Рождественская ель: православное значение
Ель всегда являлась символом Рождества. Связано это с тем, что, Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение, когда Волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.
Почему же Ирод так испугался? Во времена Иисуса все ждали прихода Мессии. Его ждали как могущественного Царя, враги которого будут повержены. Иисус же, как мы помним, появился на свет не во дворцах, а в хлеву и, Его первыми яслями стала миска для корма скота. Ирод не был глубоко верующим иудеем, поэтому приход Мессии интересовал его только с точки зрения политических амбиций. Мало того, что Ирод не был потомком Давида, а, значит, положение его в качестве официального правителя было и без того шатким, так еще и иудаизм принял не он, а его дед Антипа, потому что Хасмонейское Иудейское царство этого потребовало. Антипар, отец Ирода, захватил царский престол хитростью и силой. Он сам стал жертвой предательства и обмана. Ирод наказал предателей и взошел на царство. Власть переходила из рук в руки. Взяв в жены внучку Гиркана II и реконструировав храм, Ирод пытался укрепить свои позиции. Но, будучи жестоким и подозрительным человеком, он позднее убил свою жену и трех сыновей, заподозрив их в сговоре. На фоне этих событий в Иерусалиме появились волхвы, требующие показать им Иудейского царя, и они явно имели в виду не Ирода. После этого он приказал убить всех младенцев. Это ужасное событие было одним из худших злодеяний Ирода.
***
В Европе долгое время существовала легенда о том, что, когда деревья приносили Богомладенцу свои дары — плоды, ели было нечего предложить ему, и она скромно стояла на пороге хлева, не решаясь приблизиться. Тогда Ииус улыбнулся и протянул к ней руку. Но это история относится, скорее, к добрым сказкам.
Существовала и еще одна версия этой сказки: она гласила о том, что два других дерева пальма и маслина не пускали ель ко Христу, насмехаясь над ней. Услышав это, Ангел Господень украсил скромное дерево, и она вошла к яслям Богомладенца во всем своим величии. Иисус обрадовался ели, но она смутилась, а не возгордилась, потому что помнила — ее нарядил Ангел, и ему она обязана своим преображением. За скромность именно ель стала символом дня Рождества.
В России традиция наряжать ель на Рождество пришла лишь в XVIII веке. Кстати, во многих странах, эта традиция тоже стала поздней: в Англии, во Франции и в Америке лишь в середине XIX века ель на Рождество стала повсеместной практикой.
Ель наряжают и на Новый год, но это — светская традиция. Для православных христиан ель — прежде всего, символ Рождества. В Древней Руси ель не жаловали, она была мрачным деревом, растущим на болоте.
Наряженное дерево — отголосок язычества. В те времена люди наделяли природу человеческими, если не божественными свойствами. В хвойных деревьях по легендам жили лесные духи. Чтобы спасти от злых духов свои дома, люди наряжали лесных красавиц, пытаясь задобрить их. Отношения к хвойным деревьям, к слову, постоянно менялось. Они то хранили в себе злых духов, то охраняли жилище. Однако, во все времена ель наделялась мистическими свойствами.
В Европе XV-XVI века впервые встречаются упоминания об украшении ели. Считается, что обычай наряжать ель в христианской традиции открыл Мартин Лютер, основатель протестантизма. Он поставил свечи на ветки ели, чтобы показать детям символ любви и милосердия Господа — красоту небесных звезд в день, когда Господь воплотился и сошел к людям. В Россию украшенную ель «привез» Петр I, но изначально ее ставили только в питейных заведениях, а в домах нарядное дерево появилось уже в XIX веке. В доме императора Николая I в Петербурге стояла украшенная ель на Рождество.
Чуть позже ель появилась в качестве иллюстрации к книге «Щелкун орехов» («Щелкунчик») Гофмана, что говорило о плотно укоренившейся традиции украшать ель на Рождество. Уже в 1916 году Священный Синод усмотрел в традиции влияние немцев и запретил ее, а в 1927 году, после антирелигиозной кампании, Рождественскую ель отнесли к «пережиткам прошлого»…
Сейчас вечно зеленая ель, напоминающая также о жизни вечной, переживает второе рождение. В 1935 году ель вернулась в государственные учреждения, но вернулась, увы, как светский символ Нового года. Ее украшали красной звездой на верхушке. Известно, что в годы богоборчества люди наряжали ель тайно у себя в домах. Люди стали вспоминать, что это, прежде всего — символ Рождества Христова.
Иконография праздника
Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии.
Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел – как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» ().
На одной из ампул Монцы (VI–VII вв.), служивших паломникам для переноса святой воды или елея, композиция Рождества Христова представлена в центре – среди других праздников. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом.
В целом иконография Рождества Христова сложилась к VII столетию . После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках (например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле) сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках.
Основная композиция Рождества (изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа) в различных памятниках будет – особенно в VIII–IX веках – дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца.
Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии (–12; –20), то письменный источник, на который ориентировались художники, создавая сцену омовения Младенца Христа, не установлен. Доподлинно известно лишь то, что впервые эта ставшая впоследствии постоянной деталь иконографии Рождества встречается в христианском искусстве западного мира и присутствует в оратории папы Иоанна VII в Риме (рубеж VII–VIII вв.).
Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии, предрекшего рождение Спасителя от Девы. Много вопросов вызывает и фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом (а иногда и с самой Богоматерью) .
На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI–XII столетиях почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой. См., например, монументальную живопись собора Антониева монастыря в Новгороде.
В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери: сюжеты находились друг напротив друга, например на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. В Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца. Подобно тому, как Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве, Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении. Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов знаменательно потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории спасения – от Боговоплощения до вознесения нетленной плоти Пречистой Матери.
Особую популярность на Руси получили иконы с изображением Собора Богоматери. Этот праздник отмечается на следующий день после Рождества Христова и по смыслу и характеру богослужения тесно с ним связан. 26 декабря (по новому стилю – 8 января) христиане чествуют Пресвятую Деву как Матерь Сына Божия, послужившую тайне Боговоплощения.
О чем рассказывает икона?
В центре, на алом ложе, полулежит Богоматерь, опираясь на руку, ее лик похож на лик Владимирской иконы Богоматери. Лицо Девы Марии задумчиво и потрясено свершившимся, хотя она не устала, ведь ребенок родился чудесным безболезненным образом. Рядом, в кормушке для животных, лежит спеленатый Младенец, над ним стоят животные — вол и осел.
Рублев, поместив животных к Господу, этим самым хотел не только подчеркнуть то, что в Вифлееме не нашлось места для Мессии, сколько подтвердить слова пророка Иссаи. Вол символизирует еврейский народ, который ждал Спасителя, а осел – весь языческий мир
Встречаются эти два мира в пещере Вифлеема, и неважно происхождение человека, главное, чтобы все пришли к Господу. Рядом с чудным Младенцем стоят, склонившись, еще несколько ангелов
Особенности изображения в ранней Византии и на Руси
Иконы Рождества Богородицы, созданные византийскими мастерами раннего средневековья, еще находятся под сильным влиянием античных канонов.
Рождество Богоматери. Роспись южного алтаря собора Святой Софии в Киеве. XI в.
Так, описание события включают несколько обязательных сцен, заимствованных у древних мастеров и описывающих рождение какого-либо героя:
- омовения повитухой рожденного младенца;
- служанок, поддерживающих сидящую или стоящую роженицу;
- деву, приносящую Дары.
В более поздних версиях художники начинают творчески перерабатывать сюжет Протоевангелия, внося в повествование новые элементы.
Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. Византия 1316-1321 г.
Со временем бытовые подробности становятся более развернутыми. Так, вместо одной девы с дарами появляются несколько, несущих блюда и сосуды. Такое подробное изображение мы встречаем и на иконе — таблетке из Софийского собора в Новгороде.
Рождество Богородицы. Двусторонняя икона-таблетка. Школа или худ. центр: НовгородКонец XV — начало XVI вв. 24 × 19.5 смВходит в серию таблеток из собора Св.Софии в Новгороде
Увеличивается и число бытовых эпизодов, сопутствующих таинству рождения: в деталях прописана процедура омовения младенца. Одна из служанок проверяет, не горячая ли вода, вторая держит новорожденную, готовя ее к купанию. Рядом — сцена укачивания новорожденной, тут же находятся и служанки с опахалом.
Позже обмирщение становится более явным: в пространстве появляется стол, в более поздних версиях он уставлен яствами и расположен возле ложа Анны.
Праведный Иоаким на иконах Рождества Богородицы
На протяжении нескольких столетий меняется дистанция между благочестивой Анной и Иоакимом. Впервые он появляется на иконах только в 13 веке. Его фигура значительно меньше по масштабу. Художники, внося его в повествование, делают его всего лишь наблюдателем. Это связано со строгим уставом, который запрещал мужчине находиться на половине дома жены в определенные моменты.
К 14 веку на многих изображениях фигура Иоакима становится крупнее, а дистанция сокращается. Он уже располагается в дверном проеме и в полный рост. Иконописцы отводят ему более значительную роль в происходящем. Отчасти это связано со смягчением нравственных канонов и переосмыслением апокрифических текстов.
Дионисий. «Рождество Богоматери». Фреска из композиции западного портала Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1502.
К 17 веку на византийских полотнах фигура Иоакима уже сопоставима с фигурой Анны. Он становится полноправным участником событий и часто рисуется сидящим неподалеку от ее ложа. Ложе Анны на всех иконах является композиционным центром так же, как и на иконах Рождества Христова.
аскание Марии. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г. Мастер Дионисий
Праздник в западной традиции
Для западной традиции принципиально, что верующие поминают событие Рождества, но все же празднуется то, что из этого происходит, то есть величается Рожденный тогда из перспективы нынешнего времени.
По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini – праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I, в Риме века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества.
Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью (in посtе),на утренней заре (in аиrоrа)и на протяжении дня (in diе)» .
Древнейшей из них является – первоначально единственная – папская месса, служившаяся днем, а позднейшей – та, которая совершается на заре. Ее остановка – station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря.
Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова.
Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа (Лк. 2, 1–14). За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается (Лк. 2, 15–20). За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 1–18).
К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» – вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса (Мф. 1, 1–25).
В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель – до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны – макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные – бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.
Рождество Христово, греческая икона XVI века |
История создания образа
Самыми древними иконами, посвященными рождению Иисуса Христа, являются изображения, созданные первыми христианами. Они создавались в катакомбах, так как церковь долгое время подвергалась гонениям. Позднее иконография была сформирована византийскими мастерами на основе Евангелия. Историю рождения Спасителя освятили двое евангелистов – Лука и Матфей. Также использовалось церковное предание.
Православная икона «Рождество Христово»
Из Византийской империи на Русь пришло православие, а следовательно, и иконография образа. Истинно православный образ создал великий мастер Андрей Рублев. Икона датируется XV веком – периодом средней античности. Она выполнена в византийском стиле. Мастер создал ее в период оформления Благовещенского собора. В качестве самостоятельного образа икону начали помещать в домашних иконостасах позднее. Праздник Рождества Христова отмечают 7 января. В этот день почитается не сама икона, а великое событие, изображенное на ней.
Икона «Рождество Христово»
Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников. Икона, посвященная этому событию, обладает невероятной силой и способна помочь в любых жизненных трудностях.
Икона «Рождество Христово» рассказывает нам о прекрасных событиях, которые произошли много лет назад. Праздник Рождества всегда был наиболее значимым для христиан, ведь с того момента, как на свет появился Спаситель, Сын Божий, началась новая эра, а христианская вера приобрела особый смыл.
История иконы «Рождество Христово»
Рождение Иисуса Христа полностью перевернуло религиозный мир. С этого момента жизнь многих людей значительно изменилась. Считается, что родился наш Спаситель 7 января. Такую версию выдвинул некий монах, который занимался созданием юлианского календаря. Когда многие страны приняли решение перейти на отсчет дней по григорианскому календарю, праздник официально стали отмечать 25 декабря, но православная церковь продолжила следовать традициям, и поэтому мы до сих пор отмечаем это событие по старому стилю.
Считается, что именно известный иконописец Андрей Рублев стал автором удивительной иконы «Рождество Христово». В 1960 году божественный образ оказался под угрозой и долго находился в разрушенном храме. Спасителем иконы стал директор Нижегородского музея, который вывез ее и сохранил до наших времен.
Описание иконы
Образ «Рождество Христово» выполнен в зеленных, желтых и белых тонах. Благодаря такой цветовой гамме изображение выглядит ярким, но в то же время естественным.
Центральное место на иконе занимает Пресвятая Богородица, одетая в красную ризу. Она лежит, опираясь на руку, а позади нее находится Младенец. Таким образом Андрей Рублев изобразил Деву Марию как главного персонажа.
Сверху автор изобразил ясли, которые находятся рядом с ложем Божией Матери. Помимо Богоматери и Сына Божьего, на иконе изображены и другие герои евангельских писаний. Справа от Младенца находятся два Ангела, которые прославляют новорожденного Иисуса Христа. Снизу изображены две служанки, которые упоминались в сцене купания Младенца.
Икона «Рождество Христово» будет понятна не только православным верующим, но и всем людям, которые знакомы с Евангелием. Перед ней вы можете помолиться Святым и попросить их о помощи в любой безвыходной ситуации.
Где находится икона «Рождество Христово»
Икону «Рождество Христово» может приобрести любой желающий. Каждый день носите ее с собой, и она станет вашим оберегом. Также вы имеете возможность воочию увидеть божественный образ. Сделать это можно в Благовещенском соборе Кремля, который расположен на Соборной площади Московского Кремля.
В чем помогает икона
Несмотря на то, что на иконе «Рождество Христово» вы можете увидеть множество персонажей, в первую очередь это праздник Бога, а как вы знаете, Небесный Царь может все. Вы можете обратиться к Господу с душевными переживаниями, тяжелыми недугами и даже неизлечимыми болезнями.
Молитва перед иконой поможет вам избавиться от финансовых трудностей и безработицы, а также от проблем, которым, казалось бы, нет решения.
Молитва перед иконой «Рождество Христово»
«Господи Боже, славься тот день, когда случилось Рождение Твое! Обращаемся мы, грешные, к Тебе за помощью и просим избавить нас от трудностей и проблем повседневных. Услышь молитвы наши и помоги нам обрести душевный покой, мир и гармонию. Явись же к нам да помоги нам, к Тебе, Великому Спасителю, обращающимся. Аминь».
Дата празднования образа
Дата празднования иконы приходится на Великий праздник Рождества Христова. В этот день вы сможете посетить богослужение и послушать божественные литургии. Именно 7 января любая искренняя молитвенная просьба, произнесенная вами, будет услышана.
Рождество Христово — в первую очередь религиозный праздник, и подобное событие нельзя представить без молитвенных обращений. Чтобы Господь Бог услышал вашу просьбу, обратитесь к нему с помощью рождественских молитв. Пусть ваша вера всегда будет искренней,
Сюжет Боговоплощения в искусстве
Фреска Андрея Рублёва
1
Январь
1405 года
«Рождество Христово» школы Андрея Рублева – икона, датированная 1405 годом, написана на липовой доске.
Ее композиционное построение представляет собой круг, средоточием которого являются Богородица с Младенцем.
В верхней части иконы изображены волхвы, что движутся навстречу звезде, пастухи, что первыми слышат славословие ангелов в честь рождения Богомладенца. Это символ неба, что радуется воплощению Бога.
Вид искусства: Иконопись Сюжет и объекты: Пейзаж, Портрет, Религиозная сцена Стиль: Византийский стиль Техника: Темпера Материалы: Дерево Дата создания: 1410-е Размер: 81×62 см Местонахождение: Благовещенский собор, Москва
В нижней части – заботы земного мира: омовение Младенца, сомнения Иосифа, его разговор с пастухом. Земное и небесное начала, разграниченные композиционно, тем не менее, представляют собой единое повествование.
Вифлеемская звезда, что указывает путь к Богомладенцу – ось изображения. Три ее луча – образ триединства мироздания.
Мастер не отступил от принятых иконографических формул, но вдохнул в изображение жизнь, усилив цветовой контраст. Работа Рублева входит в число мировых шедевров русского иконописного творчества.
Описание картины Караваджо
В отличие от русской православной иконы, пространство которой вмещает несколько разновременных событий, в западноевропейской живописи каждое событие Рождественского цикла самодостаточно.
Один из тех, кому удалось достичь вершины изобразительного мастерства в изображении Рождества – итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Его полотно «Рождество со Святым Франциском и Святым Лаврентием» датировано 1609 годом.
Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием Микеланджело Меризи де Караваджо 1609, 268×197 см
Изображение на его картине очень реалистично.
И Деву Марию, и Иосифа художник вписывает в контекст повседневной жизни, делая акцент на деталях, допустимых скорее для обычных людей. Таких, например, как обнаженное плечо Богоматери.
Кроме того, он привносит в известный библейский сюжет неожиданные дополнения, казалось бы, разрушая утвердившиеся каноны.
Иосиф в его трактовке значительно помолодел. Это уже не тот седовласый старец, что мучительно рассуждает о судьбе нареченной супруги, а практически Её ровесник, живо беседующий со святыми. Эти два персонажа тоже возникли в обход библейского сюжета.
Между тем, столь вольная трактовка образов и вторжение в семантику евангельского повествования смотрится довольно органично.
Особенностью изображения Караваджо является также игра света и тени. Он словно выхватывает из тьмы мгновения, имеющие ключевое значение и озаряет их божественным светом:
- лик Марии, печально взирающей на Сына,
- лежащий на соломе Младенец,
- перст ангела, спустившегося поклониться Божеству во плоти,
- молитвенно сложенные перста святого,
- благоговейные взоры.
Оставшиеся участники лишь угадываются в полумраке, словно прикрыты завесой до той поры, пока не возникнут как полноправные персонажи евангельского сюжета.
Картина написана в теплых тонах, ее цветовая палитра как будто согревает героев, вынужденных остановиться в заброшенном хлеву.
Рождество Христово – главное событие и Священной истории, и истории человечества. Событие, вернувшее мир на путь праведности и подарившее ощущение, что Бог, воплотившись однажды в человеке, живет теперь в каждом из нас – в наших мыслях, словах и поступках.