Почему женщин не пускают на Афон?

Куда исчезли диакониссы

Диакониссы как особое женское церковное служение появились около IV века по Рождестве Христовом (хотя о диакониссе Фиве упоминается в Послании апостола Павла к римлянам, историки считают, что в то время чин поставления в диакониссы еще не сложился). В последующей византийской традиции диакониссами могли стать незамужние женщины старше 50 лет: вдовы, девы, а также монахини. Порядок чинов рукоположения диакониссы и диакона почти не различался (но молитвы поставления, конечно, были разными) — диакону в конце поставления вручали Чашу, и он шел причащать верующих, а диаконисса ставила Чашу обратно на св. престол. Этим выражалось то, что диаконисса не имела богослужебных обязанностей (единственная известная самостоятельная роль диаконисс в богослужении была связана с соблюдением благопристойности при Крещении женщин: после того, как епископ или священник возливал св. елей на лоб крещаемой, остальные части тела помазывала диаконисса). Диакониссы выполняли административные функции в благотворительных учреждениях, руководили женскими общинами. В Византии диакониссы просуществовали до XI века (к этому времени диакониссой могли стать лишь схимонахини), на Западе они исчезли примерно на полтысячелетия раньше — во многом из-за разрушения той социальной структуры, в рамках которой требовались. В Византии необходимость в диакониссах отпала по схожим причинам — социальные благотворительные институты перестали испытывать в них потребность. Позже институт диаконисс не восстанавливался, так как в них не было необходимости. Правда, несколько диаконисс было рукоположено святителем Нектарием Эгинским (1846–1920), основателем женского монастыря на греческом острове Эгина, но этот опыт не имел продолжения. В России диаконисс никогда не было — в древнейшей славянской рукописи чинов рукоположений (архиерейский Требник РНБ. Соф. 1056, XIV в.) чин поставления диакониссы отсутствует.

Афон — автономная монашеская республика, со своими законами, традициями и системой управления

Монахи населяли Афон с первых веков христианства. Мягкий климат Афона, красота и удивительный рельеф этих мест благоприятствовали уединенной жизни.

Сегодня нынешние обитатели Святой горы продолжают чтить тысячелетние традиции.

Почему женщин не пускают на Афон?
Ежедневно, вот уже в течение многих веков, до восхода солнца на Афоне служится до 300 литургий

Здесь представлены все народы, придерживающие православной традиции — греки, болгары, сербы, русские, грузины.

Все они вместе живут на полуострове.

1 000

столько лет назад на Афоне появились первые русские монахи

Первые русские монахи появились на Афоне тысячу лет назад.

Монастыри «Пресвятой Богородицы Ксилургу», «Фессалоникийца» и Святопантелеимонов монастырь, являются обителью русского монашества на Афоне.

Почему женщин не пускают на Афон?
Один из обителей русского монашества на Афоне — Святопантелеимонов монастырь

Настоятелем русского Святопантелеимоновского монастыря является Игумен архимандрит Евлогий (Иванов).

Игумен не только самая важная фигура в монастыре, но также своего рода наместник, находящейся в его введении территории.

Для монахов игумен представляет Иисуса Христа, и его задача помочь им в духовном росте.

Почему женщин не пускают на Афон?
Великая Лавра, первенствующий монастырь на Святой Горе Афон

На сегодняшний момент на Афоне расположены два десятка монастырей, среди которых утверждена строгая иерархия. Главенствующее место занимает Великая Лавра.

Мужские монастыри на Афоне — это великолепная архитектура, роскошные фрески, удивительные святыни, чудотворные иконы.

Афон считается одним уделов Богородицы, земель, которые находятся под особым покровительством Божьей Матери, поэтому начиная с античных времен, на священную землю совершаются многочисленные паломничества.

Почему женщин не пускают на Афон?
Паломники, получив разрешение на въезд, добираются до горы Афон по морю

Но попасть сюда не просто, каждый паломник должен заблаговременно получить разрешение на въезд — даимонитирион. Получить его могут только лица мужского пола.

Согласно одному из сказаний, если многовековой запрет на посещение женщинами Святой горы Афон будет отменен — настанет конец света.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Ужасы Домостроя преувеличены

Почему-то считается, что все ужасы традиционного семейного быта описаны в «Домострое» — русском семейном уставе XVI века (знаменитый священник Сильвестр был автором только одной из редакций «Домостроя»). Однако в этой книге мы находим только одну цитату, которую можно интерпретировать как поощряющую телесные наказания для женщин: «А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает, тогда уж пусть так все делает, и уважить ее да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и согласии».

Только ребро или целая половина?

По одному из толкований Библии Бог сотворил женщину не из мужчины Адама, а из человека Адама, разделив его на две половинки: мужскую и женскую. Митрополит Антоний Сурожский так комментирует этот отрывок: «Переводы Библии часто говорят, что Бог взял ребро Адама (Быт.2:21). Еврейский текст предлагает другие переводы, один из которых говорит не о ребре, а стороне. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две половины, женское и мужское. Действительно, когда читаешь текст по-еврейски, ясно становится, что говорит Адам, когда лицом к лицу встречается с Евой. Он восклицает: она жена, потому что я муж (Быт. 2:23). По-еврейски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в мужском и женском роде. Они вместе составляют человека, и они видят друг друга в новом богатстве, в новой возможности перерастать то, что уже дано, в новую полноту. 

Никто не обижен?

Насколько распространено среди церковных женщин недовольство тем местом, какое отводит им Церковь? Мы cпросили об этом нескольких заметных православных женщин. Признаемся честно — начиная опрос православных соотечественниц, мы ожидали, что выбранные нами успешные, профессионально состоявшиеся, осуществившие свое призвание женщины острее других чувствуют и лучше других могут выразить ту женскую обиду, которая звучит в письме из Зарубежной Церкви

К нашему удивлению, ни одной обиженной среди наших собеседниц не нашлось!Может быть, дело в том, что в Церкви любой разговор с позиции «я имею право» совершенно неплодотворен? Никто из нас — мужчин или женщин, неважно — не может ничего требовать «для себя» — потому что любовь не ищет своего. Требовать можно только с себя самих

Популярные статьи  Молитва Николаю Угоднику о помощи в делах

Как хорошо, что женской, более мягкой и уступчивой природе легче это понять!А что делать тем, кто все же обижен: мужчины слова не дают сказать? Я думаю, утешение есть. Если тебе действительно есть что сказать, и содержание твоей души и твоих слов действительно важно — можно не бояться, ты будешь услышана. Как были услышаны святые жены — да так, что память о них и их слова сохранились через века. Тему «женщина в Церкви» невозможно ограничить объемом одного номера. О том, в чем истинное призвание женщин и одно ли оно на всех, чем опасна для нее активная общественная или церковная деятельность, ущербна ли ее жизнь, если она не замужем, почему сейчас так непросто найти «вторую половину», — этом читайте в следующем номере «Нескучного сада».

Юлия Данилова

Гора Афон – да возверуют язычники, или Женщинам вход воспрещен

Полуостров Афон — это жилище православных монахов, пробраться сюда женщинам, невозможно. Попасть на него можно только по морю, сухопутная граница тщательно охраняется. Ну, а на пристани, откуда отходят корабли на Афон, проводится тщательный осмотр пассажиров, не затесалась ли среди паломников и туристов переодетая в мужское платье женщина.

Полуостров Афон хранит множество тайн: еще во времена Древней Греции это место считалось святым. Тогда на полуострове находились два крупных храма, посвященные Аполлону и Зевсу. Храм, посвященный Зевсу, назывался Афос, именно отсюда и пошло название всего полуострова.

Почему женщин не пускают на Афон?

Согласно древним легендам, после принятия христианства греками, мать Иисуса, вместе с его апостолами отправилась на Кипр. В пути, как раз неподалеку от полуострова, случилась страшная буря. Корабль в срочном порядке причалил у Афона. Когда Богородица спустилась на землю, все древние языческие постройки и храмы рухнули, а многочисленные идолы, провозгласили ее приход на берег человеческим языком. Многие местные жители, увидев такое чудо, моментально уверовали в бога, и незамедлительно покрестились. С тех пор, земля полуострова Афон стала земной обителью пресвятой Богородицы. В то же время на полуострове появилась икона Иверской Божьей Матери, по легенде она пришла прямо по воде. Считается, что в тот момент, когда эта икона покинет Афон, наступит конец света.

Почему женщин не пускают на Афон?

Долгое время поселение, основанное монахами на Святой Горе Афона, было совсем небольшим. Только в 963 году был воздвигнут первый довольно крупный монастырь. Основателем практически всего уклада, существующего до сих пор, считается Афанасий Афонский. Обитель святого Афанасия до сих пор можно осмотреть на полуострове, в настоящее время она носит название Великая Лавра. Вскоре на Афоне был построен храм Ксилургу, первый русский храм на этой земле.

Во время своего рассвета на Афоне находилось около 180 православных монастырей. К сожалению, такой «золотой век» святого места, длился не очень долго. Изначально Афон подчинялся Византии, соответственно имел множество прав, а позже получил статус автономии. Но, со временем, Византия перестала быть сильным защитником. В связи с этим Афону пришлось приложить все силы на самостоятельное существование, терпя множество угнетений и гонений со стороны католической Римской церкви. В результате этого, на Афоне выжило только 25 монастырей. Легче зажилось только в середине 19 века, когда Греция обрела независимость.

На Афоне существует древняя легенда. Если верить ей, то в тайных кельях, расположенных где-то под землей, живут 12 монахов. Они не показываются на людях, только единицы видели их. Когда один из этих старцев умирает, его хоронят, а потом призывают одного из монахов Афона. Выбирая при этом самого достойного. Если верить преданию, то именно этими старцами будет читаться последняя литургия, во время, когда произойдет конец света.

Почему женщин не пускают на Афон?

В наше время Афон это вполне самостоятельное государство. Оно живет по своим законам и правилам, а все важные события в жизни Афона, решаются путем голосования среди представителей 20 монастырей. Практически вся жизнь монахов монастырей, протекает в произношении молитв и тяжелой домашней работе. Молитвы читаются строго согласно церковным правилам, в утренние и вечерние часы. Все остальное время, монахи возделывают землю, разводят домашних животных, изучают святые писания. Жизнь у монахов проста и аскетична. Посетить Святую Гору Афона не так-то просто, обязательно нужно получить специальное разрешение «диамонитирион».

Что касается женщин, то сейчас пройти на Афон им нельзя. А вот как с этим обстояло дело раньше, вопрос довольно сложный. В первом своде правил Афона говорится, что святое место нельзя посещать евнухам, детям и отрокам. Про женщин умалчивается. С другой стороны, посещение женщинами мужского монастыря как бы запрещено по определению. Официально запрет на нахождение на полуострове женщин, появился в 15 веке, и с этого времени ни одна женщина не находилась на землях Афона. Но это официальная версия. А если верить легендам, то несколько раз в эти святые места, вопреки всяким запретам, пробиралась женщина. Да и уже в наше время запреты неоднократно обходились. Женщинами написана не одна книга о том, как они провели определенное время в запретном месте. Властям пришлось даже принять закон, согласно которому, незаконно пробравшуюся на остров женщин, ждет наказание в виде 1 года лишения свободы.

Почему женщин не пускают на Афон?

В наше время для женщин, которых взяли с собой нерасчетливые мужья, открыт целый кемпинг рядом с причалом, от которого уходят судна на Афон. Официально женщине можно ознакомиться с монастырями только с некоего расстояния, проплывая на корабле мимо острова.

Популярное за 7 дней

Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
24.11.21 12:40

Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
29.11.21 17:17

Удивительные натюрморты Амброзиуса Босхарта
25.11.21 15:07

Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь
29.11.21 21:43

Митр. Антоний (Паканич): Как бороться с одной из самых опасных страстей?
29.11.21 14:26

Митр. Антоний (Паканич): Трудно представить что-то более отталкивающее людей от Церкви, чем недостойное поведение духовенства и верующих
26.11.21 15:17

Как избавиться от рассеянности на молитве?
25.11.21 15:32

24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.21 08:46

Оправдание для духовных лентяев, или Несостоятельность теории реинкарнации
24.11.21 11:16

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.11.21 16:50

Об искушениях и благословениях, радости и скорби

Вообще на Афоне нередко слышен именно такой разговор и рассмотрение разных вопросов сквозь два эти понятия — искушение и благословение. Здесь меня многому научило общение с архимандритом Давидом, из келлии Честнаго Креста.

Популярные статьи  Икона Сергия Радонежского

Отец Давид

Один личный пример: по совету бывалых, уезжая из келлии гостеприимного отца Давида, попросил его позвонить водителю маршрутки забронировать место, что он и сделал при мне. И что же: прихожу заранее, по темноте еще, наблюдаю удивительный рассвет. Обнаруживаю у дороги фиговое дерево и на нем несколько плодов, с удовольствием их съедаю. Фотографирую встающее солнце над морем и жду автобус. Ровно в 7:15 он прибывает и неожиданно проезжает мимо, водитель только руками развел, мол, нету мест, signomi! — извини. Я испытал внезапную злость — ведь все заранее сделал! Спланировал, место заказал. А рюкзак тяжеловат, идти c ним далеко и трудно будет, 4-5 часов. Позвоню-ка думаю отцу Давиду, разбужу его и попрошу меня на машине отвезти. Пусть потрудится, раз так вышло. И уж чуть было за телефон не взялся, да сам себя остановил. Зачем человека будить и беспокоить? Пойду пешком, может, и подберет кто. Смирился, успокоился, и начал богородичное правило. Прошел метров пятьсот — и вдруг другой автобус едет, полупустой, он-то меня и довез до Кареи.

Рассвет на Афоне

С другой стороны, любое событие можно воспринимать как искушение или благословение. Беседуя с отцом Давидом, я спросил его, как он, будучи монахом успевает столько всего: и строить, и убирать все помещения (а это 800 кв. метров), и паломников принимать, и готовить, и хозяйство вести (у него есть огородик, куры). И при этом — молиться. Он ответил, что молится всегда, что бы ни делал. И добавил, что они всегда сменяют друг друга: победил искушение — жди благословения

И важно понимать это. И что многое зависит от нашего внутреннего отношения: часто там, где видят искушение (например, в домашнем хозяйстве, отвлекающем от молитвы), я вижу благословение

Меня удивляло также, что отец Давид все делает с радостью, и подмывало спросить: а как же печаль и скорбь о бедах мира? На вопрос об этом он ответил так: да, я печалюсь о своих грехах и всего мира, но радости от Божьего присутствия во мне больше, и она все время побеждает печаль.

День 4. Столица

На Афоне все поделено между монастырями. Никакой коммерции, кроме церковных лавок товаров и услуг практически ничего нет. Деньги можно тратить только на транспорт (паром или автобус) и на гида.

Почему женщин не пускают на Афон?

В монастырях проживание, угощения (чай, кофе, рахат лукум) и трапеза (завтрак/ужин) – все бесплатно. Более того, по уставу им запрещено брать за это деньги. Хочешь отблагодарить – купи что-нибудь в церковной лавке или закажи молитву. Пожертвования никто не выпрашивает, то есть нигде не стоят урны с надписью «на храм», хотя конечно же их можно сделать и им найдётся применение.

Почему женщин не пускают на Афон?

Сегодня прибыли в столицу Афона – Карьес. По факту, это одна площадь. Но здесь есть совсем небольшой островок коммерции – два магазинчика, ресторанчик с выбором 3-х постных блюд, кафе, аптека и мини-гостиница. И это все на весь полуостров!

Почему женщин не пускают на Афон?

В монастырях трапеза весьма скромная, особенно сейчас, когда у них пост. Вечером подавали фасолево-картофельную похлебку, а с утра чечевичную, бездрожжевой хлеб и яблоко. Обедов у них нет совсем. Поэтому даже выбор из трёх постных блюд в ресторанчике казался похожим на меню в мишленовском ресторане)) Но это только в столице и только один раз за все путешествие.

Почему женщин не пускают на Афон?

Что касается ночлега, то условия тоже весьма скромные. Это нам ещё достаётся везде комната на четверых, так как гид за неделю договаривался о размещении во всех монастырях. А если просто пришёл «без звонка» могут поселить и в общей комнате на 40 человек. И все бы ничего, но вот в Андреевском ските, где мы сегодня ночуем, нет даже душа. Никакого! Можно только из умывальника торс промокнуть.

Почему женщин не пускают на Афон?

Поскольку у нас в основном пешая программа, да ещё и при температуре 30+, то за день сходит 7 потов. Ложиться без душа спать просто немыслимо.

Почему женщин не пускают на Афон?

Делать нечего, договорились помыться в мини-гостинице за 30 евро на четверых. Но и то, ключевое слово – договорились.

Почему женщин не пускают на Афон?

Я к чему все это. Все бесплатное не может быть хорошим. Понятно, что денег от паломников явно не хватает, для того, чтобы обеспечивать даже минимальные удобства и комфорт. Но и коммерциализация размещения и питания пока что невозможна, хотя и с радостью была бы встречена паломниками. Но, может быть все и к лучшему! Может быть только так Афон может сохранить свою аутентичность, за которой сюда и так едут тысячи людей даже в эти условия.

Почему женщин не пускают на Афон?

Так что же такое Афон?

Место тонкого восприятия и чувства Бога и его воли, помощи и «подарков» от Бога и Богородицы. Если ты не свою волю проводишь, а ищешь воли Бога и желаешь ее исполнять, то Господь все управляет так, как тебе лучше, и все проблемы как бы сами собой решаются. Место напряженной духовной работы — молитвы.

Калива старца Гавриила

Место для послушаний — по-другому вступить в общение с монахами и монастырем и не получится. Место праздника: каждая ночная служба — это событие. И каждая служба исключительна. Место путешествий — множество интересных пешеходных маршрутов, красивых тропинок, зданий. Место встречи — с увлеченными паломниками, с монахами, со старцами (зримо и незримо). Со святыми, Богородицей и Богом — на Святой Горе как будто ближе к ним.

Николай Студеникин

Стаси́дия — деревянное кресло с откидным сидением, высокой спинкой и подлокотниками.

Как добраться

Путь из Москвы до города Фессалоники на самолете занимает 3 часа. Потом на такси 2,5 часа до города Уранополис (но можно доехать и дешевле, на автобусе), откуда каждое утро отправляется паром и идет вдоль всего полуострова Афон с остановками вблизи монастырей.

Могила отца Паисия в Суроти, рядом с монастырской звонницей

Я, чтобы успеть на утренний паром, прилетел накануне вечером и по дороге заехал в монастырь Суроти (от Фессалоник около 20 км) — помолиться на могилке старца Паисия. Заночевал в отеле, а утром получил афонский диамонитирион в паломническом бюро, купил в кассе у пирса билет на паром, и в половине десятого мы уже отчалили. Паром был плотно заполнен пассажирами из разных концов православного мира. Сначала паром причалил к пирсу, от которого начиналась дорога на сербский монастырь Хиландар, он был не виден за горами. Потом последовали остановки у пирсов монастырей Констамонит, Дохиар, Зограф, Ксенофонт. Через полтора часа и на шестой остановке сошли в Свято-Пантелеимоновом монастыре, а паром отправился дальше, в сторону бухты Дафни.

Популярные статьи  Почему женщины покрывают голову в церкви?

Женщины на Поместных соборах

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалось словами апостола Павла: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор, 14, 34-35). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века. Даже на известном количеством предлагавшихся на нем церковных инноваций Поместном соборе 1917-1918 годов женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса. Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего патриарха Алексия II.Согласно канонам Церкви, полноправными членами Поместных соборов являются только преемники апостолов — епископы. Канонов, предусматривающих участие в соборах клириков и мирян, нет, хотя подобные случаи в истории Церкви, особенно после падения Византийской империи, были. В России в начале ХХ века развернулась широкая полемика об участии в соборах не только епископов. В результате членами собора 1917-1918 гг. были и клирики, и миряне. Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви, принятый в 2000 году, также предусматривает участие клириков и мирян в Поместном соборе. Однако епископат удерживает за собой канонически обоснованный контроль за решениями Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нем епископов.

Афон: какой формат поездки выбрать?

  • Групповое паломничество, организованное паломническим центром или местным гидом. Чаще всего, групповое. Вы просто платите деньги, а все остальное — маршруты, трансферы, билеты — организовывает посредник. С одной стороны, это удобно и ни о чем думать не надо. С другой стороны, такой формат понемногу отходит в прошлое. Паломничество просит сосредоточения, а в группе — даже если собрались единомышленники, — оно почти невозможно.
  • Паломничество, когда вы все организовываете сами, сами бронируете места в монастырях, и сами передвигаетесь на транспорте между ними — на автобусах, паромах или нанятых машинах. Такой формат мы называем «комфортное погружение». Вы увидите Афон и его монастыри, вам будет комфортно и хорошо — вам не придется делать изнуряющие переходы. В общем говоря, если вы пенсионер или у вас проблемы со здоровьем — это, по сути, оптимальный вариант.
  • «Полное погружение». Перемещение между монастырями пешком. Это огромный труд (об этом ниже), порой — выматывающий. Плюс богослужения! Однако рассказывают: именно в таком ритме происходит настоящее и безоговорочное соприкосновение с Афоном. Ты не просто смотришь на красоты Святой Горы и ее обителей, но становишься их частью. Афон словно оказывается не только вокруг или на уровне эмоций, но и буквально внутри тебя.

Почему женщин не пускают на Афон?

Афон. Монастырь Иверон.

Женщинам нельзя на Афон и другие ограничения

Женщинам в православном храме часто приходится «смиряться», начиная с детского возраста. Во время крещения мальчиков заносят в алтарь, а девочек — нет. Мужчины становятся священниками, а женщинам запрещается. В православии женщинам не принято проповедовать, а апостол Павел даже призывает представительниц слабого пола вообще молчать («Жены ваши в церквах да молчат»).

Более того, женщинам нельзя на Афон — один из молитвенных центров православия. Если посмотреть на историю Церкви, то можно найти объяснение всем этим фактам.

Почему священники — только мужчины?

Действительно, священниками становятся только мужчины. Почему? Потому что священнослужитель — это образ Христа. Как пишет диакон Андрей Кураев, священник представляет собой литургическую икону Христа. Спаситель же воплотился в мужском поле.

Почему женщинам нельзя входить в алтарь?

Если возникает сам вопрос «Почему женщинам нельзя входить в алтарь?», значит, для него есть какое-то основание. Таким основанием стало 44 правило Лаодикийского собора (около 360 года):

Но это не единственный запрет. 69-е Правило Труллського, или Шестого Вселенского собора (692 год) гласит:

Читать также:

Женщины в православии, или Почему жены должны молчать?

Что это значит? Входить в алтарь могут только служители храма, а также те, кто собирается принести Богу дары (в то время это позволить могли цари).

Если до постановлений этих соборов заходить в алтарь мирянам не возбранялось, то после принятия правил разрешалось только для служителей клира.

А если это женский монастырь, где служит один священник и дьякон, а все остальные — инокини? Сегодня в женских обителях разрешается входить в алтарь монахиням после 40 лет, а также вдовам и девам (например, они могут стать алтарницами, то есть исполнять определенное служение по уборке).

Исключение из правил. Каждый паломник на Святую Землю, когда заходит в Кувуклию и прикладывается ко Гробу Господню, вряд ли задается вопросом «Почему женщинам нельзя входить в алтарь?». Лишь единицы задумываются над тем, что Кувуклия — это алтарь храма, где служат, а мраморная плита гроба Господня — престол.

Крещение и воцерковление. Не все так просто и с традицией вносить мальчика во время крещения в алтарь (девочек не вносят). Раньше все было иначе: младенцев независимо от пола в сороковой день приносили в храм — воцерковляли — вносили в алтарь и даже прикладывали к престолу. Крестили детей намного позже. В наше время все поменялось местами: обычно сначала крестят, а потом воцерковляют. Девочек уже не вносят в алтарь, а мальчиков только вносят, но не прикладывают ко престолу.

Строгие нравы византийских монастырей

В древних монастырях действовали очень строгие правила. Дабы не искушать насельников, желающих полностью посвятить себя Богу и дающих обет безбрачия, вход в обитель представителю противоположного пола был закрыт. Если это мужской монастырь — женщинам, если женский — мужчинам.

Надо сказать, что в то время монашество было преимущественно мужским. Соответственно чаще использовался запрет для женщин. Эта традиция широко укрепилась в Византии, где представительниц слабого пола ни под каким предлогом не пускали в мужскую обитель. В некоторых монастырях Греции она сохранилась до сих пор (женщинам нельзя на Афон — и это еще не предел). Об этом далее.

Оцените статью
Добавить комментарии