Можно ли спастись, живя лишь по совести?

«Место жительства» совести в организме человека

Мало кто знает, но существует очень интересная теория. Согласно ей, у каждого органа имеется еще и духовная функция, помимо физиологической. Например, сердце отвечает за душевную боль. Болезни ушей, как оказалось, возникают из-за того, что человек болезненно воспринимает отказы и упреки со стороны других людей. Одновременно желудок, переваривая пищу, вместе с ней «впитывает» впечатления. А за совесть в человеческом организме якобы отвечают почки.

Можно ли спастись, живя лишь по совести?

Духовная и физиологическая функции этого парного органа схожи. На физическом уровне почки очищают организм от шлаков и токсинов. На духовном они аналогично пытаются «вывести» все самое плохое, отравляющее наше сознание. Правда, не всегда получается.

Что такое совесть?

Совесть – это часть личности человека, которая помогает ему делать нравственный выбор между добром и злом, правильным и неправильным, хорошим и плохим. Именно данное качество не дает ему действовать в соответствии с основными побуждениями и желаниями, противоречащими общепринятым моральным нормам. Это то, что заставляет человека чувствовать себя виноватым, когда он сделал  что-то плохое или, наоборот, не сделал то, что должен был .

Согласно теории Фрейда, совесть является частью Суперэго, которое содержит информацию об основных моральных нормах. Данные нормы в ребенка с самого рождения закладывают его родители и ближайшее окружение. Это именно те ценности, которые он усваивает в процессе воспитания. Подрастая, он продолжает впитывать от окружающего его социума информацию о том, что принято считать хорошим и плохим, правильным и неправильным, добрым и злым.

Совесть описывает две вещи: то, что человек считает правильным, и то, как именно он решает, почему это правильно. Она становится стандартом, необходимым для оценки этичности его действий и действий окружающих.

Совесть иногда называют «голосом разума в голове». Хотя, в буквальном смысле это далеко не так. Когда этот самый голос говорит человеку, что ему делать или не делать, он проживает определенного рода эмоции.

Иногда эти эмоции положительные. Сочувствие, благодарность, справедливость, сострадание и гордость – все это примеры чувств, которые побуждают человека делать что-то для других. К эмоциям, которые останавливают его от определенных поступков, относятся чувство вины, стыда, смущения и страха наказания или осуждения .

Совесть является моральной основой, которая заставляет людей вести себя социально приемлемым и даже альтруистическим образом, являясь не просто «инстинктом», а «моральным мускулом» .

Стыд и совесть — одно и то же?

Вспомним тот момент, когда в детстве мы краснели из-за того, что приходилось выслушивать упреки родителей по поводу очередной шалости. В те моменты лицо мгновенно заливалось краской. Нам было стыдно. Мы сожалели о своем поступке в данный момент – здесь и сейчас. Чаще всего это как раз и происходило под нажимом других людей, которые, пытаясь научить уму-разуму, пристыжали нас.

А что следовало далее? Да ничего! Мы напрочь забывали обо всех проблемах и брани родителей. От негативных ощущений не оставалось и следа. Дискомфорт проходил достаточно быстро. Ведь, как известно, стыдно нам бывает перед другими людьми, а совестно – перед самим собой. В случае с родителями была допущена ошибка. Взрослые просто пристыдили, вместо того чтобы объяснить. Возможно, если бы они детально расставили все по полочкам, мы бы не только почувствовали стыд, но и совесть. И впредь не совершали бы ничего подобного.

Можно ли спастись, живя лишь по совести?

Исходя из этого, можно найти еще ряд отличий между двумя этими понятиями. Стыдно обычно становится сразу после содеянного. Человек пытается исправиться извинением. Он делает все, чтобы разрешить ситуацию, после чего наступает успокоение или даже гордость. Раскаяние же приходит незаметно и порой даже неожиданно. Иногда человека начинают донимать муки совести из-за ситуации, произошедшей неделю назад. Почему так происходит?

Как уже было сказано, именно общество вынуждает индивида признать свою вину. По правилам этикета, он извиняется и забывает о проблеме, так как мозгу был дан сигнал – «отбой». Прощение для нас играет роль самоуспокоения: ведь никаких претензий нет. Угрызения совести появляются лишь в том случае, когда мозг либо «не понял», что извинение и прощение было, либо их действительно не последовало.

Как избавиться от угрызений совести?

Мне 20 лет. 3 месяца назад я вышла замуж, теперь я беременна, ждем малыша. До свадьбы встречались 2 года, не всегда было все гладко. Иногда мне казалось, что я люблю его, а иногда казалось, что нет. Эти мысли меня пугали. Но все-таки мы решили пожениться. Начали подготовку к свадьбе. И во время подготовки все стало очень плохо. У меня началась какая-то депрессия, я стала думать «может я не за того выхожу замуж», начали посещать мысли, что я не люблю его. Мне хотелось как можно больше времени проводить с подругами своими, и как можно меньше с ним. Но в душе я понимала, что если мы расстанемся, то я не смогу без него. Т.к. раньше мы один раз расставались, и я на следующий день сама пришла к нему и помирилась, без него не смогла. В общем очень тяжелое было время для меня. Мама говорила, что это предсвадебная депрессия была, т.к. мне было страшно расставаться с девичеством и менять в корне свою жизнь. Сейчас я понимаю, что на самом деле так и было. Но я успела совершить одну очень страшную ошибку. В то время у меня очень болела спина, и я пошла на прием к врачу-массажисту. И так вышло, что у нас начался роман. Меня привлекло то, что он намного старше (31 год), + массажист (некое приключение в жизни). Он женат, ребенок есть. Мы один раз после массажа решили выпить пива, и он начал приставать ко мне, мы поцеловались. Он меня так привлек, я прям голову потеряла. И у нас 2 раза был секс. Это все длилось недолго, меньше месяца. Самое страшное, что это было за пару месяцев до свадьбы, когда активно шла подготовка. Я в тот момент так остыла к своему будущему мужу, не знала что делать. Срывать свадьбу я не могла, т.к. много денег было уже уплачено родителями, я просто не могла так поступить с ними. Решила все оставить как есть. И вот в один прекрасный момент мне этот «массажист» жутко надоел, я поняла, что он мне совершенно не нужен. Пропал интерес напрочь. Сыграли свадьбу, начали жить вместе, я забеременела сразу. Был период притирки (мы до этого не жили вместе), мы так ругались и скандалили, такие истерики были, просто ужас. А теперь все начало налаживаться у нас. и я очень счастлива со своим мужем. и вот наступил этот страшный момент, меня начали мучить угрызения совести. мой муж меня так любит, как я могла так поступить с ним. сейчас я поняла, что я очень люблю его, что я счастлива с ним, что он тот, кто мне нужен, и я ни на кого его не променяю. меня так гложет эта мысль, что я совершила такое преступление. с каждым днем мыслей все больше. просто невыносимо так больше. сейчас пишу и плачу. мне очень стыдно. и я не знаю как мне дальше жить с этим чувством. хочется рассказать ему всё, попросить прощения, поклясться, что такое больше никогда не повторится, но я знаю, что он не простит мне измену и уйдет от меня, или возненавидит. а если и не уйдет ради ребенка, то его это очень ранит. сейчас я вспоминаю тот поступок, мне противно. мне противно что ко мне прикасался другой мужчина, мне противно, что я обманывала своего мужа. я никогда не отмоюсь от позора перед самой собой. мне так тяжело сейчас. как мне избавиться от этого чувства вины и угрызений совести? я так каюсь сильно. И очень люблю мужа, жаль что я это поняла уже после содеяного!!!

Популярные статьи  Молитвы от злости и гнева

Как избавиться от угрызений совести перед самим собой? (2 ответа)

Психологи и психологическая помощь

Мне 24. Лет с 15 у меня начали буять гормоны,мне много хотелось попробовать, но я себе не могла позволить делать,что хочу,и сдерживала себя, так как воспитание в моей семье этого не позволяло. Я берегла себя до 20 лет,пока не влюбилась в парня старшего от меня на 4 года. )Хотя до этого 3 года встречалась с мальчиком но ничего не позволяла лишнего) Этот старший парень,назовем его «Х» был первым у меня -и то, после того как мы познакомили наших родителей. Отношения сложились очень печально, из-за его матери (куча оскорблений в мой адресс,некоторые взгляды разошлись), вскоре как оказалось он даже не поверил мне,что был у меня первым. Разочарование/боль,хотя мы говорили уже о свадьбе. Дальше понеслась: флирт,общения с другими мальчиками, дважды мимолетный контакт (за что я до сих пор просто удивляюсь,КАК Я МОГЛА?!) Мне будто было пофиг на все. мол,»будь что будет!» И вот спустя 2 года я встречаю еще одну горе-«любовь»: мой ровесник, ревнивый до ужаса, с непонятной любовью «то льет слезы на коленях/то может ударить» — собственник. Я терпела очень долго и думала,что действительно люблю этого человека, но видимо это была патологическая привязанность, где за все его ошибки я чувствовала виноватой себя — может я не так веду себя, проблема во мне и т.д. Сейчас уже полтора года встречаюсь с прекрасным парнем, который любит меня, мы живем вместе, у нас серьезные планы, мы из одного круга интересов. И сейчас на меня начинает находить совесть за все то,что я сделала когда-то… Я когда-то припустить и мысли не могла, что у меня будет несколько сексуальных партнеров! Меня мучает этот факт,будто я не такая хорошая,как обо мне думают мои любимые люди..- Но ПОЧЕМУ в воспитанной семье,как у меня,где с детства во мне воспитывали высокие моральные качества — могло произойти такое?? С детства меня воспитывали,что себя до брака нужно беречь, причем воспитывали под очень строгим контролем

Сейчас, я будто «грязная баба», по-другому не могу даже сказать( — мне всегда нравились интрижки,невинный флирт,внимание, и я ВСЕГДА держала себя в руках, НО бывали такие моменты,будто у меня крышу срывало! — «БУДЬ ЧТО БУДЕТ,ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ!» и я делала подобные глупые вещи. И всякий раз когда я имела с кем-то отношения интимные, я всегда как-то позиционировала себя,будто это я мужик- и Я использую,а не меня

И мне это нравилось. Только вот сейчас повзрослела и мыслить начала иначе.. Понимаю, что я натворила.. Мне жутко стыдно, это МУЧАЕТ меня. Чувствую себя — грязной, а ко мне незаслуженно относяться хорошо( я не заслуживаю на что-то хорошее. Помогите пожалуйста советом, как же избавиться от этого голоса совести..

Нейробиология совести

Что происходит внутри человека, когда он испытывает угрызения совести, и от чего зависит ее появление? Ученые провели десятки исследований, чтобы понять это. Они сосредоточились на поиске областей мозга, связанных с «моральным мышлением».

Исследователи проводили сканирование мозга человека с помощью аппарата функциональной магнитно-резонансной терапии и наблюдали за изменениями активности в его зонах во время просмотра различных сцен. Так, например, некоторым испытуемым предлагали сделать нравственный выбор и решить, кого они смогут спасти от съехавшей с рельс вагонетки: пятерых человек или одного .

Вначале ученые ожидали найти в мозге так называемую «моральную зону», отвечающую за чувство вины и совесть. Но это оказалось не так-то просто. Фактически, во время этих экспериментов включалось несколько областей мозга. Работая вместе, они, вероятно, и включают угрызения совести в определенной ситуации. Ученые назвали эти области «моральной сетью».

«Данная сеть на самом деле состоит из трех более мелких сетей», – говорит психолог Файери Кушман из Гарвардского университета. «Одна сеть мозга помогает нам понимать других людей. Другая позволяет нам заботиться о них. Последняя помогает нам принимать решения, основанные на нашем понимании и заботе» .

Первая из этих трех сетей состоит из группы областей мозга, которые вместе называются сетью режима по умолчанию. Она помогает человеку «проникнуть в головы» других людей, чтобы лучше понимать, кто они и что их мотивирует. Эта сеть включает в себя части мозга, которые становятся активными во время мечтаний и визуализации. По словам Кушмана, несмотря на то, что «мы можем видеть только действия человека, мы можем представить, о чем он думает или почему он сделал то, что сделал» .

Вторая сеть – это группа областей мозга, часто называемая матрицей боли. У большинства людей определенная часть этой сети включается, когда кто-то испытывает болезненные ощущения на эмоциональном или физическом уровне.

«Эмпатия – это способность разделять чужие чувства. Чем более чутким является человек, тем больше перекрываются первые две сети мозга. У очень чутких людей они могут почти полностью совпадать. Это показывает, что матрица боли важна для сочувствия», – говорит Файери Кушман. «Это позволяет нам заботиться о других людях, связывая то, что они чувствуют, с тем, что испытываем мы сами» .

По мнению психолога, понимание и забота важны. Но наличие совести означает, что люди должны действовать в соответствии со своими представлениями об этом. Вот тут-то и появляется третья сеть – сеть принятия решений. Именно здесь люди взвешивают затраты и выгоды от принятия мер.

Когда человек попадает в ситуацию морального выбора, все три сети начинают работать. «Нам не следует искать моральную часть мозга», – говорит Кушман. «Скорее, у нас есть сеть областей, которые изначально развивались, чтобы выполнять другие задачи. В течение эволюционного периода они начали работать вместе, чтобы вызвать чувство совести» .

Подобно тому, как не существует единого морального мозгового центра, не существует единого типа морального развитого человека. «Есть разные пути к нравственности», – говорит Кушман. «Например, некоторые люди очень чуткие. Это побуждает их сотрудничать с другими. Некоторые люди вместо этого действуют по своей совести, потому что это кажется им наиболее логичным. А третьи просто оказываются в нужном месте в нужное время, чтобы изменить ситуацию к лучшему» .

Что такое совесть?

Совесть, или, как еще говорят, позднее сожаление, настигает нас в моменты, когда мы понимаем, что сделали что-то плохое, поступили неправильно. Она приходит в виде бесконечного потока мыслей. Но это не просто обычные думы, сопровождающие нас на протяжении дня. Это съедающие, нагнетающие и надоедливые фразы: «Если бы я поступил по-другому, ничего плохого не случилось бы», «Это не мои проблемы, каждый выкручивается как может, я помогать не обязан», «А если есть шанс все еще исправить?» и так далее. Безусловно, каждый испытывает муки совести по-разному, ведь мышление у всех отличается.

Можно ли спастись, живя лишь по совести?

Да, раскаяние – это не что иное как голос разума, заложенный матушкой-природой еще на ранних этапах формирования человеческого сознания. Он «живет» в нас для того, чтобы мы могли отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. Только единственное природа не учла: думать о последствиях мы начинаем лишь после того, как что-то натворили.

Быть может, это вовсе не маяк, дающий нам шанс сделать верный выбор, а наказание за неверный? Ведь сожаление порой доставляет массу неудобств. И одно из них – невозможность думать о чем-либо ином, кроме своего нечестного проступка. Совесть помогает нам впредь сначала думать, а потом уже делать. Однако не все умеют учиться на своих ошибках.

Популярные статьи  Мудрые наставления преподобного Серафима Саровского

2 вариант

Совесть  –  это внутренний голос каждого человека, который говорит о чём-либо.  Зачастую человек его слушается, ведь это «внутреннее я», и пойти против него, вроде как нелогично. Но так же часто и забывают про совесть,  делая так, как советуют друзья или кто-то другой, а может и просто человек очень экстремальный.  Мало кто понимает, совершая это, что без последствий в подобных ситуациях не обойтись.

Как показывает опыт, против совести пойти можно. Можно и совсем её не слушаться, и забыть про неё, но вот только просто так в покое она никого не оставляет. Совесть, на самом деле, внутренний голос.  Ведь правда, кто-то будто сидит и говорит внутри нас как и что нам нужно делать. Что сказать, как поступить в той или иной ситуации, зачем совершён определённый поступок – эти и другие вопросы нам задаёт совесть. И при её непослушании она начинает помогать человеку прийти к правильному решению. Она советует ему то, что он хочет на подсознательном уровне, но этому мешают внешние факторы. Поэтому как только внешние факторы перебарывают человека, совесть берётся за свою работу более интенсивно. Личность не может спокойно жить, когда что-то изнутри говорит о том, что следует сделать. Невозможно скрыться, ведь что-то  – внутренний ты. Нельзя нормально поесть или элементарно сходить в душ – везде этот голос и эти советы.

Просто так, безусловно,  это оставить не получится. Поэтому совесть получает своё и человек действует как надо, но нередко совесть и после этого не уходит. Человек начинает сам себя корить за то, что он сделал сперва. Это чувство уже по истечению времени уходит, ведь основная задача внутреннего голоса выполнена.

Таким образом, против совести, разумеется, можно пойти. И многолетняя практика показывает, что это делается часто. Но ещё чаще практика показывает, как человек потом раскаивается и переживает за собственное положение.  А вспомните сколько хороших произведений написано и учат детей этому. Даже те же самые произведения Ф. Достоевского «Преступление и наказание»,  К. Паустовского « Тёплый хлеб», В. Астафьева  «Конь с розовой гривой» – эти и не только произведения прославились своей пользой в  области внутренних чувств, и после их прочтения хочется задуматься. Поэтому лучше поступать по совести, чтобы потом не оказаться в неприятном положении, как герои данных произведений. Не забывайте, счастлив тот, у кого совесть спокойна.

И у литературных героев есть совесть…

Муки совести в судьбе известных литературных героев – достаточно частое явление. Многие из них в той или иной степени задумывались о правильности своих поступков, оправдывались перед самими собой или же продолжали себя грызть. Самым совестливым персонажем русской литературы по праву считается Раскольников. Стоит только вспомнить, как поначалу он бредил тем, что его хотят схватить, посадить, уличить. Герою даже не было стыдно. Мол, старуха-процентщица сама виновата. Раскольников не считал себя «тварью дрожащей». Он уверял себя, что «право имеет» на убийство тех, кто якобы мешает жить порядочным людям. Но после содеянного все изменилось. Муки совести загнали его в угол до такой степени, что он буквально начал сходить с ума. И не успокоился до тех пор, пока не получил по заслугам за убийство старушонки.

Анна Каренина – еще одна совестливая героиня. Вот только она корила себя не за убийство, а за измену мужу. Женщина самостоятельно выбрала себе наказание – бросилась под поезд.

Можно ли спастись, живя лишь по совести?

Так, в своих произведениях, основанных на психологизме, авторы показывают, какая же все-таки страшная штука – совесть. Ее упреки способны свети с ума, довести до самоубийства. Поэтому не нужно совершать тех поступков, за которые вам было бы мучительно стыдно.

Иметь свое мнение — смертный грех!

Позиция «все относительно» до такой степени уже стала общей, что когда у нас кто-то на самом деле имеет свое мнение и глупость его высказывать и отстаивать, а уж тем более заикаться о правде и абсолютной нравственности — его обвиняют во всех смертных грехах. Точнее, грех в философии релятивизма один.

Как это ни парадоксально, самое большое преступление во времена всеобщей толерантности, декларирующей право каждого на свое мнение — это иметь свое мнение и считать его верным. Но как же, простите, можно называть своим мнением то, в чем человек не уверен? Это не мнение, не точка зрения, не позиция, а досужие сплетни какие-то… Точка зрения и реальная позиция, из которой можно действовать, должна быть твердой и определенной.

То есть, именно это — хорошо, а то — плохо, так — верно, а этак — не верно. Если же человек не знает, что верно, не имеет четких ориентиров, то он не может продуктивно действовать и двигаться в направлении вперед. Топтаться на месте, бегать по кругу, болтаться как дерьмо фиалка в поруби — может. Это вниз можно катиться по инерции, не прилагая никаких усилий, а для того, чтобы стоять на стороне добра необходима активная позиция, четкое видение пути и различение добра и зла.

Эх, мне бы лозунги писать, правда? Или рекламные тексты

Ведь беда-то не в том, что человек не согласен принять что-то за истину, а в том, что он вообще отказывает истине в праве на существование. Он ее не только не нашел, но и не ищет, и искать не собирается — ибо ее для него нет и быть не может. Само слово «истина» стало чуть не ругательством. Мнения — вопрос вкуса, а не убеждений.

Сейчас мне нравится косметика этой фирмы и колбаса того завода. Найду колбасу вкуснее и косметику эффективнее — сменю, не задумываясь. И это отношение распространяется на все — и на убеждения, и на веру, и на любовь. Ну, кроме убежденности, что все относительно, естественно

Это до чего же мы дожили, люди? На этом фоне даже адепты самых диких сект выглядят лучше — они хоть во что-то верят, что-то выбирают… Собственно, потому и секты плодятся так активно (и это тоже исключительная черта современности), что человеку не очень-то уютно в мире абсолютной относительности. Не каждый может настолько заглушить свою совесть, чтобы так жить. Нужны, все-таки, человеку твердые ориентиры и абсолютные критерии, как думаете?

Рассуждение

В современном мире границы такого понятия как “совесть” давно размыты. Люди поступают на своё усмотрение, рушатся нормы и стереотипы, а общество стремительно движется вперёд — так что же может значить такая тривиальная и, казалось бы, устарелая вещь для каждого из нас и для человечества в целом?

Само по себе это понятие весьма неоднозначное, и для каждого человека индивидуально может значить что-то своё. Кто-то совершит убийство и посчитает, что действовал полностью согласно своей совести; иной же будет винить себя за что-то, его контролю не поддающееся. Отсюда следует, что совесть на каждого своя, и определяют её только лишь личные границы морали человека. Вне зависимости от социального статуса и верований отдельно взятого человека, он будет иметь собственную мораль, то есть некоторые вещи, которые считает приемлемыми или неприемлемыми, привычными или табуированными, незначительными или святыми. И только моральный компас человека может остановить его от деструкции и вредительства обществу и всему его наследию в порыве эгоизма. Человек, который действует против своей морали, ощущает вину за свои деяния, и именно это ощущение мы называем совестью.

Популярные статьи  Как бросить курить: советы священнослужителей

Так что же случится, если у человека отобрать совесть? Что из себя будет представлять член общества, не ощущающий её укора за любые злодеяния, не имеющий никаких внутренних ограничений, которые останавливали бы его от бесчестия, насилия? На самом деле, не имея ничего святого, никаких привязанностей, достоинства, гордости, он станет подобен агрессивному животному, для которого чужды нормальные человеческие связи, ценности и традиции. Став изгоем в обществе, он лишится всего: и не только материальной собственности, а и самого смысла жизни.

Даже те, кто живёт на задворках общества, не имеет ни гроша в кармане, ворует и обманывает, чтобы выживать, сохраняют некоторую совесть, и это помогает им оставаться людьми. Бедные, но совестные люди живут согласно своей чести, выручая других и не переходя рубежи, которые выстраивают сами для себя. Кто-то может сказать, что такая жизнь даже лучше, чем богатая, но бесчестная и распутная, ведь такое существование быстро пресыщает своей пустотой и бездушностью. Отсюда следует, что даже для немощных изгоев совесть служит тем самым маяком доброты, якорем гуманности.

Для того, кто не располагает материальными благами, мораль и совесть являются последними вещами, отделяющими его от зверя, неспособного функционировать в обществе и любить. Воистину, человек, который теряет совесть, теряет всё.

С примерами из литературы

Суть спасения в христианском понимании

Можно ли спастись, живя лишь по совести?Фото: Temples.ru

На вопрос, что же такое спасение и жизнь вечная, большинство простых прихожан дают один из следующих ответов:

  • райский сад с дивными деревьями;
  • место вечного блаженства, где нет болезней, горя и смерти;
  • небесный город Иерусалим с поющими Ангелами и святыми и пр.

Во всех этих определениях есть какая-то доля истины, однако в них отсутствует самое главное. Как сказал однажды митрополит Антоний Сурожский «Вечная жизнь — это в первую очередь наша приобщенность к Богу». То есть, чтобы вкусить радость спасения, не нужно дожидаться исхода из нашей земной жизни. Уже сейчас православный христианин, по слову апостола Петра, является причастником Божьего естества.

Чтобы понять глубину евангельской вести, необходимо уяснить для себя ответы на следующие 2 вопроса:

  1. Почему наш Господь Иисус Христос назван Спасителем?
  2. От чего Он нас спасает?

Все религии сходятся в том, что в нашем мире произошла какая-то катастрофа, после чего человечество стало подвержено смерти, страданиям, болезням и т. п. Соответственно, если ориентироваться только лишь на наши потери, то суть спасения можно свести к устранению этих самых последствий. Однако христианство указывает на самую главную потерю человека вследствие грехопадения — мы потеряли Бога. А без Него наша жизнь начинает умирать, тлеть, истощаться.

Отсюда выводятся важные следствия:

  • спасительная миссия Сына Божьего ставит за цель вернуть человеку главную утрату — Бога;
  • победа над смертью, грехом и т. п. возможна только при одном условии — восстановление причастности к Источнику Жизни (Богу).

Вариант 1

(444 слова) Иногда человеку приходится идти против совести ради высших целей. К сожалению, судьба нередко ставит нас перед таким выбором, в котором нет ни одного абсолютно правильного решения. В такой ситуации мы обязаны выбрать тот путь, который не всегда согласуется с совестью, зато отвечает более важным требованиям нашего нравственного долга. Такими примерами богата отечественная литература.

Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главная героиня пошла против совести, чтобы спасти свою семью от голодной смерти. Кто может осудить ее? Она жила в нищите и видела, как сводные сестры и брат страдают от нехватки пищи и одежды. Их будущее было обречено, если бы Сонечка не взвалила на себя заботу о пропитании. Несчастная девушка была вынуждена выйти на панель, чтобы заработать деньги. Без образования и связей она не могла найти другого места и способа прокормить семью. В то же время никто другой не мог сыграть роль кормильца: ее отец пил и не мог работать, а мачеха болела чахоткой и ничего не умела делать. Соне пришлось выбирать: честь или смерть, гордость или сострадание? Любовь к близким пересилила ее стремление сохранить нравственную чистоту. Она стала заниматься грязным делом, но зато спасла мачеху и ее детей, а позже смогла помочь Родиону Раскольникову. В порочной среде она не потеряла свою доброту и отзывчивость. Участь Сони Мармеладовой доказывает, что в мире встречаются обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести. Эти обстоятельства связаны с выбором между жизнью и смертью близких людей.

Порой наша совесть отступает перед велением нравственного долга: когда на Родину надвигается враг, человек должен идти и убивать таких же людей, как и он. Такой пример мы находим в произведении Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Своими воспоминаниями о Великой Отечественной войне делится снайпер. Юная девушка, которая еще вчера закончила школу и собиралась поступать в институт, остригла косы и надела мужские кирзовые сапоги, чтобы учиться убивать. Мария Ивановна Морозова (Иванушкина) закончила школу снайперов и отбыла на фронт, где ей пришлось выполнять боевые задания, которые противоречили ее нравственному чувству. Прицеливаясь впервые, она подумала: «Ведь это же человек!». Долго колебалась. Нервничала. Оттягивала момент. Но все-таки выстрелила и прошла боевое крещение. Героиня этой истории до последнего не хотела убивать людей, ее совесть противилась этому, но ей пришлось сделать выбор в пользу долга перед Отечеством. Только так можно было защитить страну, отстоять мир во всем мире. В таких обстоятельствах многие люди сделают выбор в пользу долга, а не совести.

Конечно, совесть — это необходимый нравственный ориентир, который направляет нас в жизни. Но бывают обстоятельства, когда мы выбираем между жизнью и смертью близких, нашего народа, нашего Отечества. В это случае нужно поступать так, как велит сердце. Если оно прикажет идти в бой, чтобы защитить родное и любимое, нужно сражаться до конца, не считаясь ни с чем.

Зачем нужны добрые дела?

Можно ли спастись, живя лишь по совести?Фото: Flickr.com

Отдельные протестантские группы исповедуют крайнее понимание спасения, ограничивая свою религиозную жизнь лишь верой в Подвиг Спасителя. Для таковых есть серьезное предостережение Апостола — «и бесы веруют». Невозможно возродиться христианской верой, и не поменять своего поведения. Обновление жизни, любовь к Богу и ближнему выражается в том числе в нашем добром поведении.

И тут становится понятной функция совести, которую Авва Дорофей называет «искрой Божьей в душе человека». К совести человека в падшем состоянии Священное Писание применяет такие эпитеты, как «сожженная», «нечистая», оскверненная». В Крещении мы просим у Бога «благой совести», после чего она действительно может стать инструментом нашего духовного руководства.

Как быть с языческими народами?

Этот вопрос часто задают люди, желающие оправдать свое нежелание входить в церковную жизнь. Священное Писание дает некоторые намеки на то, что шанс на спасение есть и за пределами видимых церковных стен. У апостола Павла есть предположение, что язычники, не имея доступ к Божьему Закону, будут судимы по закону совести. Стоит ли себя тешить надеждой на такой вариант, отвергая возможность приобщиться к Церкви, участвовать в Таинствах, просвещаться живой проповедью? Вопрос риторический. Однако с уверенностью можно сказать, что Бог видит ситуацию каждого человека, и стучится в жизнь каждого человека всеми доступными способами («Се стою у дверей и стучу»).

Оцените статью
Добавить комментарии