Икона «Христос Пантократор»

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Празднование и народные приметы

Событиям Тайной вечери отведен специальный день в страстную неделю, а именно Великий Четверг. В этот день весь православный мир вспоминает таинство, совершенное на вечере и сопереживает страданиям, пережитым спасителем на Голгофе. Верующие проливают слезы по предсказанной кончине и радуются воскресенью. В конце богослужения они приобщаются к учению Христа, исповедуясь и причащаясь.

Традиции, соблюдающиеся в «Чистый» четверг:

  • праведные христиане должны посетить баню и принять ванну, чтобы очиститься;
  • в древней Руси крестьяне ходили на реку и набирали ведро чистой воды. Она считалась освященной и помогала смыть все грехи;
  • вернуть здоровье в этот день можно было добровольно отдав реке личную вещь, вместе с которой уносились болезни и невзгоды;
  • русским женщинам не удавалось посетить реку, поскольку они занимались готовкой еды и накрывали большой стол для гостей. Дети делали крашенки, поскольку до пасхи оставалось мало времени;

Икона «Христос Пантократор»
Православному христианину икона служит проводником к Всевышнему

Почитание святынь

И если православных христиан обвиняют в поклонении иконам, как идолам, то это является неверным утверждением. Они им не поклоняются, а почитают как святыню. Верующие прекрасно понимают, что такое иконы, и через них возносят честь и хвалу первообразу Господа Вседержителя.

Весь земнородный народ объединяют желания жить без проблем, иметь здоровье и благополучие. И это все на основе веры, надежды и любви, которые является неотъемлемыми христианскими добродетелями.

Жизнь обязательно изменится в лучшую сторону, если начать усилено молиться и благодарить Господа за все — и за все хорошее, и за то плохое, что в нашей жизни происходит. Бог в помощь всем!

Стандарты изображения Иисуса Христа

Иконография Иисуса Христа и ранее подчинялась определенным правилам. В иконописи стали использовать основные, характерные черты, хотя канонического изображения Спасителя существовал не один вариант.

  • К характерным чертам Иисуса отнесли нимб со вписанным в него крестом. Он показывал воплощение Бога Отца в Божьем сыне. А вот в образе «Иисус Халки» был запечатлен только крест.
  • На иконах использовались первые буквы имени Бога. К примеру, если рядом с ликом или нимбом есть «IC ХС», то и без расшифровки становится понятно, что изображен Иисус.
  • Сам лик Христа изображали удлиненным, с утонченными чертами лица и выразительным взглядом, в одежде простых людей (рубашке, накидке).
  • Лик, находящийся в центре иконы, как бы смотрит на тебя. Однако были и иконоборцы, которые все еще ссылались на Старый Завет и запрещали эти изображения святого лика. А иконопочитатели считали, что человек имеет право созерцать своего создателя — Бога — в человеческом обличии. И что это не нарушает библейские ограничения.

В иконоборческих спорах этот вопрос стал принципиально важным. Ведь это влияло не только на церковное искусство. В иконе должен быть изображен единственный образ Бога. Именно он обязан был считаться центральным. И от этого изображения и зависело построение всей лестницы образов структуры мироздания.

У первых христиан таких ярких споров не зафиксировано, так как изображения на то время были больше знаково-символическими. Реализма от них не требовалось. Только самим христианам было понятно, что на иконе, и какой смысл она в себе несет. Лишь они могли прочитать весь тайный замысел изображения. К одной из таких икон относят синайский образ Христа Пантократора.

Описание образа Христа Пантократора

Написана икона в стиле позднеантичной энкаустики. Сочно, довольно реалистично, виртуозно. Эти образы Христа относятся к V-VI вв. Выделяются образы непривычным реализмом, по сравнению со стандартной манерой письма. На некоторых даже читалась некоторая чувственность лика.

Именно этот иконографический тип и эти физиологические черты будут прослеживаться вплоть до двадцатого столетия. Если посмотреть несколько ранних изображений Иисуса (образ Спасителя в композиции «Преображение», образ Христа Грядущего на облаках, поясное изображение Пантократора), то между ними прослеживается один образ, иконы близки между собой. А это могло говорить только о том, что лик Иисуса уже был полностью сформирован. И утверждены изображения были еще до начала иконоборческих споров. В период же споров оставалось лишь дать богословское утверждение, которого так не хватало. Что и было сделано.

Происхождение и значение названия

Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек. 1378 г. Эпитет «Вседержитель», написанный рядом с именем Иисуса Христа, выражает, помимо прочего, догмат Боговоплощения: титул Вседержителя относится в полной мере и к Божественной, и к человеческой природе Спасителя. Является составляющей греческих слов παν

— все, иκρατος — сила. Эпитет чаще всего понимается под смыслом всемогущества, то есть, возможности сотворить абсолютно всё, что является одной из прерогатив Бога. Иными словами, менее литературным переводом словаπαντοκρατωρ будет словосочетание «Властитель всего», «Правитель мира».

Исторически термин появился в раннехристианском обществе, когда всё чаще переводчики Писания ощущали потребность перевести на греческий язык одно из еврейских имен Бога, встречающихся в Ветхом Завете / Танахе (см., напр., Псалтирь, 67:21 и др. места Писания) — Эль Шаддай

(ивр. ‏אל שדי‏‎).

Именование др.-греч. Κύριος παντοκράτωρ неоднократно встречается в Ветхом Завете: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!»

(Вар. 3:1),«Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3Мак. 6:2),«во власти Господа вседержителя врата смерти» (Пс. 67:21).

В раннехристианской традиции, в Новом Завете имя «Вседержитель» указывает на Христа Второго пришествия: так, апостол Павел во 2-м послании к Коринфянам пишет: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель»

(2Кор. 6:18). Дважды это имя использует в Откровении Иоанн Богослов:

Популярные статьи  Поздравления с Яблочным Спасом в стихах

Господь Вседержитель: иконография образа

Для раннехристианского периода характерно аллегорическое изображение Спасителя. Это образ агнца (Евангелие от Иоанна, 1:29), рыбы (перевод с греческого акронима ИХТИС). После прекращения гонений на христиан в 4 веке широкое распространение получило изображение Спасителя в образе «Доброго Пастыря». Христос — это пастух, несущий на плечах заблудшую овцу.

Однако впоследствии постановлением Трулльского собора (692 год, Константинополь) запрещалось аллегорически изображать Иисуса. Собор требовал заменять символы прямым, конкретным образом. Чтобы глядя на икону, вспоминать земную жизнь Христа, Его крестные страдания за грехи человечества (Правило 82).

1
(1)

Рис. 1. Икона Господа Вседержи́теля является символом православной веры и её догматов.

Икона Господа Вседержи́теля является неотъемлемой частью православного вероучения. По-гречески такая икона Спасителя называется «Пантократор» и означает — всевластный, всесильный. Икона представлена нам в изображении Иисуса Христа как Небесного Царя и Судьи. Без этого образа нельзя представить ни один храм и ни один дом православного верующего.

Такой тип изображения Христа имеет множество разновидностей и подтипов. Какой именно выбрать для себя — решать только вам, но лучше остановиться на том, который придётся вам по душе.

Из этой статьи вы узнаете значение иконы «Господь Вседержитель», в чем помогает молитва перед ней, а также как правильно молиться перед такой иконой, от чего может уберечь такая молитва и где лучше повесить икону в доме.

Плащаница

Все разговоры о первообразе так или иначе приводят к Нерукотворному образу Спасителя , иконе икон .

— В самом его названии уже заложена концепция любой иконы , в которой важное место всегда отводится тому , что лежит за пределами человеческого творчества , — говорит Ирина Языкова. — Нерукотворный образ  содержит веру в Боговоплощение , действительное свидетельство этого воплощения

Веру в то, что невидимый Бог становится видимым. Неслучайно отцы Седьмого Вселенского собора говорили, что иконы — это свидетельство того, что Христос не призрачно, а истинно воплотился .

В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа ( правда , обе прослеживаются только с VI века ): одна из них была распространена на Западе , другая — на Востоке. В первой рассказывается о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом Лик Христа запечатлелся на ткани.

Вторая история повествует о заболевшем проказой царе Авгаре. Христос передал царю холст, на котором запечатлелись Его черты, и царь исцелился, приложившись к нерукотворному образу. Позже произошло другое чудо: оберегая от врагов, полученную от Христа святыню замуровали в стене, однако образ Спасителя проявился на камне . В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа: « Спас на убрусе» , то есть на куске ткани , и « Спас на чрепии» , то есть на черепице или камне.

— Обе истории, вероятно, восходят к Туринской Плащанице , — рассказывает Ирина Языкова, — ткани , на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик , но и Тело Господа нашего Иисуса Христа

История П лащаницы полна загадок, однако для нас важно то, что она является прототипом иконографической схемы ( и идеи ) Нерукотворного Спаса — самой первой и главной иконы

Икона в доме

В жилище православной семьи иконы должны быть помещены на иконостасе. Если же иконостаса в доме нет, то все равно им не место рядом с другими предметами интерьера.

Неуместно ставить их в книжные полки и за стеклянные дверки шкафов, рядом с косметикой, статуэтками, фотографиями, картинами и прочими украшениями интерьера.

Строжайше запрещено помещать иконы рядом с красочными плакатами эстрадных исполнителей, спортсменов, политиков и прочих кумиров.

Важно! Икона — это не «накопитель» благодати. Благодать действует на молитвенников не от иконы, а через нее

Она посылается Всевышним тем христианам, кто верует в Него. Прикладывание в образу без веры в Его силу и с мрачными мыслями — пустое. Но глубокая вера и надежда на помощь даруют людям исцеление, поддержку и благодеяние. Также следует помнить, что икона — это не оберег, что свойственно языческому культу. Она не гарантирует защиту от ссор, проблем, не являет защиту от нечисти.

Православная практика ведет человека по жизненному пути Словом Божиим. Поэтому Христовы иконы занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующих людей.

Посмотрите видео об изображении Иисуса Христа

Что нужно знать про икону

Прежде всего, люди должны понимать, что икона — это не портрет. В Евангелии не найти подробного описания внешности Христа. Тем не менее Его облик — это не просто выдумка художников, писавших иконы. Есть описания современников, которые приоткрывают завесу тайны и сообщают о том, что у Иисуса были каштановые волосы, рыжеватая борода, голубые глаза, высокий рост и приятная спокойная манера говорить.


К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ

На заметку! Господа никто не видел, но когда нужно изобразить на иконе Всевышнего, иконописцы используют образ Иисуса Христа, как вочеловечившейся ипостаси Творца.

Как выглядит

Облик Иисуса Христа на иконе «Пантократор», что означает в переводе с греческого «Вседержитель», достаточно реалистичен, в чертах лица прослеживается индивидуальность. Это наталкивает на мысль о том, что образ писался с нерукотворных изображений, которые возникли без участия человека. Общепринятые каноны иконографии, изображающие Спасителя, сформировались к IX столетию.

Левая и правая половины лица — асимметричны. В этом есть определённый смысл. Так, левая часть более светлая, она излучает доброту и человеколюбие. Дуга брови изогнута естественным образом, глаз смотрит милующе. Совсем иначе выглядит правая — взгляд всматривающийся, бровь напряженно приподнята. Лицо с этой стороны затемненное. Такая концепция хорошо отражает дуализм природы Мессии — божественной и человеческой. Он объединяет в себе Судью и Всемилостивого Творца.

Икона Иисуса Христа «Пантократор»

Интересно! Нимб изначально украшали звёзды. Позже пришла традиция писать на нём буквы, которые расшифровываются, как «Я есть Сущий».

Жесты на изображении тоже неслучайны. Сложенные три пальца символизируют Святую Троицу, а два перста поднятых вверх — человеческое и божественное начало. Правая рука благословляет всех верующих христиан, а в левой находится Евангелие, что указывает на власть Царя Небесного над миром и его роль Учителя.

Популярные статьи  Дивеевские иконы

Икона Христос Пантократор

Икона под названием «Спас Синайский» или, как её ещё называют, «Христос Пантократор» — очень древняя, из дошедших до наших дней. Этот образ — неотъемлемый атрибут росписи в христианских храмах. А к самой иконе верующие приходят просить о поддержке и укреплении веры.

Что нужно знать про икону

Прежде всего, люди должны понимать, что икона — это не портрет. В Евангелии не найти подробного описания внешности Христа. Тем не менее Его облик — это не просто выдумка художников, писавших иконы. Есть описания современников, которые приоткрывают завесу тайны и сообщают о том, что у Иисуса были каштановые волосы, рыжеватая борода, голубые глаза, высокий рост и приятная спокойная манера говорить.

На заметку! Господа никто не видел, но когда нужно изобразить на иконе Всевышнего, иконописцы используют образ Иисуса Христа, как вочеловечившейся ипостаси Творца.

Как выглядит

Облик Иисуса Христа на иконе «Пантократор», что означает в переводе с греческого «Вседержитель», достаточно реалистичен, в чертах лица прослеживается индивидуальность. Это наталкивает на мысль о том, что образ писался с нерукотворных изображений, которые возникли без участия человека. Общепринятые каноны иконографии, изображающие Спасителя, сформировались к IX столетию.

Левая и правая половины лица — асимметричны. В этом есть определённый смысл. Так, левая часть более светлая, она излучает доброту и человеколюбие. Дуга брови изогнута естественным образом, глаз смотрит милующе. Совсем иначе выглядит правая — взгляд всматривающийся, бровь напряженно приподнята. Лицо с этой стороны затемненное. Такая концепция хорошо отражает дуализм природы Мессии — божественной и человеческой. Он объединяет в себе Судью и Всемилостивого Творца.

Интересно! Нимб изначально украшали звёзды. Позже пришла традиция писать на нём буквы, которые расшифровываются, как «Я есть Сущий».

Жесты на изображении тоже неслучайны. Сложенные три пальца символизируют Святую Троицу, а два перста поднятых вверх — человеческое и божественное начало. Правая рука благословляет всех верующих христиан, а в левой находится Евангелие, что указывает на власть Царя Небесного над миром и его роль Учителя.

История иконы

Так сложилось, что картины и мозаики с ликом Господа появились гораздо позже, чем письменные упоминания об Иисусе Христе. Это связано с запретом ветхозаветной церкви изображать лицо Творца. Первыми писать иконы с изображением Спаса начали служители византийских храмов. Происходило это в период с IV по VI века. Самый древний, дошедший до сегодняшнего времени, образ Пантократора находится в Синайском монастыре. Его создали в Константинополе. По преданию, икону передал в дар инокам император Юстиниан. А обнаружили её лишь в XIX веке.

Данная икона была написана в своеобразной манере, во многом схожей с портретной техникой. Восковое изображение находилось под слоем дорисовок, произведённых с целью обновления в разное время. Его очистили уже в 60-х годах XX века в процессе реставрации. В VII веке образ Спасителя появился на золотых монетах с подачи императора Юстиниана. По типажу чеканное изображение, которое возвели в статус имперского символа, было очень схожим с той самой иконой Христа Пантократора в монастыре Синая.

Впоследствии с образа делалось множество списков, которые сегодня можно встретить в каждом храме и не только. Иметь дома икону Вседержителя стремится каждый верующий христианин. Ведь Бог — это лучший лекарь душевных ран.

Значение иконы

Для христиан икона «Христа Пантократора» — своеобразный символ обещания того, что справедливость и добро обязательно восторжествуют в светлом Царстве Небесном. На ней Иисус изображен во всем своём величии и могуществе.

Своим видом Он как будто напоминает каждому человеку о том, что нужно жить по заповедям и отрешиться от грешных дел, чтобы в конце земного пути воссоединиться с Отцом своим.

В чем помогает

Обращение к Всевышнему перед иконой Пантократор помогает перенести тяжёлые испытания, укрепить веру в душе, привести в гармонию своё внутреннее состояние. Молитва очищает разум от дурных помыслов. Человек начинает понимать, как поступить правильно и не оступиться.

Важно! Господь никогда не оставляет в беде своих чад, защищая от напастей, обмана и происков невидимых врагов. И неважно, просит верующий помощи в избавлении от болезней или в отношениях с родными — каждый получит отклик на сердечную молитву, идущую из глубины души

И неважно, просит верующий помощи в избавлении от болезней или в отношениях с родными — каждый получит отклик на сердечную молитву, идущую из глубины души

Внешность Христа

Но как изображали Христа до V века, в апостольские времена , ведь, вероятно, апостолы помнили, как именно Он выглядел ?

— Во времена первых христиан, которые были временами гонений на Церковь, преобладали символические изображения , не претендующие на реализм и достоверность, — говорит Ирина Языкова, — чтобы их сакральный смысл, понятный посвященным , оставался недоступным для людей внешних , находящихся вне пределов христианской общины .

Символом Христа нередко становилось изображение рыбы.  Слово ΙΧΘΥΣ (по — гречески « рыба») можно прочитать как аббревиатуру: Ἰησοὺς Χριστὸς Θε o ὺ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось , что в крови этой птицы есть противоядие от змеиных укусов и в случае нападения змеи она, разрывая себе грудь, кормит детей своей плотью , чтобы их спасти, что является аналогией Евхаристической Жертвы Христа. Позже появляются изображения Христа в виде юноши с агнцем на плечах, мозаика с подобным сюжетом « Христос — Добрый Пастырь», например, украшает мавзолей Галы Плацидии в Риме ( V в .).

— То была прикровенная проповедь христиан первых веков , — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.) решили отказаться от подобных символических изображений , так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился. Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит.

Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).

Популярные статьи  Терпеть ли мужа алкоголика?

Но с годами выработался единый исторический тип, созданный по принципу золотого сечения: гармонические пропорции лица с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы , до плеч (так носили мужчины и в Иудее, и в Греции), с небольшой бородой. Хотя в разных странах этот образ (искусствоведы его называют греко — семитским) несколько меняется: например, эфиопы Его изображают темнокожим, китайцы — узкоглазым, а в рублевское время на Руси Христу придавали славянские черты — русые волосы, светлые глаза. Впрочем, несмотря на все различия, Христа на иконе всегда можно узнать.

Чудотворная икона Спаса Вседержителя

Икону Спаса Вседержителя из Псковского музея исследователи датируют серединой XIV века. Это редкий памятник псковской иконописи, один из немногих сохранившихся древнейших образов.

В традиционном для типа Христос Вседержитель поясном положении Иисуса обращает внимание благословляющая правая рука Спасителя. Она повернута тыльной стороной, что иногда встречается в византийской иконописи

Левая рука держит Евангелие. Изображение Мессии архаично, оно выражается в простоте написания, пропорциях фигуры, организации пластики и цветовом решении иконы. Именно поэтому трудно установить точную дату ее появления. Предположительно это середина XIV века.

Икона «Христос Пантократор»

Известны с устных свидетельств и зафиксированы письменно случаи, когда молитвы верующих были услышаны и Господь исцелял от болезней, спасал от беды и неприятных событий. Чудотворные образы являются священными предметами. Они обладают благодатью Божией, становятся центрами духовности, притягивающим к себе людей. Чтобы старинная икона от постоянного использования не пострадала, с нее делают списки и освящают для распространения среди верующих.

Читайте далее: Описание Владимирской иконы Божией Матери

Как добраться

От побережья острова Корфу можно добраться несколькими способами. Для поездки к Пантократору на автомобиле есть несколько дорог. Можно воспользоваться координатами для навигатора: 39°44’53.4″N 19°52’19.0″E. Также можно добраться пешком от деревни Старая Перития, этот путь может занять два часа вместе с возвращением.

Если вы отправились отдыхать на Корфу в период курортного сезона, высока вероятность проведения автобусной экскурсии на гору Пантократор из крупных населенных пунктов. Условия и сроки проведения мини-туров стоит уточнить заранее.

Маршрут до горы Пантократор из деревни Старая Перития

Монастырь Пантократор (онлайн-экскурсия) и вид с горы — панорамы Google Maps

Гора Пантократор на видео

Иконография

Древнейшая известная икона Христа Вседержителя , инкаустика на панно ( Свято-Екатерининский монастырь ). Два разных выражения лица с обеих сторон могут подчеркивать две природы Христа как полностью Бога и полностью человека.

Зеркальные композиты двух сторон лица.

Икона Христа Вседержителя — один из самых распространенных религиозных образов православия. Вообще говоря, в средневековом восточно-римском церковном искусстве и архитектуре культовая мозаика или фреска Христа Пантократора занимает пространство в центральном куполе церкви, в полукуполе апсиды или на своде нефа . Некоторые ученые (Latourette 1975: 572) считают Пантократора христианской адаптацией изображений Зевса, таких как великая статуя Зевса, восседающего на троне в Олимпии . Легче проследить развитие самых ранних стадий иконы из римских имперских образов.

Образ Христа Вседержителя был одним из первых образов Христа, созданных в раннехристианской церкви, и остается центральной иконой Восточной православной церкви . На поясном изображении Христос держит Новый Завет левой рукой, а правой делает жест учения или благословения . Типичный западный Христос в величии — это икона в полный рост. В раннем средневековье он обычно изображал Христа в мандорле или другой геометрической рамке, окруженной четырьмя евангелистами или их символами.

Самый старый из известных сохранившихся образцов иконы Христа Вседержителя был написан энкаустикой на панно в шестом или седьмом веке и пережил период разрушения изображений во время иконоборческих споров , дважды сотрясавших Восточную церковь, с 726 по 787 и с 814 по 842 год. . Он сохранился в монастырь Святой Екатерины , в отдаленной пустыне Синайской . Gessoed панель, мелко нарисованы с помощью воска среды на деревянной панели, были грубо закрашены вокруг лица и руки на некоторое время вокруг тринадцатого века. Когда в 1962 году была произведена чистка перерисовки, выяснилось, что древнее изображение представляет собой икону очень высокого качества, вероятно, изготовленную в Константинополе .

Икона, традиционно половинная в форме полукупола , которая стала использоваться и для панных икон, изображает Христа полностью фронтально с несколько меланхоличным и суровым видом, с правой рукой, поднятой в благословении или, в раннем энкаустическом панно в церкви Св. Екатерининский монастырь, условный риторический жест, обозначающий учение. В левой руке закрытая книга с богато украшенной обложкой с изображением Креста , символизирующего Евангелие . Икона, на которой у Христа есть раскрытая книга, называется «Христос Учитель», вариант Вседержителя. У Христа борода, каштановые волосы разделены по центру, а голова окружена нимбом . Икона обычно имеет золотую основу, сопоставимую с позолотой византийской мозаики .

Часто имя Христа написано на каждой стороне нимба, как IC и XC . Пальцы Христа изображены в позе, которая представляет буквы IC, X и C, таким образом образуя христограмму ICXC («Иисус Христос»). IC состоит из греческих символов йота (Ι) и полулунной сигмы (C; вместо Σ, ς) — первой и последней букв слова «Иисус» в греческом языке ( Ἰησοῦς ); в XC буквы — это чи (Χ) и снова полулунная сигма — первая и последняя буквы греческого слова «Христос» ( Χριστός ).

Оцените статью
Добавить комментарии