Старообрядческие иконы

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Кто такие старообрядцы?

Старообрядцы — это одна из разновидностей православных христиан, которая отличается от Православной Церкви рядом богослужебных и канонических особенностей. Старообрядцы считают, что Православная Церковь отошла от истинного пути и должна вернуться к более древним обычаям и традициям.

Основным отличием старообрядчества от Православной Церкви является сохранение старых ритуалов и обрядов, которые были отменены или изменены в рамках реформ Православной Церкви в XVII веке. Кроме того, старообрядцы придерживаются более строгих правил поведения и обрядности, отказываясь, например, от использования новых православных песнопений и обновленных книг молитв.

Старообрядчество является исключительно русским явлением. В других Поместных Православных Церквях старообрядческих течений не существует.

В целом, старообрядчество можно рассматривать как форму консервативного православия, которое уделяет особое внимание сохранению древних традиций и обрядов. Старообрядцы имеют свою историю, общины и церковные обряды, приверженцы которых стремятся сохранить и передать будущим поколениям.

Какие иконы относят к старообрядческим

Старообрядцы считают себя хранителями древней христианской религии, в том числе в иконографии. Они не признают иконы, написанные по предписаниям никоновской реформы.

Иконография Господа Иисуса Христа

На иконах старообрядцев Господь изображен в рублевском стиле: фигура Спасителя развернута на 270 градусов, пальцы правой руки сложены в двоеперстие, в левой – раскрытое Евангелие.

В такой манере выполнены например:

  • «Спас Вседержитель»;
  • «Царь Царей»;
  • «Нерукотворный Спас».

В старообрядческом вероучении делается особый акцент на том, что Христос – Царь Небесный.

Иконография Пресвятой Богородицы

Божия Матерь почиталась старообрядцами, как защитница и хранительница истинного православного благочестия. Особенно чтимым в 19 столетии был образ «Тихвинской Богоматери», по преданию, написанный апостолом Лукой. Изображение Младенца Иисуса на иконе с двоеперстным благословением для староверов служило доказательством «правильности» веры для неграмотных верующих.

Образы Богородицы под другими названиями, встречающиеся в храмах и домах староверов:

  • «Владимирская»;
  • «Казанская»;
  • «Иверская»;
  • «Шуйская»;
  • «Троеручица»;
  • «Неопалимая Купина»;
  • «Смоленская»;
  • «Скорбящая».

Старообрядческие иконы

Другие староверческие иконы

В храмах и домах староверов молятся перед иконами с изображениями:

  • святого Николая Чудотворца;
  • Иоанна Богослова (молчащего);
  • пророка Илии в «огне»;
  • Иоанна Предтечи;
  • архангела Михаила;
  • мученика Иоанна Воина;
  • великомученицы Парасковии;
  • мучениц Екатерины, Варвары;
  • мученика Уару;
  • святой Феклы;
  • святого Паисия.

Почитаются минейные образа со святыми, дни поминовения которых приходятся в эти дни, а также в честь главных православных праздников, Страшного Суда, местных святых.

Старообрядческие иконы

Свечи и паникадила

Оказавшись внутри незнакомого храма, нужно осмотреться. Так, например, в старообрядческих храмах во время Богослужения не используется электрический свет (исключение делается лишь для клироса). Лампады в подсвечниках и паникадилах горят за счет натурального растительного масла.

Старообрядческие иконы Старообрядческие иконы

Свечи для использования в старообрядческих храмах изготавливаются из чистого воска естественного цвета. Использование окрашенных свечей — красных, белых, зеленых и пр. — не допускается.

Примеры Богородичных икон и изображений святых

Свои характерные особенности имеют и старообрядческие иконы Богородицы. Наиболее распространённая среди них — «Богородица Огневидная». Её отличают от обычных общепринятых изводов (разновидностей) богородичных икон преобладание в общей цветовой гамме огненно-красных и алых тонов, что и послужило причиной её необычного названия. Божья Матерь на ней представлена одна, без Младенца. Её лик всегда обращён в правую сторону.

Иконы старообрядческих святых также бывают подчас достаточно своеобразны и спорны. Некоторые из них порой способны вызвать недоумение у случайного зрителя. К ним, в частности, относится икона мученика Христофора-Псеголовца. На ней святой изображён с собачьей головой. Опуская аргументацию подобной трактовки образа, отметим лишь, что эта икона вместе с некоторыми другими подобными сюжетами была запрещена особым указом Святейшего синода в декабре 1722 года.

Старообрядческие иконы

Особое место занимают также старообрядческие иконы с изображением наиболее известных в прошлом деятелей религиозного раскола, почитаемых в качестве святых, но не признаваемых официальной церковью. Это, в первую очередь, лидер старообрядческого движения протопоп Аввакум, казнённый за свою деятельность в 1682 году, фанатичная приверженица древнего благочестия боярыня Феодосия Морозова, а также основатель Выговской беспоповской общины Андрей Денисов. Старообрядческие иконы, фото которых представлены в статье, помогут зрительно представить характерные особенности этой разновидности церковной живописи.

Отличительные признаки икон староверов

Старообрядцы еще до раскола выступали против влияния западноевропейской (католической) иконографии на русскую традицию иконописи. Они явились собирателями старинных икон, считая «новые» образы неблагодатными. Особенно староверы ценили иконы письма Андрея Рублева.

Старообрядческим иконам характерны следующие черты (некоторые из них совпадают с традицией Православной Церкви):

  1. В старообрядческой традиции благословляющий жест из двух перстов.
  2. Имя Христа пишется, как IC. XC. (IИС. Х.С. – никоновская аббревиатура).
  3. Сохранение символизма евангелистов Марка и Иоанна (лев и орел).
  4. Аллегорическое изображение евангелистов в виде животных.
  5. Изображение только восьмиконечного креста, в отличие от 4-х и 6-тиконечных.
  6. Многочисленные поясняющие надписи.
  7. На деревянных образах лица святых, Господа и Богородицы всегда темные.
  8. Литые иконы из меди и олова, запрещенные в XVIII веке.
  9. Святые, канонизированные после раскола, не изображаются.

Изображения старообрядцев отличаются также сюжетом:

  1. «Спас Благое Молчание». Изображение Христа в виде ангела в царском одеянии и короне.
  2. «Спас Мокрая Борода». Иисус Христос изображен с клинообразной бородой и глазами разного размера.
  3. «Спас Ярое Око». Изображение Спасителя в сине-зеленых одеждах, с головой удлиненной формы.
  4. Николай Чудотворец изображен с косящими зрачками («Николай Отвратный»).
Популярные статьи  Икона святой Ирины

В старообрядческой среде сформировалось 5 школ иконописи. Самые известные – Ветковская и Невьянская:

  • Ветковское направление. Материал для создания образов – древесное полотно из тополя. Иконы украшены богатым растительным орнаментом, позолотой. В технике иконописи применяются старинные методы отображения святых ликов.
  • Невьянская школа отличается сплошным золочением фона и удлиненными пропорциями фигур. Старообрядцы сохранили технику создания литых икон, запрещенных для использования в храмах Синодом РПЦ в XVIII веке.

Раскол в Русской Православной церкви

Разногласия в Русской Православной церкви начались в середине XVII века, во время правления патриарха Никона, который решил провести реформу, затрагивающую богослужебные обряды, богословские трактаты и иконопись. Патриарх, при поддержке царя Алексея Михайловича и Константинопольского патриарха, начал править богослужебные обряды и молитвословия, приводя их в единство с греческими образцами.

Отметим, что правился не смысл и не вероучительные истины, а ошибки при переводе текстов с греческого и некоторые несоответствия в чинопоследованиях, которые отличались от других Православных Церквей.

 

Были внесены изменения в Священное Писание, литургические службы, запрещено креститься двумя перстами. Часть древних икон была исключена из пользования, как несоответствующая новым каноническим правилам. Эталоном для Русской Православной церкви стали новогреческие и византийские обряды, иконография, богословие.

Русский царь таким способом хотел стать престолонаследником Византийской империи, а Никон – Вселенским патриархом Православной Церкви. Часть русского духовенства категорически не согласилась с нововведениями Никона. Для переубеждения несогласных применялись все способы, включая пытки, ссылки, физическое уничтожение.

Священнослужителей, отказавшихся принять никоновскую реформу, объявили раскольниками. Верующих, поддерживающих раскольников, стали называть старообрядцами/староверами. Гонения на староверов продолжались до 1905 года, когда император Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости», уравнявший в правах старообрядцев с католиками, протестантами (но не с православными).

С этого времени в документах слово «раскольники» было заменено на «старообрядцы». Стали открываться старообрядческие церкви, учебные заведения.

Сколько было старообрядцев в России?

Не существует достоверной статистики старообрядчества. В документах Синода число старообрядцев то умышленно уменьшалось, когда нужно было отчитаться об успехах в борьбе с распространением раскола, то существенно завышалось, когда нужно было добиться от Правительства дополнительных мер и увеличения финансирования противораскольнических организаций и мероприятий.

Тем не менее, на протяжении всего времени существования старообрядчества количество его приверженцев составляло не менее четверти православного населения Российской Империи. В таких условиях предметы церковного искусства старообрядцев часто оказывались в семьях людей, совершенно не помышлявших о расколе. Дешевые литые образки, изготовленные в старообрядческих медницах, охотно раскупались крестьянами и нередко оказывались не только в домах, но и в храмах синодальной Церкви. Известно, что преподобный Серафим Саровский всю жизнь проносил на себе старообрядческий меднолитой крест, полученный как материнское благословение.

Правительство боролось с таким распространением старообрядческого литья запретительными мерами. Известны два Указа Петра I 1722 и 1723 годов, запрещавшие производить, продавать и употреблять в храмах резные и литые иконы (кроме нательных крестов) как «зело неискусные и неизобразительные». Эти императорские указы оказались в числе тех неисполнимых правительственных постановлений, которые во множестве издавались во все времена русской истории. Меднолитые кресты, иконы и складни продолжали распространяться в огромных количествах практически на всей территории государства.

Притягательность, в том числе и эстетическая, старообрядческого литья привела к тому, что и не старообрядческие церковные мастерские стали штамповать, а иногда и отливать образки из медных сплавов. Особенно многочисленной и разнообразной была монастырская штамповка, которая, впрочем, не отличалась особой художественной ценностью. Понимая невозможность силового решения проблемы, правительство старалось наладить выпуск собственных литых икон и крестов в стилистике, близкой к старообрядческой, но с изображениями новых святых, прославленных Церковью после раскола в XVIII и XIX веках.

Однако государство явно отставало в организации собственного производства. Известен только один образ святителя Митрофания Воронежского, отличавшегося непримиримостью к расколу, выполненный в стилистике старообрядческого медного литья.

Описанные в статье иконы, безусловно, не исчерпывают всего многообразия старообрядческого медного литья. Многочисленные вариации внутри не только одного иконографического типа, но также и внутри одного извода потребовали бы настолько подробного писания, что объем статьи увеличился бы очень значительно. Кроме того, остались неописанными иконы, отлитые в небольшом числе экземпляров, которые впоследствии не тиражировались. Также не рассматривались иконы и складни, отлитые до раскола, которые как в оригинале, так и в переливках хотя и находились в руках старообрядцев, собственно старообрядческими названы быть не могут — они являются частью культуры Русской Церкви. В статье специальным образом не затронут вопрос о различных модификациях складней, о вариациях иконографии в их средниках и створках.

Особым и очень обширным разделом в исследовании старообрядческого медного литья является описание различных распятий, наперсных, киотных, напрестольных крестов. В отличие от нательных, они отливались в очень широком иконографическом спектре.


К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ

Школы старообрядческих икон

Характерной чертой икон старообрядцев считается изобилие надписей по краям, на полях. Славятся данные образы и так зваными темными ликами, с едва различимыми контурами, что сливаются с цветом деревянных досок. Также, нельзя не отметить, что в XVIII веке официальная церковь запретила старообрядческие литые иконы, кои были еще одной отличительной чертой староверческих образов, которые отливались из меди или олова, неким образом напоминая современное штампование.

Популярные статьи  Как нужно жить, чтобы не попасть в ад?

Школы старообрядческой иконы:

  • Ветковская икона.
  • Невьянская икона.
  • Поморская икона (с тундровым позёмом).
  • Сызранская икона.
  • Сибирская икона.

Одной из принятых староверами икон, на которой изображен Иисус Христос, является икона Спас Благое Молчание. Она встречается только лишь у старообрядцев, ведь каноны официальной церкви не принимали и в кой-то мере запрещали отображать Христа в обличии ангела, каким он запечатлен на иконе Благого Молчания, что в свою очередь делиться на Спаса Мокрая Брада и Спаса Ярое Око.

Старообрядческие иконы

Не менее важным образом в христианской религии остается образ Девы Марии. Не лишены и староверческие иконы обличия Божьей Матери, хотя и с некоторыми отличиями. Наибольшей популярности у старообрядцев приобрела икона Богородица Огневидная. Из-за цветового оформления (яркий красный, оранжевый алые тона) икона получила название «Огневидная». Изображена Пресвятая Дева без Младенца на руках, как это привычно для официальной церкви, и голова Ее повернута в правую сторону.

Старообрядческие иконы

Выгорецкая (на реке Выг) община в Поморье была одним из первых и, несомненно, самым значительным староверческим поселением. Первоначальный состав общины был преимущественно крестьянским и монашеским (бежавшие с Соловков после их взятия правительственными войсками монахи), однако руководителями её были князья Андрей и Семён Мышецкие-Денисовы.

На Выгу все были грамотными поголовно, отсюда — любовь к текстам, которым на иконе часто отводилось много места. Надписи каллиграфически красивы. Светел «солнечный» колорит образов, охряные с праздничной красно-голубой опушью поля, золотой фон. (Это поздние московские старообрядческие мастерские на рубеже XIX – XX веков освоили иконы сдержанного, а то и совсем тёмного колорита, стилизуя свои работы под покрытые потемневшей олифой дониконовские образцы.).

Лики строгие, взгляд «взыскующий», проникновенный, мощные плави рельефно выступают над светлым красновато-охряным, реже оливковым санкирём. Тщательная проработка деталей, наличие элементов северного пейзажа — заметные особенности поморского письма, оказавшие влияние на иконопись других старообрядческих центров.

Старообрядческие иконы

Старообрядчество Урала включало разнообразные толки и согласия (от некоторых из них теперь и следов не осталось). В первой трети — середине XVIII века вокруг Невьянского завода сложился иконописный центр, на который оказало влияние не только собственно выгорецкое, но великопоженское и вообще поморское иконописание. Отсюда происходит сложность атрибуции икон периода становления невьянского стиля: некоторые из них могут быть, на наш взгляд, атрибутированными равным образом как «невьянские», так и «поморские».

Существует мнение, что живопись Ветки по сравнению с Невьянском — сниженный уровень. Но это верно лишь отчасти в отношении икон второй половины XIX века (тогда, впрочем, и Невьянск в своей массе сильно изменился в сторону более простого, схематичного и «откровенного» письма).

Интересно наблюдение И. Л. Бусевой-Давыдовой: ветковские лики святых с их фактурными носами и как бы припухлыми глазами трактуются ею как подражание мастерам Оружейной палаты второй половины XVII века.

Действительно, старообрядческие письма органично перерабатывали веяния столичной иконописи, влияние барокко. Ветковская иконопись находилась на уровне эстетических запросов своего времени и была столь популярна, что мастера-староверы получали заказы для официальной церкви. В источниках упоминаются факты обращения никониан в староверские толки исключительно с целью обучиться иконописи, а затем подвизаться в качестве иконописцев официальной религии.

Сближения между Веткой и Уралом, несомненно, объясняются широкими контактами старообрядцев и старообрядческих иконописцев двух регионов. Эти контакты бывали вынужденными, после правительственных «выгонок», то есть разорений Ветки, а бывали и добровольными. Обычно иконописец, переезжая на новое место, подстраивался под местный вкус и манеру. Икона, написанная даже всего лишь по другой прориси с небольшими изменениями, у приверженных букве обряда староверов могла быть воспринята как «нечестная». Но и в этих условиях иконописец со стороны мог привнести в работу что-то своё, привычное.

Спрос на древние иконы, породивший индустрию подделок

Подобные заявления послужили причиной тому, что, начиная со второй половины XVII века, старообрядцы начали активно собирать старые «дораскольные» иконы, среди которых особенно ценились работы Андрея Рублёва. Кстати, причиной тому были вовсе не их художественные достоинства, а решение церковного Собора, состоявшегося за сто лет до этого, и принявшего решение считать работы Рублёва образцом для будущих живописцев.

Таким образом, спрос на древние иконы резко возрос, а поскольку они во все времена оставались редкостью, то сразу было налажено массовое производство подделок, выполненных «под старину». Такие старообрядческие иконы назывались «подфурными» и были весьма широко распространены, чему последователи древнего благочестия пытались противодействовать.

Художественные эксперты и создатели новых произведений

Чтобы не стать жертвой обмана ловких дельцов, старообрядцы были вынуждены вникать во все тонкости написания икон. Неудивительно, что именно из их среды вышли первые серьёзные профессионалы-эксперты в области иконографии. Особенно заметна была их роль на рубеже XIX и XX века, когда в российском обществе обозначился широкий интерес к произведениям древней живописи, а соответственно, возросло и производство всякого рода подделок.

Старообрядческие иконы

Старообрядцы не только старались приобрести старые иконы, но со временем стали производить собственные, выполненные по всем правилам, которые они сами же и установили. С середины XVIII века в наиболее крупных старообрядческих центрах появились собственные иконописные мастерские, в которых, кроме живописных произведений, создавались и медные литые иконы.

Сравнение двух направлений

Казалось бы, и православные, и староверы – христиане одной ветви. И все же, между ними есть разница, которая часто вызывает в прихожанах и священниках негативные эмоции. Ряд отличий этих верований делают Православную Церковь настолько же далекой от старообрядцев, как и от католиков.

Те, кто следует старой традиции, начинают служение и оканчивают его земными поклонами. Кроме того, в течение всей службы они совершают земные поклоны. В православии начальные поклоны, как и конечные, не используются. Земные поклоны во время служения были заменены на поясные.

Популярные статьи  Икона Святой Троицы

Перста

Первое, что отличает православного от староверного христианина, – это крестное знамение. Старовер, совершая его, складывает пальцы (персты) так, что знак этот у него производится всего лишь двумя пальцами. Для православного христианина это недопустимо. Данный символ для него заключает в себе осенение и обращение ко всем трем ипостасям Бога: Отцу и Сыну, и Святому Духу. В связи с этим, крестное знамение у православных производится тремя пальцами.

Образ Иисуса Христа

Изменения касаются также образа Спасителя. В книгах и на изображениях Христа вместо Исус (как у староверов) стали использовать другую, более современную форму, которая выглядит как Иисус. При этом изменились и начертания, которые изображаются на кресте в верхней части. На иконах староверов данная надпись выглядит как ЦРЬ СЛВЫ (что должно обозначать Царь Славы) и ИС ХС (Исус Христос). Православные иконы на восьмиконечном кресте имеют надпись ИНЦИ (что расшифровывается как Иисус Назарей Царь Иудейский) и ІИС ХС (Иисус Христос).

Сами иконы могут тоже выглядеть по-разному. Старообрядцы продолжают творить их в стиле, который сформировался в Древней Руси и Византии. Образы Православной Церкви немного отличаются, приняв веяния иконописцев запада.

Еще одна особенность иконописного мастерства – литье образов. В православии это категорически запрещено. Староверы же нередко пользуются данным методом обработки материалов для создания икон.

Символы веры

«Символ Веры» – одна из главных православных молитв. Читая ее ежедневно, христиане открывают душу свою и помыслы о Вере своей, дабы быть ближе к Нему. Как оказалось, данная молитва у православных христиан несколько отличается от того варианта, который привычен для старообрядцев.

Кроме этого, староверы не принимают утверждение православных о необходимости исповедоваться Духу Святому, поскольку он – истинная суть. Православный вариант указывает лишь на «Бога истинна от Бога истинна», что говорит лишь об Отце и Сыне.

Церковная реформа патриарха Никона

В XVI веке церковный раскол начался из-за исправления книг. Реформаторы хотели переделать писания на греческий манер и укрепить таким образом связь с восточными церквями. После того, как патриархом в России избрали митрополита Никона, началась жёсткая борьба со старыми обрядами.

Крещение двумя перстами заменили на троеперстное крещение. Вместо одноголосого пения провозгласили многоголосое партесное. Также в церкви священникам разрешили зачитывать проповеди собственного сочинения. Раньше подобные поступки считались грехом. Однако главные реформы коснулись иконописи. Образы, созданные не по греческим, а по католическим канонам, беспощадно уничтожались.

Реформы носили обязательный характер. Не удивительно, что часть верующих отказалась подчиниться указам патриарха. При этом старообрядцы не себя считали отступниками, а видели предательство в государственных реформах.

Жуткое последствие раскола — гари. Старообрядцы предпочитали сгорать заживо целыми общинами. В 1672 году в Палеостровском монастыре на такую крайность пошли 2700 человек.

Как провозились иконы староверов

Для того, чтобы ввезти подпольные образы в город, требовалось пройти досмотр. Как правило, «мазыки» и «боготаскатели» оформляли документы на небольшую партию новоправленных икон — не более 20 образов

 

Старообрядческие иконы

В повозках они прятали огромные партии нелегальной продукции. Один офеня запросто мог провезти за раз до 200 старообрядческих икон. Иногда количество подпольно изготовленных изображений доходило до нескольких тысяч.

Офени отлично знали рынок сбыта. Например, староверы, которые причисляли себя к «австрийскому священству», ценили иконы «под Новгород». У «поморцев» особенно ценилось «северное» или «строгановское» письмо. Ради сбора обширной информации о предпочтениях покупателей офени проникали во все городские структуры. К тому моменту, когда власти осознавали масштаб проблемы, офени бесследно исчезали.

Сюжетные особенности

  • Спас Благое Молчание . На ней изображен ангел со скрещенными на груди руками (как причастник), облаченный в царский хитон и в восьмиконечной короне славы Бога Отца. По обеим сторонам рядом с короной надписи «IС» ниже «Благое» и «ХС» ниже «молчание» Неканонический извод Христа в виде «тварной» природы — ангела — запрещен в Русской православной церкви.
  • Спас Мокрая Брада — образ Спасителя с клинообразной формой бороды и с левым глазом большим, чем правый.
  • Спас Ярое Око — образ Спасителя с удлиненной головой, темным ликом без нимба в сине-голубой одежде
  • Богоматерь Огневидная
  • Мученик Христофор-Псеглавец . Его иконы «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 года как «противные естеству, истории и самой истине». Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-Кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание.
  • Никола Отвратный — образ Святого Николая с косящими влево зрачками.
  • Священномученик Аввакуум ,
  • Инокиня Феодора .
  • Андрей Денисов — один из основателей Выгорецкой обители.

Подобно другим православным, старообрядцы чтили иконы, посвящённые Страшному Суду и местным святым: Зосимы и Савватия Соловецких, Варлаама Хутынского, Александра Ошевенского, Сергия Радонежского.

Обилие надписей на полях — характерная черта старообрядческих икон. Деревянные иконы старообрядцев обычно характеризуются тёмными ликами. Также старообрядцев характеризовали медные и оловянные «литые иконы». В XVIII веке официальное православие запретило изготовление подобных икон.

В «Поморских ответах» собран и проанализирован обширный иконографический материал, это было одно из первых в России сравнительных иконографических исследований.

 

Оцените статью
Добавить комментарии