Почитание в православии
Православная церковь возносит славу, честь и поклонение 40 Севастийским мученикам. Их почитают в молитвах:
- за непоколебимую веру в Господа Бога, самопожертвование;
- стойкость духа, благочестие, терпение и силу воли;
- за смирение, преодоление пороков, страстей и искушений;
- душевную чистоту, любовь к Иисусу и его учению.
Существует старинный артефакт, написанный на древнегреческом языке. В нем содержится завещание Севастийских святых мучеников. В первой части исторического документа святые прощаются со своими родственниками; во второй – просят захоронить их вместе, в одной могиле; в третьей – дают духовное наставление всем христианам. Эта часть особенно важна для верующих, так как погибшие за Христа призывают последователей к твердости в вере в Единого Бога, к отказу от обмана и сладострастия и к стремлению к жизни вечной.
Чтут память погибших за Христа 9 марта (22 марта). Для празднования ослабляют ограничения Великого Поста. В вечернюю службу проводят обряд Причастия Святыми Дарами, которые освящаются на предшествующей этому событию литургии.
С давних времен существует трогательный обряд в христианских семьях. Все родственники лепят сорок постных плюшек в виде жаворонков с глазками из изюминок в память о вознесшихся святых мучениках.
В чем христианский подвиг воинов из Севастии
В начале 4 столетия по приказу святого Константина Великого все христиане имели право на вероисповедание Христа. Однако Ликиний, готовивший восстание против императора. Решил изгнать из армии всех последователей новой веры.
40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Агриколай был военачальником Севастийской дружины, состоявшей из 40 воинов-христиан, которые не знали поражений в бою. Ликиний требовал, чтобы его воины постоянно приносили жертвы и поклонялись идолам, но армянские герои отказались от идолопоклонства.
Их покупали лестью и обещанием высоких воинских званий, угрожали, подвергали пыткам, но мученики выстояли, и ценой жизни приобрели вечность. Во время издевательств и пыток Господь постоянно демонстрировал Свой покров над героями веры.
Сорок мучеников постоянно слышали голос Спасителя, говорящий о том, что верующие во Христа, даже умерев, спасутся в вечной жизни, что им уже готовы венцы Божьей славы.
Блаженный Петр, епископ Севастийский, во сне увидел 40 мучеников, которые просили собрать их кости и похоронить их. Епископ Петр темной ночью пошел к озеру и увидел сияющие, как звезды, кости, собрал и похоронил.
Народные традиции празднования памяти Сорока мучеников Севастийских
День памяти 40 Севастийских мучеников в народе называется «сороки», а иногда «кулики». Согласно народному поверью, в этот день из теплых стран прилетают сорок птиц, и первая из них — жаворонок. «Бывает, — уверяют опытные старики-крестьяне, — что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет». «Сороки» считались детским праздником, потому что накануне празднования женщины пекли из ржаной муки «жаворонков», а утром раздавали их детям. «Жаворонков» пекли с раскрытыми крыльями, как бы во время полета. Жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле — крестьяне объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Господом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Бога, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Господу Исусу Христу.
Также утром женщины делали в своем дворе сорок соломенных гнезд и в каждое клали кусочек теста в форме яйца (это делалось для того, чтобы куры неслись дома, а не заходили на чужой двор). Когда «жаворонки» из теста были готовы, дети бежали с ними в сарай заклинать жаворонков. Там они сажали своих птиц всех вместе, на высокое место, и несколько раз хором начинали кричать песню: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». Текст этой детской песни менялся в зависимости от региона. Затем ребята разбирали своих жаворонков и с той же песней бежали по деревне. Так продолжалось до самого обеда. Вдоволь набегавшись, ребятишки собирались вместе и начинали есть своих ржаных «жаворонков». Съедали обычно всю птицу, оставляя голову, — ее дети берегли каждый для своей матери. В конце празднования ребята поздравляли друг друга с весенним праздником и разбегались по домам. Дома каждый ребенок отдавал голову «жаворонка» матери со словами: «На-ко, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был». Также считалось, что по той погоде, какая была на Сороки, можно определить погоду весны и лета. Если на Сороки было морозное утро, то, значит, жди весной сорок «утренников».
Икос 3
Имуще, страстотерпцы, в темнице сострадальца вашего Кириона блага себе учителя, укреплястеся в вере Христовой и по днех осмих ведени бывше на судище, безбоязненно предстасте Лисию-князю и Агриколаю-воеводе, мудре обличисте их нечестие. За таковое ваше дерзновение приносим вам сицевыя хвалы:
Радуйтеся, в броню веры Христовой облеченнии и щитом благодати Его покровеннии; радуйтеся, единаго Христа паче всех возлюбившии и ради Его повеления беззаконная мучителей презревшии.
Радуйтеся, силу Христову пред нечестивыми проповедавшии и всемогущество Божие яве показавшии; радуйтеся, яко и каменная метания вам не прикасахуся.
Радуйтеся, яко та силою Божиею на метающих я возвращахуся; радуйтеся, яко и ныне молитвами вашими к Богу вражия стрелы от нас отражаете.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Икона 40 Севастийских мучеников
В центре иконы 40 Cевастийских мучеников мы видим самих воинов. Они стоят на ледяном озере — нагие. Одни поддерживают других, некоторые пробуют хоть как-то спастись от мороза — их фигуры изображены в динамике. Также на иконе мы видим фигуру сорокового воина, который отступил от веры в Спасителя и бросился к бане, которую охранники, приставленные к мученикам, специально растопили для соблазна. Лицо отступника на иконе не пишется — это символ его предательства. В нижнем углу иконы иконописцы изображают стражника Аглаийя. Именно он стал сороковым мучеником взамен отступника, когда увидел сияющие нимбы над головами воинов. Также на иконе пишется образ Спасителя, которые благословляющим жестом осеняет святых.
Молитвы святым
Память: 9 / 22 марта, 9 / 22 августа
Тридцать девять христиан воинов и их страж Аглаий, замученные на озере рядом с армянским городом Севастий (Севас) – образец мужественности, крепкой веры и стойкости духа. Сорок мучеников Севастийских – небесные покровители воинов, им молятся о духовной помощи в гонениях и заточение, о дарование крепкой веры, о мужественности для перенесения испытаний.
Сорок мучеников Севастийских. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV века
Тропарь первый сорока мученикам Севастийским, глас 1
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди, Господи, и вся наша болезни исцели, Человеколюбие, молимся.
Тропарь второй сорока мученикам Севастийским, глас 1
Страстотерпцы всечестнии, воини Христовы четыредесяте, твердии оружницы, сквозе бо огнь и воду проидосте/ и Ангелом сограждане бысте, с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас. Слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.
Тропарь третий сорока мученикам Севастийским, глас 3
Страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем мужественно пострадавшии, чрез огнь и воду прошедшии, в покой вечный вшедшии, молитеся о нас ко Господу, да жизнь мирну сохранит и души наша спасет, яко Человеколюбец.
Кондак сорока мучеников Севастийских, глас 6
Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес/ и венцев множество.
Молитва первая второй сорока мученикам Севастийским
О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая сорока мученикам Севастийским
О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва сорока мученикам Севастийским:
Молитва Севастийским сорока мученикам. Тридцать девять христиан воинов и их страж Аглаий, замученные на озере рядом с армянским городом Севастий – образец мужественности, крепкой веры и стойкости духа. Сорок мучеников Севастийских – небесные покровители воинов, им молятся о духовной помощи в гонениях и заточение, о дарование крепкой веры, о мужественности для перенесения испытаний
Житийная и научно-историческая литература о сорока Севастийских мучениках:
- Сорок Севастийских мучеников – Православие.Ru
- Проповедь на память сорока Севастийских мучеников – протоиерей Евгений Воронков
Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»
Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 – 2017
При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Значение сорока святых в православии
Севастийские мученики являют собой пример смирения и стремления к чистоте души, к правде. За терпение и мужество они были удостоены снисхождения Божественного Света, который озарил и согрел их души, и природу вокруг.
Подвиг сорока христианских воинов — один из примеров пребывания в любви к Господу и духовного роста. Мученики отказались от мирских почестей ради благодати на Небесах. Они преодолели пороки и низменные страсти, которые символизирует язычество.
В легенде показателен поступок Мелетия. Он поддался искушению, но не получил обещанного тепла. Из-за слабости духа он спасал свою жизнь, но все равно умер в шаге от благодати. Его более крепкие соратники были готовы пожертвовать жизнью, но получили спасение.
Сорок мучеников показали торжество духовного начала над телесным. Крепкий дух спасает тело, а слабая душа губит и тело, и теряет связь с Господом.
Другой показательный пример отражает постулат о том, что каждый получает по вере своей. Тридцать девять воинов укрепляли веру в молитве в темнице и, стоя босиком на льду, обрели благодать в духовном труде. Сороковому Аглаию было достаточно их примера, чтобы так же преисполниться веры, и обрести благодати столько, сколько каждый из них. Труден путь первопроходцев, но и тот, кто идет следом, получает шанс послужить Господу и пострадать за Него, как за Истину и Свет.
Житие Севастийских мучеников
Страдальцы являют собой святых первых веков православия, а само их бытие оставило по себе значительный отпечаток в летописи Христовой веры. Римский правитель святой Константин Великий в 313 г. дал православным христианам долгожданную свободу. Однако в Римской империи был и другой правитель Ликиний, который олицетворял собой яростного язычника замыслившего восстановить прежние гонения на православных людей, а также вынашивал план предательства Константина, дабы стать единоправным римским правителем.
Предатель решил начать свои смертоубийства с военнослужащих, среди которых можно было найти немалое количество последователей Бога.
Как раз таки одно из войск с целой дружиной православных, восхваляемых за многие одержанные победы, находилось в городе Севастии, под началом язычника Агриколая. Под внушением Ликиния, язычник попытался заставить людей принести языческим богам себя в жертву, на те в свою очередь наотрез отказались, за что и были подвергнуты тюремному заключению. И будучи под стражей они, не переставая, взывали в мольбе к Всевышнему и снизошло на них откровение, что тот, кто претерпит до конца будет спасен.
Агриколай на утро вновь повторил свою попытку склонить дружину к отречению от Господа, однако он и в этот раз его ожидало поражение и дней православных вновь отправили в заточение. Спустя 7 дней состоялся суд язычников, где благородные христианские воины твердо стояли на своем отвечая: «Берите не только наши воинские чины, но и жизни, ведь для нас не существует ничего ценнее Всевышнего».
Лучшая статья для Вас, переходите: Священномученик Климент, папа Римский
Сорок Севастийских мучеников хотели избить булыжниками, но те падали, даже не долетев до них, как будто сам Святой Дух оберегал их от гибели. После православных вновь отправили в темницу, где они во время произнесения молебни услышали: «Тот, кто верит в меня, если и погибнет, то возродится. Решайтесь и ничего не страшитесь, ибо ощутите вы нетленные венцы».
Когда наступил зимний морозный день, воинов привели к здешнему водоему оставив их там под присмотром стражников, обнаженными прямо на льду в том месте где плескалась морозная вода, а рядом с ними растопили парилку, дабы в смертельных муках получить от дружины отречение от Господа меняя его на тепло. Однако только один из всех мучеников не в силах устоять бросился к бане, но и тут же пред ней пал бездыханным.
Когда на утро один из стражей проснулся то обнаружил над головами каждого из 39 православных воинов сияющие нимбы и осознав, почему венцов всего лишь тридцать девять воскликнул «Я тоже христианин!», сбросил с себя одежду и встал рядом с дружиной. На следующее утро всех воителей заодно со стражником вывели из водоема и перебили ноги, после чего тела сгрузили на колесницы и отвезли к кострищу предав их огню.
Лучшая статья для Вас, переходите: Благоверный князь Феодор Черный
А спустя трое суток после наказания, митрополит Петр Севастийский во сне увидел всех святых воителей, которые сказали ему схоронить их останки. Митрополит вместе с помощником собрал по косточкам все священные мощи и предал их земле произнося при этом молебень.
В чем помогают молитвы 40 Севастийским мученикам?
Умирая от жестоких мучений и испытаний, 40 мужественных воинов Севастийских не допускали ни одной мысли о том, чтобы отказаться от своего вероубеждения. Поэтому, молясь перед святыми их образами и читая молитву 40 святым, верующие просят у них помощи в проявлении стойкости, решительности.
Помогает молитва и в час отчаяния, когда у человека, кажется, нет уже сил сопротивляться несчастьям, так как пример мучеников доказывает, что даже самые невыносимые муки можно перенести благодаря вере и молитвами.
Особенно молитва оказывает помощь в укреплении веры, а также помогает в поисках работы, в некоторых случаях – решить материальные проблемы.
К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ
История
Примечательно, что эти сорок мучеников погибли уже после принятия Миланского эдикта — указа «о веротерпимости», принятого святым равноапостольным императором Константином. Однако они жили и служили на той части Римской империи, которой в тот момент правил соправитель Константина — Ликиний, убежденный язычник.
В своей части империи Лициний решил искоренить христианство, которое значительно там распространилось. Дело было в том, что он готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.
В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».
На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.
Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо примете венцы нетленные».
На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны.
Сорок мучеников Севастийских и святые воины. Византийский триптих
Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий.
Взглянув на озеро он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.
По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте.
Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.
Жизнь и кончина прославленных страдальцев
В начале 4 века император Константин Великий узаконил безбоязненно открытое признание словами и делом веры в Бога. В других областях, где правил Ликиний, этот закон также действовал, однако многие христиане преследовались. Спустя несколько лет произошел случай: на территории Армении располагалось войско римлян, включающее в свой состав 40 солдат христианского вероисповедания. Их командующий призвал тех воинов к идолопоклонничеству, но они категорически не захотели этого делать.
Отказавшихся солдат взяли под стражу и направили к озеру, которое было полностью замерзшим. Несмотря на этот факт солдат обнажили и принудили стоять на окованном льдом озере. Постепенно воины стали коченеть. Страдания их увеличивались еще и потому, что на берегу водоема для искушения топилась баня. Для спасения жизней солдатам нужно было отказаться от веры в Христа, тогда бы им позволили облиться горячей водой. Всю ночь воины терпели зловещий холод, подбадривая друг друга и напевая посвященные Богу псалмы.
Под утро одному из солдат стало нестерпимо от мучений. Он выбежал из заледенелого водоема и направился к теплой бане. Но встретивший его горячий пар повалил беднягу замертво. После этого, стороживший мучеников человек заметил, что над теми, кто остался в озере, появилось свечение. Сторож был настолько поражен увиденным, что сорвав с себя одеяния отправился к находившимся 39 мученикам в водоем, поклявшись в своей причастности к христианству. Тюремные служители, подоспевшие чуть позже, узрели странную картину: воинам-христианам стало теплее, но никак не наоборот. Тогда тюремные слуги начали наносить удары огромными молотами по нижним конечностям солдат, после чего бросили их в пламя. А образовавшиеся от костей угли выбросили в реку.
Спустя трое суток мученики возникли перед епископом Петром Севастийским и поведали ему о случившемся. Епископ вскоре обнаружил их останки и с четью предал земле. С тех пор Память Сорока мучеников относится к числу значимых христианских праздников. Посвященные им иконы и молитва 40 мученикам Севастийским даруют верующим успешное возвращение супруга из длительного и сложного путешествия.
Молитвы святым сорока мученикам Севастийским.
О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь святым сорока мученикам Севастийским
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди Господи, и вся наша болезни исцели Человеколюбче, молимся.
Все воинство мира оставльше, на небесах Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять: сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с небес и венцев множество.
Страстоносцы всечестнии, воини Христовы четыредесяте, твердии оружницы, сквозе огнь и воду проидосте, и ангелом сограждане бысте, с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава давшему вам крепость, слава венчавшему вас, слава подавающему вами всем исцеления.
Страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем мужественно пострадавшии, чрез огонь и воду прошедшии, в покой вечный вшедшии, молитеся о нас ко Господу, да жизнь нашу мирну сохранит, и души наша спасет, яко Человеколюбец.
Величаем вас, святии мученицы, и чтем честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Популярные молитвы:
Молитвы святому великомученику Димитрию Солунскому
Молитва Святому великомученику Артемию
Молитва святому великомученику Феодору Тирону
Молитва Святого праведного Артемия, Веркольского чудотворца
Молитва святым отрокам: Максимилиану, Иамвлиху, Мартиниану, Иоанну, Дионисию, Ексакустодиану, Антонину
Молитва святому Иосифу Целомудренному, Прекрасному
Молитва на вхождение в новый дом
Молитва мученикам Александру и Антонине
Молитва Пресвятой Богородице Нечаянная Радость
Молитва преподобному Макарию, игумену Калязинскому, чудотворцу
Молитвы святому князю Даниилу Московскому
Молитва матери о своих детях
Молитва преподобному Маруфу, епископу Месопотамскому
Псалмы 34, 90. Молитва честному кресту: Да воскреснет Бог. Псалом Давиду
Проповеди
Св. Василий Великий. Беседа на день святых четыредесяти мучеников
Из проповеди, произнесенной 22 марта 2003 года Схиигуменом Авраамом (Рейдманом), духовником Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга:
Что же помогло им это сделать? Что было в них такого, чего нет в нас? Сама история дает нам объяснение, в особенности история страданий сорока мучеников Севастийских. Мы видим, что, после того как они показали свое долготерпение, вдруг появился сверхъестественный Божественный свет, осиявший их и даже согревший воздух. Но главное – не то, что согрелись воздух и вода, в которой находились мученики, но то, что благодать Божия, этот Божественный свет проник в их души, в их сердца и как бы воссиял внутри них самих, тем самым сделав их способными к сверхчеловеческому мужеству.
Благодать Божия дала им силы вытерпеть то, что превышает возможности не только обыкновенного человека, но даже и какого-нибудь особенно твердого духом и, как бы мы сейчас сказали, сильного волей человека. Именно благодать Божия делает нас способными совершить нечто сверхъестественное. Она помогает нам вытерпеть все скорби, которые враг наш, дьявол, уготавливает нам, чтобы заставить свернуть с истинного пути. Иногда это действительно страшные скорби, какие постигли, например, мучеников Севастийских или новомучеников и исповедников российских, пострадавших в недавнее время. Но иногда дьявол незаметно мелкими скорбями и неприятностями, не требуя от нас явного отречения от Христа, тем не менее, заставляет нас вести себя не по-христиански. Мы же, недооценивая значения этих как будто бы незначительных происшествий, много и часто погрешаем – и на деле, как это ни прискорбно, как это ни страшно звучит, являемся отступниками.
Мы постоянно предаем евангельские заповеди, вменяя их ни во что, однако почему-то думаем, что если бы на нашу долю выпало какое-нибудь особенное испытание, вроде того, какое пришлось вытерпеть сорока мученикам Севастийским, то мы проявили бы твердость, потому что сознавали бы, что здесь речь явно идет о спасении или погибели, об исповедании Христа или отречении от Него. Но многих дьявол искушает именно мелочами – мелкими, ничтожными, незначительными происшествиями, легкими скорбями, маленькими соблазнами. Мы же не заботимся о том, чтобы в нас всегда была благодать Божия, не приобретаем ее усиленной молитвой, покаянием и тщательным исполнением своего христианского долга, то есть участием в богослужениях, постами и так далее.
Мы пренебрегаем понуждением себя к исполнению заповедей, пребываем в нерадении, небрежении и беспечности. Таким образом, мы теряем ту благодать, которую получили в Таинстве Крещения, которую получаем в Таинствах Исповеди и Причащения, и потому оказываемся бессильными перед бесчисленными кознями дьявольскими. Сейчас они мелкие, но кто знает, что будет завтра?
ЖИТИЕ СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ
Святые мученики Севастийские – одни из последних христиан, принявших мучения в годы гонений. Уже правил равноапостольный царь Константин Великий – император Византии. Однако соправителем его был некий Лициний (или Ликиний), бывшим не только язычником, желавшим уничтожить христианство в областях, подвластных ему, но и интриганом. Он планировал идти войной на Константина Великого и, конечно, опасался измены: ведь христиане могли встать на сторону своего единоверца.
Поэтому обращение христиан в язычество он решил начать со своих воинов, ведь дисциплину и послушание высшим чинам даже для христиан никто не отменял. Сам Лициний знал, что не так-то легко склонить христиан к вероотступничеству, но был готов уничтожить собственных воинов. После указа Лициния военачальник из армянского города Севастии Агриколай, знавший о том, что под его началом служат христиане, потребовал от них принести жертвы языческим богам, доказав преданность правителю. Эта Севастийская дружина состояла из сорока человек, прославившихся своим героизмом и многими победами. Конечно, они отказались предать свою веру, и были заключены своим начальником в тюрьму. Однако той же ночью, встав на молитву, все воины услышали голос Ангела или Самого Христа, говоривший, что спасется в Царствии Небесном тот, кто будет терпеть муки до конца.
Когда воины вновь предстали перед Агриколаем, тот изменил свою стратегию. Он стал льстить им, хвалить их смелость и силу, призывать подумать о молодой жизни, которая может оборваться
Он предлагал им, приняв язычество, получить внимание и милость императора, а там и блестящую карьеру. И вновь все воины отказались от почестей и были заточены
Через неделю на суде Севастийские воины вновь исповедовали Христа, добавив, что готовы отдать и чины, и звания, и славу воинов, и саму свою жизнь ради сохранения верности Господу Иисусу, Который Один ценнее всего для них. Их хотели казнить избиением камнями. Возглавил казнь прибывший из Рима вельможа Лисий, однако ни один камень не попал в целую толпу казнимых воинов; по свидетельству очевидцев, разгневанный Лисий сам бросил камень, но попал прямо в лицо начальнику Севастийской дружины, Агриколаю. Даже палачам стало ясно, что их оберегает благодать Неведомого Бога. Вновь воинов-мучеников заключили в тюрьму, где ночью на молитве они услышали Голос Божий, укрепляющий их словами: «Тот, кто верит в Меня, даже если умрет – оживет на Небесах. Идите и не бойтесь, вы примете венцы небесные».
На следующий вечер, после очередных угроз и обещаний, воинов раздели и отвели к городскому озеру, покрытому льдом. Босыми ногами, без одежды они стояли на морозе, охраняемые стражниками. Чтобы заставить их изменить Богу, на берегу озера растопили баню, обещая сразу обогреть каждого, кто откажется от христианства. И действительно, после полуночи, когда холод стал ужасающим, один из дружинников бросился в баню… и упал мертвым на пороге ее. Возможно, Господь не попустил ему стать мучителем своих товарищей, взяв хотя бы на окраину рая за перенесенные мучения. Остальные же продолжали подбадривать друг друга и петь молитвы.
После трех утра Бог облегчил муки невинных страдальцев: в зимнюю ночь небо просияло светом, лед растаял и превратился в теплую воду, в которой мученики теперь стояли по пояс. На головы их зримо опустились сияющие венцы. Это чудо, как и бегство одного из дружинников, видел стражник Аглаий. Он сам снял с себя одежду и, разбудив остальных воинов охраны, исповедовал себя перед ними христианином, а затем вошел в озеро с молитвой: «Господь и Бог, в Которого верят эти воины, присоедини меня к их сонму, чтобы и я с Твоими рабами достойно пострадал».
Утром палачи увидели живых мучеников вместе с присоединившимся к ним охранником. Тогда их вывели из воды и казнили, перебив голени. Они скончались быстро, но в муках. Жизнь теплилась лишь в одном, самом юном – Мелитоне. Его мать, пришедшая на место казни, умоляла его терпеть страдания до конца. А когда тела всех мучеников сложили и повезли на костер, мать Мелитона понесла его за ними, чтобы пытки над ее сыном не продолжились и он не предал Бога. У костра скончался и он.
Тела Севастийских мучеников были сожжены на костре в тайном месте, а останки пущены в воду – ведь палачам было известно, что христиане почитают мощи мучеников как великую святыню. Но сами святые явились через три дня в сияющем сонме главе церкви Севастийской епископу Петру, указав на место, где пребывали их мощи. Владыка Петр со священниками Севастии ночью предал погребению останки мучеников.