Молитвы великомученику Никите

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Святой Никита Гофтский

Святой великомученик Никита был готфским гражданином, который родился и проживал на берегах реки Дунай. В 372 году он стал жертвой преследования за свою веру в Христа. В то время христианская религия уже широко распространилась среди готфов. Сам Никита поверил в Христа и принял крещение от готфского епископа Феофила, который являлся участником I Вселенского собора. Однако распространению христианства противостояли язычники-готфы, что привело к внутреннему конфликту.

После победы Фритигерна, который возглавил христианскую армию и победил язычника Афанариха, христианство стало успешнее распространяться среди готфов. Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готфскую азбуку и перевел на готфский язык множество священных текстов.

Тропарь великомученику Никите Готфскому:

Му́ченик Твой, Го́споди, Ники́та во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего: име́яй бо кре́пость Твою́, мучи́телей низложи́, сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости. Того́ моли́твами спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученик Твой, Господи, Никита подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

В этом процессе активно участвовал и святой Никита, который своим примером и вдохновенными словами привлекал к вере в Христа множество язычников. Однако Афанарих, несмотря на свое поражение, сумел восстановить свою власть, вернуться в свою страну и продолжать преследование христиан.

Никита, подвергнутый множеству пыток, был брошен в огонь, где и скончался в 372 году. Его друг, христианин Мариан, нашел тело мученика ночью. Тело было не пострадавшим от огня и озарено чудесным светом. Мариан перенес его и похоронил в Киликии, а позже оно было перевезено в Константинополь. Небольшая часть святых мощей великомученика Никиты позднее была перенесена в монастырь Високи Дечани в Сербии.

Кондак великомученику Никите Готфскому:

Пре́лести посе́к держа́ву стоя́нием твои́м, и побе́ды прии́м вене́ц во страда́льчествех твои́х, со А́нгелы сла́вне ра́дуешися, Ники́то тезоимени́те, с ни́ми Христа́ Бо́га моля́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Господство заблуждений ты уничтожил своим противостоянием и получил венец победы в мученичестве своем, с ангелами, прославляемый, радуешься, Никита победе одноименный (Никита от греч. νίκη — победа), с ними Христа Бога моля непрестанно обо всех нас.

Иконография святого Никиты

Пик популярности изображений святого Никиты на иконах, змеевиках и крестах пришёлся на XVI—XVII века, на эпоху строгановской школы иконописи. Он был самым известным и почитаемым христианами Никитой до раскола Русской церкви в 1666 году. Старообрядцы почитали его до XIX века.

Первоначальное изображение святого изменялось, постепенно приближаясь к обобщённому образу победителя язычества. В начале иллюстрации были близки к тексту апокрифа о мученике Никите, затем они превратилось в изображения демоноборца, соотносимого со святыми: Никитой Готским, Никитой — малоазийским отроком, Никитой Новгородским, а также архистратигом Михаилом и другими.

В связи с отречением Церковью этого апокрифа и канонизацией другого жития мученика Никиты Готского, почитавшегося в тот же день, в русской иконописи иногда сливаются образы этих мучеников.

Популярные статьи  Молитва Николаю Чудотворцу о беременности и зачатии

Известна роспись стены владимирского Дмитриевского собора (1197), получившая популярность среди мастеров-прикладников в литых крестах, литых образках и медных тельниках XII—XVII веках.

Например, в Русском музее хранится трёхрядная икона XV—XVI века с образом святого Никиты. Есть также икона «Никита, побивающий беса, с Деисусом и избранными святыми» новгородской школы иконописи последней трети XV века, хранящаяся в частной коллекции, отличающаяся манерой написания от хранящейся в Русском музее.

Молитва великомученику Никите Готфскому:

О, вели́кий Христо́в страстоте́рпче Ники́то! Услы́ши моли́тву нас, гре́шных, и изба́ви нас (имена) от вся́кия печа́ли и находя́щия напа́сти, от внеза́пныя сме́рти и от вся́каго зла: в час же разлуче́ния души́ от те́ла отжени́, страстоте́рпче, вся́кую лука́вую мысль и лука́выя бе́сы, я́ко да прии́мет ду́ши на́ша с ми́ром в ме́сто све́тло Христо́с Госпо́дь Бог наш, я́ко от Него́ очище́ние грехо́в, и Той есть спасе́ние душ на́ших, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Краткое житие

Великомученик Никита принял мученическую смерть за Христа в IV в. во время междоусобной войны между готами-христианами и язычниками. Тело его было брошено в костер, однако не сгорело.

Друг Никиты ночью отыскал останки мученика, и те долгое время пребывали у него, а затем были перенесены в Киликию и по причине множества чудес и исцелений сделались известными всему церковному народу. Особенно молятся великомученику Никите об изгнании злых духов.

Краткое житие святителя Никиты, затворника Печерского

Святитель Никита родился в XI веке. Он начал монашескую жизнь в Киево-Печерской лавре. Будучи совсем молодым и пылая рвением, но не обладая еще даром духовного рассуждения, он затворился в пещере вопреки воле игумена, преподобного Никона. Старцы, имеющие опыт духовной брани, вскоре поняли, что послушник заблуждается, и усердно молились о нем. Вскоре пещеру затворника наполнило необыкновенное благоухание.


К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ

Он услышал голос и, думая, что удостоился Божественного откровения, воскликнул: «Господи, явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя!» Таинственный голос ответил ему: «Я посылаю к тебе ангела, а ты исполняй все, что он тебе скажет». Тогда под видом ангела Божия явился бес. Неразумный послушник, не раздумывая, пал на землю и поклонился ему. Бес приказал ему перестать молиться, говоря, что отныне сам будет молить о нем Господа, и велел посвятить все свое время только чтению Ветхого Завета. Несчастный бездумно повиновался. Он оставил молитву и, утешаемый постоянным присутствием ангела, стал учить наизусть Ветхий Завет.

Через некоторое время бес стал открывать Никите события, происходившие в миру, так что казалось, будто затворник получил дар пророчества. Все большее число мирян стало приходить к нему, чтобы услышать предсказания. Однако старцы заметили, что Никита никогда не говорит своим посетителям ничего о Новом Завете. Уразумев, что он пребывает в бесовской прелести, они решили вмешаться, чтобы вывести его из заблуждения. Иноки взломали дверь его пещеры, изгнали своими молитвами лжеангела и вынудили затворника выйти наружу.

Популярные статьи  Поздравления с Преображением Господним

Никита был спасен от наваждения, но казалось, что он впал в детство. Он вдруг не только забыл весь Ветхий Завет, но даже разучился читать, так что ему снова пришлось учиться, как школьнику. Так, постепенно придя в себя, он понял, в чем была его ошибка, искренне покаялся, проливая обильные слезы, и стал жить в полном послушании и смирении.

Он возрастал в святых добродетелях, так что впоследствии был удостоен сана епископа Новгорода Великого. И после блаженной кончины в 1108 году святитель Никита продолжал творить многочисленные чудеса, в особенности исцеления слепых.

Житие великомученика Никиты Гофтского

Житие о мученике Никите восходит к Новозаветному апокрифу «Сказание о Никитиных мучениях». По мнению исследователей, он является переработкой текста жития одного из раннехристианских мучеников по имени Никита, который праздновался в один день с Никитой Готфским.

Упоминание о нём встречается в индексе отреченных книг XI века, оно вошло в «Правило 59 Лаодикийского собора» наряду с «Обиходами апостольскими», «Георгиевым мучением» и другими так называемыми богомильскими апокрифами. О раннем бытовании апокрифического жития на Руси известно из литературных памятников, в частности из «Сказания о Борисе и Глебе» середины XI века, где упоминается, что в своей предсмертной молитве святой князь Борис вспоминал страдания и мучения святых Никиты, Вячеслава и Варвары, погибших от рук своих родственников. По мнению Н. С. Тихонравова и В. М. Истрина, перевод был сделан в Южной Руси уже к XII веку. Житие известно в нескольких списках на греческом и славянских языках, которые датируются XII-XIII веками.

Молитва великомученику Никите Готфскому

О, вели́кий страстоте́рпче Христо́в и чудотво́рче великому́чениче Ники́то! Припа́дающе к свято́му и чудотво́рному о́бразу твоему́, по́двиги же и чудеса́ твоя́ и мно́гое сострада́ние твое́ к лю́дем прославля́юще, мо́лим тя приле́жно: яви́ нам смире́нным и гре́шным свято́е и многомо́щное твое́ заступле́ние, се бо грех ра́ди на́ших не и́мамы свобо́ды чад Бо́жиих, е́же о потре́бах на́ших Го́спода и Влады́ку на́шего дерзнове́нно проси́ти, но тебе́ моли́твенника к Нему́ благоприя́тнаго предлага́ем и о твое́м предста́тельстве взыва́ем, испроси́ нам у Го́спода благопотре́бныя да́ры душа́м и телесе́м на́шим, ве́ру пра́вую, спасе́ния наде́жду несомне́нную, любо́вь же ко всем нелицеме́рную, во искуше́ниих му́жество, в злострада́ниих терпе́ние, в моли́твах постоя́нство, душ и теле́с здра́вие, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, жите́йских потре́б дово́льство, ми́рное и благоче́стное на земли́ житие́, христиа́нскую жития́ кончи́ну и до́брый отве́т на стра́шнем суди́ще Христо́вом.

Еще́ же, о страстоте́рпче Христо́в, у Царя́ Небе́снаго испроси́ стране́ на́шей Росси́йстей мир, здра́вие и спасе́ние, и на враги́ побе́ду и одоле́ние, благоустрое́ние, тишину́ и благоде́нствие. Христолюби́вому во́инству бу́ди сора́тай и помо́щник на враги́ и всем лю́дем правосла́вным яви́ твое́ свято́е заступле́ние: боля́щия исцели́, скорбя́щия уте́ши, бе́дствующим помози́. Ей, уго́дниче Бо́жий и му́чениче долготерпели́вый!

Не забу́ди святу́ю оби́тель твою́ и вся живу́щия в ней и подвиза́ющияся и́нокини же и мирски́я, но поспеш́и им в смире́нии и терпе́нии носи́ти и́го Христо́во и от вся́ких бед и искуше́ний ми́лостивне изба́ви. Всех у́бо нас приведи́ в ти́хое приста́нище спасе́ния и насле́дники сподо́би бы́ти пресве́тлаго Ца́рствия Христо́ва святы́ми твои́ми моли́твами, да сла́вим и пое́м вели́кия щедро́ты Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, и твое́ свято́е заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Популярные статьи  Апологет в православии

В русских списках отречённых книг житие святого носит название «Никитино мучение, нарицающее его сына Максимьянова царева». Сохранившиеся списки восходят к концу XV века.

Мученика Никиту в народе называли «бесогоном». В народном представлении восточных славян апокрифический образ религиозного предания о Никите сливается с народными легендами о Никите Кожемяке — богатыре, одолевшем злого дракона.

Известны также древние храмы в честь святого Никиты. В Переславле-Залесском предположительно уже в XII веке существовал Никитский монастырь. Также был построен храм в Плотницком конце Новгорода, впервые упоминаемый в летописи в 1368 году.

Сюжет апокрифа о святом Никите

По сюжету апокрифа Никита был сыном царя-язычника Максимиана, который вместе с его соправителем императором Диоклетианом, был известен великим гонением христиан, в частности мучениями святых великомучеников Георгия и Пантелеимона. Надо заметить, что у реального римского императора Максимиана не было сына Никиты, а единственный сын мученичеством за христианство известен не был.

Однажды Никита попытался обратить отца в христианскую веру, но тот отказался и сам попытался обратить Никиту в язычество. В ответ Никита запросил 12 золотых идолов, чтобы втайне поклониться им, царь, обрадовавшись, дал их, но Никита чудесным образом стёр их в порошок. Увидев останки уничтоженных идолов, правитель вскричал, что не святой ли Георгий подучил его сделать это? На что Никита ответил отрицательно, добавив, что «уповает на Бога». Также Максимиан упомянул, что Георгия «замучил Дадиан», которого Максимиан называет своим «братом», здесь предположительно, речь идёт об императоре Диоклетиане.

Уничтожение идолов так разозлило царя, что он попытался несколькими способами убить своего сына Никиту, но свершились чудеса и казни не удались. Тогда царь бросил Никиту в темницу. Там Никите явился бес в ангельском обличье, и стал соблазнять отречься от христианства. Слыша голос дьявола, Никита помолился о том, чтобы увидеть искусителя, тогда ему явился архангел Михаил, сказавший протянуть руку и схватить беса. Никита схватил беса, и, повергнув, наступил на шею. А затем снял кандалы со своих ног и стал избивать ими дьявола, назвавшегося Вельзевулом.

Никита провёл в темнице 3 года. Затем царь вспомнил о нём и приказал привести. Никита привёл с собой беса и поверг того ниц пред царем, показав, кто им управляет. Однако царь был неумолим и снова приказал мученически казнить своего сына, но опять свершилось чудо, и казни не снова удались. Также Никита, с помощью вновь явившегося архангела Михаила, показал чудо воскрешения двух людей, похороненных в каменном столпе. Но царь опять не поверил ему. Тогда против правителя восстали все люди с царицею, и Никита в этот день крестил 18 400 человек.

Оцените статью
Добавить комментарии