Иконография
Варвара принадлежит к числу особо почитаемых святых жён, изображения которых были распространены в византийском искусстве. Один из первых сохранившихся её образов представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 г.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат. В византийском искусстве иконография Варвары складывается к X в. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих её знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской церкви свт. Николая Мирликийского (Болгария), 1259 г.; гравюра 1837 г. “Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых” (монастырь Хиландар, Афон)) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра 1868 г., “Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых” (частная коллекция, Афины)). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жёны, в мафории (на серебряном кратере, Вел. Новгород, XII в. (НГОМЗ); на эмалевом ожерелье из Ст. Рязани, кон. XII в. (ГММК); на поле иконы “Богоматерь Знамение”, 1-я половина XIII в. (дом-музей П. Д. Корина)), а иногда с непокрытой головой (в клеймах 2 житийных икон начала XIX в. (ЦМиАР)).
Изображения: в каппадокийских храмах – в церкви Иоанна Крестителя в Чавушине, между 913 и 920 гг.; в Новой церкви Токалыкилисе в Гёреме, конец X в.; в Чанлыкилисе в Акхисаре, XI в.; в церкви Варвары в Соганлы, 2-я половина. XI в.; а также в нартексе кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; предположительно в соборе Святой Софии Киевской, 1037-1045 гг.; в церкви св. Николая Касницис в Кастории, XII в.; в церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г.; в церкви вмц. Варвары в Киприотианика на острове Китира, конец XIII в.; церкви св. Апостолов , Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия) середина XIII в.; в церкви Панагии в Пурко на острове Китира, конец XIII в.; в церкви свт. Иоанна Златоуста в Гераки, конец XIII – начало XIV в.; в церкви св. Димитрия в Пурко на острове Китира, начало XIV в.; на юго-западном столпе в церкви Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг.; на северной стене церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), около 1320 г.; на миниатюрах Минология и в греко-грузинской рукописи.
Сцена мучения: в миниатюрах Минология Василия II и минология Служебного Евангелия; в росписи нартекса церкви Вознесения монастыря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. и церкви Святой Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), около 1386 г.
В древнерусском искусстве иконография следует сложившимся византийским образцам: церковь Спаса на Нередице в Новгороде, 1198 г.; икона 2-й пол. XIV в., Средняя Русь или начало XV в., Тверь (?) (ГТГ); в Троицком приделе церкви Спаса на Ильине, Феофан Грек, 1378 г.
В западно-христианском искусстве Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без неё. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок (особенно с XV в.), страусиное перо, книга, фигура Диоскора, иногда пушка (напр., “Мадонна с Варварой и Лаврентием”, художник Дж. Морини. Музей города Брера). Были распространены сцены её мучений.
Изображения: миниатюра в Passionale (Stuggart. Fol. 57, 114b, около 1200); “Полиптих”, художник С. ди Пьетро, 1368 г. (Музей Пизы); “Страсти Варвары”, 1-я. половина XV в. (Нац. музей Финляндии. Хельсинки); “Дева Мария в платье с колосьями”, на обороте “Чудо святого Бенедикта, Себастьян и Варвара”, австрийский мастер, около 1440–1450 г. (ГМИИ); “Святая Варвара”, вестфальский мастер, около 1470/1480 (ГМИИ); “Варвара с башней, кубком, пером”, гравюра, около 1470/1480 (Гравюрный кабинет. Берлин); “Варвара с Иоанном и Матфеем”, художник К. Роселли (Галерея Академии. Венеция); “Бегство Варвары”, художник П. Рубенс, около 1620 (Галерея Далидж-колледжа. Лондон) и многие другие.
Вмц. Варвара. Грузинская икона |
Варвара: значение имени
Имя Варвара – древнегреческое и в переводе означает «чужеземка».
Известны еще три святые с именем Варвара:
- Мученица Варвара (Деревягина) 1912-1942, которая была приговорена к лагерям и там же расстреляна 11 января 1942 года.
- Преподобномученица Варвара (Конкина) 1868-1938, которая была послушницей в монастыре, арестована за контрреволюционную деятельность и приговорена к 10 годам лагерей в тяжелейших условиях заключения и постоянных избиений. 5 апреля 1938 года была признана «негодной для труда» и расстреляна на Бутовском полигоне.
- Преподобномученица Варвара (Яковлева) ок. 1850-1918, одна из первых сестер милосердия Марфо-Мариинской обители, которую основала княгиня Елизавета Федоровна. Став келейницей настоятельницы, Варвара последовала за ней в ссылку и была сброшена вместе с ней в шахту под Алапаевском.
Жизнеописание великомученицы
Знакомясь и чествуя святых, нужно не только мысленно пребывать в тех далеких временах, но и понимать, что путь каждого христианина – мученичество, тайное или явное. В царствие небесное можно войти только с креста.
Святая великомученица Варвара
Святая Варвара была воспитана в язычестве, но наблюдая за красотой природы, она самостоятельно познала Бога. Это яркий пример для подражания всем, кто жалуется, что не может вести христианский образ жизни, так как иначе был воспитан. Подробное житие святой составил свт. Димитрий Ростовский.
Детство и юность
Родиной святой является город Илиополь, в настоящее время это территория Турции. По названию ее родного города святую называют Варвароц Илиопольской. Она родилась в IV ст. в доме знатного язычника. Варвара рано утратила мать, но отец Диоскор очень хорошо о ней заботился, любил и берег. Когда Варвара стала подрастать, отец, видя ее красоту, поселил ее в башне, чтобы уберечь от чужих глаз.
Со временем дом Диоскора стали посещать богатые и знатные мужчины. Они просили руки его дочери. Любящий отец завел с дочкой разговор о браке, но она решительно отказалась от этого. Надеясь, что со временем она передумает, он дал разрешение Варваре покинуть башню.
Обращение Варвары
Находясь в одиночестве, девушка наблюдала за природой и недоумевала – как так может быть, чтобы красоту и гармонию мира создали истуканы. Ведь идолы – это результат человеческого труда и мастерства, они сами сделаны мастерами, обычными людьми. Так Господь готовил Варвару к принятию христианства.
Когда Диоскор надолго уехал из города, девушка познакомилась с христианами и узнала от них о Пресвятой Троице, вочеловечении Бога-Слово, Его крестных муках за людей и Его Воскресении. В то время через город проходил путь священника, который странствовал под видом купца. Варвара просила его крестить ее. После принятия Таинства девушка дала обет посвятить свою жизнь Господу.
Пока Диоскора не было дома, по его указу проводилось возведение купальни. В ней изначально должно было быть два окна. Но Варвара велела сделать три окна как образ Троичного Света. Когда вернувшийся Диоскор потребовал у нее ответа за это, она прямо рассказала ему, в чем смысл ее решения о трех окнах. Услышав о христианском учении, отец в ярости бросился на дочь с мечем. Она убежала и спряталась в горе, которая чудом перед ней раскрылась. Вечером, водимый указанием пастуха, видевшего девушку, Диоскор нашел Варвару. Насильно он привел ее в дом.
Рака с мощами святой в Златоверхом монастыре
Мучения святой
Утром отец привел дочь к правителю и отрекся от нее из-за того, что она исповедует христианство. Он разрешил всячески ее мучить. Девушку долго уговорами склоняли к язычеству, но она приводила неопровержимые доводы и обличала идолослужителей. Тогда ее стали избивать воловьими жилами. Раны, полученные от ударов, были глубокими. Безжалостные мучители терли их жесткой власяницей. Вечером ее заточили в темнице.
Ночью Варвара молилась. Сам Господь явился ей и укрепил ее, наставил претерпеть все до конца, прежде чем перейти в Царствие Небесное. Все были изумлены, когда на следующий день на ее теле не было и намека на вчерашние мучения. Ее предали иным истязаниям: повесив на дереве, строгали ее тело и рвали железными крюками, били молотами по голове, отрезали сосцы.
После нечеловеческих истязаний девушку обнаженной повели по городу. Для нее – чистой и целомудренной, это было самым страшным испытанием. Она молилась Господу и просила защитить ее от человеческих взглядов. Господь послал к ней святого Ангела, и он скрыл ее наготу световидной одеждой. Невозможно остаться живым после таких пыток, если не укрепит Господь.
Женщина по имени Иулиания, видя стойкость Варвары во время пыток, тоже захотела стать мученицей ради Христа. Она молилась Господу об укреплении, исповедала христианство и приняла муки вместе с Варварой.
Упокоение
Несмотря на все истязания, мученица осталась верной Спасителю. Ее приговорили к усечению мечом. Голову святой отсек ее отец Диосор. В скором времени его постигла кара – он был поражен молнией и стал пеплом. Тела Варвары и Иулиании были захоронены в Геласии. Со временем на том месте возвели храм.
Взросление Варвары
Девушка взрослела и все чаще в их с отцом доме стали появляться сваты от богатых семейств, в которых имелись женихи. Диоскор, мечтающий о выгодной партии для своей красавицы дочери, не раз заводил с ней разговор о замужестве, но каждая подобная беседа заканчивалась решительным отказом от исполнения его воли.
Поразмыслив, отец решил, что Варвара чурается потенциальных мужей из-за того, что затворническая жизнь его дочери сыграла с ней злую шутку, не научив общаться с окружающими ее людьми. Придя к таким выводам, Диоскор решил дать некоторые послабления Варваре, позволив той покидать отчий дом в надежде, что она обзаведется подругами, в беседах с которыми узнает и поймет все прелести замужества.
Ах, знал бы богатый язычник, чем все это закончится, запер бы, наверное, свою дочь на веки вечные в стенах дома.
Святая Варвара: мощи
Святая Варвара. Мощи
В VI веке мощи великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. Прошло время – и Святая Русь принимает таинство Крещения. В XII веке княжна Варвара, дочь византийского императора Алексея, вступает в брак с русским князем Михаилом и привозит в Киев мощи святой великомученицы Варвары. «Сегодня они находятся во Владимирском соборе, который у раскольников. Мощи находятся без главы, ее нет, и мы не знаем, где она находится», – пояснил настоятель лавры.
«Прочитав ее житие, мы можем заключить, что святая Варвара познала Бога через созерцание природы. Давайте присмотримся и мы к каждой травинке, к каждому цветку, лепестку… И вы увидите, что каждая былинка говорит о всемогуществе и премудрости Господней. Каждая травинка прикреплена к земле, имеет корень и, не имея возможности движения, она находит все нужное питание в почве, а листочками она дышит и таким образом существует. Давайте задумаемся, кто дает цветку благоухание и цвет? Ведь цветы имеют настолько яркий, неповторимый, искусный цвет и аромат, что ни один художник, ни парфюмер не способны создать ни такой цвет, ни такой аромат. А в животном мире детеныши рождаются слабыми и беспомощными, и мать неустанно заботится о своем детеныше, пока тот не вырастет. Что это, как не попечение Божье о Своем творении? Поэтому, дорогие братья и сестры, чтобы познать Бога, всматривайтесь в окружающий вас мир и научитесь через природу познавать Бога. Взгляните на восход солнца, на ночное небо усеянное звездами, на дождь, гром – и преклонитесь пред Всесильным Богом Вседержителем. Однажды, идя по лавре, я увидел человека, который склонился над розой, долго ее рассматривал, а потом воскликнул: «Если творение Божье настолько прекрасно, та насколько же прекрасен тогда Бог!» – поведал митрополит Павел.
Как молиться Николаю Чудотворцу – о судьбе, замужестве, здоровье
Житие, приход к вере и трагическая кончина святой
Жизненный путь Варвары принадлежит к 4 веку. Она родилась в городе Илиополь, который был расположен на территории Египта. Поэтому многие христиане знают святую Варвару как «Илиопольскую». Ее семья относилась к благородному роду и имела огромное состояние. В те времена основным вероучением являлось многобожие. Большинство местных жителей исповедовали язычество, как и родители девочки. Сама Варвара с ранних лет прониклась глубокой любовью к Господу и интересовалась лишь христианской верой.
Мать великомученицы умерла очень рано, и еще совсем маленькая девочка осталась на воспитании у своего отца — Диоскора. Когда праведница выросла, она целиком и полностью посвятила свою жизнь Господу, исповедуя христианскую веру. Тогда мирная и светлая жизнь Варвары наполнилась беспощадной жестокостью и страшными мучениями.
Отец Варвары не одобрял ее религиозные взгляды и преданность Христу. Для Диоскора существовала только одна вера — идолопоклонничество. Он пытался склонить к язычеству и свою дочь, но она не поддавалась никаким убеждениям даже под пытками. Неоднократно сторонник многобожия сильно избивал мученицу за ее веру.
Однажды Варвару предали жестокому насилию: несколько язычников избили верующую хлыстами, не оставив на ее теле живого места. После безжалостного избиения мученицу бросили в темницу, где она услышала голос Господа, который сказал, чтобы она ничего не боялась, ведь Он рядом и защищает ее.
Наутро Варвару обнаружили полностью здоровой, без каких-либо телесных повреждений. Увидев это, Диоскор окончательно разозлился и вновь предал свою дочь зверскому избиению. Но все равно не смог он оставить на ее теле ран, так как праведницу оберегал сам Бог. Тогда мужчина собственноручно отсек голову своей дочери, добившись ее смерти.
Великая поборница христианства, несмотря на все страшные испытания и зверские истязания, не отреклась от истинной веры и не пала духом. Она до последнего оставалась преданной Господу и с достоинством приняла на себя все страшные муки, выдержав жесткое самоуправство своего отца и его сторонников.
Своей стойкостью и храбростью Сирийская святая мученица Варвара заслужила любовь и доверие христиан со всего мира. Она является одной из четырнадцати православных великомучеников, кто своей божественной силой смог спасти тысячи людей от чумы. В честь заступницы христианства также назван известнейший американский город-курорт — Санта-Барбара.
Святая Варвара: молитва о замужестве
Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них Самаго Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему — безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитвы Варваре Великомученице
Молитва любому святому звучит, чтобы направить людей на путь истинный. Одним из мотивов молитвы считается укрепление веры, и прошение о небесной помощи в трудных обстоятельствах. Женские символы в христианстве всегда означают, что можно попросить о хорошем супружестве, о помощи в родах, о достойном воспитании детей.
Святая Варвара оберегает от смерти, которая может настигнуть человека внезапно и от гнева родителей.
Молитвы перед святым образом необходимо читать при различных душевных переживаниях, сомнениях или рискованных делах. Женщинам необходимо каждый день молиться о детях, об их здоровье.
Народные традиции в день святой великомученицы Варвары
Близость к большому годовому празднику — Николе зимнему — предопределила отношение к Варвариному дню как началу праздничного периода, как времени гуляний и праздности. «Варвара мосты мостит (на юге) — домащивает (на севере)!». «На Варвару зима дорогу доваривает!», «Все тепло да тепло, погоди — придет Варвара: заварварят и морозцы!», «Трещит Варюха — береги нос да ухо!» — можно услышать в народе в эту пору. Имя этой домащивающей, по народному представлению, зимние ледяные мосты святой также тесно связано с памятуемым в следующий день преподобным Саввою. По записанным В. И. Далем поговоркам, «Варвара мостит, Савва стелет, Никола гвоздит!», «Варвара заварит, Савва засалит, Никола закует!»
Перед Николиным днем, а чаще всего в день великомученицы Варвары, служили Никольщину: приносили в дома свои образа из церкви, служили молебны Пресвятой Богородице, Спасителю, св. Власию, св. Николе Чудотворцу, освящали воду и вместе с тем служили панихиды по умершим родственникам.
Восточные славяне в этот день молятся святой Варваре о защите от внезапной, скоропостижной смерти, чтобы не умереть без исповеди и причастия, за умерших без принятия причастия и исповеди, за детей и об исцелении от различных болезней, а также об умягчении родительского гнева и своеволия, об избавлении от уныния и печали.
Существовали запреты на некоторые виды деятельности, мотивированные требованием отмечать Варварин день как нерабочее время, что вытекало из осмысления святой Варвары как покровительницы женских ремёсел, строгой святой, наказывающей за непочтение к ней. В Сибири этот день почитался беременными женщинами, которые молились и давали обет Варваре при трудных родах.
Чтобы лучше плодился домашний скот, в одних местах пеклись пироги с маком, которые называли «варенье», в других уголках лепили из пшеничного теста головы, рога, ноги, копыта, уши и кормили печеньем скот. Здесь просматривается культ Варвары как покровительницы домашнего скота. Восточные славяне на Варварин, Савин и Николин дни варили кутью и компот. Чешские девушки в день Варвары ставили дома веточку вишни в воду, а словацкие ставили в землю и каждый день поливали изо рта, чтоб она к Рождеству распустилась. Существовало поверье, что если веточка ещё и зацветёт — в наступающем году быть свадьбе. В Словении срезали и ставили в воду вишнёвые веточки по числу членов семьи, и если какая-либо веточка к Рождеству не распускалась, это было дурной приметой для того, кому она предназначалась. В некоторых местах Хорватии в блюдце проращивают пшеницу, чтобы она зазеленела травкой к Рождеству.
У южных славян как православное, так и католическое население довольно широко отмечало этот день. В большинстве сербских и хорватских областей в этот день или накануне специально варили обрядовое блюдо, сходное с коливом сочельника, — из зерен пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы, гороха, бобов, сушеных слив, яблок, орехов и т. д. — варица. Воду для приготовления варицы брали из разных источников; опускали туда различные сухие травы и цветы, а потом вынимали их и добавляли туда святую воду. В этот день за водой шли тщательно причесанными и чисто одетыми, здоровались с ней, как с одушевленным существом. Варицу ели холодной на второй или чаще третий день; бытовала даже особая поговорка: «Варварица варит, Савица студит, Николица ест». Сваренную кашу оставляли в котле на ночь и по застывшей поверхности определяли, урожайным ли будет год.
Слагатели русских народных духовных стихов посвятили великомученице Варваре целый ряд своих песенных сказаний. В разных местах поются разные стихи: в одном именуется она «красной невестой небесна чертога», в другом — «красною девой», которую «кровь (пролитая за Христа) украшает»; третий заканчивается возгласом: «Царствуй, девице, со Христом вовеки, Варваро прекрасная!»; по словам четвертого, она — «закон благодати». Большую ценность также имеет сочиненное народом повествовательное сказание, в котором пересказывается все житие великомученицы, приукрашенное цветами простонародной цветистой речи.
Обычаи в день памяти Варвары Илиопольской
В этот день в XIX веке в деревнях ходили по домам «варварки» – девушки и женщины, укутанные в белые ткани. Лица они закрывали фатой или вуалью. Белый цвет являлся символом чистоты и непорочности Варвары. Две-три девушки вместе отправлялись по домам. Одна несла корзину с яблоками, сладостями и орехами. Это были подарки для детей. Другая в руках несла метлу, чтобы наказывать непослушных сорванцов.
Они стучали в дверь, очень тихо входили и пели красивую песню у иконы Варвары Илиопольской, угощали малышей. Иногда дети постарше молились, пели или рассказывали стихи, чтобы получить подарок. Несколько позже появился другой обычай: девушки перестали закрывать лица, осталась лишь традиция дарить детям подарки. С вечера ребятишки оставляли за окном тарелочку, а утром 17 декабря на ней появлялись подарки от святой Варвары.
Крещение Великомученицы
В один из дней на прогулке будущая Великомученица Варвара встретила на своем пути несколько женщин-христианок, которые поведали ей о Святом Духе, Иисусе Христе, его Страданиях за род человеческий и Воскресении из мертвых. Девушку поразили эти рассказы, ведь это было то, о чем она думала долгими одинокими вечерами, не понимая, как разобраться в своих мыслях, сложить их воедино. На счастье, в это время в Илиополе проездом находился священник, который согласился поговорить с Варварой и попытаться помочь той разобраться в своих размышлениях. В приватной беседе пресвитер поведал молодой девушке сущность христианской веры, а после разговора крестил ее. Дух Святой снизошел на Варвару, с великой любовью обратилась она в этот раз к Богу, поклявшись всю жизнь посвятить служению в Его славу.
Крещение Варвары
Через некоторое время в городе оказался христианский священник, который под видом купца направлялся в Александрию. По просьбе девушки, он совершил над ней таинство крещения. Кроме того, он более полно изложил ей христианское учение, которое сразу и безоговорочно приняла Варвара. Она дала обет посвятить всю свою жизнь Богу.
Желая запечатлеть образ Святой Троицы, она приказала в новой башне, строительство которой, уезжая, начал её отец, сделать не два окна, как было намечено в проекте, а три. Когда отец, вернувшись домой, спросил дочь о причине её поступка, то она, не лукавя, поведала ему учение об Отце, Сыне и Святом Духе. Услышав такие речи, язычник-отец был настолько взбешён, что бросился на дочь, обнажив меч. Спастись ей удалось только бегством, укрывшись в расщелине скалы, которая перед ней чудесным образом расступилась.
Захоронение Ваврары
После мученической смерти девушек их останки были захоронены близ поселения Гелассия. Впоследствии там же возвели храм Великомученицы Варвары. Во времена правления императора Юстина мощи были отправлены в Константинополь, столицу империи. Несколько столетий спустя некоторые останки Великомученицы прибыли в Киев вместе с невестой князя Святополка царевной Варварой, где и нашли успокоение на территории Михайловской Златоверхой Обители. В начале ХХ века мощи вновь были перемещены, на сей раз в Киево-Печерский заповедник. Сегодня рака с нетленными останками пребывает во Владимирском Соборе города Киева.
Как упоминалось выше, на украинскую землю была доставлена только часть мощей Святой. Голова и кисти рук Варвары, можно сказать, разбросаны по всему миру. Левая рука, изначально оставленная в Древней Греции, впоследствии оказалась на территории Польши, а потом в Западной Украине, откуда была выкрадена иудеями и сожжена. Чудесным образом удалось сохранить пепел и перстень с руки, которые в настоящее время находятся на канадской земле в городке Эдмонтон. Некоторые части нетленных мощей нашли приют в монастырях Фессалии (церковь Агиа Епискепси), а также на Афоне – святой для православных горе. Хранятся останки Великомученицы и в Москве. Храм Иоанна Воина и церковь Воскресения хранят священные чудотворные мощи.
г. Москва
Девяти мучеников Кизических, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Новоспасский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с приделом Варвары великомученицы)Петра и Павла в Ясеневе, церковь (с приделом Варвары великомученицы)”Знамение” иконы Божией Матери в Кунцеве, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Спаса Преображения в Переделкине, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Варвары великомученицы при Варваринском Сиротском доме Лобковых, домовая церковьВоскресения Словущего на Остоженке, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Иоанна Воина на Якиманке, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Варвары великомученицы на Варварке, церковьРождества Пресвятой Богородицы, что в Столешниках, церковь (с приделом Варвары великомученицы)
Детство и юность
Святая Варвара жила в четвертом веке в городе Илиополе, сейчас это – территория Турции. Ее мать рано умерла, а отец был богатым и знатным человеком, убежденным язычником. Звали его Диоскор. Он очень любил свою дочь, берег ее и не хотел потерять. Видя, что она по мере взросления становится красавицей, Диоскор решил заточить ее в башне, чтобы никто не смог ее увидеть. Может быть, он боялся, что она выйдет замуж и оставит его одного. А может быть, опасался, что она станет общаться с христианами и сама уверует во Христа.
Но случилось все как раз по воле Божией. Находясь в башне в одиночестве, Варвара смотрела на окружающую природу и предавалась размышлениям: Кто же сотворил такую красоту? Не может быть, чтобы все это образовалось само! Она спрашивала у своих служанок, но те говорили, что мир создали боги.
Но Варвара пришла к выводу, что бездушные истуканы, которым поклонялся ее отец, не могли сотворить такую красоту. Тут должен быть Премудрый и Всемогущий Творец. Так Господь подготавливал ее сердце к принятию веры.
Детство и юность
Святая Варвара жила в четвертом веке в городе Илиополе, сейчас это – территория Турции. Ее мать рано умерла, а отец был богатым и знатным человеком, убежденным язычником. Звали его Диоскор. Он очень любил свою дочь, берег ее и не хотел потерять. Видя, что она по мере взросления становится красавицей, Диоскор решил заточить ее в башне, чтобы никто не смог ее увидеть. Может быть, он боялся, что она выйдет замуж и оставит его одного. А может быть, опасался, что она станет общаться с христианами и сама уверует во Христа.
Но случилось все как раз по воле Божией. Находясь в башне в
одиночестве, Варвара смотрела на окружающую природу и предавалась размышлениям:
Кто же сотворил такую красоту? Не может быть, чтобы все это образовалось само!
Она спрашивала у своих служанок, но те говорили, что мир создали боги.
Но Варвара пришла к выводу, что бездушные истуканы, которым
поклонялся ее отец, не могли сотворить такую красоту. Тут должен быть Премудрый
и Всемогущий Творец. Так Господь подготавливал ее сердце к принятию веры.
Первая церковь во имя Святой
Первая, но отнюдь не единственная церковь Варвары Великомученицы на русской земле была возведена в 1781 году на территории Грушевского стана. Простоял этот деревянный храм, отстроенный на пожертвования казачества, почти сто лет. В 1876 году, после того как церковь сгорела, жители стана с благословения архиепископа Платона начали строительство каменного храма.
Во время Великой Отечественной войны алтарная часть Свято-Варваринского прихода была частично повреждена разрывом фашистского снаряда. В настоящее время все повреждения устранены, верующие с благодарностью возносят свои молитвы и читают Акафист Великомученице Варварев его стенах. Несколько раз приход пытались закрыть, но станичники, всеми своими силами уповая на Божью помощь, отстаивали свой храм. По сей день здесь проходят службы, прославляющие Господа нашего Иисуса Христа.
Святая Варвара-покровительница
Святую Варвару просят оградить от тяжелых болезней и внезапной, скорой смерти. К святой Варваре молятся те, кто желают умереть, только причастившись Тела и Крови Христовых, она является скорой помощницей.
Она умудрила и умудряет всех своей молитвой, подобно Екатерине, которая посрамила множество ученых своей мудростью Богом данной. Многие видели, как Варвара на поле боя причащала воинов. «И сегодня, имея это великое сокровище, наша Православная Церковь имеет тот величайший дар, где люди склоняли и склоняют на протяжении многих веков свою голову перед этим судьбоносным источником жизни вечной, – святой великомученицей Варварой. Люди подходят с просьбой и получают просимое», – заверил Владыка Павел.
И добавил: «Пускай великомученица Варвара поможет людям, которые заблудились в расколе, увидеть истинный свет единства Церкви, единство народа и пастыря – и прийти в свое время к Тихой Пристани Царства Небесного. Поэтому именинниц поздравляю с великим и радостным праздником днем Ангела. У нас в Киеве есть храм на ул. Багговутовской, 1-а, посвященный святой великомученице Варваре, который построен Киево-Печерской лаврой. И мы всех приглашаем туда на богослужение».
Напомним, 17 декабря в 08.30 начнется освящение храма Предстоятелем УПЦ, Блаженнейшим митрополитом Онуфрием.
Кто такая святая великомученица Варвара
Будущая прославленная святая родилась в IV веке и была уроженкой сирийского города Илиополя. Отец девушки – знатный вельможа Диоскор, исповедовал язычество. Он очень любил единственную дочь и не желал отпускать от себя. Поэтому построил целый замок, чтобы скрыть Варвару. Она, в свою очередь, отличалась большой мудростью. Будучи совсем юной, девушка поняла, что религия римлян – это ошибка, а истинный Бог совсем иной.
Когда Варвара выросла, превратилась в красавицу. В дом Диоскора приходили женихи, но девушка всех отвергала. Тогда отец решил дать ей больше свободы, чтобы общение с подругами изменило отношение к замужеству. Так знатную девицу стали отпускать из замка гулять. Во время одного из таких выходов дочь Диоскора встретила женщин-христианок, поведавших ей о Едином Боге.
В этот момент она поняла, что нашла ответы на мучающие вопросы. Христианское учение обнажало ту истину, которую Варвара чувствовала сердцем. Девушка приняла святое крещение. Обряд провел александрийский священник, бывший в городе проездом. Душа новообращенной христианки ликовала. Святая принялась постигать мудрость Божью через религиозное учение.
Однажды, в отсутствие отца, Варвара приказала строителям, возводящим новую башню в замке Диоскора, сделать три окна, вместо двух запланированных изначально. Когда хозяин дома вернулся и попросил объяснений, девушка пылко отвечала, что три окна символизируют Святую Троицу. Старый язычник пришел в ярость от слов дочери. Диоскор бросился на нее с мечом, намереваясь убить, но девица сбежала и укрылась в горах.
Отец, найдя ее, отправился к правителю города. Там Диоскор поведал о том, что Варвара стала христианкой, и отрекся от дочери. Теперь она оказалась во власти правителя. Государь, прельстившись красотой и юностью девы, хотел уговорами и посулами вернуть ее к язычеству. Но святая стойко отрицала любых богов, кроме Единого. Тогда ее подвергли пыткам: били бичом и растирали раны власяницей. Но и это не смирило дух праведницы.
На ночь Варвару закрыли в темнице. Там ей явился Иисус и сказал, что теперь она – невеста Христова, и Господь исцелит все ее раны. Утром обнаружилось, что все следы плети на теле зажили. Узрев это чудо, девушка по имени Иулиания открылась, что она – тоже христианка и готова разделить страдания Варвары. Обеих девушек нагими водили по городу, подвергая оскорблениям. Затем их подвесили на дереве и мучили огнем и железом. Но девы оставались непреклонны. Тогда обеих святых казнили через усекновение мечом.
Христиане с почестями сохранили останки святых дев. Позже, в XII веке мощи великомученицы Варвары перенесли в Константинополь. А спустя еще некоторое время они, в качестве дара, попали в Киев, где хранятся во Владимирском соборе.
Подвиг Великомученицы Варвары
Диоскор, возвратившийся домой из поездки, пришел в ярость, услышав от дочери «крамольные» речи, прославляющие Бога Единого и Троицу. В бешенстве кинулся он на девушку, обнажив острый клинок, но она успела выскользнуть из дома, убежать в горы и спрятаться там в расщелине.
Только к вечеру по указке бедного пастуха отцу удалось отыскать девушку. Не жалея, жестоко избивая дочь, Диоскор заставил ее покинуть убежище, в котором она скрывалась, и поволок ее домой. Всю ночь он ругал и избивал девушку, а утром, поняв, что ничего не добился, и что та упрямо стоит на своем, повел ее к городскому главе.
Беспощадны и жестоки были слова его, обращенные к правителю: «Я, Диоскор, отрекаюсь от дочери своей, потому как божества, которым я поклоняюсь, она отвергает. Отдаю тебе свою дочь на растерзание, поступай, как будет угодно тебе и богам».
Градоначальник попытался уговорить девушку отступить от Веры Христовой, не идти против отцовской воли и не гневить его и богов. Но Варвара Святая Великомученица была тверда в своей вере. Прямо и честно глядя в глаза мучителю, исповедала она Благую Весть. Взбесившись от такой твердости, глава приказал предать новообращенную христианку жестоким пыткам. До самого вечера мучители заставляли девушку отречься от Христа. На закате ее, полуживую, отвели в темницу.Оставшись одна, Варвара вознесла горячую молитву, Господь услышал ее стенания и явился к ней со словами: «Не бойся ничего, ибо Я с тобою рядом, смотрю на мужество твое и залечиваю раны. Будь со Мной до конца и войдешь в Царство Мое». Чудесным образом раны на теле девушки затянулись, заснула Великомученица Варварас благостной улыбкой на устах.
Первая церковь во имя Святой
Первая, но отнюдь не единственная церковь Варвары Великомученицы на русской земле была возведена в 1781 году на территории Грушевского стана. Простоял этот деревянный храм, отстроенный на пожертвования казачества, почти сто лет. В 1876 году, после того как церковь сгорела, жители стана с благословения архиепископа Платона начали строительство каменного храма.
Во время Великой Отечественной войны алтарная часть Свято-Варваринского прихода была частично повреждена разрывом фашистского снаряда. В настоящее время все повреждения устранены, верующие с благодарностью возносят свои молитвы и читают Акафист Великомученице Варварев его стенах. Несколько раз приход пытались закрыть, но станичники, всеми своими силами уповая на Божью помощь, отстаивали свой храм. По сей день здесь проходят службы, прославляющие Господа нашего Иисуса Христа.