайнюю нужду. 40 дней был в пустыне Моисей, 40 дней пребывал в пустынных местах Иисус, а затем пришло искушение от дьявола. Пустыня и испытания под покровом Бога укрепляют веру и дают силу пройти через все трудности.

Пустыня — покаянное место, где приходит очищение через осознание греховности, приближающее нас к Спасителю.

Душа человеческая без Господа — пустыня, пустая, холодная земля, днем опаленная солнцем, без воды и пищи. Только пройдя путь полной опустошенности, человеческая душа открывается для принятия Божиих слов, у нее появляется жажда по Божьей жизни, жажда Бога и Его милости. Псалмопевец утверждает, что милость Господня выше человеческой жизни.

Псалом 87

Это самая печальная песнь из всего Шестопсалмия, написанная во время осознания псалмопевцем своей отверженности и бедственного положения. Наступило такое время, что пришло отчаяние от осознания покинутости не только людьми, но и Всевышним без руки которого человек чувствует себя умершим.

Псалом 87 составлен в период сильного уныния и скорби

Угрожающая опасность рисует картины смерти и погребения, вот в это время молитва превращается в крик о помощи, когда приходит одно желание — смириться под руку Господню, чтобы Он не отвратил лика Своего от грешника.

Псалом 102

Песнь радости и утверждения милости Господней звучит в псалме 102. Страдание очистило душу. Творец принял воззвание грешника и наполнил его душу песней хвалы. Очищенная от грехов, испытаний, страданий душа взлетает в Небеса подобно молодому орлу, парящему в воздухе. С Богом внутреннее «я» освобождается от власти нечистых сил. Душа выходит подобно еврейскому народу из вавилонского плена, и благодарственный гимн буквально вырывается из освобожденного сердца.

Этот псалом подчеркивает, что любовь Творца долготерпелива, милость Его превозносится над судом. В словах псалмопевца звучит призыв славить Господа не только к людям, но и ко всякой твари на земле.

Псалом 142

Жизнь и смерть, взлеты и падения, радость и печаль, белые и черные полосы сменяют друг друга в круговерти жизни.

Только что псалмопевец жил в хвале и радости, но вот снова нападение. Предательство и испытания. Христианская душа не может пребывать в расслабленном состоянии. Как только она успокаивается в беспечности, демоны и страсти тут, как тут. В этом послании мы видим не новобранца, а закаленного боями воина, который в состоянии оценить силу врага и состояние опасности. Помня о днях испытаний, проблем и горести, псалмопевец и в этот раз бежит в объятья Господа и молит Его об указании правильного пути выхода из проблемы.

В 142 псалме Давид просит Господа о помощи, милости и защите

Опытный христианин с первой минуты возникшей проблемы не надеется на свои силы, помощь со стороны. В первое же мгновение опасности он встает в молитвенном поклонении, все отдает под покров Божий.

Это великий дар — уметь отдавать себя в Божье ведение и с первой минуты быть уверенным в позитивном исходе.

Давид утверждает, что Благой Дух Святой направляет нас на правильную тропу. Признание себя рабом Творца, отдача всех ситуаций под его контроль — единственный выход, ведущий к победе.

Шесть псалмов — шесть ступеней лестницы, ведущей к духовной победе. Восхождение к Творцу не может быть легким. Для этого нужна сильная вера и воля, мужественная душа, и тогда настанет момент истинной свободы во Христе.

Псалом 3

Святые отцы понимают этот псалом пророчески — как голос Христа во время Его крестных страданий.

Ся умнóжиша — «умножили себя», сейчас бы мы сказали «умножились». Особенность церковнославянского языка — свободное расположение постфикса «-ся/сь» у возвратных глаголов, который формально даже совсем не постфикс, а местоимение «себя». Ся может находиться в предложении где угодно, даже через несколько слов от глагола, к которому относится. Одним словом, будьте на чеку, когда его встретите.

Мнози — многие.

Несть — «нет». Слово происходит от сокращения не есть («не имеется»).

Тем (Не убóюся от тем людéй, óкрест напáдающих на мя) — «множеств». В церковнославянском тма («тьма») было очень точным числительным. Оно означало «десять тысяч». Эта единица пришла из военной терминологии. Тьмой называли войско из десяти тысяч солдат. Военачальник такого гарнизона назывался темником. В древнееврейском подлиннике псалма стоит просто «множеств».

Как и легион у римлян, тьма у славян в разные столетия претерпевала изменения в численности воинов. В данном случае тоже не принципиально, сколько точно людей окружило псалмопевца. Главный смысл слова тма — подчеркнуть, что противник достаточно серьёзен и представляет реальную угрозу.

Окрест — «вокруг».

Всуе — «напрасно».

Шестопсалмие важная часть Утрени

И вот наступило на вечернем богослужении время чтения шести псалмов

Для начала подчеркнём важность этой части Утрени. В чем это проявляется? Шестопсалмие читается на всех утренних богослужениях (повседневном, субботнем и воскресном), за исключением Светлой Пасхальной седмицы

Старший пономарь Сергей Миронов читает Шестопсалмие в храме Николая Чудотворца, п. Тюльган

В момент произнесения псалмов в храме должна стоять полная тишина. Именно поэтому не рекомендуется креститься и класть поклоны, чтобы избежать даже малейшего шума. Вот что говорил по этому поводу Паисий Святогорец:

Шестопсалмие включает в себя шесть псалмов, 5 из которых (за исключением 87 псалма) написал пророк и царь Давид. В Церкви бытует мнение, что Страшный суд будет идти столько, сколько минут читается Шестопсалмие. На это время в храме гасятся все светильники и свечи, чтобы ничто не мешало сосредоточится на смысле псалмов. Каждый из верующих, во время чтения поучительных псалмов, должен думать о своей душе и Божием Суде над ней. Следует прислушаться к тому, что говорил об этом преп. Нектарий Оптинский:

Популярные статьи  Что такое иконостас, в чем его функции?

Теперь настало самое время обратиться к духовному смыслу псалмов.

Принцип подбора псалмов

Сначала рассмотрим те особенности выбора, которые сразу бросаются в глаза:

  • псалмы равномерно размещены по разным частям Псалтири, поэтому они представляют её целиком;
  • пять псалмов написаны пророком и царём Давидом, а 87 его ближайшим сподвижником, поэтому все они рассказывают о событиях его жизни;
  • псалмы однородны по содержанию и тону, потому что говорят о праведнике преследуемом врагами, который уповает только на Бога;
  • все псалмы являются молитвенным обращением к Богу: 3,37, 87 и 142 — молитвы об ограждении от преследования врагов; 62 и 102 — молитвы о благодарении Бога;
  • во всех шести псалмах действие разворачивается ночью или утром, поэтому их чтение к месту именно на Утрени;
  • имеет мест чередование печальных псалмов (чётные номера) с радостными.

Какие псалмы входят в Шестопсалмие

Толкование Шестопсалмие прямо говорит о муках, страданиях праведника и упования его на Бога. Но почему отдали предпочтение именно этим песням? Ведь таким требованиям отвечают многие псалмы, поэтому вариантов «шестопсалмий» могло быть много. В данном случае ответ один: псалмы подбирались с ведома Духа Святого. Основная мысль Шестопсалмия — подготовка встречи со Христом. Причём это красивое, светлое чтение не подвластно времени, так как его главный символ — начало нового дня. С рассветом начинается новая праведная жизнь, которая полна любви, радости и добра ко Господу.

Толкование Шестопсалмие поможет познать смысл псалмов

Номера псалмов не столь важно знать каждому христианину. А вот их смысл важно понимать, потому что они представляют важную часть его духовной жизни:

  1. Псалом 3.
  2. Псалом 37.
  3. Псалом 62.
  4. Псалом 87.
  5. Псалом 102.
  6. Псалом 142.

Что символизируют свет и тьма?

И вот эта кромешная темнота, она как бы говорит, что до пришествия Христа, люди как будто бы находились в таком духовном мраке. Они страдали от своих грехов и ничего не могли сделать, потому что только лишь Господь мог простить и исправить то, что натворили их согрешения и помочь очистить их души. И вот многие люди страдали и ждали Спасителя.

И вот выходит чтец и читает псалмы, в которых говорится о том, как душа человека страдает, когда она оказалась без Бога. В раю Адам и Ева могли ежесекундно общаться с Господом. А когда Господь изгнал их из рая за первое согрешение, то они потеряли эту возможность постоянно прибывать с Господом.

И вот, как будто мы в таком духовном мраке находимся, и выходит чтец и начинает читать псалмы. И, когда три псалма прочитали, выходит батюшка. Это символизирует то, как Господь явился в мир спасти людей. И батюшка читает ещё 12 молитв по числу часов ночи. Потому что раньше всегда служили по ночам, особенно первые христиане.

И после этого свет везде загорается, когда Шестопсалмие прочитали. И это символизирует, что Спаситель свет миру принёс, и спас всех-всех людей и пострадал за это. 

И на каждой вечерней службе мы вспоминаем эти события, что была духовная тьма, но явился Спаситель и принёс свет миру и спас всех людей.

Поэтому, когда вы увидите, что читают Шестопсалмие, то всегда сможете понять, что сейчас происходит.

Житие царя Давида по шестопсалмию

Все входящие в чин псалмы, за исключением 87-го, составил царь Давид. Это пророк, псалмопевец, избранный Господом древнееврейский государь, живший за тысячу лет до прихода на землю Иисуса Христа. Вся его жизнь сопровождалась многочисленными опасностями, гонениями, скорбями и искушениями. Но даже находясь в смертельной опасности, царь Давид не терял веры и упования на Бога. Всегда он призывал Господа, просил помощи в тяжелых ситуациях, благодарил и славил Бога в моменты радости.

Это высокое настроение души пророка задало тон всем составленным им псалмам. В них отражаются некоторые события его жизни, например, гонение Авессаломом. В них он кается, например, в 50-м псалме, а также славит Господа, выражает все упование на Него.

События из жизни пророка, отраженные в чтении шестопсалмия:

  • 62 – поиск пророком спасения в пустыне от гонения грозного преследователя;
  • 102 – поставлен царем в преклонных годах, выражает благодарность Господу за освобождение народа из вавилонского плена;
  • 3 и 142 – суть указана в надписании: восстание и преследование Авессаломом;
  • 87 – судьба народа, попавшего в плен в Вавилоне;
  • 37 – подготовка Авессалома к восстанию, страдания царя Давида, его мольба к Богу о помощи.

Символизм Шестопсалмия

В богослужении Церкви заключено все православное богословие. Суточный круг служб начинается с вечерни. Она символизирует «вечер» (окончание) сотворения Богом мира и одновременно «темную ночь» человечества после грехопадения.

Утреня олицетворяет вемя пришествия в мир Иисуса Христа. Свечи погашены, так как Господь явился в Вифлееме глубокой ночью. Чтец на середине храма – «представитель» всего человечества, обращающегося к Богу.

Малое славословие «Слава в вышних…» напоминает о возвещении ангелами Вифлеемским пастухам о рождении Спасителя. Радуясь этому событию, чтец продолжает словами из 50-го псалма: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою». В 6 псалмах отражается покаяние, надежда и радость людей, ведь в мир пришел Мессия, Который освободит людей от уз греха и смерти.

Священник, выходящий из алтаря в середине чтения Шестопсалмия, символизирует Христа. Спаситель еще не начал общественного служения и не открыл Себя перед человечеством, но уже начал молиться о людях перед Отцом Небесным. А свою проповедь Иисус начал словами о покаянии. Псалмы, произносимые чтецом во мраке, призваны усилить и чувство желания перемены образа мыслей как необходимого условия соединения с Богом, то есть спасения души.

В дни Великого поста присутствие в храме при чтении Ексапсалмов особо полезно для души, стремящейся к покаянию. Дни Великого Поста — это время покаяния и молитвы, молитвы не только о себе, но и о своих родных и близких. Особой формой молитвы за великопостным богослужением является постовая записка. Такие записки священники будут читать в алтаре на протяжении всего Великого поста.

Шестопсалмие в богослужении

Ежедневно во время утренней службы в храмах читается шестопсалмие – это шесть особенно подобранных псалмов, читающихся в строго установленном порядке: 3, 37, 62, 87, 102, 142. В общем церковном хоре шестопсалмие можно определить по минорному звучанию и созданию особенно строгой обстановки. В церкви закрываются царские врата, тушатся свечи и свет, все собравшиеся верующие стоят неподвижно, а чтец торжественно произносит псалмы с середины храма. В этих словах звучит молитва скорби, покаяния и надежды.

Популярные статьи  Есть ли душа у животных?

Шестопсалмие считается обязательным для утреннего богослужения, так продолжается круглый год, за исключением Пасхальной недели

Этот факт говорит об огромной важности шестопсалмия. Считается, что в нем отражено наиболее важное событие в жизни человечества — пришествия Господа в мир

В нынешнем виде шестопсалмие вошло в богослужение приблизительно в 7 веке. Упоминания об этом можно встретить в уставах монастырей и в записях многих священников той эпохи. По некоторым сведениям считалось, что в какой-то степени шестопсалмие может заменить собой весь Псалтырь. До сих пор точно не известно, кем было установлено шестопсалмие. Также доподлинно не известно, почему в него входят именно эти шесть псалмов. Однако то, что их что-то объединяет, — это установленный факт.

Духовный смысл Шестопсалмия

Фото: Pravoslavie.ru

Как уже сказано выше, все псалмы имеют огромный духовный смысл, который раскрывается только по воле Святого Духа. Тем более, выбор отдельных частей Псалтири для Шестопсалмия, находится существенно выше понимания простого человека. Нужно принимать их, как преобразователи душ к добродетельному существованию с Богом. Это духовное оружие, принцип действия которого не каждому доступен, но его поражающая сила очевидна для всех.

Святые отцы, толкуя Священное Писание, выделяли два аспекта духовного рассмотрения Псалтири:

  • Пророческая тема (предсказания о Мессии, Спасителе, который снизойдет к людям)
  • Духовно-нравственная тема (формирование христианского мировоззрения еще до пришествия Христа)

Оба эти аспекта взаимосвязаны и не могут не переплетаться друг с другом в каждом из шести псалмов.

Что касается мессианской темы, то следует понимать, что Царь Давид являлся пророком, что, несомненно, подтверждается историей Церкви. Поэтому его пророчества простираются вплоть до явления Спасителя, его распятия, создания христианской Церкви, и даже до Страшного Суда и жизни будущего. В каждом псалме есть подобные пророчества в прямой или скрытой форме. Увидеть их не дано каждому, но святые отцы, которым Святой Дух дал способность проникать в мысли Пророка, говорили об этом так:

Духовно-нравственный аспект следует рассматривать, исходя из того, что Иисус Христос, по своей человеческой линии, происходит именно от семени Давида. И псалмопевец Давид является, в какой-то мере, человеком новой Церкви, христианином. Он нередко нарушает ветхозаветные нормы, прообразуя собой Христа.

Именно поэтому Шестопсалмие в богослужении является мостом, переходом от темной ночи человечества к утру, времени пришествия Христа. Господь родился глубокой ночью, что символизирует полная темнота в храме во время его чтения. И только свеча, как Вифлеемская звезда, говорит о том, что спасение грядет, оно уже близко.

Помнить о том, что Шестопсалмие имеет настолько глубокий смысл и важность во время богослужения, должен каждый молящийся. Нельзя в это время думать ни о чем, кроме спасения своей души

Хотя бы на 6-7 минут его чтения, нужно сосредоточиться на мысли о том, что вечная жизнь доступна для каждого, но нужно приложить усилия к ее достижению.

Сравнение псалмов

Неспроста шестопсалмие читают при потушенных свечах, в тот период, когда по утреннему небу начинает разливаться заря. Это символизирует переход от ветхозаветного мрака к евангельскому свету. Упоминалось уже, что тема ночи и утра нашла отображение во всех шести псалмах. Примечательно то, что такие чередования как бы нарастают, а в конце – светлая надежда на Божью милость.

Кроме того, тональность стихов и содержание однородны. В четырех псалмах тема восхваление Бога, автор возносит молитвы, а Господь слышит их. Усиление эффекта происходит от постоянно дублируемого слова «услыши». От этого возникает чувство непрерывности молитвы, а так же то, что она действительно услышана.

Тема гонений прослеживается также во многих псалмах шестопсалмия. Особенно отмечено то, что среди врагов находится немало людей, входивших в число приближенных царя Давида.

Все случившееся – гнев Господень. Это особенно отмечается автором в текстах. Давид говорит об этом в самых грустных псалмах – 37 и 87. Это его толкование всех его несчастий. Однако прослеживается смена настроения Давида: если сначала он молит не карать его гневом, то затем он смиренно принимает такое наказание и видит в нем выражение Божьей воли.

Упование на Бога – основная тема, она идет через весь Псалтырь и шестопсалмие. Мысль, что с каждым Он поступает не по справедливости, а по милосердию. В 102 псалме даже упоминается о том, что Отец Небесный заботится о своих сыновьях более, чем земной отец. Он всегда знает, как поступить, чтобы было лучше Его детям.

Особенности композиции

Главными особенностями являются:

  1. Шестопсалмие состоит из двух частей, в качестве связующего звена используется славословие в небольшом количестве.
  2. Чередование радостных и грустных псалмов (в некоторых толкованиях их называют утренними и вечерними, мажорными и минорными). Причем пик радости приходится на конец мажорной нечетной триады, а грусти – в середине четной. От этого, как считают исследователи, зависит общий оптимистичный тон Шестопсалмия, даже, несмотря на стенания.
  3. Единство Шестопсалмию предает то, что первый и последний его псалмы сходи более, чем все остальные.

Немаловажное значение играют вставки слов между псалмами, хотя толкователи не склонны придавать им какую-то важность. Причем они оказывают влияние как на саму композицию, так и на общий смысл Шестопсалмия

Эти слова являются связующими звеньями, объединяющими псалмы воедино. Они же придают мелодичность Шестопсалмию, отчего оно превращается буквально в непрерывную длинную молитву.

Оцените статью
Добавить комментарии