Тайная Вечеря – последняя трапеза Христа

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Что такое Тайная вечеря?

Тайная вечеря (с церковнославянского вечеря – ужин) – одно из важнейших событий новозаветной истории, последняя трапеза Господа Иисуса Христа со своими двенадцатью ближайшими учениками. Во время Тайной вечери Христос установил таинство Евхаристии, преподал заповеди о смирении и христианской любви.

Важнейшее событие на Тайной вечери

После того, как была совершена вся последовательность традиционной пасхальной трапезы, Христос совершенно неожиданно для учеников добавляет к ней нечто новое. Об этом хорошо сказал святитель Иннокентий Херсонский: 

«Настало время беседовать уже не словами, а делами; последний час Ветхого Завета пробил, надлежало предначать Новый не агнцем от стад, а телом и кровью Своей…»

Он (то есть Христос) берет лежавший перед Ним хлеб, благословляет его, преломляет на части, по числу учеников, и раздает его им. Уже из этого благословения видно было, что это делается не по обычаю вечери пасхальной (так называемый хлеб благословенный уже был потреблен), а по другой причине и для другой цели.

Приимите, — говорит ученикам Господь, — ядите: сие есть Тело Мое”. И после того, как апостолы в безмолвии съели этот новый Хлеб — Тело их Учителя и Бога, Христос взял в руки чашу с вином и, подав им, сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26–28).

Так в один вечер происходит окончательный переход от ветхозаветного богослужения к новозаветному. Отныне кровавые жертвоприношения древнего Израиля Самим Богом упразднены. Вместо них на каждой литургии во время Евхаристии приносится Жертва бескровная, которой и причащается каждый верующий.

Прообраз и символ Божественной Литургии

Ветхозаветная пасха была прообразом новозаветной литургии, которая установлена и совершена Самим Христом в Сионской горнице (в комнате, где проходила Тайная Вечеря) за несколько часов до ареста в Гефсиманском саду.

Об этом блаженный Иероним Стридонский пишет следующее:

«После того, как совершена была пасха, имеющая значение прообраза, и после вкушения вместе с апостолами плоти агнца, Он взял хлеб, — который укрепляет сердце человека, — и совершает переход к истинному священнодействию Пасхи, чтобы подать истинное Свое Тело и Свою Кровь».

При этом, очень важно понимать, что святые отцы настаивают, что есть только одна Божественная литургия, совершенная Христом на Тайной Вечери. И когда верующие сегодня приходят в храм на литургию, они становятся участниками событий именно той Вечери — и не символически, а действительно.

Наставления Христа на Тайной вечери

Евангелисты повествуют, что Спаситель преподал апостолам три важнейших христианских заповеди:

  • Смирение (когда омыл ноги учеников).
  • Евхаристию.
  • Любовь к ближнему.

Смирение стало одним из важнейших качеств христиан, в первую очередь, у монашествующих. Постом и молитвами монахи стараются победить в себе гордыню, превозносящую их перед другими верующими.

Смирение не унижает, а возвышает человека, потому как оно свидетельствует о его способности победить свои страсти, то есть силу духа. Когда смиряются слабые духом, то это не одно и то же, так как они подчиняются тем, кто сильнее их. Цель их смирения – возвыситься над другими. Иисус Христос, совершеннейший и безгрешный, показал пример смирения своим ученикам.

«Нетрудно смирять себя перед Богом, осознавая свою греховность, перед самим собой. Намного сложнее смиряться перед другими людьми. Господь требует именно такого, истинного смирения, без которого невозможно единение с Ним».

На иконе «Тайная вечеря» изображены последние часы Христа до его смертных страданий. Евангелисты свидетельствуют, что Иисус являет ученикам свою любовь к ним со словами: «Как возлюбил меня Отец, и я возлюбил вас, пребудьте в любви моей». Он преломляет хлеб, наливает вина, поясняя, что это есть Плоть и Кровь Его.

Евхаристия – причащение Телу и Крови искупителя людских грехов. Без Святого Причастия невозможно соединиться с Богом и получить спасение.

Популярные статьи  Молитвы Богородице «Целительнице» о здоровье

Картина Леонардо «Тайная вечеря»

В отличии от Тайных вечерь других авторов, работа Леонардо отличается невероятной внутренней подвижностью. Композиция разделена на четыре группы по три апостола, которые между собой разговаривают, оживляются, возбуждаются и всячески проявляют свои эмоции и состояние своей души. И это именно то, что Леонардо старается передать, выбрав в качестве источника вдохновения живое повествования Евангелия от Матфея.

Леонардо придаёт смысл этому великому возбуждению среди апостолов, сидящих за столом, желающих узреть предателя. В лицах апостолов смешиваются чувства любви, страха, гнева, боли и сожаления о том, что не могут до конца понять своего Учителя. Точно так же и предательство Иуды просматривается в каждой тщательно продуманной детали работы.

Притча о создании Тайной Вечери

Тема Тайной Вечери во все времена интересовал людей. Наибольшей популярностью пользуется полотно да Винчи. Сохранилась притча, связанная с его созданием.

Леонардо стремился придать своей картине максимальную реалистичность. Он рисовал все лица с реальных людей. В натурщики для создания образа Христа он выбрал певчего церковного хора, глубоко верующего человека примерно 30 лет отроду. Своих героев он подбирал в основном в храмах во время проведения службы.

Работа шла к завершению. Не хватало на полотне только фигуры Иуды Искариота. Леонардо да Винчи отправился на поиски в бедные кварталы города. Там он увидел грязного нищего в лохмотьях. На его лице отображались все человеческие пороки. Именно с него и написал Леонардо лицо Иуды.

После завершения картины нищий увидел ее полностью и сознался, что не всегда вел такую жизнь. Оказывается, что три года назад он позировал для фрески с изображением Вечери. Только тогда с него писали самого Иисуса Христа.

История этого человека учит важности жить в согласии с Божиими установлениями и законами, всячески трудиться над свой душой, чтобы в один момент вместо чистого лика не появилось лицо последнего грешника.

Тайная Вечеря в искусстве

Тема Тайной вечери вдохновляла многих художников на написание шедевральных полотен. Как уже сказали ранее. наибольшую известность получила картина великого ученого Леонардо да Винчи.

Художник несколько отошел от фактического изображения ужина и изобразил Иисуса и апостолов сидящими за большим столом, уставленным яствами. В те времена не было специальной мебели для принятия пищи. Рабы спешно проглатывали свой кусок стоя. Свободные граждане, особенно знать, возлежали на коврах.

Леонардо допустил (возможно сознательно) еще одну ошибку. Ужин начинался после захода солнца. Позади Иисуса в окна видны горы, залитые светом.

Наиболее правдоподобно изображены события Тайной Вечери на картине кисти Александра Иванова. На ней запечатлен момент возлежания Учителя и Его учеников на коврах вокруг угощений.

В иконографии наравне с изображением трапезы, популярна тема утверждения Евхаристии, а именно момент, когда Иисус моет ноги своим ученикам. Множество вариантов икон с изображением этих событий, оставили древние иконописцы.

Богослужение Великого Четверга

Тема Тайной Вечери в богослужении Великого Четверга соединяется с темой Страстей Христовых. Тем не менее, Великий Четверг считается днем праздничным, богослужение совершается праздничное – литургия Василия Великого. Одна из главных тем богослужения Великого Четверга — падение и предательство апостола Иуды. Это видно из главных богослужебных текстов этого дня:

Тропарь на Великий Четверг:

Егда́ сла́внии ученицы́ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся, тогда́ Иу́да злочести́вый сребролю́бием неду́говав омрача́шеся, и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т. Виждь, име́ний рачи́телю, сих ра́ди удавле́ние употреби́вша! Бежи́, несы́тыя души́, Учи́телю такова́я дерзну́вшия; И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: Когда славные (досточтимые) ученики на вечери при умовении ног просвещались; тогда Иуда злонамеренный, зараженный сребролюбием, совсем омрачился; и Тебя, Праведного Судию, замыслил предать беззаконным судьям. – Жадный собиратель богатств! Посмотри на удавившегося из-за них! Избегай жадности, – вот на что дерзнула она в отношении к Учителю; Господи, милостивый во всем, да будет Тебе слава!


К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ

Кондак на Великий Четверг:

Хлеб прие́м в ру́це преда́тель, сокрове́нно ты́я простира́ет, и прие́млет це́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма челове́ка, и неиспра́влен пребы́сть Иу́да раб и льстец.

Перевод: Взяв хлеб в руки, предатель тайно их же простирает и берет цену Создавшего Своими руками человека; и неисправим остался Иуда, раб и льстец.

Популярные статьи  Притча о блудном сыне

Задостойник Великого Четверга:

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем.

Сын Божий, сделай меня сегодня участником (участницей) Твоей Тайной вечери: я врагам Твоим не открою тайны, и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда, но как разбойник (покаявшийся на кресте) верую в Тебя и говорю Тебе: вспомни меня, Господи, в Твоем Царстве.

Антифоны Великого Четверга

Днесь Иуда оставляет Учителя и приемлет диавола, ослепляется страстию сребролюбия, отпадает Света омраченный: како бо можаше зрети, Светило продавый на тридесятих сребреницех? Но нам возсия Страдавый за мир. К Немуже возопиим: пострадавый и сострадавый человеком, Господи, слава Тебе.

Днесь Иуда притворяет благочестие и отчуждается дарования, сый ученик бывает предатель: во обычном лобзании лесть покрывает, и предпочитает Владычния любве, несмысленно работати сребролюбию, наставник быв соборища беззаконнаго: мы же имуще спасение Христа, Того прославим.

Христос праздновал Песах – иудейскую Пасху?

Почему Христос, который, как мы знаем, принес Новый Завет, отменивший Ветхий, праздновал Песах? Ведь современные христиане его не отмечают. В этом был двойной смысл.

Во-первых, как пишет апостол Павел, наша Пасха — это Христос, закланный за нас. И вся ветхозаветная Пасха была наполнена прообразами, которые относились к Самому Христу. Его можно назвать «Новым Моисеем». Ведь если ветхозаветный пророк вывел еврейский народ из египетского рабства, спасая его от тирании фараона, то Христос выводит всех людей уже из «Египта» греха и спасает от «рабства» дьяволу. События исхода оказались прообразами евангельской истории.

Когда евреи убегали от преследовавшего их египетского войска, они прошли через расступившееся перед ними море. А как человек убегает от греха? Через воды Крещения. То есть и здесь отцы Церкви видели прообраз христианского таинства. Так же как в помазании косяков дверей кровью агнца — прообраз креста на Голгофе. И сам агнец — символ Христа, который, как пишет апостол Иоанн, есть жертва за грехи всего человечества (1 Ин 2:2). Христос раскрыл все эти ветхозаветные образы, и в этом глубочайший смысл и Тайной Вечери, и последующих Его страданий, смерти и воскресения.

Кроме того, Господь говорил, что Он пришел не нарушить ветхозаветный закон, но исполнить его (Мф 5:17), а празднование Песаха прямо предписывалось каждому иудею, каковым был Сам Христос.

Символические элементы на иконе «Тайная вечеря»

Попробуем внимательнее вглядеться в некоторые важные элементы иконы. Мы видим, например, стол, а над ним – сень. В то время в реальности был такой стол? Нет, конечно. Тогда, наверное, стола, как такового, и не было в Сионской горнице.

На иконе мы видим то, что мыслится уже как Престол, необходимый для совершения Евхаристии. Спаситель причащает своих учеников, жителей самого начала нашей эры, но у Престола, за которым мы сейчас совершаем Божественную литургию.

Изображаемое на иконе выходит из понятия исторической правды – это уже Священная история. Реальность в иконе через символизм переплавляется, преображается, наполняется смыслом вечности.

Мы знаем примеры большей повествовательности на иконах русских, балканских и поздних греческих изображений, где на столе Тайной Вечери изображено множество приборов с ножами и ложками, разнообразные яства с рыбой, горькими травами и прочими подробностями, характерными для того времени, когда создавалась фреска или икона.

Но мы помним также и икону преподобного Андрея Рублева, где он символически изобразил Предвечный Совет Пресвятой Троицы. Там на столе находится одна единственная Чаша с главой жертвенного Ангца.

Это и есть та самая Чаша, со спасительными Телом и Кровью, которую Господь Иисус Христос заповедал пить своим ученикам и всей Церкви. Так исполнился Предвечный Совет о спасении мира через Жертву Христову за каждого из нас.

Что делать в Великий Четверг?

Православная Церковь, устанавливая праздники с воспоминаниями о событиях новозаветной истории Церкви, преследует две цели.

  • Рассказать о том, что происходило, познакомить верующих с основными событиями из жизни и проповеди Христа и Его учеников.
  • Сделать нас непосредственными участниками этих событий, поскольку в духовной реальности нет никаких временных рамок и пространств.
Популярные статьи  Дивеевские иконы

Поскольку главным событием, которое свершилось в Сионской горнице во время тайной вечери, является установление таинства Евхаристии (причащения Тела и Крови Иисуса Христа), то главным делом для всех православных христиан в этот день должно быть участие в Божественной Литургии, которая в этот день совершается во всех храмах.

Необходимо заранее подготовиться к участию в Таинстве Евхаристии с помощью поста, молитвы, а также участия в Таинстве Покаяния. Перед причащением необходимо совершить определенный молитвенный труд – Последование ко Святому Причащению – которое находится в каждом православном молитвослове. Особо глубоко исполненной смысла и символизма является молитва перед святым причащением:

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый (или первая) есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.

Для некоторых, кто совсем недавно в Церкви или только начинает вести осмысленную духовную жизнь, текст молитвы на церковнославянском может быть непонятен, поэтому ниже предлагаем его перевод на русский язык:

  • Исповедую – перед всеми открыто признаю, объявляю;
  • от них же – из которых;
  • аз – я;
  • убо – поэтому;
  • ведение – знание;
  • неведение – незнание;
  • сподоби – удостой;
  • неосужденно – не осудив меня за это, – безнаказанно;
  • оставление – прощение.
  • Вечеря – ужин;
  • Тайная вечеря – та вечеря, на которой Иисус Христос установил таинство Причащения;
  • причастника мя приими – сделай меня участником;
  • бо – потому что;
  •  повем – открою, скажу;
  • лобзания – целования, поцелуя;
  • помяни мя – вспомни меня.

Верую, Господи, открыто признаю, объявляю, что Ты поистине Христос, пришедший в мир грешных спасти, из которых первый (ая), т. е. самый (ая) большой (ая) есть я. Еще верую, что это есть самое пречистое Тело Твое, и эта самая есть честная Кровь Твоя. Поэтому молюсь Тебе: помилуй меня, и прости мне прегрешения, сделанные по собственной воле, и сделанные против моего желания, которые я сделал (ла) словом или делом, знавши или не знавши, что это грешно. И удостой меня безнаказанно причаститься пречистых Твоих Таинств, для прощения грехов и для получения вечной жизни.

Причащаясь за Божественной Литургией в этот, и во все другие дни года, мы становимся непосредственными участниками той самой тайной вечери, которая произошла почти две тысячи лет назад. Поэтому нельзя пренебрегать этим Великим Таинством!

Дорогие братья и сестры, будем стараться как можно чаще участвовать к главном христианском Таинстве – Таинстве Евхаристии. Однако не забывайте, что участие в нем требует специальной подготовки: пост, исповедь и молитву. Будем по силам готовиться к Евхаристии, чтобы на нас не сбылись устрашающие слова апостола Павла, который говорит:

«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает».

Господи, сподоби нас во всякий раз причащаться Твоих Тела и Крови не в суд и во осуждение, но во оставление грехов и в жизнь вечную! Да хранит Милосердный владыка Господь вас и ваших близких!

Оцените статью
Добавить комментарии