Что такое епитимья в православии?

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

В Православной церкви

В православии епитимья не считается удовлетворением Бога за грехи, и её можно не налагать на кающегося, который чистосердечно раскаивается и обещает не повторять грехи. В настоящее время в православии епитимья налагается редко и в основном на тех, кто упорствует в каком-то грехе, и если священник убеждён, что епитимья не приведёт ни к отчаянию, ни к лености и нерадению. Наложенная епитимья не может быть сверх возможностей человека. Православное каноническое право определяет епитимью не как наказание или карательную меру за совершенные грехи, но как «врачевание духовное»

При этом важно учитывать, что епитимья не составляет безусловной необходимости при совершении исповеди. Степень и продолжительность епитимьи обусловлена тяжестью греховных преступлений, но зависит от усмотрения духовника. Суровые епитимьи, предусмотренные древними канонами (долговременное отлучение от причастия, даже предписание молиться не в храме, а на паперти и др.), в настоящее время практически не употребляются

Над исполнившим епитимью читается особая «Молитва над разрешаемым от запрещения», через которую он полностью восстанавливается в своих «церковных правах». В дореволюционной России существовала, кроме того, епитимья, налагаемая гражданским судом на основании уголовных законов за вероотступничество, святотатство, ложную присягу и некоторые тяжкие моральные преступления. В отличие от епитимьи, предписанной духовником, она имела определенное значение наказания. Способы её исполнения и контроль осуществлялись епархиальными властями, получавшими решение суда.

Суровые епитимьи, предусмотренные древними канонами (долговременное отлучение от причастия, даже предписание молиться не в храме, а на паперти и др.), в настоящее время практически не употребляются. Над исполнившим епитимью читается особая «Молитва над разрешаемым от запрещения», через которую он полностью восстанавливается в своих «церковных правах». В дореволюционной России существовала, кроме того, епитимья, налагаемая гражданским судом на основании уголовных законов за вероотступничество, святотатство, ложную присягу и некоторые тяжкие моральные преступления. В отличие от епитимьи, предписанной духовником, она имела определенное значение наказания. Способы её исполнения и контроль осуществлялись епархиальными властями, получавшими решение суда.

Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком — на год или два, или неопределенным — «до указа», «донеже в чувствие прийдет». Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах.
Наиболее обычной и распространённой епитимьей первой половины XIX века, назначаемой консисторией, были поклоны. Количество поклонов было разным (от 150 до 1000), но за один раз необходимо было сделать не более 100. Осужденный к поклонам должен был положить их на алтарь того собора или города, в уезде которого жил.

Отлучение от Евхаристии

В Православии епитимья, состоящая в отлучении от участия в Евхаристии, назначалась за грехи явные и более важные. Существовало такое указание правил святых отцов относительно сроков отлучения:

  • еретикам и раскольникам — пока не отрекутся от своих заблуждений,
  • кровосмесникам — на 12 лет,
  • прелюбодеям — от 9 до 15 лет,
  • убийцам — до 25 лет,
  • мужеложникам — до 15 лет,
  • скотоложникам — до 15 лет или до конца жизни,
  • клятвопреступникам — до 10 лет,
  • волшебникам — до 25 лет,
  • гробокопателям — на 10 лет.

«Санкции» епитимьи и допустимость ее смягчения

Епитимья зависит, как от прегрешения, так и от условий и жизненной ситуации кающегося. Духовник, определяя епитимью, действует не только исходя из учений Иисуса и существующих правил епитимьи, а также на основании конкретной ситуации. Епитимья призвана облегчить страдания согрешившего, убедить его отречься от ложных убеждений, обуздать похоть.

Архиепископ Платон полагает, что церковное наказание должно иметь силу до того момента, пока согрешивший будет в нем нуждаться. Он сравнивает духовное врачевание с физическим лечением – больной должен принимать таблетки постоянно, пока не излечится. Поэтому следовать духовным ограничениям нужно до того времени, пока не будет проявляться симптомов содеянного греха.

Соответственно, наказание для мирян и церковнослужителей происходит в разной форме и назначается на разный срок. Суть церковной епитимьи заключается в лишении определенных прав и благ, которые определяются решением Церкви. Апогеем для грешника становится отлучение, или анафема.

Возможна, в качестве исключения, перемена вторым духовником наказания, назначенного другим священником. Это происходит, если первый духовный наставник не учел жизненную ситуацию или по причине значительных перемен в жизни:

  • внезапная болезнь;
  • перемена службы и занятий;
  • обнищание.

Основная санкция епитимьи – покаяние. Традиционно кающиеся проходят четыре ступени и делятся на соответствующие группы. Василий Великий характеризовал таким образом степени покаяния:

  1. Плачущие – те, кто возносят молитвы Богу и просят прощения за территорией храма.
  2. Слушающие – люди, которые слушают церковные песнопения внутри храма.
  3. Припадающие – стоящие сзади амвона, и выходящие по провозглашению дьякона.
  4. Купностоящие – допущенные до определённых церковных обрядов, но воздерживающиеся от таинства причастия.

Епископ в традиции епитимьи выступает не только духовных наставником, но и судьей. Человеколюбие – главная черта епископа, которым он должен пользоваться, наблюдая за согрешившим. Горячее раскаяние и новая жизнь без прежних прегрешений – повод уменьшить срок или тяжесть наказания за блуд. Василий Великий объясняет право священнослужителей на усиление либо ослабление епитимьи тем, что они получили от Бога власть решения вопросов о духовном взыскании. Плохие судьи будут осуждены Творцом, если увеличат или уменьшат срок епитимьи, руководствуясь личными побуждениями.

Как выглядело покаяние в ранней церкви: история появления эпитимьи

В прошлом человек, кающийся в большом грехе, проходил несколько «покаянных» стадий, прежде чем допускался к церковной общине:

  1. Плач. Такие христиане не имели права входить в Обитель Божью. Они стояли у ее стен, громко плакали, публично каялись в свершенном ими (тайная исповедь появилась только в конце 4 века) и просили входящих в храм людей помолиться за их грешные души.
  2. Слушание. Таких людей уже пускали за церковный порог, но недалеко — им можно было тихо стоять в притворе (по сути, коридоре, где вешали верхнюю одежду). Они имели право слушать проповеди и службу Божью, но во время Евхаристии выходили на улицу.
  3. Припадание (коленопреклонение). Эти христиане могли стоять даже возле самого алтаря. Перед началом Евхаристии они становились на колени, чтобы священник прочел над ними специальную молитву с накладыванием рук. После этого ритуала они уходили.
  4. Раскаяние. Эти люди не выходили из церкви до конца службы, но не причащались.
Популярные статьи  Супружеские отношения в пост: как быть?

Кроме всего прочего, кающимся грешникам запрещалось приносить в церковь жертвенные дары.

  • Еретичество, раскольничество: тут все зависело от веры человека. Если он решал вернуться в церковь, его тут же принимали.
  • Клятвонарушение: до 10 лет.
  • Блуд (разгульный образ жизни, отношения с многими партнерами без брака): от 10 до 15 лет.
  • Кровосмешение (браки или отношения между близкими родственниками): до 12 лет.
  • Мужеложество: до 15 лет.
  • Занятие магией, чародейством: от 20 до 25 лет.
  • Убийство: это самый тяжкий грех, за него наказывали отказом от Причастия до 25 лет.

В православии епитимья – это осуществление особых трудов, подвигов, а также совершение доброго дела, которое угодно Богу. Она нужна для того, чтобы внести исправления в течение неправедной жизни и загладить грех.

В епитимью назначаются:

  • Пост. Но не только пост как таковой, в смысле воздержания от скоромной пищи, но и другие подвиги самоотвержения и сдерживания плоти.
  • Молитва. Кроме собственно молитвы подразумеваются все дела, направленные на соблюдение богопочитания и благочестия.
  • Милостыня. А также все милосердные дела, касающиеся как тела, так и духа.

В одном из рукописных требников XIV века из Синодальной библиотеки указан ряд деяний, которые подобает совершать кающемуся. К ним относятся:

  • Воздержание от совершения греха.
  • Пролитие слез.
  • Подача милостыни.
  • Прощение долгов.
  • Всеобщая любовь.
  • Полное смирение.
  • Отказ от осуждения других людей.

Многие из людей, преданных блудницам, не только потерпели от этого вечную и бесконечную смерть, но и здесь, как злые, зло погибли, подвергшись бедствиям от распутных женщин (свт. Иоанн Златоуст).

Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества (прп. Иоанн Лествичник).

Тот, кто принимает срамные помыслы, удерживает их в уме долгое время и сквернится ими, считается блудником, хотя бы не видел никогда лица человеческого (прп. Симеон Новый Богослов)

В чистоте обитают великий свет и радость, и мир, и терпение, а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма (прп. Ефрем Сирин).

Современная Церковь

Мирянин подвергается строгому церковному наказанию за нарушение церковных канонов.

Чаще всего епитимья назначается за совершение абортов, колдовство, гадание на картах, прелюбодеяние, богохульство, алкоголизм.

Детоубийство

За лишение жизни не родившегося на свет ребенка несут ответственность муж и жена вместе, особенно если они исповедуют православие и осознают тяжесть совершенного действа.

Важно! Епитимья за детоубийство, как правило, посылается Самим Отцом Небесным. Этот грех может быть прощен, если человек сознательно и смиренно готов пронести через всю жизнь наказание

Это может быть:

Этот грех может быть прощен, если человек сознательно и смиренно готов пронести через всю жизнь наказание. Это может быть:

  • полное бесплодие обоих супругов;
  • проблемы в семье;
  • болезни.

Важно понимать, что весь негатив, сопровождающий его житие на земле, послан за сделанные аборты. Совет! Необходимо непрестанно каяться во грехах, выспрашивать прощения у Господа и более никогда не совершать подобного

Совет! Необходимо непрестанно каяться во грехах, выспрашивать прощения у Господа и более никогда не совершать подобного.

Блудодеяние

Всяческое прелюбодеяние запрещено седьмой Заповедью Слова Божиего.

Что такое епитимья в православии?
Епитимьи. Борис Клементьев. Исповедь

Не допускается:

  • любое нарушение супружеской верности;
  • гомосексуализм;
  • лесбиянство;
  • разврат и прочие блудливые связи.

Внимание! В качестве епитимьи возможно отлучение от Причастия на срок до 7 лет. Если человек осознает тяжесть совершенного грехопадения и принимает епитимью, то результат его исправления будет действенным

Но отлучение от Причастия — это более трудное «наказание», нежели, например, чтение канонов или строгий пост

Если человек осознает тяжесть совершенного грехопадения и принимает епитимью, то результат его исправления будет действенным. Но отлучение от Причастия — это более трудное «наказание», нежели, например, чтение канонов или строгий пост.

Богохульство

Современные мужчины чаще впадают в грех богохульства.

Женщины же обычно проклинают, но по своей природе это та же хула. При наступлении «черной полосы» в жизни, дамы яростно негодуют против Промысла Божиего и Его Правосудия, считая Творца несправедливым. Часто они забываются и предаются воле диавола, как следствие — извергают сатанинские проклятия.

Все это богохульство, достойное адских мучений.

Клятвопреступление

Встречаются люди, дающие клятву на Библии или Распятии. Они считают, что совершают сие действо во имя Господа, Его Пречистой Матери или святого.


К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ

Что такое епитимья в православии?
Клятвопреступление

На самом деле это согрешение направлено против Бога и ближних.

Важно! Этот смертный грех есть поругание величия Творца Неба и Земли

Хищение

Присвоение в личную собственность чужих вещей без ведома их владельца.

Недостаточно лишь мыслей и желания вернуть украденное.

Важно! Необходимо не только возвратить вещь, но и возместить ущерб, который понес владелец за время отсутствия у него украденной вещи

Ложь

Незначительная (малая) ложь не влечет тяжелых последствий.

Конечно, она есть грех, но не тяжкий. Но если же с помощью обмана человеку нанесен материальный или моральный ущерб, то грех становится тяжким.

Грешник обязан во что бы то ни стало исправить его и возместить. Только тогда Господь простит за зло, причиненное ложью.

Грех — это болезнь души, требующая срочного врачевания. Но до сих пор в мире не существует пилюли от душевных терзаний. Поэтому вместо таблеток существует епитимья.

Популярные статьи  Молитвы Нектарию Эгинскому

Не существует в мире безвинных людей, каждый из нас в чем-либо грешен. Мы слабые существа и не способны соблюсти Заповеди Божии.

Важно! Епитимья — это не кара небесная, а духовное лекарство. Налагается она только после исповеди и лишь при условии искреннего раскаяния человека, готовности его к искуплению греха

Если же раскаявшемуся исповеднику священник не считает должным дать «наказание», то его дает Сам Всевышний. Оно всегда бывает спасительным, но трудным и скорбным, во исцеление от грехов и страстей.

Видео о том, за что могут наложить епитимью.

Как правильно?

Что такое епитимья в православии?
Не прелюбы сотвори

Что значит целомудренная жизнь? Как правильно? Как соблюсти целомудрие? Целомудренная жизнь — это, согласно словам Филарета Московского, здравое мудрое распоряжение своим телом и духом. Образ мыслей не должен быть поврежден. Нужно иметь целое тело. Все удовольствия нужно проконтролировать, т.е. не допускать те из них, что не допускаются рассудком, духом. Честной брак — единственное место для сдержанных удовольствий. Нужно помнить про свой ум, различающий добро и зло (похоть). Соблюдайте чистоту мыслей. В сердце нельзя держать нечистые желания — нужно с ненавистью отвергать и опровергать их, видя их нечистоту. Тело не растлевать злыми, похотливыми делами. Эти дела нечисты. Нужно охранять свое тело от нарушений. Жить целомудренно — это значит жить радостно. Потому что вы вкладываете в свое будущее — сначала в честном браке, а затем и добрым на Небесах. Отказ от удовольствия за границами заповедей — вознаграждается Господом нашим Иисусом Христом. Состояние спокойное, благодатное, молитва — намного лучше мимолетной страсти, способной разорить дух и нарушить храм Божий. Удовольствие надо рассматривать критически. Хорошо — это удовольствие в браке. Для мирян без брака/до брака этого удовольствия не должно существовать. Отвергайте соблазн.

Как победить соблазн? Ищите разрешенные удовольствия

— православные праздники; — доброе общение на словах; — наблюдение за растущим растением; — песни православного или другого незапрещенного характера; — наблюдение за красотой природы (пейзажи); — честные разговоры с близкими, если ты еще не вступил в брак; — наслаждение природной музыкой (ночные сверчки); — чтение книг про святых или другая незапрещенная литература; — путешествия; — разговаривать с детьми (своими). Это отличные способы, как победить блуд и соблазн. Ищите и другие способы, полезные для души и тела, такие как нырять в воду в Крещение. Помните, что блуд — это вред. А не удовольствие. Следите за собой и раскаивайтесь после каждого блуда, каждого удовольствия мысленного. Удовольствие — это иметь жену свою. Воспитывать детей своих в вере и православии. Это разрешенное удовольствие. Не блуд. Будьте целомудренны, общайтесь с друзьями и батюшкой своим. Живите в теплом доме, где царит домашняя теплота, удовольствие. Живите полноценно. Надежда Еременко.

Мужеложцам, скопцам и гробокопателям – от 10 лет до пожизненной

Одной из самых продолжительных епитимий наказывались скотоложники. Их отлучали от Таинства как минимум на 15 лет, но по усмотрению батюшки, с учетом возраста и здоровья грешника, его «исцеление» часто растягивалось до конца жизни. Меньше обычно получали за мужеложство. Епитимья за гомосексуализм могла ограничиться 7 годами, хотя нередко давали и максимум – «пятнашку».

Отдельные правила наложения епитимьи существовали в отношении скопцов. Владыка Григорий (Граббе) подчеркивал, что сделавшихся скопцами от насилия, по болезни или по рождению, церковь не наказывала. Более того – им даже разрешалось принять монашество или стать священником, в том числе и епископом. Если же мирянин добровольно оскоплял себя или другого, вступал в секту скопцов, то в зависимости от обстоятельств он наказывался епитимьей от 3 лет до пожизненной.

Наконец, приличные сроки епитимьи четко оговорены в правиле 66 Василия Великого для гробокопателей. Те, кто осквернил могилу, обокрал покойника и надругался над телом, например, вырвав золотые зубы или отрубив палец с драгоценным кольцом, наказывались 10-летним отлучением от Святого Причастия. Осквернитель могил также был обязан ежедневно совершать две сотни земных поклонов и «долгое время стоять на коленях», вымаливая у Бога прощение.

ЦЕРКОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ ДЛЯ МИРЯН

Главная Редакция Помочь газете
Духовенство Библиотечка Контакты

Газета основана в апреле 1993 года по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Иоанна (Снычёва)

НАШИ ИЗДАНИЯ
«Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть»

К оглавлению номера

Азы православия

«Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр.12,6-7). Епитимия, как наказание в юридическом смысле, состоит в том, что формальный церковный суд налагает на преступника за известные преступления обязательное исполнение предписаний суда, и прежде всего, как отмщение за зло, которое он как член Церкви содеял своим преступным поведением, а затем как средство возвратить себе через нее те права, которых он лишил себя, совершив преступление. Каноническое основание епитимии находим в Апостольских постановлениях и в 102-м правиле Карфагенского собора. Епитимия в этом смысле является самостоятельным наказанием, но часто она употребляется наряду с другими наказаниями. Так, если кто-либо из мирян осужден на временное отлучение, церковный суд может предписать, на время его отлучения, обязательное выполнение одной из принятых видов епитимии, как самостоятельного наказания, например требование какого-либо пожертвования в пользу Церкви, бедных и т.п.

Бесславие приобрело важное значение в церковном праве ввиду священного характера Церкви, каждый член которой должен быть свободным от всего, что может умалить или уничтожить в обществе его хорошую репутацию. Заключается оно в полном или частичном лишении церковных преимуществ и прав, налагаемом Церковью в качестве наказания на тех, кто своим нехристианским поведением показывают, что они не достойны ими пользоваться

Отлучение заключается в том, что церковный суд лишает известное лицо права св.причащения на определенное время. Это наказание называется еще малым отлучением. Высшая степень его заключается в том, что известному преступнику воспрещено, кроме св.причащения, также и участие в церковных службах с остальными верными, а разрешается только участвовать в этих службах вместе с оглашенными, т.е. до начала литургии верных. Время этого отлучения обычно продолжается не более трех лет и налагается как наказание за небольшие проступки, большею частью характера омиссивного (т.е. за упущения) и только за непредусмотренные проступки. Субъектом этого наказания может быть каждое лицо, принадлежащее к Церкви. Но могут быть, вследствие какого-либо проступка, и несколько лиц или даже целая местность со всем населением, о чем свидетельствует послание Василия Великого, написанное после 374 года.

Популярные статьи  Как понять фразу «Гневайтеся и не согрешайте»?

Совершенное исключение из Церкви, или большое отлучение, заключается в том, что известный член Церкви за тяжкое церковное преступление, явное и доказанное, лишается церковного единения, т.е. теряет: а) право общей молитвы с верными; б) право участия в каком бы то ни было церковном богослужении, и менее всего в Божественной литургии; в) право совершения над ним какого бы то ни было таинства или церковного обряда; г) право быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище. С лицом, подвергшимся полному отлучению, верные не должны иметь никакого религиозного общения, духовные же лица не должны с ним иметь и частного общения. Это большое церковное наказание называется анафемой.

Лишение церковного погребения. Это наказание налагается на преступников, которые при жизни были подвергнуты полному отлучению и даже в минуту смерти не раскаялись в своем грехе и не примирились с Церковью.

предыдущая следующая

Особые указания

Так же как и обычное лекарство, лекарство духовное должен назначать только «врач», обладающий необходимой компетенцией и полномочиями. «Священник, налагающий епитимию, должен “плоды покаяния испытывать, и мудро управлять человеком”, в случае необходимости ослабляя и сокращая епитимью или, наоборот, ужесточая ее. Поэтому налагать ее может только тот, кто неусыпно следит за духовным состоянием кающегося, его духовник, — поясняет старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ иерей Димитрий ПАШКОВ. — Если незнакомый священник наложил на вас епитимью, то нужно рассказать о ней своему духовнику. Духовник сможет оценить меру ее духовной пользы и, соответственно, целесообразность ее назначения». На практике же далеко не всякая епитимья служит делу врачевания души. В первую очередь, может быть, потому, что назначает ее не «лечащий врач», а «практикант», случайно заглянувший в палату. Председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Димитрий СМИРНОВ регулярно сталкивается с подобными случаями в своей приходской практике. «Когда раздают епитимьи направо и налево людям, которых видят первый раз в жизни, — это просто дикость», — считает батюшка. Этим летом его прихожанин Иван Н. ездил в паломническую поездку в монастырь и вернулся оттуда в унынии и растерянности. Он хотел причаститься, а исповедовавший его иеромонах не только не допустил его до причастия, но и наложил непосильную епитимью — 300 поклонов ежедневно. Иван болен артрозом, и его сил едва хватит на один поклон, а если попытаться положить все 300, последствия для здоровья могут быть необратимые. Сам же отец Димитрий дает иногда такую епитимью: читать каждый день по главе из Евангелия.

Что такое епитимья в православии?

На Патмосе около пятисот церквей на три тысячи жителей

С осторожностью следует назначать епитимью пришедшим в Церковь недавно. «О какой епитимье можно говорить, если человек не чувствует своего греха? — говорит о. Георгий Бреев

— Ему нужен не один год, чтобы разобраться — верит ли он, и как он верит. Выработать какое-то живое отношение к Богу, научиться молиться. И только потом, по мере постепенного вхождения в духовную жизнь человек начинает видеть свою неправду, свою ограниченность, падшесть своей природы. Тогда у него рождается и ответный отклик — “я хочу потрудиться”. Некоторые, прожив десять лет в Церкви, вдруг говорят: «Батюшка, я все-таки хочу пойти в монастырь поработать”. Они созрели, они увидели. Это всегда и приятно, и радостно, и самому человеку на пользу. А люди, которые еще не приобщились к духовной жизни, редко принимают епитимью со смирением. Хотя, естественно, на совести у них может быть множество тяжких грехов, за которые, если подходить формально, полагается епитимья». По мнению о. Георгия, таких людей надо не наказывать, а подвигать на работу над собой: «Надо помочь человеку дойти до того, чтобы он, читая Священное Писание, молясь, знакомясь с духовной жизнью, с практикой, постепенно открывался самому себе»

Георгий Бреев. — Ему нужен не один год, чтобы разобраться — верит ли он, и как он верит. Выработать какое-то живое отношение к Богу, научиться молиться. И только потом, по мере постепенного вхождения в духовную жизнь человек начинает видеть свою неправду, свою ограниченность, падшесть своей природы. Тогда у него рождается и ответный отклик — “я хочу потрудиться”. Некоторые, прожив десять лет в Церкви, вдруг говорят: «Батюшка, я все-таки хочу пойти в монастырь поработать”. Они созрели, они увидели. Это всегда и приятно, и радостно, и самому человеку на пользу. А люди, которые еще не приобщились к духовной жизни, редко принимают епитимью со смирением. Хотя, естественно, на совести у них может быть множество тяжких грехов, за которые, если подходить формально, полагается епитимья». По мнению о. Георгия, таких людей надо не наказывать, а подвигать на работу над собой: «Надо помочь человеку дойти до того, чтобы он, читая Священное Писание, молясь, знакомясь с духовной жизнью, с практикой, постепенно открывался самому себе».

Оцените статью
Добавить комментарии