Степени монашества
Послушник
Монашеский подвиг начинается с послушничества. Мирянин постигает особенности иноческой жизни, берет на себя «послушание» и своим терпением и упорством, силой веры и намерения стать монахом доказывает право перехода на следующую ступень.
Рясофор
Когда духовный наставник послушника видит, что его чадо демонстрирует твердость своего намерения, он благословляет послушника стать рясофором.
Мантийный монах
Следующий этап – настоящий монашеский постриг. Человек произносит обеты, в которых полностью отрекается от мира, ему крестообразно постригают голову, и дают новое имя. Начинается новая жизнь, где собственные интересы уступают место служению Богу и людям.
Схимник
Великая схима – это полное отречение от всего мира, даже от монастырского уклада. Монах, принявший схиму, снова получает другое имя, потому что отказывается от любой прежней жизни, живет уединенно в келье или в скиту. Схимники не участвуют в работах, общих для монастыря. Их день состоит из непрестанной молитвы. Нередко схимники брали на себя обеты молчания или затвора. Подражая древним пустынникам, они берут на себя великий духовный подвиг.
- Путь в монастырь
- Монашество — легкий ли это путь?
Как возник обряд монашеского пострига
В связи с тем, что Слово Христово апостолы распространяли по всей земле, уверовавшие люди начали вести аскетический образ жизни. Позже они объединялись в небольшие группки. Откуда произошел сам обряд пострига неизвестно. К нам дошел только тот факт, что сначала монахи давали обет безбрачия, а потом уже и другие обещания. Также в католической церкви был распространенным обряд при посвящении в монахи, который назывался «гуменцо».
Это слово означает особую стрижку – выбритый на голове круг. В православии не было такой традиции, наоборот: с некоторых пор священники и монахи стали носить длинные волосы и бороды.
Ересь может дать начало секте, а позже — религиозной традиции
Ересь искажает традиционное учение, отходит от него. Справедливо называть ересью те философско-религиозные школы, которые, оставаясь в лоне традиции, позволяют себе вольные, противоречащие канону интерпретации вероучения.
Скажем, если священник на проповеди начинает учить, что Царица Небесная — это женская ипостась верховного Бога христианства, такое мнение явно будет считаться ересью, потому что:
- противоречит ортодоксальному учению;
- расходится со священным Писанием и Преданием;
- говорится при полном осознании противопоставления христианским догмам.
Но любой распространитель ереси может покаяться и отказаться от своих взглядов. Если же нет, то до тех пор, пока он со своими взглядами остаётся в лоне традиции, он считается еретиком.
Секта возникает тогда, когда некий человек противопоставляет своё учение традиционной религии и находит приверженцев. Развивая пример выше, можем сказать, что если некий проповедник, который учит, что Дева Мария — богиня, создаст организацию верующих в то же самое, она будет считаться сектой.
Формально это уже не ересь, так как учение существует уже вне традиции, а придерживается собственных, автономных догм. Само по себе слово «секта» тоже не несёт негативной нагрузки, хотя в настоящее время это мало кто знает.
Религия возникает на базе секты тогда, когда та официально признаётся государством. Скажем, гипотетическое общество верующих в божественность Царицы Небесной (из нашего примера) может стать полноценной религией где-нибудь в Китае, если его там признают власти. Но в то же время оно остается сектой в России, если здесь не произойдёт того же.
Собственно, именно такой путь и проделало христианство: из ереси в иудаизме оно сформировало секту и только потом, спустя несколько веков, стало признанной религией в Римской империи.
Составная часть особого почитания — смирение
Особое почитание, трепетное состояние в ощущении присутствия Божьего невозможно достигнуть без истинного смирения и покорности. В послании пророка Исайи, в 66 главе говорится о том, что Господь заботится о тех, кто беден и смирен. Кроткие и благоговеющие перед престолом Всевышнего, иконами святых наполнены Божьей благодатью.
Смиренный человек имеет Божье благословение
Благоговение невозможно привить детям, если родители не служат для них примером истинного послушание и смирения. Благоговеющий отец и мать, которые в смирении и послушании с радостью соблюдают посты, и искренне молятся перед святыми образами, сеют в своих детях семена истинного поклонения перед Всевышним.
История
Итак, лексическое значение слова «еретик» можно определить так: это сторонник веры или теории, которая сильно противоречит установленным убеждениям или обычаям, в частности церкви или религиозной организации.
Термин «ересь» сформировался для обозначения дивизий, расколов и фракций, которые придерживались разного мнения в ранней церкви. По мере роста и развития христианства церковь установила основные учения веры. Эти основы можно найти в «Апостольском кредо» и «Никейском кредо». Однако на протяжении веков богословы и религиозные деятели предлагали отличные от устоявшихся доктрины, противоречащие установленным христианским убеждениям.
Чтобы сохранить крепкое положение последних, церковь выделяла людей, которые проповедовали то, что некоторые идеи представляют собой угрозу для христианства. Незадолго до этого так называемые еретики были заклеймены не только как враги церкви, но и как враги государства. Преследование стало широко распространенным, поскольку Папой была разрешена инквизиция. Эти расследования часто приводили к пыткам и казни невинных жертв. Тысячи людей были заключены в тюрьму и сожжены на костре.
Схимник — это кто?
Каждый христианин самостоятельно выбирает свой путь к духовному спасению. Это может быть и супружеская жизнь в христианском браке, и целомудренная безбрачная жизнь (монашество).
Как отдельный вид христианской жизни монашество оформилось в 4 веке в Египте. К этому времени относится появление первых монашеских общин. Их участники вели образ жизни, который отличался от поведения остальных верующих. Отличия этих отшельников относились как к внутренним изменениям (постоянная молитва, смирение), так и к внешним атрибутам (например, особое одеяние монаха). В греческом языке «схима» означает «образ». Первоначально такое понятие относилось только к одежде. Со временем схимой стали называть само монашество. Поэтому схимник — это монах, давших обеты (обещания) послушания, нестяжания и целомудрия.
Малая схима
Во время пострижения в малую схиму новопостриженный приносит обеты (обещания) соблюдать послушание, нестяжание и целомудрие. Святые Отцы считают, что во время пострига монаху дается особая благодать, это своего рода второе крещение. При постриге человеку дается новое имя.
Внешне монахи малой схимы отличаются своим облачением, которое имеет символическое значение. Облачение малой схимы: хитон, параман, ряса, мантия, клобук, сандалии.
Ряса является повседневной верхней длинной одеждой, имеющей длинные широкие рукава. Ее черный цвет символизирует внутренний покой, бесстрастие и отрешение от мирской суеты.
Хитон представляет собой одежду из грубой ткани. Его носят под рясой. Это символ вольной нищеты и нестяжания.
Параманом называется квадратный плат с изображением креста и с написанными словами:
Параман носится на теле под одеждой. По его углам пришиты четыре шнура. Эти шнуры на спине образуется четырёхугольник, а спереди — крест. Духовный смысл парамана — непрестанное напоминание монаху о желании следовать за Христом:
Мантия, сандалии, четки
Для торжественных случаев монах надевает мантию — длинный плащ без рукавов. Просторная мантия — это как бы ангельские крылья, которые напоминают о готовности монаха на совершение Божьего дела.
Клобук — это монашеский головной убор, имеющий форму расширенного кверху цилиндра. Его называют духовным «шлемом спасения» и «покрывалом послушания».
При постриге монах надевает сандалии, чтобы он, по словам святителя Симеона Фессалоникийского (14-15 век),
Также монахи всегда имеют при себе четки для непрестанного творения молитвы. Это их духовный меч. Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994) называл четки «оружием против диавола».
Монашество в различных религиях
Традиция посвящать свою жизнь монашескому подвигу существует практически в каждой более-менее развитой религиозной традиции. Об этом свидетельствует Википедия и другие доступные источники. Безусловно, институт монашества является актуальным для общества в целом, а также для высоких духовных целей.Люди приходят в монастыри зачастую с совершенно разными целями. Кто-то бежит от мира, другие просто не смогли ничего достичь и решили выбрать духовный путь. Есть и такие, которые намеренно решили полностью отдать себя служению Господу, к примеру, Серафим Саровский, который вполне мог бы стать богатым купцом, но решил уйти в монашество.
Нужно ясно осознавать особенности этого религиозного института. Признаком развитого общества и человека в отдельности является глубокое почтение к служителям религии, которые поддерживают, передают и несут в себе определенную традицию.
Примечания
По материалам: «Российский гуманитарный энциклопедический словарь» В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.
Wikimedia Foundation . 2010 .Синонимы :
Смотреть что такое «Инок» в других словарях:
инок
— инок, а … Русский орфографический словарь
См … Словарь синонимов
От греч. eis, род. пад. enos, один. Монах. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ИНОК, ИНОКИНЯ монах, монахиня, отшельник, затворник. Полный словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка
Одно из названий православного монаха; инокиня монахиня … Большой Энциклопедический словарь
ИНОК, инока, муж. (церк., книжн.). То же, что монах. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ИНОК, а, муж. Православный монах. | жен. инокиня, и, род. мн. инь. | прил. иноческий, ая, ое. И. сан. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Муж. монах, чернец, черноризец; отшельник, пустыножитель. Инокиня жен. иногда инока, иночка, монахиня, черница. Иноков, инокинин, ему или ей принадлежащий. Иноческий, сану монаха свойственый, сродный. Иночество ср. монашество: состоянье инока и | … Толковый словарь Даля
Одно из названий православного монаха; инокиня – монахиня. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
инок
— безрадостный (Блок); темный (Блок) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов
— (жен. р. инокиня, прежде инока) то же, что монах, собств. одинокий (инокни), прямой перевод греческого μοναχός (женск. p. μοναχή, сравн. с μόνος, μόνη). Инок наречется, понеже един беседует к Богу день и нощь (Пандекты Никона Черногорца) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Книги
Описание святой горы Афонской. Инок Парфений , Инок Парфений (Агеев). Издание, которое вы держите в руках, содержит описание святой Афонской горы из IV части «Сказаний о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика святой…
После семидесяти лет гонений на церковь в нашей стране начали возрождаться не только храмы, но и монастыри. Всё больше людей обращаются к вере как к единственному средству обретения душевного покоя. И некоторые из них выбирают духовный подвиг и иночество, предпочитая жизненной суете монастырскую келью. В обыденном понимании инок — это чернец. Но в православной человек, который только принимает монашество. Он одет, как монах, но может жить и вне стен монастыря и ещё не давал монашеского обета.
Малая схима
Это следующая степень монашества, её ещё называют пострижение в мантию. Тут уже будущие схимники дают особые обеды:
- послушания — обязательное исполнение какой-либо работы;
- нестяжания — отрицание всякого своё имущества;
- — скромность вообще, а также воздержание от сексуальных связей и помыслов.
Теперь в гардеробе монаха помимо рясы имеется ещё и мантия. По этой причине этот этап и носит название — пострижение в мантию. Мантия переводится с греческого как «покрывало», её может носить и епископ и простой монах. Мантия простых монахов имеет только чёрный цвет. И также теперь будущий схимник носит особую обувь
— сандалии, а также чётки.
Надевает параман — особый платок в дополнение к мантии, где изображается восьмиконечный крест, а также Адамова голова и орудия страстей Христовых, по краям парамана имеются надписи на церковном языке. На голове теперь у монаха клобук — переводится как «шапка» — особое облачение, которое носится на голове, символизирует терновый венец Христа.
Вторая ступень монашеского пути предполагает концентрацию монаха на непрекращающемся духовном росте. Монахи отказываются от повседневных человеческих благ, изменяют имя и дают особые обеты. На втором этапе уже нельзя вернуться в обычную жизнь, при этом не понеся строгого церковного наказания.
Что значит принятие схимы
Верующий человек, который решил уйти в монашество и принять схиму, сначала становится иноком. На обряде пострига на его голове выстригают крест. Но в то же время будущий монах-схимник не приносит никаких религиозных обетов и не меняет имя.
Инок носит рясу — одежду черного цвета с широкими рукавами и плотно застегнутым воротником. Она символизирует отрешение от всего мирского и добровольное покаяние. Дополнительно инок может носить камилавку (головной убор) в качестве символа религиозной награды, которая была введена православной церковью в конце 18 века.
Изначально инок носит камилавку черного цвета без каких-либо меток. Продвигаясь в своем служении Господу, он может заменить черную камилавку на фиолетовую или белую. Это также означает приближение того времени, когда инок будет готов принять великий обет и отречься от физического мира.
Как утверждают святые отцы, постриг в схимники можно сравнить с символическим вступлением в ряды Небесных воинов, чтобы начать изучение боевого искусства, которое так требуется для Божьей битвы. Новый схимник, только готовящийся принять на себя эту ношу, в самом начале принимает постриг малой схимы, приносит обеты послушания и целомудрия, принимает новое для себя имя.
Подробнее о некоторых деталях одеяния схимника:
- мантия сама по себе без рукавов и носится поверх рясы. Она символизирует готовность выступить в сражении, демонстрирует причастность священнослужителя к Небесным воинам;
- параман — накидка прямоугольной формы на спину. На черном фоне нанесены большой крест и орудия страстей Господних.
Нерелигиозное использование
Слова «ересь» и «еретик» применялись и применяются не только в отношении религии, но и в науке и контексте политической теории.
В других контекстах это слово необязательно имеет уничижительный обертон и даже может быть дополнением при использовании в тех областях, где приветствуются идеи, которые находятся в фундаментальном несогласии со статус-кво в любой практике и сферах общественной жизни.
Учёный / писатель Айзек Азимов считал ересь абстракцией.
Еретики: ударение
В слове «еретики» ударение следует ставить на слог с последней буквой «и»
— еретики́, ерети́к.
Негативный смысл слово «ересь» впервые приобретает в новозаветных посланиях. Логика этого превращения такова, что, поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе (Ин. ), любая альтернатива автоматически обрекает человека на погибель. Соответственно, апостол Пётр говорит о «пагубных ересях» (2Пет. ), а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства и идолослужения (Гал. ). Следуя примеру апостолов, ранняя христианская церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или группы людей, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению.
Великая схима
Optina.ru
Это высшая степень аскетичности, возможная в православном монашестве. В этом случае человек идет на абсолютное отречение от мира, отвергая его, чтобы соединиться с Господом. Схимники приносят такие же обеты, но только их форма на порядок строже и безапелляционней. Они принимают еще одно новое имя, увеличивая количество святых, которые становятся их небесными покровителями.
В древние времени схимники на Руси жили отшельниками, так как у них отсутствовала возможность отправиться в пустынную местность, где они не могли бы встретить никого из людей, чтобы посвятить всю свою жизнь одному только Богу.
Схимники приносили дополнительный обет затвора, который заключался в необходимости укрыться в одиночестве от людей. Часто в этом качестве выступала пещера, которая была подобна гробу. В результате они фактически умирали для окружающих, оставаясь один на один со Всевышним. Именно в те времена таких отшельников стали называть монахами Великой схимы. Со временем подобный затвор утратил обязательный характер, условия их жизни смягчились.
Пожар и святая вода
По утрам даю матушке частицы антидора, которые она запивает святой водой. Наливаю ей из маленькой бутылочки в чашечку святой воды, а она задумалась, вспоминает. Потом говорит:
— Как-то у матери Сепфоры такая же маленькая бутылочка святой воды была. Я ушла по делам. А у неё тюль на окошке загорелся и пожар начался. Да такой сильный! А она одна. Передвигается с трудом, слепая. И водички святой маленькая бутылочка. Как она этот пожар смогла потушить — ума не приложу! Молитвой и святой водой?! Руки обожгла сильно, они у неё очень болели. Но она ни разу не пожаловалась — она была очень стойкой и терпеливой.
А я про себя думаю: «Да уж… Тут маленькая болячка, и ты весь уже изноешься, всех оповестишь, что приболел. А старица вон какая терпеливая была…»
Матушка задумчиво продолжает:
— А год назад у нас в Киреевске пожар случился в одном магазине. Всё сгорело подчистую. И — надо же так случиться! — осталась целой и невредимой одна единственная полка в магазине. Даже копотью ничего не покрылось на этой полке. А вокруг — пепелище. Стали смотреть, что же за полка такая чудесная. Что на ней лежит? А на ней лежит книжка про старицу Сепфору. Продавец читала в свободное время.
И вот, все, кто в том магазине работал и кто про историю эту услышал, бросились книжку про мать Сепфору покупать. Сколько было экземпляров в Киреевске — все с полок смели. Так-то.
Что такое схима у монахов?
Схимой называют обет православного монаха соблюдать чрезвычайную строгость в своём образе, поведении. Символом данного обета становится монашеское облачение, которое, в зависимости от степени посвящения, имеет три вида — рясофор («носящий рясу»), малую схиму (малый ангельский образ, мантия) и великую схиму (великий ангельский образ).
Когда человек посвящается в рясофоры, он не приносит перед лицом Господа обета и становится рясофорным монахом. Его облачением становятся рясы (верхнее одеяние, не предназначенное к богослужению), камилавки (головные уборы), подрясник (нижнее одеяние, предназначенное и к богослужению, и к прочему ношению).
Рясофорный монах проживает трёхлетний искус, испытывая себя — может ли он отказаться от всякого соблазна, от родных, от себя во имя служения Богу?
Пострижение в малую схиму
Постригаемый в малую схиму должен дать обеты девства (отказ от женитьбы и детей), послушания, нестяжания (отказ от материального богатства), непрестанной молитвы. Такому монаху позволено надевать паллий, или мантию — длинную, до пола, безрукавую накидку, покрывающую рясу.
Другими символами малосхимника становятся параман — четырёхугольный плат; клобук — особая шапка, символизирующая терновый венец; чётки и сандалии.
Став малосхимником, монах выбирает путь строгого, всестороннего аскетизма. Он обязательно, в отличие от рясофора, изменяет своё имя. Обет послушания монах исполняет, подчиняясь воле старца — своего духовного руководителя.
Пострижение в великую схиму
Пострижение в великую схиму — вступление в высшую степень монашества, где — предельно полное отчуждение от мирского, отвержение от себя даже ради единения с Господом. Таких монахов называют схимниками, схимонахами.
При пострижении схимонахи дают те же обеты, что и малосхимники, но в более категорической и доведённой до предела форме. Они ещё раз меняют имя, тем самым не просто обретая нового небесного водителя и заступника, но и окончательно порывая со своим происхождением, человеческими связями.
Нередко схимник поселяется отдельно от другой братии и не совершает обычных послушаний: его дело отныне — духовничество и служение литургии.
По внешнему виду схимники определяются аналавом — крестовидной перевязью, возлагаемой на грудь, плечи и спину и имеющей форму Андреевского креста; куколем — островерхим капюшоном с длинными полосами материи, свисающими на грудь и спину, с нашитыми крестами, серафимами и текстом Трисвятой песни; хитоном и поясом. Всё одеяние будущего схимника вечером перед пострижением вносят в алтарь и кладут у подножия его, чтобы одежда освятилась у трапезы Господней.
Настоящее великое схимничество настолько трудно, настолько должно быть вызвано чрезвычайными внутренними устремлениями и глубочайшей верой, что в современной церкви схимников мало. Часто в схимники постригают тех, кто находится при смерти, очень стар, немощен. Если же ещё молодой, полный сил монах принимает схимонашество, он совершает настоящий подвиг.
Происхождение схимы и схимонашества
Схимонашество появилось в IV веке, а чин пострижения дал Пахомий Великий. Упорядочение системы монашества произошло на Четвёртом Вселенском Соборе, где пустынники, проживавшие в монастырях, стали называться схимонахами, затворниками.
Первоначально схимники почти ни с кем не общались, творя молитву вместо речей. Однако в XIX – XX веках произошли перемены. Многие из схимников в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости, и по этой причине правящий архиерей благословил их на утешение приходящего народа.
Люди потянулись к схимникам в Оптину Пустынь, Лавру Преподобного Сергия, Почаевскую лавру, Псково-Печерский монастырь.
Великая схима
В православии Великая схима подразумевает в высшей степени совершенное отрешение от физического мира для абсолютного единения с Господом.
Облачение этого монаха складывается из:
- аналава;
- куколя;
- мантии;
- пояса;
- рясы;
- хитона;
- четок.
Принявшие Великую схиму в русских монастырях полностью освобождаются от любой работы, помимо духовничества и литургии.
Принятие «ангельского образа» длится довольно долго. Во время пострига монах приносит очень строгие клятвы — отрекается от земного бытия еще больше, чем в случае с малосхимничеством. Отречение от мира в этот раз настолько полное, что его можно принять за метафорическую смерть — прощание с мирской жизнью.
Монаха, принимающего постриг, облачают в традиционные одежды, и снова дают другое имя. Это означает, что таким образом он получает нового святого покровителя и еще одного защитника перед Богом.
Куколь (конусообразный капюшон) можно снять только спустя неделю после принятия пострига. А перед этим настоятель произносит специальную молитву. Это делается для возвращения к телесному труду. Снова надеть куколь можно без вторичного благословения настоятеля.
Известные схимонахи
Антоний Печерский
Основоположником русского монашества является основатель Киево-Печерского монастыря преподобный Антоний Печерский (10-11 век). В Русской Православной Церкви он почитается как «начальник всех русских монахов». С юных лет у преподобного появилось влечение к высшей духовной жизни. Монашеский постриг он принял на Афоне (Греция). Вернувшись на Русь, он поселился на берегу реки Днепр под Киевом, где вел отшельнический (одинокий) образ жизни. К нему стали собираться ученики, образовалась монашеская община. По его благословению был построен каменный Успенский Собор.
Мощи преподобного Антония находятся в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. На иконах преподобный Антоний Печерский изображается в облачении великосхимника. По греческой традиции монашеский постриг бывает только двух степеней: рясофор и следующий за ним монашеский постриг, при котором дается сразу обеты великой схимы.
Амвросий Оптинский
В 19 веке широкую известность имел схимонах Авмросий Оптинский (1812-1891), в миру Александр Михайлович Гренков. Родом он был из Тамбовской губернии. Учась в духовной семинарии, во время тяжёлой болезни дал обет уйти в монастырь. Однако по окончании семинарии сначала стал работать учителем в семье помещика, а затем преподавал в духовном училище.
Во время повторения болезни, преподобный посетил Троице-Сергиеву Лавру (Московская область), где от старца получил указание идти в Оптину пустынь (Калужская область). Там он в 1841 году был пострижен в рясофор, а в 1842 году принял малую схиму с именем Амвросий. В 1848 году его здоровье сильно ослабло. Было принято решение о постриге в великую схиму без изменения имени. Прославился преподобный Амвросий как прозорливый старец, который помог многим людям. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых.
Серафим Вырицкий
Одним из известных схимонахов 20 века является преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949), в миру Василий Николаевич Муравьев. В мирской жизни он был крупным мехоторговцем, имел семью. Затем по совместному согласию они с женой ушли в монастырь: Василий — в Александро-Невскую Лавру (Санкт-Петербург) с именем Варнава, Ольга — в Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург) с именем Христина.
В 1926 году преподобный принял схиму с именем Серафима. Долгое время он был духовником Александро-Невской Лавры. По состоянию здоровья ему пришлось переехать в поселок Вырицу (Ленинградская область), отчего он и известен как Вырицкий. К нему за советом и молитвенной помощью приезжали многие верующие. В 2000 году Русская Православная Церковь прославила его в лике святых.
Читайте нас удобно в соцсетях:
Метки: великая схима, малая схима, схима монашеская что это, схима это, схимники это кто, что такое схима
Монашество на Руси
Бери Руси монахов именовали иноками. Это русское название, образованное через слова «иной». Также монахов и монахинь называли чернецом и черницей (с-за черного цвета одежды). Почему люди на Руси уходили добром в монахи и отрекались от мира? Потому что он терял в (видах них свою привлекательность и смысл. Первые монахи были отшельниками и пустынниками, они волей уходили от людей в свой «райский уголок». Подземелье для них являлась райскими кущами, наполненными благодатью и особым смыслом.
В противном случае человек ощущает внутри себя особенную близость к богу, он принимает разрешение (вопроса уйти в монастырь на служение. Монашество имеет три ступени посвящения:
- рясофор (черноризец);
- малая схима;
- великая схима.
При пострижении в иноки монашеского обета неважный (=маловажный) произносят, это степень послушника в монастыре. Инок готовится к постригу в схимники, спирт изучает божье слово и осваивает азы монашества. Послушник получает ей-же-ей носить рясу, которая символизирует покаяние и плач, а также отречение ото мирской суеты. Дословно с греческого слово «ряса» переводится точно «ветхая, потертая». Однако рясофор может и не настричь нового имени.
Одним из первых известных монахов получай Руси был Антоний Печерский, основавший Киево-Печерский монастырь.
Малая клятва предполагает получение нового духовного имени, монах дает обет бедности (нестяжания), девства и послушания. Малосхимника позволено отличить от рясофора наличием специальной накидки без рукавов (мантии), которая одевается через рясы. С момента пострига в малую схиму монах дает обет сурового аскетизма.
У монаха схимника появляются новые святые покровители, их куда как больше, чем у простого верующего или рясофора.
Великая схима — сие самая высокая ступень монашеского посвящения, достичь которой может неважный (=маловажный) каждый монах. Великая схима предполагает полное отчуждение от земной жизни ради единения с Христом. Великую схиму называют Великим Ангельским Образом. Отшельница произносит те же обеты, но обязан их выполнять в побольше суровой форме. Также при Великой Схиме дают новое духовное фамилия.
Преподобный Нил Мироточивый о монашестве:
Почему схиму называют ангельским образом? Отчего что постригающиеся приобретают подобие ангелов, так как полностью отрекаются с мира (как бы умирают для него). Они выбрали душа подобными ангелам, полностью утратить контакты с миром людей ради общения с богом.
Сила схимы именуется святыми отцами вторым крещением.
Для чего схимонах получает новое номенклатура? Потому что он умирает для земного мира и рождается для того нового — горнего. Новое имя монах слышит впервые присутствие пострижении, его дает духовный наставник. Получив новое имя, схимник осознает себя совершенно другим человеком.
Монашеский постриг
Монахами могут становиться разные люди, порой, с совершенно разными целями. Чтобы сохранять этот религиозный институт в благости и чистоте, в православии используется специальная система ступеней, которая фактически каждому позволяет обрести желаемое духовное состояние.
Каждый из монахов, выбравших для себя путь служения Богу, может остановиться на определенной ступени и обрести, так сказать, покой. Благодаря этой системе никто не остается без дела, не печалится. При этом традиция получает людей соответствующей квалификации для каждого дела.
Итак, ступени православного монашества:
- трудник – такой человек работает в монастыре и проживает там, посещает службы, может приобщаться к укладу, но не принимает обетов и не постригается, сейчас распространено принятие трудников во многих монастырях, нередко православные приезжают туда ежегодно на 2-3 недели как на своеобразный отдых, чтобы немного отвлечься от мирского и приобщиться к духовному;
- послушник – такой чин сразу получают пришедшие семинаристы и пономари, а также трудники, которые прошли через различные послушания, они благословляются духовенством и могут носить подрясники и скуфейки (это повседневная монашеская одежда);
- рясофор – начальная стадия монашества, послушник получает благословение носить рясу, четки и другие предметы монашеского обихода, но ему не дают нового имени, и он не принимает на себя каких-то суровых обетов, по сути, этот этап является преддверием самого монашества, он может длиться существенный период, рясофорный послушник решает какой выбрать дальнейший путь, помимо всего остального, может спокойно завершать монашескую «карьеру» и вернуться в мир;
- малая схима – тут, собственно, и начинается монашество как таковое, послушник принимает постриг в собственной обители и дает различные обеты, получает новое имя, причем этот этап состоит из двух: сначала идет иноческий (послушник становится иноком) постриг (тут обеты не так суровы), а следующим является мантийный постриг, который превращает послушника в настоящего монаха, который отрешается от мира и имеет собственной целью непрестанное духовное совершенствование, отсюда не существует обратной дороги, точнее, если такой монах разоблачиться, то последуют негативные последствия со стороны церковного института;
- великая схима – окончательный этап, когда снова меняется имя, выполняется новый ритуал пострига, обеты дополнительно утверждаются и могут стать более суровыми.
Таким образом, система внешних формальностей также представляет собой и систему духовного развития от простого человека, который иногда трудится в монастыре, до полного отрешения от мира и принятия обета непрестанной молитвы.
Подведем итоги
Изначально этот вариант монашества отличался от простого пострига отрешением от мирских дел, которое включало:
- отшельничество — даже если схимонахи обитают в монастырской обители, они поселяются в затворе, то есть какой-то отдельной пещере, далекой келье, вдали от остальной братии;
- непрестанная молитва – перешедшим в схиму этого типа более не требуется трудиться (хотя, как правило, по возможности они не пренебрегают изнурением плоти), они полностью посвящают себя практике непрестанной молитвы и духовного служения;
- суровые обеты: принятие схимы ангельского чина, как правило, подразумевает более суровые обеты и духовные подвиги, эти люди по большей части постники, столпники или достигают духовных высот путем других подвигов.
Данное краткое описание позволяет понять, что такое схима у православных христиан. Тем не менее, тема этим не исчерпывается, является весьма глубокой и интересной.