Грех, страсть и порок — в чем различие?

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Гордыня или упоение своим достоинством

На сегодняшний день также можно увидеть книги, фильмы и мультфильмы, в которых рассказывается о страшных людских пороках. Слово страсть в переводе с церковнославянского языка означает страдание. Peccata capitalia — в переводе с латыни означает «главные грехи». Христианство описывает гордыню как смертный грех, который имеет классификацию:

  • Духовные болезни.

  • Высокомерие.
  • Лицемерие.
  • Надменность.
  • Чванство.
  • Тщеславие.
  • Самолюбие.
  • Похвальба и другие.

Нездоровое внимание к своей персоне является результатом всех этих болезней. При развитии этого духовного отклонения, сначала у человека появляется тщеславие

Не каждый может заболеть гордыней. Так как все, без исключения, стремятся к добру. У человека всегда порождает только лишь одобрение любое проявление любви и добродетели. Ребёнок, всегда старается делать какие-либо дела лучше и правильнее, если получает похвалу за свой успех и усердие. В воспитании детей одним из важных моментов считается поощрение.

Однако жажда похвалы может заставить человека свернуть с правильного пути. Если человек будет добиваться похвалы великими делами, которые он будет делать ради впечатления на окружающих — это может привести к ханжеству. Излишняя самоуверенность порождает гордыню. Развитие этого греха подготавливает отменную почву для лжи и лицемерия. Впоследствии могут развиваться такие чувства, как раздражение, вражда, гнев и жестокость. Гордыня — это отвержение Божьей помощи. Именно гордый человек очень нуждается в помощи Спасителя. Так как, кроме самого Всевышнего, его духовный недуг никто не сможет исцелить.

Настроение тщеславного со временем начинает портиться. Как правило, его заботит всё, кроме собственного исправления. Он никогда не наблюдает за собой никаких недостатков или всегда старается найти причины, которые бы оправдывали его поведение. Он очень сильно жаждет признания своего превосходства, поэтому всегда старается преувеличить свои способности и жизненный опыт.

Критика и несогласие с его мнением очень болезненно отображается на его настроении. Чужое независимое мнение в любых спорах воспринимает как вызов себе. Это повышает высокомерие. Его проявление чаще всего встречает отпор окружающих. Впоследствии сильно возрастает раздражительность и упрямство. Тщеславный человек начинает верить в то, что все окружающие его люди ему сильно завидуют.

При развитии последней стадии этой болезни, душа человека становится холодной и тёмной. В ней зарождается презрение и злоба. Его ум очень сильно помрачается и он уже не в состоянии отличить зло от добра. Ему всё труднее становится признавать чужие приоритеты, так как он начинает тяготиться «глупостью» начальников. На первом месте для него становится доказательство своего превосходства. Как правило, ему не хватает этого как воздуха. Он очень болезненно воспринимает ситуации, когда оказывается неправ. Успехи другого человека воспринимаются как личное оскорбление.

Православный «фэншуй»

Есть еще одна разновидность греха, о которой следует упомянуть особо.

Но и в этом случае грех все равно будет действием, пускай и мысленным. Не стоит утешать себя тем, будто в силу этой своей сокрытости от внешнего мира мысленные грехи представляют собой нечто мало­значительное. Положа руку на сердце, каждый из нас может признаться себе в том, что бывают такие мысли, о которых стыдно рассказывать даже самым близким людям. С точки зрения неверующего человека в этом нет ничего страшного: мало ли кто о чем фантазирует на досуге — главное, чтобы в реальной жизни все было пристойно и в рамках закона. Но в том-то и беда, что самые гнусные преступления совершались маньяками, садистами и насильниками уже после того, как они сотни и тысячи раз совершили их мысленно и этими страшными мыслями подготовили себя к реальным злодеяниям.

Видный деятель Русского Зарубежья протоиерей Сергий Четвериков говорил об этом так: «…Мы склонны мало придавать значения дурным движениям нашего сердца, и говорим себе и другим: “Думай и чувствуй, что хочешь, только не вреди никому!” Или иначе: “Какое кому дело до моих мыслей и чувств?.. Ведь я же никому не врежу?” Но такого рода рассуждения глубоко ошибочны. …Душа, заполненная нечистыми помыслами и пожеланиями, теряет постепенно способность совершать светлые и добрые дела. Мысленный грех бывает хуже греха сделанного. Грех делом всегда ограничен условиями его совершения; грех мыслью никогда решительно ничем не ограничен. Совершить можно лишь немногое, но нет конца тем чудовищным преступлениям, которые может мысленно совершать человек, распустивший свое воображение. Самое же плохое то, что, впадая в этот грех внутренней нечистоплотности, человек обманывает себя сознанием, что он ничего дурного не делает. А между тем, когда настает для него момент настоящей деятельности, душа его оказывается вся источена, вся развращена внутренним грехом воображения, неспособна к добру и к власти над собою».

Фото Max Noisa

Мысленные грехи могут наделать много бед в жизни человека, поэтому им непременно следует противостоять и нещадно бороться с ними каждый раз, как только заметишь, что твои ум и душа услаждаются ими. Сделать это не так уж и трудно, если быть внимательным к собственным мыслям. Ну вот, например, обругал тебя на работе начальник. Ответить ему тем же ты не можешь (если, кончено, не собираешься после этого с треском вылететь со своего рабочего места). И знаменитых резиновых манекенов с физиономиями начальников в наши офисы никак не завезут, хотя, говорят, в Японии еще с семидесятых годов прошлого века практикуется такой способ снятия стресса: получил втык от руководителя — тут же бежишь в комнату психологической разгрузки и навешиваешь его манекену и с правой и с левой, пока не приведешь свои эмоции к утраченному равновесию. Но весь этот изысканный фэншуй — в Японии. А что же остается униженному и оскорбленному работнику в наших родных широтах? Да то и остается, что в мыслях сотворить с хамом-начальником все, чего он заслужил своим беспардонным поведением. И вот, когда ты мысленно ставишь его на колени у края самой глубокой пропасти и, не слушая его жалкий лепет, безжалостно пускаешь ему пулю между глаз, знай — ты только что согрешил мысленным действием. Что же теперь с этим делать? Срочно бежать на исповедь к батюшке? Нет, против этого вида грехов Церковь предлагает уже другое оружие, которое каждый из нас всегда имеет под рукой в любое время дня и ночи.

Святитель Феофан Затворник прямо говорил: «Относительно мелких греховных движений сердца, помыслов и т. п. <…> следующее правило: как только замечено что-либо нечистое, тотчас следует очищать это внутренним покаянием пред лицом Господа. Можно этим и ограничиться, но если нечиста, неспокойна совесть, то потом еще на вечерней молитве помянуть о том с сокрушением и — конец. Все такие грехи этим актом внутреннего покаяния и очищаются».

Хотя, конечно, этот совет святителя не относится к тяжелым случаям, когда мысленные грехи становятся ужасной привычкой, полностью овладевающей человеком и уводящей его в некое подобие виртуальной реальнос­ти. Такая ситуация требует совершенно особого покаяния и специальных усилий, чтобы с ней справиться. Об этом нужно говорить с духовником на исповеди, но не подменять перечислением своих снов и фантазий, а именно отдельно обсуждать, что же делать дальше и как с Божьей помощью победить эту страшную язву, невидимую для окружающих.

Популярные статьи  Почему в православных святцах существуют именины Иуды?

Заливать огонь бензином

В отличие от греха, страсть — это не поступок, а устойчивое и чрезвычайно сильное влечение человеческой воли к тому или иному греху. Развивается такое влечение через многократное совершение этого греха до тех пор, пока в один ужасный момент человек вдруг понимает, что более не властен над своим желанием и теперь наоборот — это желание обретает над ним полное господство. Самым наглядным примером такой зависимости является наркомания: пристрастившись к наркотической отраве, люди тратят сначала огромные деньги на приобретение любимого зелья, потом — еще большие деньги на попытку «соскочить», но — увы! — избавиться от этой страсти удается далеко не всем.

Примерно по такой же схеме развиваются события у людей, пристрастившихся к пьянству или к обычным сигаретам. И хотел бы бросить — а уже не получается. Страсть требует себе ежедневной жертвы.

Но страсти в человеке могут действовать и без всякой навязанной организму извне химии. На болезненном влечении людей к азартным играм основана вся индустрия казино и тотализаторов по всему миру. Даже такой титан мысли, как Федор Михайлович Достоевский, много лет мучительно страдал от непреодолимого влечения к игре, многократно проигрывая подчистую все деньги своей семьи.

Ну а о том, как страсть к игре терзала Владимира Высоцкого, пишет в своих воспоминаниях его супруга Марина Влади: «…Я с наслаждением залезаю под одеяло и выключаю свет. Но как только я вытянула уставшие ноги, свет опять включается, ты буквально бросаешься на меня и с бешеными глазами и блестящим от пота лицом требуешь денег:

— Те, которые ты прячешь, — деньги на путешествие!

Я отползаю на другой край кровати. Ты обегаешь ее и кричишь срывающимся голосом, чтобы я отдала тебе деньги.

Ты хватаешь меня за плечи — ты, который ни разу не поднял на меня руку, даже в худшие моменты пьяного бреда, — и принимаешься меня трясти. Ты вытаскиваешь меня из постели и подталкиваешь к шкафу, где я прячу сумочку. На насилие я реагирую соответственно: вынув сумочку, я швыряю тебе в лицо все ее содержимое. Ты подбираешь пачку долларов и исчезаешь, хлопнув дверью. Я остаюсь в обалдении. Я ведь знаю, что ты не пьешь, и все-таки твоя ярость меня пугает.

Я натягиваю рубашку, джинсы, бросаюсь к лифту… Но уже поздно. Ты сидишь убитый, с опущенными руками. Рядом с тобой невозмутимые японцы укладывают зеленые пачки денег. Ты все проиграл. Все деньги на путешествие! В несколько минут тебя утопило настоящее сумасшествие азарта».

Фото Matt Brown

Почему же столь умные, сильные, талантливые люди вдруг оказываются беспомощными перед банальной колодой карт или дурацким шариком, бегающим по кругу рулетки?

Традиционно в христианстве таких ложных богов принято называть идолами. Поэтому любая страсть в сущности своей — идол, ложный бог, которому человек служит в надежде на радость и счастье. Этих идолов может быть великое множество, однако духовно опытные подвижники, внимательно наблюдавшие за малейшими движениями своей души, вывели три основных магистральных потока страстных желаний, которые потом расходятся на десятки и сотни ручейков и речушек.

Имена этим трем главным страстям — слас­толюбие, сребролюбие и славолюбие.

К сластолюбию относится все, что так или иначе услаждает человеческое тело и душу.

К сребролюбию — деньги и все радости, которые можно за них купить.

К славолюбию — почет и уважение среди людей, власть, известность, наслаждение похвалой или хотя бы публичным упоминанием твоего имени.

И если хотя бы один из этих идолов «прикусит» несчастного человека, понадеявшегося стать счастливым с их помощью, то жизнь его превратится в рабство ложному богу. Обуявшая человека страсть будет требовать от него все новых и новых грехов, не давая остановиться, гоня его от одного нравственного падения к другому до тех пор, пока он не погибнет окончательно. Так, для Достоевского и Высоцкого идолом-мучителем стала рулетка, из-за которой, не особо прячась, выглядывает породившая эту мерзкую игрушку страсть сребролюбия. Слава Богу, рулетка не погубила их. Но сколько же страданий доставил этот идол им самим и их женам…

Образно говоря, страсть — это пылающие в сердце человека огненные угли, которые он тщетно пытается залить все новыми и новыми порциями греха, не понимая, что с тем же успехом можно пытаться затушить костер бензином.

Тавро

Порок — это некое каче­ство чело­ве­че­ской лич­но­сти, нрав­ствен­ная ущерб­ность, ненор­маль­ность пове­де­ния, гре­хов­ность жизни, кото­рую чело­век уже не в силах скры­вать, и потому она стала видна посто­рон­нему взгляду. Порок — раб­ское клеймо, кото­рое грехи и стра­сти уже успели выжечь на душе и теле своего раба. В широ­ком смысле порок можно счи­тать сино­ни­мом стра­сти, но точнее все же будет ска­зать, что это — резуль­тат ее раз­ру­ши­тель­ного дей­ствия, отме­тина, по кото­рой можно опре­де­лить, какая именно страсть вла­деет несчаст­ным чело­ве­ком. Как может выгля­деть порок, хорошо пока­зал Роберт Люис Сти­вен­сон, когда опи­сы­вал вос­по­ми­на­ния быва­лых пира­тов о страш­ном даже для них капи­тане Флинте:

«И рожа у него была, как у дья­вола! — вос­клик­нул третий пират, содро­га­ясь. — Вся синяя-синяя!

— Это от рома, — доба­вил Мерри. — Синяя! Еще бы не синяя! От рома поси­не­ешь, это верно».

Но не только пьян­ство может столь явственно отра­зиться на внеш­но­сти чело­века. Завист­ли­вость, гнев­ли­вость, похот­ли­вость и мно­же­ство других поро­ков тоже иска­жают лица и пове­де­ние людей, без слов рас­ска­зы­вая окру­жа­ю­щим о стра­стях, кото­рые раз­ви­лись в них до такой сте­пени, что стали для этих несчаст­ных второй их нату­рой.

Соот­но­ше­ние же греха, поро­див­шей его стра­сти и порока можно про­ил­лю­стри­ро­вать сле­ду­ю­щим при­ме­ром.

Сорвал чело­век свою нако­пив­шу­юся за день агрес­сию на без­за­щит­ных родных: наорал на жену, детей, тещу — это грех, посту­пок, в кото­ром сле­дует каяться и гово­рить о нем на испо­веди.

Движим он был при этом стра­стью гнева, посто­янно тол­ка­ю­щей его к подоб­ным грехам.

Ну а порок его, оче­вид­ный для всех, можно обо­зна­чить как гнев­ли­вость.

Ситечко мадам Гри­ца­цу­е­вой

«Согре­шил словом, делом и помыш­ле­нием…», — читаем мы в вечер­них молит­вах. В любом из этих слу­чаев про­ис­хо­дит некое дей­ствие, акт воли: я что-то сделал, я что-то сказал, я что-то поду­мал. Рас­коль­ни­ков ударил ста­рушку-про­цент­щицу топо­ром — совер­шил грех убий­ства. Остап Бендер утащил у мадам Гри­ца­цу­е­вой золо­тое ситечко — согре­шил воров­ством. Бро­си­лась несчаст­ная Анна Каре­нина с плат­формы под паро­воз — взяла на себя грех само­убий­ства. Загу­лял юный муш­ке­тер Д’Артаньян с вет­ре­ной женой своего квар­тир­ного хозя­ина — совер­шил грех пре­лю­бо­де­я­ния. Наврал Хле­ста­ков про­сто­душ­ным про­вин­ци­а­лам, будто лично знаком с Пуш­ки­ным – согре­шил. Этот список можно про­дол­жать до бес­ко­неч­но­сти, поскольку, миро­вая дра­ма­тур­гия боль­шей частью как раз и состоит из опи­са­ния самых раз­но­об­раз­ных грехов.

Но и в реаль­ной жизни грехи, увы, еже­дневно сопут­ствуют жизни чело­века. Правда, выгля­дят они, как пра­вило, не столь ярко, как в книгах или на теат­раль­ной сцене. И в плос­кость уго­лов­ных пре­ступ­ле­ний, слава Богу, тоже пере­хо­дят довольно редко. Но суть их от этого не меня­ется: грех — это осо­знан­ный посту­пок, дей­ствие, нано­ся­щее вред самому греш­нику и другим людям. Под­ре­зал машину на трассе, демон­стри­руя свою води­тель­скую «удаль», — согре­шил. Орешь диким ором на пере­пу­ган­ную жену или детей — гре­шишь. Завела на сто­роне роман­чик, изме­ня­ешь вти­харя мужу — грех тво­ришь. Гово­ришь какое-нибудь оскорб­ле­ние в ответ на чужую гру­бость — гре­шишь словом.

Популярные статьи  Молитвы на удачу и везение

А еще, как это ни странно про­зву­чит, можно согре­шить и несо­вер­шён­ным дей­ствием. Напри­мер, пройти мимо лежа­щего на мосто­вой чело­века, даже не поин­те­ре­со­вав­шись, что с ним слу­чи­лось, не нуж­да­ется ли он в меди­цин­ской помощи. Или просто — сидя в метро, залип­нув на свой смарт­фон и в упор не заме­чая сто­я­щую перед тобой пожи­лую жен­щину.

Вот в этих грехах-поступ­ках и сле­дует каяться на испо­веди в храме. Причем не просто соста­вить «отчет о про­де­лан­ной работе», напи­сав грехи на бумажке и под­су­нув ее батюшке — на, мол, чест­ный отче, озна­комься с моими «худо­же­ствами».

Каяться на испо­веди нужно прежде всего в тех грехах, кото­рые тяго­тят совесть, лежат на сердце тяже­лым камнем и не дают жить спо­койно. Опи­сы­вать их подроб­но­сти в мель­чай­ших дета­лях не нужно. Но и сво­дить испо­ведь к без­ли­кой реплике в стиле «согре­шил гневом» или «нелю­бо­вью к ближ­нему» тоже вряд ли стоит. Лучше всего кратко, но внятно изло­жить суть соде­ян­ного, по воз­мож­но­сти — вслух.

Напри­мер: «Согре­шил тем, что оскор­бил жену грубым словом, напу­гал своим криком детей». Ска­зать вслух перед свя­щен­ни­ком подоб­ные слова бывает неве­ро­ятно трудно. Но именно через такой труд и может родиться в душе насто­я­щее пока­ян­ное чув­ство, отвра­ще­ние к тому, что ты натво­рил, и жела­ние нико­гда больше не повто­рять этот грех. Все осталь­ное — уже дело свя­щен­ника и бла­го­дати Божьей.

Лайфхаки не помогут!

Итак, со словами мы разобрались, что, в общем-то, не так уж и трудно. А вот бороться со своими страстями, грехами и пороками — задача куда более серьезная. И никакие журнальные лайфхаки тут помочь уже не смогут. От человека в такой борьбе нужны искреннее желание духовно выздороветь, готовность пожертвовать ради этого устоявшимися многолетними привычками, решимость не отступать. А еще — готовность подниматься после каждого падения, и вновь и вновь идти от ложных богов к Богу Истинному, сколько бы подножек ни ставили ему на этом пути идолы, не желающие так просто отпускать свою добычу.

И, наконец, самое главное — ни в коем случае не отпадать от Церкви, стыдясь своих пороков. Святой Ефрем Сирин прямо говорил, что Церковь — это не только собрание святых, но еще и толпа кающихся грешников, духовная лечебница.

Конечно, в Церкви тоже мож­но столкнуться и с непониманием, и с вы­сокомерием, и с недолжным отношением к страдающему человеку. Все это как раз следствие того, о чем говорил Ефрем Сирин, — наших человеческих немощей и нравственных болячек. Но именно ради создания Церкви приходил на землю Христос, именно ради нашего ис­целения и спасения Он создал ее, пролив Свою бесценную Кровь. И потому другого мес­та, где можно было бы вылечиться от грехов, страстей и пороков, на земле просто нет.

Гнев хороший и плохой

Страсть гнева часто путают с «хорошим» гневом, тем, что в аскетической литературе называют ревностью или дерзновением. Здесь отчасти может помочь Фредерик Перлз, психотерапевт, который разделил агрессию на жевательную (дентальную) и уничтожающую. Перлз назвал одну из разновидностей жевательной, потому что рассматривал на примере еды: для того, чтобы насытиться, мне нужно уничтожить, съесть яблоко. Это творческая агрессия, она нужна для того, чтобы, например, художнику разрушить белизну холста и создать картину. В противовес этому есть уничтожающая агрессия, страсть гнева. Например, увидев высоко висящее яблоко, я хочу его заполучить. Обычной жевательной агрессией или дерзновением было бы найти способ обойти препятствие. Я мог бы рассердиться, что оно высоко, и пойти за лестницей. Если же это страсть гнева, то вся моя энергия будет направлена на наказание препятствия. Например, на удары по яблоне.

Религиозная жизнь предоставляет для страсти гнева прекрасные легальные возможности. Поскольку мы, люди верующие, конечно же, на стороне добра и света, то все люди неверующие, или же верующие неправильно, «по справедливости» должны быть объектами нашего гнева.

Печаль похожа на гнев. Дело в том, что у человека есть мечты – и препятствия на пути к ним. Как и при страсти гнева, когда что-то не получается, фокус внимания переходит на препятствие. Только силы уходят не на уничтожение преграды, а на топтание перед ней. Я не отказываюсь от мечты, но не ищу способов ее достичь, оказываясь обескураженным тем, что есть препятствие.

Примером может быть неразделенная влюбленность. С ней можно справиться, погоревав и позлившись, влюбившись в другую – или, применив творческий подход, попытаться завоевать даму сердца. Но молодой человек, охваченный страстью печали, застревает в своем переживании и многие годы сетует на то, что его отвергли. Уныние можно назвать печалью в квадрате. Не одно какое-то действие, а любая активность кажется совершенно бессмысленной. Любое усилие отвергается, потому что мечты, фантазии, идеи кажутся невыполнимыми, немыслимыми и бесплодными.

Страсть

Грех, страсть и порок — в чем различие?

Фото: Pixabay.com

В отличие от грехов, страсти — это уже не отдельные действия, а система действий, устойчивое влечение человека, которое он не может преодолеть.

Например, страсть к нецензурной брани. Человек знает, что грех — это сквернословие, потому что его любит дьявол, навязывая себя людям как некая новая норма. Однако он постоянно допускает в своем выступлении «мамочек» и даже постоянно их использует, не считая это зазорным. И вот прошло какое-то время и человек уже не может соединять слова без ругани, то есть полностью подчиняется силе демонов, разговаривая с ними на их родном языке!

Или самый яркий пример — наркомания, курение или алкоголизм. Во-первых, это эпизодические грехи, поэтому они овладевают человеком, и он уже не может избавиться от них без посторонней помощи. А иногда, когда страсть полностью овладела им, он никогда не может от нее избавиться. Поэтому он умирает, не раскаявшись в грехах, не допустив ни единой возможности спасения и вечной жизни.

Грех, страсть и порок — в чем различие?

Фото: Flickr.com

Сколько умных и сильных людей позволили уничтожить себя разным страстям! Почему людям так легко подчиняться им? Ответ прост: раньше у людей была только одна страсть: общение с Богом, созерцание своего Бога, а когда они оторвались от Него, они стали искать себе замену. А так как человек грешен по природе, то он находит и греховные и нечистые страсти.

И все страсти можно разделить на три типа по их происхождению:

  1. Страсть к телесным и душевным удовольствиям, то есть сладострастию.
  2. Страсть к деньгам и все радости, которые они доставляют, — это любовь к деньгам.
  3. Страсть к славе, чести, власти, славе — жажда власти.

Каждый из нас может найти в себе хоть небольшой источник этих страстей. Это означает, что вам предстоит проделать большую работу над вашей душой, чтобы энергично защитить ее от демонов, которые всегда готовы бросить угольки в страсти, таящиеся внутри каждого из нас.

Популярные статьи  СМС поздравления с Покровом Пресвятой Богородицы

Эти пылающие костры можно перелить в очищающий поток благодати от исповеди и причащения, поэтому в арсенале каждого православного христианина есть надежная защита от страстей.

Три вида способностей души или потребностей

Святые отцы разработали сложную классификацию потребностей. Первый уровень — вегетативные, растительные потребности души, поддерживающие физиологические процессы: питание, рост, размножение. Второй — животные потребности: желания, эмоции, способность мобилизовать энергию для достижения целей. Третий — духовные, или умные способности души: мышление, творчество, способность общения с Богом и раскрытие в себе образа Божия.

Если я, например, испугавшись, начал есть, то есть опустился ниже, до растительной потребности, то разрядка происходит, но формируется страсть. Если же я, даже не удовлетворив какую-то душевную потребность, молюсь, то есть замещаю ее более высокой потребностью, то страсть, напротив, не формируется. Или если, получив отказ барышни, молодой человек написал стихотворение, то и разрядка произошла, и страсть не формируется. А если, получив отказ, напился, то мог спровоцировать формирование зависимости

Важно в любой ситуации неудовлетворенности идти от более низкого к более высокому

Телесные грехи

Грех, страсть и порок — в чем различие?
В современном обществе мир притупил нравственные чувства людей. Даже те люди, которые воспитывались в православной вере, нередко допускают добрачные связи и разводы. Блудник считается намного хуже блудницы. Так как ему проще расстаться со своим грехом. Как правило, он рассчитывает на безнаказанность. А вот женщина-блудница всегда рискует своей репутацией. На сегодняшний день многие люди утратили это чувство греха. Такого никогда не встречалось в истории человечества.

Великие люди всего мира всегда старались вытравить этот грех из сознания людей. Лукавого всегда возмущали Божьи Заповеди. Поэтому неслучайно можно встретить рост преступности в различных странах. В некоторых из них на данный момент не считается чем-то предосудительным даже содомский грех — мужеложство. Сегодня официальный статус получают даже однополые связи.

Грех

Грех, страсть и порок — в чем различие?Фото: Psychcentral.com

В наших ежедневных вечерних молитвах уже находится понятие греха. Грех – это поступок, совершенный в нарушение Божьих заповедей. Взял и использовал чужую вещь, накричал на детей, оскорбил в транспорте незнакомого человека – все эти поступки – грех. И мы, понимая это, все равно не хотим сдерживать себя, не желаем трудиться над их преодолением. Зачем сдерживаться, если все так себя ведут? Зачем беречь чувства других людей, ведь никто из них не бережет наши чувства?

А разве мы это знаем достоверно? Может быть, та женщина, на которую вы накричали в автобусе, тоже хотела накричать в ответ, или даже ударить? Но она сдержалась, она вспомнила Божью заповедь о любви к ближнему и не совершила свой грех. Может быть, коллега тоже мог утащить с работы какие-то детали, но он подумал о своей душе и положил их на место!

Мы не знаем мыслей и мотивов окружающих нас людей. Мы в ответе только за свои поступки и злые дела. Только мы отвечаем за свои грехи. И только нас осудят за них, когда настанет время последнего суда. Там уже никто не будет интересоваться, устал ты или не устал, когда кричал на родных и обижал их. И никто не вспомнит мотива и повода для измены жене или мужу, который кажется сегодня таким основательным и оправдывающим его. И сами мы его не вспомним. А вот камень на душе от измены, от страшного греха, будет лежать всю жизнь.

Грех, страсть и порок — в чем различие?Фото: Flickr.com

Но грешить можно не только делами, но и мыслями. Кажется, внешне человек такой мирный, спокойный. Но если заглянуть в его душу, то окажется, что он терзается страшными помышлениями. Он мысленно прелюбодействует, убивает, обжирается и пьянствует. Но ведь он ничего этого не совершает, а только думает об этом? Кому от этого плохо? А плохо это потому, что человек не думает в таком случае в это время о своей душе. Он убивает ее изнутри, мысленно отдает ее во власть демонов, а не стремится душой к Богу. Вот уж, воистину, страшная картина!

Это значит, что и мысленные грехи – сродни греховным делам. За ними нужно пристально следить, и если вдруг в душе появляются такие греховные мысли, нужно немедленно с ними бороться – краткой молитвой, и прощением у Господа. Они в таком случае прощаются, даже без исповеди у священника. Об этом говорили Святые нашей Церкви, в частности, Святитель Феофан Затворник.

Подытожим: грех — это поступок, или слово, или мысль, которая направлена против Бога, против тех заповедей, что он нам оставил и по которым мы должны сверять каждое движение своей души.

Список человеческих пороков

По Библии определены основные 7 смертных грехов (основные человеческие пороки):

  1. Гордыня. Человек не верит в божественное, зато считает себя важным, незаменимым и приписывает своей персоне множеств достоинств. Он уверен, что лучше других людей.
  2. Похоть. Желание чрезмерного удовольствия для себя.
  3. Гнев. Вместо любви человек всем недоволен, выражает это резко и нервно. В результате несет разрушение.
  4. Зависть. Желание получить славу, деньги, дом и материальные и моральные преимущества и вещи другого человека. Он считает себя достойнее.
  5. Алчность. Стремление и поступки, направленные на увеличение материальных благ в ущерб духовным.
  6. Уныние. Физическое и духовное бездействие, нежелание работать над собой.
  7. Чревоугодие. Грех сластолюбия, постоянное переедание, употребление вкусной и вредной пищи.

ИНТЕРЕСНО: Молитвы Богородице.

Популярное за 7 дней

Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
24.11.21 12:40

Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
29.11.21 17:17

Удивительные натюрморты Амброзиуса Босхарта
25.11.21 15:07

Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь
29.11.21 21:43

Митр. Антоний (Паканич): Как бороться с одной из самых опасных страстей?
29.11.21 14:26

Митр. Антоний (Паканич): Трудно представить что-то более отталкивающее людей от Церкви, чем недостойное поведение духовенства и верующих
26.11.21 15:17

Как избавиться от рассеянности на молитве?
25.11.21 15:32

24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.21 08:46

Оправдание для духовных лентяев, или Несостоятельность теории реинкарнации
24.11.21 11:16

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.11.21 16:50

Оцените статью
Добавить комментарии