Икона Спас Нерукотворный

Молитвы образу «Спас Нерукотворный»

«Спас Нерукотворный» – это икона, которая имеет для каждого сакральный и в некотором роде интимный смысл. Молитва образу облагораживает душу, позволяет ей получить облегчение, воспарить навстречу к Богу. 29 августа проходит служение иконе. Обязательно читается Тропарь, второй глас. По мнению верующих, молитва в храме перед образом Христа дарует единение с Творцом. Каждый чувствует, как постепенно в его жизнь приходят радость и покой.

Если у вас не получается посетить церковь, то чтение молитвы разрешается дома. Но для этого необходимо соблюсти все условия. Купите свечи, маленький образ иконы. Рекомендуется читать молитву вечером, когда создается нужное настроение. Подойдет «О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш!». Первое, с чего стоит начать –расслабьтесь, очистите разум и откройте свое сердце. Только в этом случае возможен полноценный диалог с Богом.

РЕКОМЕНДУЕМ: Молитва Иисусу Христу о сыне.
Вопросы священнику
Моего мужа мучают кошмары. Проблемы на работе не позволяют крепко спать. Каждое утро он чувствует себя опустошенным и обессиленным. Какому святому стоит молиться, чтобы недуг пропал? Вашему мужу поможет молитва Спасу Нерукотворному. Постарайтесь найти свободный день и сходите в церковь. Атмосфера Божьего Дома должна помочь в исцелении болезни. Если нет свободного времени, то можно дома. Главное, чтобы ваш муж сам желал исцеления и верил в молитву. Всего доброго!

Не могу пойти в церковь, читать буду молитву Спасу Нерукотворному дома. Такой вопрос: сколько свечей покупать, чтобы Всевышний услышал мое требование? Вы неправильно подходите к процессу молитвы

Здесь важно не количество свеч, а вера человека. Порой добиться успеха может тот, кто молился от чистого сердца под одной свечой, нежели тот, кто молился в окружении ста свечей

Главное: у Господа не требуют, у Него просят. Помните об этом, иначе помощи не будет. Всего доброго!

Спас Нерукотворный: история происхождения образа

По Преданию Церкви, история происхождения иконы относится ко времени земной жизни Спасителя. Древним городом Эдессой (современный город Шанлыурфа на юго-востоке Турции) правил Авгарь Ухама. Он был неизлечимо болен проказой. Правитель узнал об Иисусе Христе, который совершал многие чудеса, в том числе исцелял безнадежно больных. Авгарь послал в Палестину своего слугу Ананию. Слуге было приказано, если Спаситель не сможет прийти сам, изобразить его на холсте.

Живописец из-за большого скопления народа, всегда окружавшего Иисуса Христа, не смог написать Его Лик. Господь не мог посетить Авгаря, но пообещал прислать к нему кого-то из Своих учеников. Узнав о желании Анания изобразить Его, Христос повелел принести воды и полотенце. Он умылся, отёр Свое Лицо и на полотне чудесным образом остался отпечаток Его лика. Так был явлен миру нерукотворный образ Спасителя. Это изображение было принесено в Эдессу правителю, после чего Авгарь исцелился от проказы.

Аргумент в борьбе с иконоборцами

Помещенный на лицевой стороне образ Спаса Нерукотворного в греческом мире назывался «Агион Мандилион», и его можно назвать протоиконой, поскольку он дал начало всей традиции иконописания. Название иконографии говорит само за себя – образ возник нерукотворно, как чудо, сотворенное Самим Христом. Когда в VIII веке подняло голову иконоборчество и некоторые византийские императоры вместе со своим церковным окружением стремились отказаться от поклонения иконам, существование этого образа стало одним из главных аргументов иконопочитателей. 

С этой иконой связана знаменитая легенда о царе Авгаре. Это был первый земной правитель из далекого восточного царства в городе Эдесса (сейчас на территории Турции), который уверовал в Христа, согласно преданию, еще во времена Его земной жизни. Однажды Авгарь заболел и послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его, а также попросил посланника, умевшего рисовать, сделать портрет Христа. Но как ни старался художник, ничего у него не получалось. Тогда Христос велел принести воды и полотенце, умыл лицо и вытер его полотенцем, на котором отобразился Его лик. Этот плат, как Свое благословение, Он послал царю Авгарю. Царь исцелился, а плат стал главной христианской реликвией города.

«Царь Авгарь с Нерукотворным образом Христа». X в. Монастырь Святой Екатерины на Синае

Кроме иконографии Мандилиона, изображения Спаса Нерукотворного на плате (убрусе), существует еще «Керамидион» («Святое Чрепие») – изображение образа на черепице. Чудотворная копия возникла, когда спрятанный и заложенный черепицей образ чудесным образом проявился на этой керамической плите. 

Уже в X веке, в 944 году, Мандилион – одна из самых важных реликвий всего христианского мира – был выкуплен за огромные средства у мусульманских правителей Эдессы императором Константином Багрянородным и был торжественно доставлен в Константинополь. Перенесение Эдесского образа Спаса Нерукотворного в Константинополь в 944 году стало важным христианским праздником, который отмечают на следующий день после Успения Богоматери.

Икона Спас Нерукотворный

Образ Христа из пустыни Негев – что значит эта сенсация и при чем тут Зевс

В византийской традиции это не просто икона, а основополагающий образ, возникший без вмешательства человеческих рук. Многовековая традиция иконописания ведет свою историю именно от этого великого чуда, уподоблявшего каждого иконописца Христу и делавшего его труд священным занятием.

На эдесском Плате, реликвии, хранившейся до разграбления города крестоносцами в императорской церкви Богоматери Фаросской, образ Христа был почти неразличим. На новгородской иконе он представлен кристаллически ясно, занимая практически все пространство почти квадратной доски. При этом Лик вписан в идеальный круг крещатого нимба, делающего образ в целом похожим на эмблему – не случайно это наиболее часто воспроизводимое изображение данного иконографического типа. 

Все второстепенные детали, включая изображение ткани плата и даже надписание образа, отсутствуют, хотя вероятно, что надпись была на позолоченном окладе, от которого остались только следы маленьких гвоздиков, которыми тонкие пластины оклада крепились к доске. Интересно, что и на реликвии Плата в византийской столице лик Христа был обложен золотыми пластинами, о чем нам сообщают поздние инвентарные описи. 

Ореховый (хлебный) Спас

Иконография: Спас Нерукотворный Датировки: XVIII в. Начало XVIII века.Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 58 см, ширина 46,3 см В среднике иконы изображен плат с запечатленным на нем ликом Спасителя. КП 0233. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Популярные статьи  Молитвы о финансовом благополучии

Третий Спас, он же Хлебный, он же Ореховый. Завершает собой двухнедельный Успенский пост, отмечается 29 августа. 

История праздника или почему Третий Спас называют Спасом на полотне 

В этот день православная церковь празднует перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа. Это событие неразрывно связано с историей возникновения иконы.  

До 944 г святыня хранилась в Эдессе, но, когда город попал под власть арабов, образ был перенесен в Константинополь, считавшийся в то время столицей православия.

Почему же Третий Спас называют Спасом на полотне? По преданию, когда Спаситель вытер лицо полотенцем, на нем сохранился отпечаток Его Божественного лика. Эта икона особо почитается в русском православии.

Почему Третий Спас называют Ореховым и Хлебным?  

Все опять же приурочено к сборам урожая. На Руси было принято освящать всякий природный дар, а к этому времени в полях как раз заканчивалась жатва и, кроме того, начинался массовый сбор орехов. Святили хлеб, испеченный из муки нового урожая, орехи, злаки. Третий Спас замыкает собой Успенский пост, после него начинается осенний мясоед.

В поисках мастера

Глубина замысла не оставляет сомнения, что двусторонняя икона задумана выдающимся иконографом. При этом живопись на двух сторонах удивляет разницей манер исполнения. Обе характерны для конца XII века, но контрастируют между собой. Лик Христа написан в идеально-гладкой манере с доминирующей правильной геометрией всех основных форм. 

Алексей Лидов

Тип лица характерен для комниновского периода византийской иконописи (от имени основной правящей императорской династии XI-XII веков), с аскетичным обликом, удлиненным овалом, тонкими чертами лица, заостренным носом, артикулированным рисунком глаз и бровей

Обращает на себя внимание почти орнаментальная раздваивающаяся борода и прочерченные золотыми линиями волосы, уложенные в идеально правильную прическу. При сравнении с собственно византийскими, в первую очередь константинопольскими, образами возникает впечатление некоторой нарочитости художественного решения, негреческой декоративности всех форм, что говорит скорее о древнерусском, чем византийском вкусе. 

Это древнерусское начало в изображении на обороте выражено гораздо ярче. С большой вероятностью этот образ писал местный новгородский мастер. На новгородское происхождение мастера указывают также и характерные особенности надписей, отсылающих нас к новгородскому диалекту – например, написание «ц» вместо «ч» и ряд других деталей

Обращает на себя внимание назидательная конкретность образов и упрощенно-экспрессивный стиль, чуждый константинопольских изысков и рассчитанный, при всем выдающемся мастерстве исполнителя, на яркость и доходчивость. 

Этому стилю можно найти аналогии в росписи церкви Спаса на Нередице 1199 г., над которой трудился целый ряд совершенно разных по своим эстетическим установкам художников (примеры их искусства сохранились до сегодняшнего дня только в небольших фрагментах, а до гибели во время Великой Отечественной войны эти образы можно было увидеть в идеальной полноте). С большой вероятностью один из мастеров, работавших в церкви Спаса на Нередице в 1199 году, был автором и оборота иконы конца XII века. Нельзя исключить, что этим мастером мог быть иконописец Олисей Гречин, усадьбу которого около сорока лет назад раскопала Новгородская экспедиция. При этом была обнаружена целая серия связанных с ним уникальных берестяных грамот. 

Икона Спас Нерукотворный

Святая Земля в храме – и можно ли ходить ногами по образам

Однако в гипотезах и предположениях надо быть осторожными. Мы, честно говоря, до сих пор не очень понимаем, как существовала художественная среда в Новгороде и что из себя представлял этот мастер, о жизни которого мы знаем больше, чем о любом другом средневековом художнике: археологи раскопали его усадьбу, нашли берестяные грамоты, написанные его рукой, нашли письма к нему, в том числе с уникальными заказами на иконы. 

Прозвище мастера – Гречин (грек) – явно указывает на его связь с Византией. Опять-таки, не очень понятно, в чем эта связь заключалась. Вполне объяснимо желание исследователей, которые хотят связать эту икону «Спас Нерукотворный и Поклонение Кресту» именно с творчеством Олисея Гречина, обрести редкого мастера с точно известным произведением. Но данных, прямо подтверждающих это, у нас нет, и мне кажется, лучше оставить версию на уровне предположения и гипотезы, чем дальше умножать догадки там, где пока нет неопровержимых доказательств и несомненных фактов. 

На данный момент мы можем быть уверены в том, что эта икона Спаса Нерукотворного с Поклонением Кресту на обороте относится к концу XII века, происходит из Новгорода и с большой вероятностью мастер или мастера, написавшие эту икону, – выдающиеся художники своего времени, принимавшие участие в росписи церкви Спаса на Нередице. 

Главное – до нас дошел уникальный во многих отношениях памятник. Важный и с точки зрения художественного совершенства, поскольку, на мой взгляд, это самый совершенный образ Спаса Нерукотворного во всем византийском искусстве. Кроме того, это памятник с уникальной иконографической программой, которая, по всей видимости, связана с совершенно конкретным сакральным пространством и играла в этом пространстве принципиально важную роль.

О чем молятся у иконы Спас Нерукотворный

Молитвы перед нерукотворным образом Спасителя помогают:

  • получить исцеление при различных заболеваниях;
  • найти правильное решение в сложной ситуации;
  • избавиться от неугодных Богу помыслов;
  • научиться противостоять жизненным неудачам;
  • защититься от зла, негативного влияния темных сил;
  • противостоять греховным искушениям;
  • бороться с несправедливостью, неправдой, клеветой.

Спас Нерукотворный всегда помогал русскому народу, защищал от врагов и сохранял в неприкосновенности государственные границы. Сегодня образ Спасителя является главной иконой Вооруженных сил России. Военнослужащие молятся перед ним о защите от ранений и гибели во время боевых операций, о благополучном возвращении домой из дальних командировок.

Важно помнить о том, что молитвы перед иконой Спасителя не должны быть только просительными. Люди, имеющие глубокую веру, также обращаются к Иисусу Христу с покаянием, благодарностью и похвалой за Его любовь, всепрощение и мудрость

Известные списки иконы

Если говорить о России, то самый старинный образ Спасителя, выполненный в этом иконографическом типе и дошедший до наших времен, относится к XII столетию. Это знаменитый Новгородский Спас, хранящийся ныне в особых условиях в Третьяковской галерее. Это двусторонняя икона: на обороте изображено прославление креста.

Интересен так называемый Спас Ярое Око, который, пусть и с натяжкой, можно отнести к этому же иконографическому типу. Эта икона была написана в середине XIV столетия, когда Русь стонала под монголо-татарским игом. На этом образе Христос выглядит строго и укоряюще, словно собирается покарать врагов Святой Руси. Находится он в Успенском храме Московского Кремля.

Серебряная подвеска «Господь Вседержитель» с фианитами и эмалью (перейти в каталог SUNLIGHT)

Прославлен и список из села Спасское, что близ Томска. Некогда, в далеком 1666 году, некий живописец взялся за создание образа преподобного Николая Угодника. Каково же было его удивление, когда из-под черт Угодника проступил образ Христа! Иконописец пробовал все исправить, но чудесный лик проступал снова и снова! К сожалению, этот образ был утрачен в годы безбожия.

Популярные статьи  Картинки и открытки на День Петра и Павла

А знаменитый Вятский Спас в свое время оградил целый город (Хлынов, позже – Вятку и Киров) от свирепствовавшей по всей Руси чумы. Царь Алексей Михайлович был впечатлен сиим чудом и повелел доставить чудотворную икону в Москву. Образ доставили и разместили в Новоспасском монастыре, а его копию написали над воротами, впоследствии ставшими именоваться Спасскими. В Хлынове же оставили точный список образа.

Многочисленными чудесами прославился образ, хранящийся в Спасо-Преображенском монастыре Санкт-Петербурга. Он был написан гениальным иконописцем Симоном Ушаковым в XVII столетии по заказу царя Алексея Михайловича. На этой иконе Иисус действительно выглядит, словно живой!

Позже ушаковский Спас стал любимой иконой Петра Великого. Самодержец брал его в военные походы, молился пред ним перед самыми великими деяниями, в том числе, перед основанием Петербурга и великой Полтавской битвой. Еще позже список с этой иконы спас жизнь царскому семейству во главе с Александром III во время крушения на железной дороге.

Если вам доведется побывать в Грузии, обязательно загляните в Национальный музей. Там хранится так называемый Анчисхатский Спас в погрудном изображении. Грузины считают этот образ одной из главнейших духовных святынь и полагают, что он ведет родословную из самой Эдессы.

Борода

Икона Спас НерукотворныйБогач в аду. Фрагмент росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. XIV век

Бороду на Руси считали важнейшим атрибутом взрослого мужчины

Брадо­бритие осуждалось как грех: нельзя изменять образ Божий (Творец наградил мужчин бородой, Христос носил бороду), уподобляться женщинам, лишать себя важного знака мужского начала и власти. Неудивительно, что почти все святые мужи изображались на иконах бородатыми

Отсутствие бороды может означать юный возраст святого — так, убитых по приказу Святополка князей братьев Бориса и Глеба легко отличить друг от друга именно по этому признаку: юноша Глеб, в отличие от старшего Бориса, бороды не носит.

Бесплотные духи, ангелы и демоны, разумеется, не имеют пола, и, соответ­ственно, у них не должно быть растительности на лице. А вот у дьявола иногда появляется борода. Это знак иерархического главенства: как и разворот анфас или более крупный размер, борода позволяет выделить дьявола в преисподней или отличить предводителя от окружающих его простых демонов.

Исцеление Авгаря

Когда Авгарь получил драгоценный портрет, то тело его очистилось от проказы, но на лице её следы ещё остались. Избавил от них правителя святой апостол Фаддей, который пришёл к нему по повелению Господа.

Исцелённый Авгарь уверовал во Христа, принял святое крещение. Вместе с ним крестились и многие жители города. Плат с образом Спасителя он повелел прикрепить к доске и поместить в нише городских ворот. Так появилась первая икона «Спас Нерукотворный».

Значение этого события очень велико. Христиане обрели образ, порождённый не фантазией смертного человека, а волею Творца. Однако прошли годы, и один из потомков Авгаря впал в идолопоклонство. Чтобы спасти драгоценный образ, епископ Едессы приказал замуровать нишу, в которой он находился. Так и сделали, но перед тем, как положить последний камень, зажгли перед ним лампаду. Суета мирская заполонила умы горожан, и чудный образ был забыт на долгие годы.

Профиль или анфас?

Икона Спас НерукотворныйСвятой Никита с бесом. XVI век. Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей

Христос, Богоматерь, святые и ангелы на иконах почти всегда изображаются анфас. Икона прежде всего нужна, чтобы ей молиться, и неудивительно, что централь­ный персонаж обращен лицом к молящимся, а его рука сложена в благослов­ляющий жест. Даже если изображенный человек совершает какое-то действие (идет, бежит, общается с другими героями и т. п.), его, как правило, изобра­жают не в профиль, а в три четверти: голова развернута не полностью, и второй глаз остается виден зрителю. Профильный ракурс показывает только половину лица и один глаз — это могло восприниматься как «ущербный», неполноцен­ный образ, который не подходит положительному герою. Святые бывают повернуты в профиль очень редко — к примеру, так писали апостола Павла, склонившего­ся над одром Богородицы на иконах Успения.

Негативных персонажей, демонов и грешников, наоборот, чаще всего изобра­жали в профиль. Однако, изображая дьявола или бесовского князя, древнерус­ский мастер нарушал негласное правило и разворачивал его анфас: централь­ный или иерархически значимый персонаж (даже отрицательный) должен быть показан зрителю максимально полно.

Храмы на Руси во имя Нерукотворного образа Христа

Во имя Нерукотворенного образа Спасителя освящен главный собор Андроникова монастыря в Москве. Изначально Спасский собор был выстроен из дерева. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. В 1420—1427 гг. Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.

Икона Спас Нерукотворный
Спасский собор Андроникова монастыря

В 1552 году в Казани была построена Спасская церковь. Впоследствии ее перенесли на ворота новой Спасской башни, которую начали строить из белого камня в 1555 году. Была расположена со стороны Кремля, с северной стороны башни. Раньше между церковью и башней был проход по стене, но после многочисленных пожаров и переделок проход был застроен для расширения храма. У Спасской башни есть еще одна достопримечательность — вечевой «сполошный» колокол — единственный колокол в городе, не покидавший своего места. А когда-то около него висели более мелкие колокола Спасской военной церкви.

Икона Спас Нерукотворный
Церковь Нерукотворенного Образа Спасителя в Спасской башне Кремля в Казани

В Пскове в честь Нерукотворенного образа Спасителя была освящена церковь с Жабьей Лавицы. Храм был построен в дальней части Запсковья, недалеко от Ильинских ворот и Образской башни Окольного города. Название «Жабья лавица» происходит от названия деревянных настилов, которые прокладывали для прохода в храм по топким, жабьим болотам. Деревянная церковь была поставлена в 1487 году во время великой эпидемии. Каменное здание храма построено на месте деревянной старинной церкви во второй половине XVII века.

Икона Спас Нерукотворный
Церковь Спаса Нерукотворенного образа с Жабьей Лавицы в Пскове

В Москве 1635-1636 гг. был построен собор в честь Нерукотворенного образа Спаса на Верху. Прежде назывался церковью Спаса Нерукотворенного на Сенях, на Верху, Верховою и Спасом Новым. Собор обновлялся в 1678-1680 гг. Пострадал собор и в 1917 г. В настоящее время двухсветный четверик Спасского храма, перекрытый сомкнутым сводом с распалубками, обозрим только изнутри.

Моление перед образами Христа

Каждый верующий христианин должен знать, в чем помогает икона Иисуса Христа:

в исцелении от тяжелых, смертельных болезней;в любой беде, в сложных жизненных ситуациях;дарует помощь в указании верного пути в жизни;помогает в принятии серьезных, судьбоносных решений;избавляет от глупых и грешных мыслей, тревог;укрепляет физические и духовные силы;оберегает от нашествия диавольской силы;ограждает от влияния злых, завистливых и хитрых людей;дарует мир и покой в доме.

Популярные статьи  Как выбрать крестных для ребенка?

Когда помогает икона Спасителя? Помощь Свыше является тем людям, кто обращается за помощью к Творцу с верой чистой и глубокой, кто не избегает покаяния во грехах и тем, делом чьей жизни является Спасение и жизнь вечная. Таким христианам Господь всегда протянет Свою Руку помощи.

Старинная икона

Католическая версия Спаса Нерукотворного

Католическая версия появления иконы существенно отличается от православной. Это отражается и во внешнем облике образа.

Во время шествия Христа на Голгофу над ним сжалилась благочестивая еврейка Вероника. Она подала Спасителю льняной платок, дабы он мог вытереть лицо от пота и крови.

Считается, что тот самый платок ныне хранится в соборе Святого Петра в Ватикане. Тем не менее, в той же Италии, в Манопелло, был обнаружен еще один плат чудесного происхождения. Исследования показали схожесть лика Христа на этой реликвии (кстати, он виден с обеих сторон и способен неуловимо меняться) с изображением на Туринской Плащанице.

Тем не менее большинство исследователей считают историю с Вероникой просто красивой легендой.

Описание образа 

Нерукотворная икона Иисуса положила начало эпохальной иконографической традиции. На иконах этого типа изображается только лик Иисуса, обычно окруженный цельным нимбом, символизирующим цельность и единство Веры. Иногда изображение дополняется фоновым изображением креста.

Существуют иконы, где Спаситель окружен второстепенными фигурами: ангелами, апостолами, святыми и медальонами с изображением чудес Господних.

В православии наиболее распространены два типа Спаса Нерукотворного. Первый называется Мандилион («Спас на убрусе») и отсылает нас к чудесной истории с исцелением Авгаря. Изначально голова Спасителя рисовалась на светлом фоне, символизирующем льняную ткань. Позже добавилась имитация складок ткани (например, у прославленного иконописца Ушакова).

Второй тип, Керамидион («Спас на чрепии»), мало отличим от предыдущего. Однако он служит отображением уже упоминавшегося чуда, когда лик, изображенный на платке, отпечатался на глине. На таких образах лик Спасителя отображается на более темном фоне, иногда встречается более-менее детализированное изображение кладки.

До жизни на земле

Еще до прихода на землю Христа, согласно Ветхому Завету, Его символически именовали как Ангел Великого совета. Икона Архангела, то есть за христианскими учениями высшая категория ангелов, изображает Его с крыльями за спиной, без бороды, юного обитателя Небес. В своих учениях Общество Сторожевой башни, более узнаваемое под названием Свидетелей Иеговы, доносят убеждения, что якобы до Своего появления на земле, Христос был не просто одним из Архангелом, а носил имя Архангела Михаила, но такие верования принимают не все.

Мало что известно про жизнь до рождения Иисуса, эта часть истории покрыта мраком и часто верующие не сходятся во мнениях относительно периода «до», но на иконе Он получил именно такой облик: крещатый нимб над головой, озаряемый двухцветным сиянием (черный или синий, зеленый означает непостижимость Господа и красный знаменует божественность Творца), звезда Предвечности, присущая Ангелу Великого совета и греческие буквы на концах, являющиеся монограммой слова «Сущий». Больше икон Иисуса с таким нимбом нет.

Икона Спас Нерукотворный

И хотя некоторые вовсе придерживаются взглядов, что Иисус не существовал до рождения в форме Ангела, это не может оспорить факта «жизни» этого образа на иконе Благое Молчание. На ней Творец изображен убранный в светлые одежки, которые сияют золотом, окантованные жемчугом и драгоценными камнями, что лишний раз подчеркивает белоснежность ткани – чистоту возвышенность и обыденность свыше благородного метала и прочих богатств в отличие от человечества.

В чем помогает Господь по молитве перед Его образом

Ответ на этот вопрос прост: во всем, что полезно человеку, что просится с верой, ибо, по слову ап. Иакова, «человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:8).

По слову свт. Феофана Затворника, «Стать пред иконою… и класть поклоны – не есть еще молитва, а принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать другого читающего их – еще не есть молитва, – а только орудие или способ обнаружения и возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, – чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и проч. Вся забота наша должна быть о том, чтоб, во время наших молитвословий, сии и подобные им чувства наполняли душу нашу, чтоб, когда язык читает молитвы, или ухо слушает, а тело кладет поклоны, сердце не было пусто, а в нем качествовало какое-либо чувство, к Богу устремленное».

Молитва перед Ликом Господа, даже просто взгляд на него, успокаивает мятущиеся души, дарит покой, обещанный Христом Своим чадам. Его взгляд, полный любви дарит надежду во время любой скорби.

Наталья Сазонова

Символика иконы

Не только отображение библейского текста является данная святыня. Символика иконы Спас в силах доверху переполнена различными знаками, толкующие пророчество. Геометрические фигуры из которых выстроена композиция представляют собой Вселенную, где центр – это Спаситель Иисус Христос. Он находится в спасительном огне, обозначенного на иконе в виде красного ромба. Бесконечность бытия заключает в себе овал, синий – сфера Небесного Царствия, символ духовности. Земля на иконе Спас в силах изображается в форме красного квадрата. В этой равносторонней фигуре четыре угла служат символом четырех стихий, из которых строится планета: воздух, вода, земля и огонь. Звери, расположенные по краям четырехугольника, как уже упоминалось выше, означают четырех евангелистов, а именно святого Иоанна, Матфея, Луку и Марка. Их задание – проповедовать Благописание на все стороны света: север, юг, запад и восток. Имеет свое значение и цветовое оформление иконы. Землю характеризуют алые цвета, а небо представлено голубыми тонами. Икона Спас в силах символически соединяет два начала: земное и божественное.

Икона Спас Нерукотворный

Символика этого святого образа достаточно сложная в отличие от других, но именно это делает ее особенной. Изображенный Сын Божий одет в белые с золотом одеяния, что говорит о его чистоте, непорочности и святости, заключенной в цвет благородного метала. А на синем фоне виднеются ангелы, символизирующие силы. Именно в их честь икона Спас в силе имеет такое символическое название.

Оцените статью
Добавить комментарии