Православие и протестантизм: в чем разница

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Реформация христианской Церкви

Первый раскол в христианской Церкви произошёл в 1054 году. Тогда христианская церковь разделилась на Православную и Римско-католическую. А в XVI веке случилось ещё одно разделение, и её инициатором стал член ордена августинцев Мартин Лютер.

Долгое время Лютер наблюдал за непотребными вещами, которыми занимались католические священники. Осудил он и торговлю индульгенциями, не побоявшись открыто высказать своё мнение.

«Индульгенция — это грамота об отпущении грехов у католиков, выдаваемая обычно за высокую плату церковью от имени папы римского».

Лютер написал 95 тезисов, где утверждал, что господствующие искажения христианской доктрины когда-нибудь погубят веру. За это папа Лев X предал Мартина Лютера анафеме и отлучил от церкви. Но к тому времени у Лютера уже было достаточно последователей, принявших протестантизм.

Интересно, (!) именование «протестант» происходит от слова протест, несогласие с существующими церковными порядками.

Людям пришлось по нраву утверждение Лютера, что священники не должны торговать отпущением грехов, стремясь к обогащению и власти. К тому же Мартин объявил, что единственный путь спасения своей души для христианина — это его вера, дарованная Богом.

Также священники, по мнению Лютера, не являлись необходимыми посредниками между человеком и Богом, так как «человек спасает душу свою через веру, а не через Церковь». Впоследствии учение Мартина Лютера распространилось во многих странах. И верования, и церковные обряды протестантской церкви отличны от православной и христианской.

Основные тезисы протестантизма

Прежде чем рассмотреть основные тезисы, отметим, что протестанты также не сохранили первоначального единства и распались на великое множество ветвей. И хотя они не обрели столь высокой популярности, но по-прежнему являются наглядным историческим примером того, что идеальной конфессии существовать не может.

В виде основ протестантизма выступают следующие правила:

  • Sola scriptura («только Писанием»),
  • Sola fide («только верой»),
  • Sola gratia («только благодатью»),
  • Solus Christus («только Христос»),
  • Soli Deo gloria («только Богу слава»).

Краткое объяснение протестантских тезисов

  • Sola Scriptura. Только Писанием. Церковное предание не признается протестантами, потому как они уверены, что Слов Господа достаточно, чтобы спасти душу. Человек, по их мнению, также не может оценивать прочие священные тексты из-за рациональности познания, поэтому основным ориентиром остается Библия.
  • Sola Fide. Только верой. Технически человек может спастись только верой. Дела играют второстепенную роль, хотя и не исключаются полностью.
  • Sola gratia. Только благодатью. Спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость, а не как что-то заслуженное грешником. Это значит, что спасение — незаслуженный дар от Бога ради Иисуса Христа.
  • Solus Christus. Только Христос. Христос является единственным посредником между Богом и человеком, и что спасение возможно только через веру в Него. Несмотря на отрицание других посредников между Богом и человеком, традиционное лютеранство чтит память Девы Марии и других святых.
  • Soli Deo gloria. Только Богу слава. Человек должен почитать и поклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия, а не только дар Искупления Иисуса на кресте, но также дар веры в это Искупление, созданной в сердцах верующих Святым Духом.

Лютер формировал фундамент протестантизма на основе Библии и священных текстов, которые, по его мнению, было достаточно.

Протестанты и гугеноты

Эти названия религиозных течений тесно связаны между собой. Чтобы ответить на вопрос о том, кто такие гугеноты и протестанты, нужно вспомнить историю 16 века Франции.

«Гугенотами французы стали называть протестующих против правления католиков, но первых гугенотов называли лютеранами».

Хотя независимое от Германии движение евангелистского толка, направленное против реформ Римской церкви, существовало во Франции еще в начале 16 века. Борьба католиков против гугенотов не повлияла на увеличение численности приверженцев этого движения.

Популярные статьи  Молитвы святому Стилиану Пафлагонскому

Даже знаменитая Варфоломеевская ночь, когда католики устроили резню и убили множество протестантов, не сломила их. В конце концов гугеноты добились признания властями права на существование.

В истории развития этого протестантского движения были и притеснения, и дарование привилегий, затем снова притеснения. И все же гугеноты выстояли. К моменту окончания двадцатого века во Франции гугеноты составляли, пусть и небольшое количество населения, но были очень влиятельными.

Отличие вероучения гугенотов

Отличительной чертой в вероучении гугенотов (последователей учения Жана Кальвина) является учение о Божественном предопределении. В данном течении существовало два основных направления, споры между которыми не умолкали довольно долгое время:

  • одни из них считали, что Бог заранее определяет, кто из людей спасется, не важно будет человек грешным или нет,
  • другая часть гугенотов считала, что все люди перед Богом равны, и спасение Господь дарует каждому, кто это спасение принимает.

Современный протестантизм разделен на множество различных направлений:

  •      — Лютеранство,
  •      — Кальвинизм,
  •      — Цвинглианство,
  •      — Анабаптизм,
  •      — Англиканство,
  •      — Меннонитство
  •      — Старокатолики,
  •      — Баптизм,
  •      — Евангельские христиане,
  •      — Адвентисты,
  •      — Методисты,
  •      — Квакеры
  •      — Пятидесятники.

Этим списком протестантские течения не ограничиваются. В некоторых либерально настроенных кругах даже и сегодня происходят разделения и появляются все больше новых направлений.

Почему люди уходят в протестантизм?

Часто люди переходят в протестантские секты из-за того, что им не хватает в Церкви духа общинности, общения. Однако они забывают, что церковь — это не кружок по интересам. Все люди обладают разным темпераментом, не все одинаково склонны к коммуникабельности.

Конечно, в идеале, как члены одного Тела Христова, мы должны быть едины. Но по принципу пазлов, а не по принципу абсолютно одинаковых спиц в колесе. К тому же, нужно знать, что лицемерное радушие, с которым обычно вам распахивают свои двери все сектантские организации, очень быстро развеивается после того, как вы захотите, допустим, их покинуть.

Протестантизм в России

Ещё при жизни Лютера в России появились первые протестантские общины, при царе Василии III (годы жизни царя 1479—1533). В будущем московские цари отдавали предпочтение протестантам, а не католикам, им гарантировали полную свободу вероисповедания. При этом им ставилось жёсткое условие: не пытаться обращать православных в свою веру. Попытки карались жестокими мерами — смертной казнью.

В конце 17 века в Москве уже существовали 3 лютеранские и одна реформатская церкви. Вскорости в Архангельске, Астрахани и других крупных городах появились кирхи (от нем. Kirche — церковь) и протестантские школы. Со времён Петра I делами российских протестантов управлял Синод. Им разрешались браки с православными если детей будут растить православными.

Николай I (1796—1855) подписал Устав протестантских церквей в Российской империи в 1832 г. По этому уставу следовало, что общины должны были избирать высший совет, который должен был следить за соблюдением религиозных и государственных законов. Часть жалованья пастора шла из казны, а его правовое положение было эквивалентно дворянскому.

Все вероучения в России были разделены на 4 класса:

  • православные,
  • другие христиане,
  • раскольники,
  • нехристиане.

Протестантство допускало лишь официально признанные конфессии — лютеране, англикане, реформаты. Другие назывались никак иначе как «секты» и при этом, среди них выделяли «особо вредные секты», как например, баптисты.

Александр II (1818—1881) подтвердил запрет на миссионерство и российские баптисты и евангельские христиане особенно пострадали в это время. Однако евангельское христианство и баптизм распространились в империи во второй половине XIX века. И уже к 1910 году количество евангельских христиан и баптистов, по их собственным оценкам, дошло до 100.000.


К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!».
Популярные статьи  Икона Молитва Задержания
Продолжение в Телеграм – Читать ответ

17 апреля 1905 года Николай II подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости» (Указ о свободе вероисповедания), по которому было разрешено выйти из православной церкви.

В 1912 году в Петербурге было уже 22 крупных протестантских храмов (протестанты составляли 12,59 % населения столицы и 4,85% всего населения России).

Разумеется, за века раскола в традициях православной, католической и протестантской церквей возникли значительные расхождения. Основного принципа христианства – принятия Иисуса Христа как Спасителя и Сына Божиего — они не затронули. Однако в отношении к тем или иным событиям Нового и Ветхого Заветов существуют зачастую даже и взаимоисключающие отличия. Не сходятся в некоторых случаях и методы проведения разного рода обрядов и таинств.

Отличия изображения Креста у православных, католиков и протестантов

  • Православный Крест: чаще восьмиконечный с перекладиной сверху и скошенной перекладиной снизу. На кресте изображен Господь Иисус Христос, в стоящем положении, как будто обнимая вселенную.
  • Католический крест: чаще четырехконечный, с вытянутой вертикальной перекладиной. На кресте изображен распятый Иисус Христос в повисшем положении.
  • Протестантский крест: такой же, как у католиков, но без распятия.

Лютеранская церковь

Лютеранская Церковь представляет собой сообщество верующих людей, трактующих и проповедующих Евангелие. Лютеранство полагает церковь невидимой, при этом отрицает церковь видимую, церковную иерархию, священников, стоящих между Богом и человеком. Все верующие лютеране по сути своей и по крещению священники, поэтому они могут из своей среды выбирать себе проповедников и духовников.

Эти духовные наставники – пасторы – не являются священниками в привычном для православных смысле. Они равны между собой по сану и имеют равные служебные полномочия. Пасторы имеют поручение от церкви на проведение проповедей и осуществление таинств.

Молитвы об усопших

Лютеране поминают усопших преимущественно во время погребения, размышляя и о своей возможной кончине и последующем воскресении через Христа. Согласно лютеранскому учению, посмертная жизнь – в руках Господа, и человеку на нее повлиять нет никакой возможности.

Православные же поминают своих усопших и в домашней молитве, и на литургии, прося у Господа милости для своих покойных близких, прощения их грехов, упокоения в Царствии Небесном.

Эта вера Православной Церкви основана на учении о Церкви как о Небесно-Земном организме, члены которого взаимодействуют между собой. Члены Небесной Церкви (святые и спасенные христиане) могут молиться и помогать живущим на земле, а члены Земной Церкви (живые христиане, духовенство) могут молиться о спасении и прощении грехов тех, кто уже умер и тем самым изменять их загробную участь к лучшему.

Видимые и явные различия между православной верой и лютеранством (порядок богослужения, убранство храмов, облачение духовенства, отношение к Таинствам) представляют собой фактически различия между западной и восточной духовными традициями.

Отличия протестантизма от православия

Различия между православием и протестантизмом связаны с происхождением этих вероучений. Православная Церковь ведёт свое происхождение от апостолов, а ее священники рукополагаются в непрерывной последовательности уже около двух тысяч лет.

Протестантизм же — это ветвь католицизма, которая сама откололась от единого древа Вселенской церкви в 11 веке из-за нежелания римских пап (первоначально являвшихся православными патриархами Запада) отменить ряд ошибочных с точки зрения православия нововведений.

После раскола в Римской католической церкви стали множиться отличия от православия, а папа Римский Лев X разрешил продавать индульгенции — документы, освобождающие от церковных наказаний.

Обличение злоупотреблений католических священников со стороны богослова Мартина Лютера привело к началу Реформации в XVI веке.

Протестантские сообщества, появившиеся после проповедей Лютера, Жана Кальвина и других основоположников протестантизма, устранили многие организационные недостатки Римской церкви, но в плане догматики не приблизились к православию, а, напротив, ещё больше удалились от него (стоит отметить попытки некоторых деятелей англиканской церкви впоследствии сблизиться с православием).

Популярные статьи  Молитвы о финансовом благополучии

Лютеране отвергли церковное Предание и решения Вселенских соборов, опираясь в деле спасения души исключительно на переведённый ими библейский текст. При этом, с точки зрения православных критиков, они не замечают противоречивости того факта, что сам состав Священного Писания было утвержден на соборах.

Провозглашенное протестантами право каждого человека толковать Библию на свой лад привело к появлению множества протестантских деноминаций, члены которых опирались на разных современных толкователей. Различают баптистов, методистов, меннонитов, квакеров, адвентистов, пятидесятников и приверженцев других направлений.

В протестантизме в той или иной мере получили распространение рационалистические взгляды и символическое понимание евангельских событий в то время, как православие следует единому пути Отцов Церкви первых веков.

Существенно отличается роль главы религиозной общины — если в православии священник совершает таинства и включен в обширную иерархию, то в протестантизме пастор может быть только оратором и организатором совместной молитвы.

Протестантизм это христианство, но не Православие

Протестанты и православные хоть и являются ветвями единой религии – христианства, но имеют существенные различия в догматах веры.

Главное отличие протестантов от православных — это отсутствие главного Таинства – Причастия. Полагая, что Причастие является лишь символом и напоминанием о библейских событиях Нового Завета, а не Таинством, установленным Самим Спасителем для спасения души христианина.

Молитва ко Господу Иисусу Христу в маловерии:

Благодарю́ Тя́, ми́лостивый Го́споди, я́ко яви́л ве́лие попече́ние о душе́ мое́й, да́руя е́й благо́е и спаси́тельное уче́ние Це́ркви Свое́й свято́й. Не посрами́ же ве́ру мою́, но па́че приведи́ мя́ ко спаси́тельному Твоему́ Го́рнему Ца́рствию. Сози́жди в душе́ мое́й Ца́рствие Свое́ и сподо́би в не́м неисхо́дно пребыва́ти, да не во осужде́ние и поги́бель бу́дут мне́ Твои́ за́поведи, но во исправле́ние, оставле́ние грехо́в и в ве́чную жи́знь по сла́внем Твое́м прише́ствии, ами́нь.

Дорогие братья и сестры! Будем всеми силами хранить в своих душах православную христианскую веру, а также воспитывать в ней своих детей. Не будем поддаваться существующим лжеучениям и искажениям учения Христова, чтобы вместе с тем не потерять возможность своего спасения и причастности к вечной жизни в Небесном Царстве. Изучите символ веры Православной Церкви и всеми силами его держитесь! Приводим его полный текст:

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшего проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Оцените статью
Добавить комментарии