Церковные символы и тексты на майках могут быть исповедничеством
— С точки зрения догмата об иконопочитании, материалы, на которых можно изображать иконы, могут быть самые разные: «Определяем … полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устраиваемые».
Другое дело — те предметы, на которых изображаются Господь, Богородица и святые. Не все можно и уместно освящать, а к иконам нужно относиться соответствующим образом. Тот же догмат говорит, что когда люди видят на иконах Господа и святых, то они подвизаются «воспоминать и любить первообразных им, и чествовать их лобызанием и почитательным поклонением».
Здесь, вероятно, и проходит граница между допустимым и недопустимым. Если предмет, на котором изображена икона, сам по себе не подлежит освящению, да к тому же если перед этой иконой не собираются молиться, то стоит ли христианину все это приобретать и держать у себя в доме? Можно ли почтить должным образом икону Спасителя, изображенную на тарелке, на ковре, на пивной кружке или на браслете, предназначенном для ношения на ноге?!
Мне знакомы случаи, когда наша Церковь на местном уровне начинала бороться с неподобающим использованием священных образов (на конфетах, майках, матрешках, бутылках с вином и т.д.). Когда я в 1990-х годах начинал свое служение в Нижегородской епархии, тогдашний правящий архиерей, ныне покойный митрополит Николай (Кутепов) однажды благословил священников разъяснять христианам неприемлемость использования таких «икон» в молитвенных целях, и батюшки говорили на эту тему проповеди. Цель проповедей была как раз в том, чтобы люди не покупали такие «атрефакты» и не приносили их освящать. Многие нижегородцы к этому тогда прислушались.
Причина появления подобных сувениров и изделий является то, что мы живем в век китча. Вкус у людей зачастую формируется рекламой и чьими-то посторонними коммерческими интересами. В результате снижается культурный уровень, портится художественное восприятие, не говоря уже об общей богословской безграмотности… Бороться с этим трудно, но можно – примерно так, как это благословил делать покойный владыка Николай. Например, когда мне приносят освящать такую «художественную продукцию», я стараюсь объяснить людям суть дела и как-то отговорить наших прихожан от этого.
Но что касается церковных символов и текстов из Священного Писания на майках – это все-таки другое дело. Человек, несущий у всех на виду какую-то надпись на груди (скажем, «я против абортов»), скорее всего, делает это осознанно.
Такие молодые люди в чем-то являются исповедниками, потому что когда они надевают майку с христианскими символами или надписью из Святого Писания, то их за это могут похвалить, а может, наоборот, какой-нибудь мусульманин подойти и плюнуть в него, может сатанист взять и пырнуть ножом… А в Евангелии сказано: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде этом прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». (Мк.8:38).
Это серьезно, за этим стоит серьезный мотив и желание как-то послужить Церкви, выразить свою нравственную позицию. Такое, в своем роде, современное молчаливое миссионерство – да ведь и сам текст Писания, в практическом отношении, тоже миссионерский: «сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20; 31). Но в любом случае это гораздо актуальнее, чем носить браслетики с иконками… Так что пусть благословение Божие будет с теми молодыми людьми, которые так поступают.
Хочу в заключение рассказать на эту тему короткую историю. Как-то весной на одной пригородной трассе я увидел современный грузовик-трейлер, новый, ярко-красного цвета. Над кабиной водителя был установлен большой спойлер, а на спойлере было крупно, четко написано: «Христос Воскресе». По-церковнославянски! Представляете, сколько людей это увидели это благовестие по пути, и как же это хорошо, что водитель не постеснялся и так нетривиально выразил свою христианскую веру и свои чувства!..
Советы сомневающимся
Если возникли сомнения – продавать или нет Божественный образ, то лучше отказаться от этой идеи.
Больше всего это касается икон, передающихся по наследству. Эти образы принадлежат роду, они намолены веками. Возможно, этот образ писался для конкретной семьи. Такая икона на протяжении многих лет защищала семью от врагов. Торговля семейными реликвиями – нарушение родовых традиций.
Те, кто переживает за последствия от продажи культового предмета, могут обратиться к священнику, разъяснив ему ситуацию и попросив дать совет и благословение. Батюшка может приобрести святыню для церкви и молиться за бывшего владельца.
Еще один способ получить ответ на свой вопрос – помолиться перед сном, попросив Господа дать знак. Возможно, во сне будет дан ответ. Такие случаи известны из жития святых. Может быть, продажа иконы и станет помощью, данной Господом.
Когда-то святая Матрона Московская сказала, что наступит время, когда люди будут вынуждены выбирать между хлебом и крестом. И каждый человек сам решает, что для него важнее. Как говорил Иисус Христос – «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое
Александр Соколов, иконописец
Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.
Александр Соколов
Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.
В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…
Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?
Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.
Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.
Чрезмерное распространение икон в Византии привело к иконоборчеству
— Действительно, где сегодня не увидишь иконописные изображения: и в машинах, и на майках, и на подарочных кружках…
Порой это шокирует, поскольку воспринимается вульгаризацией святого. Особенно, когда мы видим низкое качество данной продукции. За редким исключением – это худшие образцы иконописи, которые существуют на данный момент. И даже не иконописи, а репродукций, отпечатков с нее. То, что попадает под общее определение «Софрино».
Тем более это огорчает, когда знаешь великие образцы византийской и древнерусской иконописи, понимаешь, насколько важны иконописные образы, их и духовное, и художественное содержание. На фоне этого грустно видеть, как примитивизируется и обедняется традиция, а иконные образы зачастую сводятся на уровень неких оберегов, обыденных суеверий, с помощью которых люди стремятся защитить свое микропространство. Это одна сторона вопроса.
Есть и другая сторона, о которой я могу говорить как византолог. Дело в том, что Византии тоже имела место подобная практика. До нас дошли тексты византийских авторов, в которых те возмущаются чрезмерным распространением икон, сетуют, что те появляются на всевозможных вещах, обнаруживаются на улицах, в лавках, в пространствах, даже отдаленно не имеющих отношения к сакральному.
Кстати, это чрезмерное распространение икон, почитание их как неких маленьких идолов стало одной из причин иконоборчества, вызвавшего, в свою очередь, их массовое уничтожение.
Слава Богу, победило иконопочитание. Его защитники говорили, что даже через такие упрощенные образы можно прийти к осознанию высших ценностей и получить доступ к небесным реалиям, к небесным прототипам. Потому что смысл иконы, в отличие от любой религиозной картины, от какого-то эзотерического знака, состоит в том, чтобы быть образом-посредником, соединять миры – здешний и Небесный.
Вопрос в том, насколько миры соединяют образы на майках или «иконки-обереги» в машинах. Но нельзя и отрицать потребность человека быть связанным хоть так с Иным миром, искать через эти образы защиту.
Так что ситуация здесь неоднозначная. Сам бы я никогда не надел майку с иконой, но осуждать человека, который надел такую майку, не стану. Раз он надел, то, по-видимому, хотел этим что-то сказать.
Но все-таки не нужно забывать, что суть этого вида духовного и художественного творчества гораздо более важная и значительная, и категорически нельзя сводить ее к «оберегательной». Хотелось бы, чтобы мы через образование, через воспитание, через школы максимально широко объясняли людям, в чем смысл иконы. Ведь то, что я называю иконическим сознанием, составляет основу православного образа жизни, а также мировосприятия.
Если мы воспринимаем мир иначе, чем, скажем, американцы или немцы, это во многом определено именно нашим иконическим сознанием. Желание пробиться через повседневный окружающий мир миру высшему, Божественному, как скажет православный человек — принципиальная основа нашего самосознания, хотя мы об этом даже и не задумываемся.
Я не знаю, что потом делать с самими изделиями
— Я не могу привести догматических оснований против производства сувениров с иконами, но мое внутреннее убеждения, что этого делать нельзя.
Меня эта практика очень смущает. Я не знаю, что потом делать с самими изделиями. Покупаешь майку или бутылку, на которой изображена икона – что делать?
Я сам сталкиваюсь с этим все время. С детства я приучен, что надо благоговейно относиться ко всем священным изображениям. Людей смущает, что им нужно выбрасывать обертки с иконами в помойку. А сжигать их, особенно в условиях города, очень не удобно. Приходится кого-то просить отвезти это на дачу и там сжечь.
Я не рекомендую своим прихожанам ничего, потому что боюсь, что это поставит людей в неудобное положение. Пусть он лучше поступает, как подскажет ему совесть. Я чаще всего говорю прихожанам, что нужно нести такие вещи в Данилов монастырь — это единственное место в Москве, где что-то умеют с таким сувенирами делать.
Для дома – ничего страшного
Александр Лавданский, иконописец
Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?
Александр Лавданский
А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.
Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.
Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.
А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.
А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.
Можно ли брать чужие иконы
Обычно иконы не используются в качестве подарка. Бывают, конечно, случаи, когда частное лицо передает святой образ в дар православного храма или монастыря. Но в жизни всегда есть место для неожиданных ситуаций.
- Например, кто-то из родственников или знакомых людей захотел подарить или отдать икону третьему лицу. С точки зрения православия в этом событии нет ничего зазорного. К тому же такие дары делают обычно родители своим детям.
- Если же икону хочет отдать или подарить совершенно посторонний человек, то тут принимающая сторона должна решить сама, принимать или отказаться. Такой подарок выглядит необычно, если не сказать странно.
- Вполне возможно, что от образа хочет избавиться человек, который не верит в бога. Но и в этом случае примета предостерегает: чужая вещь в доме несет с собой постороннюю энергетику. И она не всегда может быть положительной: ведь никто точно не скажет, какие молитвы или просьбы к богу были перед ней произнесены.
Что нужно делать с ненужными иконами
Благоговейное отношение к изображениям угодников Божьих – неотъемлемое поведение христианина. К какой бы конфессии не относился верующий. Каждый образ пишется с молитвой и по благословению духовника.
Современные технологии разрешают изготовить бумажные копии святых икон. Журналы, календари наполняют страницами с образами святых угодников, библейских сюжетов. Стало модно дарить, покупать и украшать жилища священными изображениями.
Постепенно домашний молитвенный уголок перенасыщается, возникает потребность уменьшить количество икон. Человек решает, куда девать атрибуты веры.
Согласно установленным правилам, святой образ можно:
- дарить верующим родственникам, друзьям, знакомым;
- отдать в церковную лавку;
- пожертвовать для пользы других людей.
Жертва и милость
Церковь ведет миссионерскую работу. Церковные служители посещают малообеспеченных и престарелых людей, заключенных. Такие нуждающиеся будут рады святому образу и подарку.
Старинные иконы жертвуют религиозным заведениям, школам, другим организациям. Такая жертва послужит для укрепления веры и благочестия. Как бы там ни было, соблюдать правила надо, чтобы не оскорбить святого, чей лик изображен на иконе.
Иконы бывших хозяев или чужих людей
Иногда можно найти священные иконы, которые оставили прежние хозяева жилища. Святые образа выбрасывать нельзя. Прежние жильцы их забыли или оставили намеренно. Это надо выяснить и поступить по соображениям совести.
Важно помнить, что святой образ не теряет благой силы. Чудотворный лик одинаково помогает страждущим людям
Тайная сила остается:
- независимо от материала, на котором изобразили образ;
- внешнего вида: оригинал это или список;
- способа приобретения.
Ничего страшного не будет, если оставить образ для молитвы. Наоборот, благоговейное отношение призовет милость и помощь. Если присутствуют сомнения, лучше отнести святой образ в церковь. Там попросить освятить икону или оставить на усмотрение служащих.
В былые времена пользовались способом предавать обветшалые святые образа реке, водоему. Вода забирала дар. Этим способом пользоваться можно, только когда вода проточная и чистая. Не забыть помолиться, хотя бы незамысловатыми словами, или попросить прощения за маловерие.
Предрассудкам не место
Суеверные люди считают, что иконы нельзя ни дарить, ни принимать из чужих рук. Это заблуждение влияет даже на осведомленных людей. Ошибочное мнение останавливает христианина от добрых поступков.
Если образ испорчен
Печально, когда семейная икона теряет первоначальный вид, приходит в негодность. Потому что святой образ имеет ценность для всех родных. Ведь это память о предках. Последующее поколение наследовало родовую реликвию, передавало потомкам. К сожалению, время не жалеет даже произведения искусства. Может, образ написан неискусной рукой, ценность из-за этого не уменьшается.
Виды повреждений икон:
- Видны глубокие трещины.
- Дерево повредил жук-точильщик или жук-короед.
- Краска выцвела или потрескалась.
Такие дефекты самостоятельно не исправить. Поэтому разумно попросить помощь у профессионального реставратора. Художник-реставратор попробует спасти образ.
Если это невозможно, то икону надо отвезти в храм или сжечь самостоятельно в укромном месте. Пепел затем закопать под деревом или собрать и опустить в реку.
Огонь сжигает
Современные ламинированные литографии со временем теряют форму и качество. Если такие иконки испортились, то можно отнести их в приход. Там знают, что делать. Обычно их сжигают в церковной печи или определенном месте.
Действия с иконами, пришедшими в неудовлетворительное состояние, следует проводить в соответствии с правилами:
- Образа нельзя выкидывать и попирать ногами.
- Сжигают лично или относят в храм. Пепел закапывают. Выбранное место не должно попираться ногами.
Нельзя святыню опускать до уровня сувениров
— Святоотеческих высказываний по этому поводу не было просто потому, что никому в голову не приходило: как это святыню можно использовать подобным образом.
Раз сейчас такая реальность появилась, то нужно отвечать на «запросы современности». Ответ по поводу допустимости помещать изображения святых на чашках, тарелках, магнитах и даже винных бутылках, прочих предметах быта однозначен: такого быть не должно.
Нельзя святыню опускать до уровня сувениров. Но сувениры – еще полбеды. Это часто становится карикатурой. Посмотрите: на матрешках, наряду с карикатурными изображениями президента, мы видим не менее карикатурное изображение Матери Божией.
Что касается цитат из Священного Писания, цитат святых, которых помещают на майки – здесь не все так однозначно
Но осторожность в любом случае терять не следует. Надо всмотреться в православную традицию, сравнить ее с протестантской
Все-таки подобные вещи ближе протестантизму…
Нужно смотреть, какие фрагменты теста помещаются, куда человек собирается надеть такую футболку? Копать картошку, мыть полы или веселиться на дискотеке в подобных одеяниях – это тоже может стать умалением Священного Писания, Слова Божия, изречений святых.
К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ
Думаю, нет ничего плохого, если путешествуя по святым местам, скажем, по Валааму, человек будет одет в футболку с надписью «Валаамские святые, молите Бога о нас». Но все-таки, повторяю, — это больше протестантская традиция, чуждая традиции православной.
Важно не терять внутренней духовной чуткости, бережности. Иначе можно дойти и почти до кощунства
Представьте, человек честно продает пирожки. И на нем (из самых лучших побуждений) надета футболка с надписью: « приимите, ядите, сие есть Тело Мое»…
Потеря целомудренного отношения и к образу, и к слову, которые мы сейчас наблюдаем, приводит к печальным духовным последствиям….
Освящение икон
Фото: Flickr.com
Купленные в магазине иконы разрешается освящать в церкви: священник зачитывает специальные молитвы перед святым образом, окропляет его святой водой и кадит лампадным дымом.
Если освящается семейная или именная икона, то при ее освящении желательно присутствие владельца.
Любой образ освящается единожды. Церковный Устав позволяет повторное освящение старинных или найденных святых ликов, поруганных или выброшенных в мусор.
Не стоит забывать, что церковь – это единая семья. Совет священника, духовника или опытных прихожан поможет в выборе желаемого лика. Не нужно стесняться спрашивать и советоваться, и тогда ваш домашний иконостас будет собран с меньшими разочарованиями.
К чему икона загорается от свечи
У этого события может быть вполне прозаическое объяснение. Небрежное отношение к противопожарной безопасности может привести не только к возгоранию святого образа, но и к пожару.
Однако народные поверья растолковывают такое событие с другой точки зрения. Загоревшаяся от свечи икона предупреждает человека о том, что он должен пересмотреть свое отношение к жизни:
- вспомнить, кого незаслуженно обидел, и постараться загладить свою вину;
- прекратить махинации в бизнесе, которые могут поставить под удар других людей;
- понять, что семейные ценности называются так потому, что дороже близких людей нет ничего на свете.
Если икона загорелась в доме человека, ведущего благочинный образ жизни, то в этом, скорее всего, виновато беспечное обращение с открытым огнем.
Святые лики
Люди, далекие от религии, уверены, что они возносят молитвы именно образу, нарисованному на полотне, и он обязан им помочь. В действительности, христиане воспринимают икону с изображенным на ней ликом святого как «окно», помогающее краешком глаза заглянуть в Небесный мир и обратиться непосредственно к Самому Творцу.
Икона — это изображение, зрительный образ Христа, Богородицы, святого угодника, ангела, архангела
Икона не имеет обязательной задачи передать в точности и без искажений максимально точное изображение, хотя это важно. Она представляет собой образно выраженную молитву, так же как и смысл иконы проявляется главным образом через молитву, она содействует молитве
В узком понимании, православная икона — это изображение святого на освященной поверхности (чаще всего для написания икон используется липа), дополненное надписями и специфическими религиозными знаками.
Любое напоминание о Христе оправданно, если оно хотя бы кому-то поможет повернуться к Небу
— Казалось бы, религиозная интуиция подсказывает нам, что святыня предполагает бережное, трепетное к ней отношение, что она может оскверниться, соприкасаясь с падшим миром людей. Даже святой человек немощен и грешен, если мерить его меркой Творца, что уж говорить о нас.
Вот почему в византийской и древнерусской иконографии даже святители держат Евангелие не непосредственно руками, а через плат. А в Российской империи было запрещено размещать на обложках лики Спасителя или Богородицы именно потому, что книги берут руками, что они могут попасть неизвестно куда.
Но, если говорить языком Аслана из «Хроник Нарнии», в христианской традиции, оказывается, существует еще «более древняя магия». Как бы нам ни хотелось по-человечески обезопасить Небо от нашей нечистоты, оно не боится и не гнушается мира людей, оно само приходит на землю, причем в самую распутицу, и до конца дней остается с нами на этой вязкой земле. Пастернак писал об этом так:
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Христос сравнивает Царствие Божие с сокровищем, зарытым в земле, пока его не найдут, с зерном, брошенным в землю, чтобы оно там, в грязи и навозе, проросло. Более того, Он говорит об этом с блудницами, мытарями и грешниками, за что Его обвиняют книжники и фарисеи. Обратная перспектива Евангелия понуждает нас не спешить отгораживать сакральное от профанного. Никто не знает, где, когда и как обратятся ко Христу нынешние Матфеи, Савлы и Марии Магдалины.
Тем самым любое напоминание о правде Божьей, о Евангелии, о Христе оправданно, если оно хотя бы кому-то поможет повернуться к Небу. И дело здесь не в том, что благочестивее на футболке – надписи или картинки? Вопрос в другом – в уместности, в качестве, в стиле. Все самое святое можно исказить и опошлить и, наоборот, в самом, казалось бы, далеком от христианства измерении можно обнаружить ростки добра.
В конце концов, в церковной лавке можно приобрести любой предмет церковного обихода. Во многих фильмах есть сцены в храме, для съемок которых облачения покупают; бывает, что и строят и храмы-павильоны, как в фильме «Остров». Не всегда эти сцены соответствуют канонам, церковному этикету, нашим ожиданиям, но это не повод отказаться от храмов, облачений или сосудов как таковых. Проблема не в облачениях, а в сценаристе и в режиссере: захотели ли они разобраться глубже, грамотно ли сняли сцену?
Людям свойственно населять пространство, в котором они живут, близкими им смыслами и символами. И, конечно, декоративным блюдцам с изображением храма или иных дорогих нашему сердцу святынь место на стене, а не на обеденном столе, равно как и подобным коврам место не на полу.
Безусловно, встречаются аляповатые и бесталанные поделки. Но почему из этого должен следовать тотальный запрет на искусство? Ничего не получается только у того, кто ничего не делает. Даже неудачная попытка принести в наш мир красоту – это все же попытка, это опыт, пусть на данном этапе отрицательный. Нужны были поколения иконописцев, чтобы миру явились Феофан Грек и Андрей Рублев.
Резные каменные кельтские и армянские кресты (хачкары) когда-то тоже рождались в творческом поиске, привившем языческие художественные приемы к древу христианского благовестия. И кто может гарантировать, что и в наши дни после тысяч и тысяч попыток не будет создан шедевр? Кто мог бы предположить, что советско-российская мультипликационная школа, никогда не работавшая в жанре евангельских экранизаций, даст миру гениальный фильм Михаила Алдашина «Рождество»?
Иными словами, в вопросах искусства, творчества, а уж тем более — дресс-кода или домашней обстановки (вспомним подвижников, обходившихся и без одежды и без крыши над головой) общих рекомендаций дать нельзя. В каждом случае надо разбираться отдельно. Как говорят англичане, it depends.
Если относиться к иконе не как к святыне, мы потеряем всякое представление о высоком и низком
— Я негативно отношусь к тарелочкам и чашкам с изображением святых, к брелкам с изображением святых и крестов, которые выпускаются в Греции и Сербии. А что такое ковер с ликом святого: икона или предмет дизайна? Катастрофично, когда святыня становится ширпотребом.
Думаю, во все времена кто-то профанировал священные образы или относился к ним как к амулетам. Это было и в Византийской империи, но сегодня при развитии легкой промышленности профанация святыни растиражирована. Я считаю, что святыня должна занимать сакральное пространство, которое никому нельзя попирать. Иначе мы очень скоро потеряем всякое представление о высоком и низком, о благоговении.
Это представление уже теряется в светском сознании, и храм становится площадкой для перформанса, икона – арт-объектом в актуальном искусстве. Мы обижаемся, но намного ли лучше использование иконы в качестве ковра на стене или брелка для ключей от машины? Логика одна – что к иконе можно относиться не как к святыне.
Ну а майку с надписями люди воспринимают просто как прикол. В Киеве популярный прикол — надпись на майке: «Дякую Тобі, Боже, що я не москаль» («Спасибо Тебе, Господи, что я не москаль»). Майка с надписью «Богородица, Путина прогони» немногим от нее отличается.
Когда же люди в миссионерских целях выпускают майку с цитатами из Священного Писания, наверное, они имеют благую цель – надеются, что самого человека, ее надевшего, эта майка вдохновит быть лучше, а другие прочитают то, что на ней написано, и кто-то из них задумается.
Но ширпотреб доступен всем. Представьте, что в этой майке идет пьяный матершинник с бутылкой пива в руке. Никто не помешает ему ее надеть. И как будет выглядеть священный текст? Такие майки – тоже игра на понижение.
Опрос подготовили Леонид Виноградов, Оксана Головко, Александр Филиппов
Покупка в церковной лавке
Фото: Akafistnik.ru
В магазине религиозных принадлежностей при православном храме легко выбрать образ. Преимущества очевидны:
- весь товар, что продается в лавке, уже освящен;
- покупатель всегда видит то, что покупает;
- пожертвование за икону пойдет на нужды церкви (зарплата служащим, налоги, коммунальные услуги);
- на любой вопрос можно получить ответ у продавца или служителя церкви.
Присутствует и отрицательная сторона приобретения образов в церковной лавке. Предлагаемое пожертвование за иконы гораздо выше, чем в других местах. С чем это связано? Церковь – это третье звено после производителя товара. Между производителем и церковной лавкой присутствует посредник. Именно он накручивает свой процент за возможность приобретения товара небольшими оптовыми партиями (одновременно большое количество икон приходу не нужно).
Взять благословение
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ:
Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.
Протоиерей Александр Салтыков
Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.
Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.
А ошибки – кто их не допускает?
Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.
То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».
Верующему человеку лучше быть и человеком культурным
— Можно ли помещать иконы на бытовых предметах — вопрос не догматики, а этики и эстетики. Такая практика существует, и мне кажется, она умалят статус священного изображения. Материальное и идеальное связано, и материальный носитель должен соответствовать образу, изображенному на нем.
Это вопрос сегодня остается открытым: это дело личного вкуса, благоразумия, благочестия христианина. Иконы имеют догматические и богослужебное значение. Но если икона изображается на майке, в которой человек пойдет на пляж, то это неуместное использование образа. Тогда, как мне кажется, икона перестает быть иконой.
Можно ли назвать это грехом, точно не скажу, хотя я лично считаю, что можно, другое дело, что в данном случае пользоваться словом «грех» надо осторожно. Лучше верующему человеку быть также и культурным человеком, обладать вкусом и чувствовать, что пристойно, что непристойно, что уместно, что нет, а покупать сувениры со священными изображениями или нет, каждый решает сам
Что касается софринских и им подобных бумажных икон, это вопрос опять же вкуса или, точнее говоря, того круга проблем, что профессиональным языком обозначается формулой «искусство в эпоху технической воспроизводимости». Сегодня налицо кризис репрезентации, идет инфляция или обесценивание образности как таковой. Сакральная же образность больше всего страдает от этого процесса.
Промышленное изготовление икон привело к тому, что они стали легкодоступны. С одной стороны, это хорошо — в том смысле, что иконы становятся доступны самому простому человеку. Но это и плохо: иконы производятся невысокого качества, оказываясь, страшно сказать, ширпотребом. Тут нужна тонкость и деликатность, чтобы сохранить полезные плоды технического прогресса и не повредить духовной жизни людей, которая должна быть определяющим моментом в решении данного вопроса.
Лично у меня с благоговением хранятся иконы советского времени, трогательные в своей простоте, когда ничего другого не было доступно. Тарелки или подобные вещи мне лично не нравятся. Вы правильно употребили слово «сувениры» – икона не может быть сувениром. Это именно сувениры, памятные безделушки, которые выводятся из области сакрального.
Назначение вещи отчасти определяет ее сущность. Можем ли мы представить, что тарелки, чашечки будут использоваться сакрально? Думаю, что нет. Если так, то происходит десакрализация иконы. Если можно использовать священное изображение, помещенное на несвященном предмете, спасительным для человека способом, то, наверно, это можно принять. Но такое спасительное использование затруднительно, потому что граница между профанным и сакральным сейчас размывается.
Надписи из Святого Писания на сувенирах, мне кажется, допустимы, это можно принять как способ возвещения слова, как своего рода проповедь и свидетельство. Хотя именно такие цели должны четко осознаваться теми, кто изготавливает подобные вещи – чтобы они именно вещали, оказываясь частью благой вести.
К чему по приметам пропадает из дома
Когда из дома по той или иной причине пропадает святой образ, это означает, что жилье теряет защиту от нечистой силы. Событие само по себе неприятное и требует от хозяина дома определенных действий. Так как икону украли или взяли тайком для каких-то неблаговидных дел, то весь негатив достанется виновнику.
А хозяину дома, вне зависимости, найдется святыня или нет, необходимо освятить свое жилье. Для этого можно пригласить священника или сделать это самостоятельно. Нужно будет обойти весь дом с зажженной церковной свечой и окропить каждый угол святой водой.
Освященный символ веры требует к себе бережного и почтительного отношения. В тех ситуациях, когда человек не знает, как поступить, ему следует обратиться за консультацией к священнослужителю. Приметы, касающиеся икон, созданы простыми людьми. А человек, служащий в храме божьем, трактует эти понятия с точки зрения православной веры.
Как избавиться от иконы
Общество не может быть однородным. Кто-то истово верит в бога и каждое утро начинает с благодарственной молитвы перед образами. Кто-то считает себя атеистом и отрицает веру. Понятно, что такому человеку икона в доме не нужна. А как от нее избавиться, он не знает.
Бывших хозяев дома
В жизни иногда случается так, что купленную жилплощадь прежние хозяева не освободили полностью от мебели и других предметов обихода. Такая же участь иногда ожидает старые иконы: их или забывают забрать, или специально оставляют за не надобностью.
Если за святыней никто не вернулся и не попросил отдать, то с ней можно поступить так:
- освятить в храме и оставить себе;
- отдать в церковь или монастырь;
- подарить верующему человеку.
Ветхой
Бывает так, что люди находят старинные образа в самом неподходящем для этого месте. Разумеется, такой экземпляр христианского атрибута может быть в ветхом состоянии. Время и условия хранения не способствовали хорошей сохранности вещи.
Верующий человек, трепетно относящийся к символам веры, никогда не выбросит такую икону на помойку. Он может поступить следующим образом:
- попытаться самостоятельно восстановить изображение;
- доверить реставрацию квалифицированному специалисту;
- продать или подарить человеку, занимающемуся антиквариатом.
Но ведь бывают случаи, когда икона не поддается восстановлению. Тогда ее следует отнести в ближайший храм.
Умершего человека
В семьях, придерживающихся традиций православия, святые образа передаются из поколения в поколение. Икона, оставшаяся после смерти предков, может перейти по наследству одному из близких родственников.
Если же умирает одинокий пожилой человек, не имеющий близких родственников, то иконки могут забрать соседи или друзья. С точки зрения христианской веры в этой ситуации нет ничего противоестественного.
По народным приметам полученная таким образом святая вещь приравнивается к благословению. Человек, получивший икону после умершего, как будто бы принимает его эстафету в служении богу.
Принадлежавшей чужим людям
Православная церковь спокойно относится к тому, что иконы переходят из рук в руки. Разумеется, если это делается с благими намерениями. Замечательно, если освященная вещь перейдет от одного верующего человека к другому.
Можно ли сжигать
Иногда обыватели, далекие от церковных традиций, не зная, как распорядиться с ненужными им образами, решают их сжечь. Лучшим решением в этой ситуации было бы отдать иконы верующим людям или в церковный приход.
Лучше всего отнести в церковь, где произойдет утилизация в специальной печи. Если же такой возможности нет, то можно сжечь изображение святого самостоятельно. Только для этого нужно выбрать укромное место. И ни в коем случае не сжигать икону вместе с мусором.
Непочтительное отношение к святыням, согласно народной примете, обязательно отзовется негативными последствиями. Это может быть продолжительная болезнь или даже смерть.